Административная ответственность в области дорожного движения

Помощь в решении вопроса: "Административная ответственность в области дорожного движения" от профессионалов простыми и понятными словами.

Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения (ст.ст. 12.1 — 12.37)

Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения

О применении главы 12 настоящего Кодекса см. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 и от 25 июня 2019 г. N 20

>
Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного.
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административные правонарушения в области дорожного движения

Понятие правонарушения в административном праве

Одним из видов административных правонарушений являются правонарушения в области безопасности дорожного движения. Этому виду правонарушений присущи все признаки, которые относятся и к обычным правонарушениям.

Административные правонарушения в области дорожного движения понимается как нарушение Правил дорожного движения (ПДД) и Закона «О безопасности дорожного движения».

Ответственность за данный вид правонарушений закреплена в Главе 18 кодекса об Административных правонарушениях.

Основанием для применения ответственности за правонарушения в данной области права являются действия, которые имеют все признаки правонарушения, закрепленные в Главе 18 КоАП.

Основной формой ответственности за данный вид административного правонарушения является административное взыскание, главной целью которого является пресечение и предупреждение правонарушений в данной области права.

Опасность правонарушений в области дорожного движения

Опасность данного вида административных правонарушений для общества состоит в следующем:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • участниками дорожного движения создаются ситуации, последствиями которых может стать причинение вреда здоровью и жизни граждан;
  • участниками дорожного движения создаются ситуации, последствиями которых может стать причинение материального ущерба.

Объект и субъект правонарушения в области дорожного движения

Объект правонарушений в данной области административного права в юридической науке принято разделять на два вида:

Родовым объектом правонарушений в данной области административного права являются социальные отношения, которые призваны обеспечивать порядок и безопасность в обществе.

Под видовым объектом данных правонарушений подразумевают безопасность дорожного движения.

Безопасность дорожного движения с юридической точки зрения понимается как совокупность социальных отношений, которые направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, сохранность имущества, правильную работу автотранспортных средств.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Под объективной стороной правонарушения в данной области административного понимают действия противоправного характера виновного лица, которые связанны с нарушением ПДД, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации транспортных средств, железнодорожных переездов.

Под субъектом правонарушения в данной области административного права принято понимать физических, юридических, должностных лиц, которые признаны вменяемыми и достигли установленного законом возраста. Таким образом, субъектами данных правонарушений являются все участники дорожного движения.

Участников дорожного движения можно разделить на следующие категории:

  • водители транспортных средств и самоходных машин;
  • пешеходы;
  • всадники и погонщики скота;
  • пассажиры транспортных средств;
  • лица, которые обучаются управлению транспортным средством;
  • лица, которые сдают экзамен на право управления транспортным средством.

Среди данных субъектов правонарушений наиболее часто встречающимися являются водители транспортных средств.

В соответствии с нормами современного законодательства, под водителем подразумевается физическое лицо, которое управляет транспортным средством. К водителям не относятся лица, проходящие обучение по управлению транспортным средством, и лица, сдающие экзамен на право им управлять.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ответственность водителя за нарушение ПДД в 2018 году

Каждый водитель нарушал правила ПДД. Это могли быть мелкие отхождения от правил или весомые деяния. В зависимости от их тяжести гражданин, находящийся за рулем транспортного средства, должен нести определенную ответственность. При этом за каждое нарушение нормативными актами предусмотрены конкретные меры наказания.

Какой ответственности подлежит водитель за нарушение ПДД и какие последствия нарушения ПДД существуют? Что такое административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД, в чем заключается их суть и какие санкции применяются к водителю по каждому из видов ответственности? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Какая ответственность лежит на водителе за игнорирование ПДД?

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения классифицируют ответственность водителя таким образом:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

  • Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.
  • Причинение среднего вреда человеческому здоровью. На водителя накладывается штраф, равный 10000 — 25000 рублей или у него изымают права на 1,5-2 года.
  • Управление автомобилем в нетрезвом виде. Существует несколько видов деяний, связанных с этим пунктом. В зависимости от их особенностей водитель подвергается денежному штрафу (от 30000 до 50000 рублей), лишению прав (от 1,5 до 3 лет) или административному аресту (10 – 15 суток).
Читайте так же:  Перечень документов для получения гражданства рф ребенку

Обратите внимание! На ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего влияет факт покидания места, где произошло ДТП. Если инспектор считает, что имеет место быть алкогольное опьянение, он должен доказать это.

Санкции за административное правонарушение

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Обратите внимание! Назначение штрафа или вынесение предупреждения находится в компетенции автоинспектора. Решение о конфискации транспортного средства, лишении прав на него или аресте нарушителя принимается судом.

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности. Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей ГК РФ.

Обратите внимание! Прежде чем на водителя автомобиля накладывается наказание, доказывается его вина. Если ДТП – это результат непреодолимой силы (стихийное бедствие или другое происшествие) или действий потерпевшего, то он избегает наказания.

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины. В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

[2]

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

Обратите внимание! Ответственность уголовного типа предусмотрена также за покидание места аварии с пострадавшими (125 статья УК РФ). Самое строгое наказание в данном случае – ограничение свободы на срок в 1 год. Однако ответственность за уголовное правонарушение может установить только суд после рассмотрения дела.

За что водителя лишают прав?

Лишением прав водитель наказывается за уголовное или административное правонарушение. В первом случае это нанесение вреда жизни и здоровью. Список административных правонарушений при этом больше. К ним относятся:

  • Нахождение владельца автомобиля за рулем в пьяном состоянии.
  • Доверение управления транспортным средством нетрезвому человеку.
  • Отказ от назначенного медосвидетельствования.
  • Пренебрежение скоростным режимом.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Эксплуатация автомобиля при отсутствии на нем регистрационных знаков.
  • Неправильное обращение со световыми приборами, предусмотренными конструкцией транспортного средства.
  • Игнорирование стандартов, предусмотренных при перевозке грузов с крупными габаритами.

Если водитель игнорирует предупреждение инспектора и совершает какое-либо правонарушение повторно, он также лишается права управления транспортным средством.

Обратите внимание! Конфискованные права хранятся в ГИБДД не более 3 лет. Если вовремя не забрать их, то они подлежат утилизации. Водителю придется снова сдавать экзамены для их получения.

Заключение

Даже самый внимательный водитель не застрахован от нарушений ПДД, за которыми последует ответственность. При этом у него будет возможность доказать свою невиновность. В противном случае ответственности за совершенное деяние избежать не удастся.

Об ответственности юридических лиц за совершение административных правонарушений в области дорожного движения

Чушкин С.И., кандидат юридических наук, начальник отделения административной практики УГИБДД УВД по Тамбовской области.

Статья посвящена вопросам ответственности юридических лиц за совершение административных правонарушений в области дорожного движения.

Ключевые слова: административное право, КоАП РФ, ответственность юридических лиц, административное правонарушение.

The article deals with the liability of legal persons for committing administrative violations in road traffic.

В соответствии со ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, подлежат не только физические, но и юридические лица. Между тем правоприменительная практика свидетельствует, что профилактическое воздействие и эффективность применения подразделениями ГИБДД некоторых статей КоАП РФ, устанавливающих ответственность должностных и юридических лиц за административные правонарушения в области дорожного движения, оказываются порой очень низкими.

Так, ст. 12.32 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения, либо не имеющего права управления транспортным средством. Рассмотрим конкретный пример. При контроле за дорожным движением был выявлен водитель, управлявший транспортным средством в состоянии опьянения. В отношении водителя было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. В ходе производства по делу водитель показал, что в момент прохождения им предрейсового медицинского осмотра и выпуска на линию он уже находился в состоянии опьянения. В материалах дела имелся также путевой лист с отметкой медработника о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра и подписью должностного лица, допустившего его к управлению автомобилем.

Читайте так же:  Материнский капитал потребительский

Полученные сведения позволяют предположить, что в данном случае имеет место еще и административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.32 КоАП РФ. Вместе с тем субъектами данного правонарушения являются только должностные лица, на которых возложена ответственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Субъективная же сторона, по мнению ряда ученых, характеризуется умышленной виной . А это, в свою очередь, означает, что должностное лицо знает и сознает, что водитель находится в состоянии опьянения, и тем не менее допускает его к управлению транспортным средством .

Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях (постатейный) под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова включен в информационный банк согласно публикации — ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

См.: Королев А.Н., Российский Б.В. Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации. М.: Норма, 2006; Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общ. ред. Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова. М.: Новая правовая культура, 2007; Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. М.: ТК Велби; Проспект, 2006; Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юристъ, 2002 // СПС «Гарант».
См.: ст. 2.2 КоАП РФ.

На практике доказать умысел должностного лица зачастую не представляется возможным, если только водитель и само это лицо не дадут признательных показаний. В нашем же случае ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств лицо сослалось на то, что водитель прошел предрейсовый медицинский осмотр, который проводится прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами). Именно их задачей является выявление у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. И в случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами . При допуске же к рейсу на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего осмотр .

См.: Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» // Безопасность и медицина труда. 2002. N 9 // СПС «Гарант».
См.: п. 2.5 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств // СПС «Гарант».

Должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в момент допуска водителя к управлению автомобилем может не знать (а в приведенном примере и не знало), что водитель находится в состоянии опьянения. Допуская водителя к управлению автомобилем, оно основывалось на заключении медицинского работника, осмотревшего перед этим водителя, оценившего состояние его здоровья и признавшего его годным к управлению транспортным средством. В данном случае медицинским работником по результатам предрейсового медицинского осмотра водителя были сделаны неправильные выводы.

Таким образом, факт допуска к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения, установлен. В то же время в рассматриваемом нами случае должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не подлежит административной ответственности, поскольку отсутствует субъективная сторона правонарушения. Медицинский работник также не подлежит административной ответственности, так как не является субъектом данного правонарушения. Не представляется возможным привлечь его к административной ответственности и по ст. 17.9 КоАП РФ.

См.: ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
Там же. Ст. 23.
См.: п. 3.3.3 Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 (с изм. и доп.) // Российские вести. 13.07.1995. N 129 // СПС «Гарант».

См.: п. 1.2 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств // СПС «Гарант».

Вышесказанное свидетельствует о том, что субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.32 КоАП РФ, должны быть не только должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, но и юридические лица.

См.: примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.

См.: п. 1.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 N 75) // СПС «Гарант».

Гражданским законодательством на юридическое лицо либо гражданина возложена обязанность возмещать вред, причиненный его работником при исполнении им трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ .

См.: ст. 1068 ГК РФ.

Указанную норму, по нашему мнению, уместно было бы применить и в законодательстве об административных правонарушениях, установив административную ответственность юридических лиц за противоправные действия их работников. В определенной степени это реализовано в ст. 2.6.1 КоАП РФ, в соответствии с которой к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности в случаях, указанных в ст. 2.6.1 КоАП РФ, подтвердил и Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2010 г. Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ в случае фиксации административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, обязанность по доказыванию своей невиновности лежит на лице, привлекаемом к административной ответственности.

Читайте так же:  Срок исковой давности дебиторской задолженности составляет

Собственник (владелец) транспортного средства подлежит освобождению от административной ответственности на основании ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

В силу ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При этом административное наказание может быть назначено только в виде административного штрафа, размер которого должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ .

См.: ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ.

Анализ приведенных выше норм позволил Президиуму Верховного Суда Российской Федерации прийти к выводу, что юридические лица могут выступать субъектом правонарушения в области дорожного движения, поскольку в ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ указан специальный субъект ответственности (собственник транспортного средства), на котором лежит обязанность по доказыванию своей невиновности, а исходя из положений ст. 213 ГК РФ транспортные средства могут находиться как в собственности физических, так и юридических лиц .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г.). Вопрос 10 // СПС «Гарант».

Учитывая изложенное, полагаем, что принцип ответственности юридического лица за противоправные действия своих работников следует распространить и на другие административные правонарушения главы 12 КоАП РФ.

Не претендуя на истину в последней инстанции, в то же время хотелось бы надеяться, что высказанные в данной статье идеи станут предметом дальнейшего обсуждения проблем правоприменительной деятельности в области дорожного движения.

1. Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения

Раздел 1. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Пункт 1.3 Правил дорожного движения обязывает участников дорожного движения знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Установлено, что в случае нарушения Правил дорожного движения ответственность наступает в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6). В зависимости от вида и характера нарушения Правил дорожного движения, степени и формы вины, наличия вредных последствий могут наступить либо административная, либо уголовная, либо гражданско-правовая ответственность.

По общему правилу лицо, совершившее правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения проступка. Законодательные акты, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение Правил дорожного движения, имеют обратную силу, т.е. распространяются на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, обратной силы не имеют.

Лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение Правил дорожного движения (субъектом административного правонарушения), может быть любое физическое или юридическое лицо. К административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения может быть привлечено лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.

Нарушения Правил дорожного движения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Умышленным является правонарушение, когда лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Примером умышленного нарушения может быть нарушение установленных Правилами дорожного движения запретов (управление транспортным средством в состоянии опьянения, проезд на запрещающий сигнал светофора и др.), а также невыполнение обязанностей, предусмотренных данными правилами (при управлении транспортным средством иметь при себе и предъявлять для проверки соответствующие документы, быть пристегнутым ремнем безопасности и т.п.).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности в тех случаях, когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Например, водитель автомобиля не снизил скорость при подъезде к пешеходному переходу, на котором находились люди, полагая, что успеет пересечь его до того момента, когда пешеходы окажутся на пути движения его автомобиля, однако неверно спрогнозировал ситуацию и рассчитал свои действия, в результате чего совершил наезд на пешехода.

Последствия нарушения могут быть материальными, т.е. причинить вред здоровью человека, как в приведенном выше примере о наезде на пешехода. При этом в зависимости от степени и тяжести вреда, причиненного здоровью пешехода, в рассмотренном случае может наступить либо административная ответственность по ст. 12.24 КоАП РФ, либо уголовная по ст. 264 УК РФ. Последствия правонарушения, не влекущие причинения вреда, носят нематериальный (формальный) характер (например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения).

[1]

Наличие или отсутствие вредных последствий имеет важное значение для определения вида ответственности, к которой может быть привлечен правонарушитель, и выбора меры воздействия.

Административная ответственность за совершение правонарушений в области дорожного движения установлена в гл. 12 КоАП РФ.

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в истре

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказаний за нарушения в области дорожного движения: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение права управления транспортными средствами, административный арест (ст. 3.2 КоАП РФ).

Предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, и выносится только в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). Как правило, предупреждение назначается за незначительные правонарушения, совершенные впервые, и влечет за собой те же юридические последствия, что и другие административные наказания. В частности, оно имеет значение при определении повторности нарушения Правил дорожного движения и является одним из оснований применения к нарушителю более строгого наказания.

Административный штраф является денежным взысканием, которое выражается в рублях, и устанавливается для граждан по общему правилу в размере, не превышающем 5 тыс. руб. Вместе с тем по ряду статей гл. 12 КоАП РФ (ст. 12.7, 12.8, ч. 2 ст. 12.24, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ст. 12.33) штраф предусмотрен в размере до 50 тыс. руб. Размер административного штрафа не может быть менее 100 руб., а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения – менее 500 руб. (ст. 3.5 КоАП РФ).

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. Административный арест устанавливается и назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ст. 3.9 КоАП РФ). В области дорожного движения административный арест может применяться за совершение отдельных правонарушений, например за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ).

Завершая краткую характеристику видов наказаний за нарушения в области безопасности дорожного движения, отметим, что в КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Правила дорожного движения

Обстановка на дорогах России с каждым годом всё более усложняется. Поэтому в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации есть целая глава, посвященная регулированию данной области. Последнее время намечается тенденция по ужесточению мер ответственности за правонарушения, совершенные на дороге.

Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения

Обеспечению безопасности на дороге посвящена глава 12 КоАП РФ. Она предусматривает следующие виды наказания:

  1. Предупреждение автомобилиста, которое выражается в порицании противоправных действий в письменной форме, применяется при единичном и легком правонарушении.
  2. Административный штраф назначается в размере от 500 до 30 тысяч рублей в зависимости от тяжести правонарушения.
  3. Лишение права управления транспортными средствами назначается на срок от 1 месяца до 3 лет.
  4. Административный арест: налагается на срок до 15 суток.
  5. Конфискация предметов административного правонарушения.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Наиболее часто встречается среди указанных видов административный штраф. Данные меры наказания могут применяться отдельно и вместе, а также сочетаться с такой мерой, как эвакуация автомобиля на специализированную стоянку.

В статью 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ включены 36 статей:

Ответственность за данные правонарушения может налагаться на водителей, на владельцев автомобилей или транспортных средств, а также на должностных и юридических лиц.

Виды административных правонарушений водителя в области дорожного движения

Административная ответственность водителя изучается в автошколе в курсе основ законодательства об управлении транспортным средством. На занятиях с частным автоинструктором на МКПП или АКПП также можно получить основную информацию. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ предусматривает следующие виды административных правонарушений водителей.

Правонарушения на транспорте

Данные составы правонарушений предусмотрены статьями 11.21-11.29 главы 11 КоАП. Наказание по ним установлено в виде предупреждения и административного штрафа.

Нарушение правил эксплуатации автомобиля. Включают использование автомобиля для перевозок без надлежащего оформления документов (статьи 11.26 и 11.29) и организацию обслуживания без обеспечения необходимых условий для инвалидов (статья 11.24). Нарушения влекут взыскание штрафа в размере до 50000 рублей.

Нарушение правил эксплуатации дорог. К данной группе относятся нарушения режима безопасного использования отводной полосы дорог (статья 11.21), дорожного полотна и сооружений (11.22). Ответственность за данные правонарушения предусмотрена в виде предупреждения или взыскания административного штрафа в размере до 1500 рублей.

Прочие нарушения. Главой 11 КоАП установлены также санкции за несоблюдение водителем режима сна и отдыха (статья 11.23), нарушение правил перевозки (11.28) и т.д. Максимальный размер штрафа по данным правонарушениям составляет 2500 рублей.

Правонарушения в области дорожного движения

Данные виды правонарушений определены главой 12 КоАП, включающей статьи 12.1-12.36. Ответственность предусмотрена в виде предупреждения, штрафа, лишения права управления и административного ареста.

Нарушение правил регистрации автомобиля. Данный состав административного правонарушения предусмотрен статьей 12.1. За управление автомобильным транспортом, не зарегистрированным в соответствии с установленным порядком, выносится предупреждение либо взимается штраф в размере до 800 рублей.

Читайте так же:  Сбербанк снизить процент по действующему ипотечному кредиту

Нарушение правил оснащения автомобиля. Эта группа нарушений включает незаконное оборудование автомобиля государственными регистрационными знаками (статья 12.2), световыми и звуковыми сигнальными приборами (статья 12.4), а также нарушение использования мотошлемов и ремней безопасности (12.6) и т.п. Санкции предусмотрены в виде предупреждения, штрафа в размере до 2500 рублей и лишения права управления до 1 года.

Нарушение правил движения. Управление автомобилем, эксплуатация которого запрещена (статья 12.5), нахождение водителя в состоянии опьянения (12.8) и прочие нарушения правил дорожного движения (статьи 12.9 и далее) наказываются штрафом до 5000 рублей, административным арестом до 15 суток и лишением права управления на срок до 3 лет.

Нарушение правил перевозки. Перевозка грузов (статья 12.21) и людей (12.23) в ненадлежащих условиях наказывается штрафом до 2000 рублей или лишением права управления на срок до 4 месяцев.

Ряд проблем административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения

Рубрика: Административное право

Дата публикации: 20.12.2018

Статья просмотрена: 191 раз

Библиографическое описание:

Сычева В. А. Ряд проблем административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения // Новый юридический вестник. — 2019. — №1. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/113/3830/ (дата обращения: 24.11.2019).

В данной статье речь идет о некоторых проблемах в вопросах реализации административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: административная ответственность, правонарушения, безопасность дорожного движения.

This article deals with some problems in the implementation of administrative responsibility for offenses in the field of road safety.

Keywords: administrative responsibility, offenses, road safety.

К основным актам в сфере регулирования дорожного движения относятся: КоАП РФ [1], ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2] и Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» [3].

Административная ответственность является важным инструментом государственного управления, и почти невозможно выделить сферу, где бы она не применялась. Однако существует множество проблем, которые связаны с данной правовой категорией и требуют своего скорейшего разрешения.

Сегодня фактически единственным нормативно-правовым актом, содержание которого позволяет выделить классификационные признаки административной ответственности с целью отграничения этого вида юридической ответственности от других, является Кодекс РФ об административных правонарушениях.

При таком определении безопасности дорожного движения следует обратиться в КоАП РФ для выяснения круга норм, которыми предусмотрена административная ответственность за совершение правонарушений в указанной сфере. При совершении правонарушений в сфере безопасности дорожного движения существует потенциальная возможность ущерба общественно значимым интересам [4, с.59].

Сейчас в КоАП РФ есть общие нормы, которые охраняют общественные отношения безопасности движения от посягательств на железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном и других видах транспорта.

С учетом вышесказанного считаем допустимым рассматривать административную ответственность за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения как механизм применения уполномоченными на то органами или должностными лицами на основаниях и в порядке, установленных нормами административного законодательства, мер наказания, влекущих негативные последствия имущественного, морального, личностного или иного характера, к лицам, которые совершили на дорогах административные правонарушения, посягающие на состояние защищенности жизни, здоровья людей, в том числе, без транспортных средств, а также интересы лиц при перемещении людей и грузов механическими транспортными средствами. В связи с тем, что КоАП РФ не содержит определения административной ответственности главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» следует дополнить статьей 2.2.1 данного содержания.

Требует научного анализа и проблема административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения.

Это обусловлено, в частности следующими обстоятельствами:

– не обращая внимания на систематические изменения, действующее законодательство по обеспечению безопасности дорожного движения, не всегда способно выполнять охранную функцию;

– недостаточное использование средств административной ответственности для обеспечения безопасности дорожного движения приводит в последнее время к росту количества административных проступков в этой сфере;

– крайне высокие показатели аварийности на автодорогах РФ.

Для преодоления указанных проблем необходимо разработать систему эффективных административно-правовых средств по противодействию правонарушениям в сфере безопасности дорожного движения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Здесь необходим системный, концептуальный подход регламентации административной ответственности в указанной сфере.

  1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1. ст. 1.
  2. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. 26.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. ст. 4873; Российская газета. № 97. 2016.
  3. О правилах дорожного движения: Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 24.11.2018) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. ст. 4531.
  4. Шурухнова Д. Н. Соотношение публичных и частных интересов при назначении административного наказания // административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. — 348с.

Источники


  1. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.

  2. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.

  3. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
Административная ответственность в области дорожного движения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here