Контроль органов исполнительной власти

Помощь в решении вопроса: "Контроль органов исполнительной власти" от профессионалов простыми и понятными словами.

Российское административное право

Контроль органов исполнительной власти

Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы исполнительной власти является обеспечение законности и дисциплины в экономической, социально-культурной, административно-политической, в том числе в правоохранительной, областях государственного управления за счет реализации собственных «внутренних» возможностей системы исполнительной власти.

С учетом специфики и роли в государственном управлении отдельных органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на: общий; ведомственный; надведомственный.

К ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т.д.

Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения.

Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъектов РФ.

Подведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. К федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др.

Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В субъектах РФ имеются и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

От надведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.).

Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. В структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Контроль органов исполнительной власти.

Правительство РФ — в пределах своей компетенции организует исполнение ФКЗ, ФЗ, нормативных указов Президента, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Правительство вправе отменять или приостанавливать акты федеральных органов исполнительной власти; направлять в законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов РФ проекты своих решений по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ и способствует их взаимодействию; разрешает споры и устраняет разногласия между ними; вносит предложения Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия КРФ, ФКЗ, ФЗ, международным обязательствам РФ.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль (для некоторых органов контроль является основной деятельностью (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам), большинство – осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности (контроль осуществляют федеральные службы)).

Методы контроля органов исполнительной власти — ревизии; проверки фактического состояния дел; заслушивание отчетов должностных лиц; проверка сообщений печати, жалоб, актов управлений.

Прокурорский (общий) надзор

Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями, так как надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства и общества (ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.11.1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»).

Читайте так же:  Подать в суд на судью

Прокурор имеет право провести проверку по своей инициативе или при наличии обращения со стороны граждан и юридических лиц, только силами прокуратуры или совместно с иными органами. Проверке подлежат вопросы соблюдения законодательства в деятельности органа исполнительной власти в целом или в какой-то отдельной области.

Выявив нарушения действующего законодательства, в соответствии со ст.ст. 24-25 Закона «О прокуратуре РФ», прокурор может применять специальные меры прокурорского реагирования: протест; представление; постановление; предостережение.

Административный надзор

Административный надзор– особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Разграничение внешнего (надведомственного) контроля и административного надзора:

1) Содержание (органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией (включает проверку состояния дел подконтрольного объекта с точки зрения законности и целесообразности принимаемых решений); административный надзор связан с проверкой только законности действий объекта надзора).

2) Объем полномочий (контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную деятельность подконтрольного объекта (при этом допускается возможность использования дисциплинарной власти – привлечение к дисциплинарной ответственности); органы административного надзора такими полномочиями не обладают (ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности)).

3) Объекты наблюдения и проверки.

Разновидности административного надзора:

а) в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил;

б) в отношении определенного круга граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам;

в) персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Контрольные полномочияобычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

4) Субъекты, осуществляющие их (административный надзор (специализированные ведомства, государственные инспекции и надзоры, входящие в состав министерств и ведомств, иные специализированные надзорные органы (законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти); органы внешнего контроля такого разнообразия не имеют).

5) Они реализуются в различных организационных и правовых формах:

а) организационно административный надзор– процесс последовательно осуществляемых стадий (предварительный (анализ информации об объекте, разработка и доведение до объекта норм, правил его функционирования); текущий (систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки); заключительный (анализ общего положения объекта надзора, выявление тенденций, разработка предложений);

б) правовые формы осуществления административного надзора(связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам разрешений, лицензий, необходимых документов, позволяющих им реализовать свои субъективные права в определенной сфере государственного управления).

6) Особые методы их осуществления (основной метод административного надзора – непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, по собственной инициативе; методы внешнего контроля – проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы).

7) Административный надзор обычно связан с применением административного принуждения (надзорные органы используют административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения, административные наказания (они являются одновременно органами административной юрисдикции)) (органы внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают).

Признаки административного надзора:

· отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

· возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

· невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

· наличие специального объекта надзорной деятельности(норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами);

· возможность самостоятельного применения мер административного принуждения(в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам);

[2]

· строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками(наличием юрисдикционных полномочий).

Федеральные органы исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор(федеральные службы, инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, территориальные органы надзора).

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 570 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Контроль органов исполнительной власти

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по ру­ководству хозяйственным, социально-культурным и административ­но-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий’, б) ведомственный’, в) надведомственный.

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществле­ние связано с деятельностью органов исполнительной власти об­щей компетенции: Правительства РФ, правительств республик (со­веты министров, кабинеты министров и др.), высших исполнитель­ных органов государственной власти субъектов РФ.

Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении

Правительство РФ руководит работой федеральных мини­стерств и иных федеральных органов исполнительной власти и кон­тролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих орга­нов или приостанавливать их действие.

В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществ­ляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и орга­нами исполнительной власти субъектов РФ.

Контролю со стороны Правительства РФ подлежит также де­ятельность по согласованию решений об образовании, реорганиза­ции и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответству­ющих должностных лиц и др.

Читайте так же:  Решение суда по административному правонарушению

Контрольные полномочия высших исполнительных орагнов го­сударственной власти субъектов РФ можно свести в основном к сле­дующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предпри­ятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственно­сти субъекта РФ; за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за со­стоянием транспортного обслуживания населения.

Указанные органы контролируют также санитарно-эпидемио-логическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства РФ, устава, законов и иных нормативных актов субъекта РФ; обеспечивает контроль за соблю­дением правил охраны труда, техники безопасности на предприя­тиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственнос­ти субъекта РФ.

Ведомственный контроль осуществляется органами отрасле­вой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отно­шении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке эти­ми органами в пределах своей компетенции соблюдения и испол­нения законов и подзаконных актов, а также своих решений ни­жестоящими подведомственными им органами, а также предприя­тиями, учреждениями, организациями. Например, Министерство путей сообщения РФ осуществляет контроль за правильным при­менением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железно­дорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций.

Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, со­хранностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и контейнеров и др. 1

1 СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3746.

Раздел VI. Административное право и законность в управлении

Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении

Министерство РФ по атомной энергии осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности имущества предприятий и организаций ядерного комплекса 1 .

В субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется со­ответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и другими органами отраслевой и межотраслевой компетенции.

Надведомственный контроль осуществляется в основном орга­нами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его про­водят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, органи­заций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчинен­ность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, Государственный комитет РФ по стандартизации и мет­рологии осуществляет государственный контроль и надзор за соблю­дением обязательных требований государственных стандартов, пра­вил метрологии и сертификации предприятиями, учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности 2 .

Государственный комитет РФ по статистике осуществляет кон­троль за выполнением всеми юридическими субъектами и гражда­нами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства РФ в области го­сударственной статистики 3 .

Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социального развития РФ и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8841 —

| 7555 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Контроль органов исполнительной власти

Контроль, являясь одной из основных функций управленчес­кой деятельности, проявляется в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом осо­бенности контроля зависят от характера компетенции того или иного исполнительного органа и ее масштабности.

С этих позиций можно выделить контроль органов общей, меж­отраслевой и отраслевой компетенции. В первом случае имеется в виду распространение контрольных функций и соответствующих им полномочий на всю систему исполнительной власти (на уровне РФ или ее субъектов). В иных вариантах контрольные полномочия ограничиваются рамками порученной данному органу сферы дея­тельности. Соответственно возможно выделение ведомственного и надведомственного контроля. В основе различия между ними по­ложен фактор непосредственной подчиненности (подведомствен­ности) либо ее отсутствия.

Так, примером ведомственного контроля могут служить функ­ции Министерства путей сообщения РФ, осуществляемые им в от­ношении находящихся в его непосредственном подчинении желез­ных дорог, их отделений и линейных предприятий, а также про­мышленных, торговых, строительных и снабженческих предпри­ятий.

Подведомственный контроль (иногда его называют вневедом­ственным) осуществляется в отношении таких органов, предпри­ятий и учреждений, которые организационно (ведомственно) не подчинены контролирующему органу. Как правило, контрольны­ми полномочиями такого рода наделяются исполнительные орга­ны с межотраслевой компетенцией (чаще всего – государственные комитеты). Они вправе контролировать работу по вопросам своей компетенции других исполнительных органов, а также предпри­ятий и учреждений независимо от их ведомственной подчиненнос­ти (принадлежности) и формы собственности. Например, государ­ственный контроль за соблюдением финансово-бюджетной дис­циплины со стороны Министерства финансов РФ.

Следует учитывать, что такое разграничение вариантов кон­трольной деятельности во многом условно. Объясняется это тем, что в настоящее время для всех органов исполнительной власти характерно осуществление контрольных функций как ведомст­венного, так и надведомственного характера. Например, Минис­терство здравоохранения РФ контролирует деятельность подве­домственных предприятий и учреждений, а также осуществляет надведомственный контроль по вопросам соблюдения санитарно-противоэпидемических правил.

Контрольные функции и полномочия Правительства РФ наи­более полно выражают сущность общего контроля. Как высшее звено системы исполнительной власти в стране, оно в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции, феде­ральных законов, указов Президента и осуществляет системати­ческий контроль за их исполнением федеральными органами ис­полнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодатель­ства (ст. 4 Закона о нем). В числе общих полномочий Правительст­ва – обеспечение единства системы исполнительной власти, на­правление и контроль деятельности ее органов. В качестве одного из частных проявлений его контрольных полномочий можно на­звать государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурно­го сотрудничества.

Читайте так же:  Материнский капитал до трех лет использовать

Правительство РФ обеспечивает исполнение своих постановле­ний и распоряжений, а также соблюдение федеральными органа­ми исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между названными органами; вносит пред­ложения Президенту РФ о приостановлении действия актов орга­нов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоре­чия федеральным законам или нарушения прав и свобод граждан.

При этом Правительство руководствуется положениями ст. 76 Конституции РФ, в соответствии с которыми правовые акты субъ­ектов РФ, включая и акты их органов исполнительной власти, не могут противоречить не только федеральным законам, но и актам федеральных органов исполнительной власти. При противоречии действует правовой акт федерального значения.

Необходимость правительственного контроля вытекает также из того, что ст. 114 Конституции РФ возлагает на Правительство обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление мер по обеспечению оборо­ны, государственной безопасности, внешней политики; осущест­вление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступ­ностью. Осуществляя данные и другие полномочия, Правительст­во вправе отменять или приостанавливать правовые акты федеральных органов исполнительной власти; заслушивать на заседа­ниях либо на заседаниях своего Президиума отчетные доклады руководителей федеральных органов исполнительной власти; от­менять правовые акты органов исполнительной власти территори­альных субъектов РФ (края, области и т.п.). В меньшей степени такие полномочия могут быть адресованы исполнительным орга­нам субъектов РФ, построенным по национальному признаку (республики) – Правительство не может отменить их.

В субъектах РФ контрольные функции и полномочия общего характера осуществляют органы исполнительной власти общей компетенции. Это либо аппарат президентов республик или иных по наименованию глав исполнительной власти, либо администра­ции, представленные губернаторами, правительствами, мэриями и т.п. Они контролируют деятельность как подведомственных им органов отраслевой и межотраслевой компетенции, так и предпри­ятий, учреждений федерального подчинения, действующих на их территории.

Контроль отраслевых и межотраслевых федеральных органов исполнительной власти. Его организационно-правовые формы многообразны. Главное заключается в том, что государственно-уп­равленческая деятельность, находящая свое выражение в осу­ществлении непосредственного управления или государственного регулирования, непременно связана с контролем или надзором.

Аналогичная картина наблюдается в системе исполнительной власти на уровне субъектов РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

§ 7. Контроль органов исполнительной власти

Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы исполнительной власти является обеспечение законности и дисциплины в экономической, социально-культурной, административно-политической, в том числе в правоохранительной, областях государственного управления за счет реализации собственных «внутренних» возможностей системы исполнительной власти.

C учетом специфики и роли в государственном управлении отдельных органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на:

K ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Ведомственный контролъ осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. B структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения. Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъектов РФ.

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. K федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. B субъектах РФ имеются и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

Читайте так же:  Образец договора финансовой аренды (лизинга)

Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

От надведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. B структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти[132].

Административное право России

Контроль органов исполнительной власти

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий; б) ведомственный; в) надведомственный.

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих органов или приостанавливать их действие.

В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Контролю со стороны Правительства РФ подлежит также деятельность по согласованию решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответствующих должностных лиц и др.

Контрольные полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ; за использованием и охраной земель, вод. лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания населения.

Указанные органы контролируют также санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства РФ, законов и иных нормативных актов субъекта РФ; обеспечивают контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.

[1]

Ведомственный контроль осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств (например, МИД России). Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями.

В субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется соответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и другими органами отраслевой компетенции.

Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властным и полномочиями надведомственного характера.

Федеральные министерства контролируют деятельность подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, могут отменять их незаконные решения. Надведомственный контроль осуществляют некоторые федеральные службы, например, Федеральная служба государственной статистики.

Надведомственный контроль в установленной сфере осуществляют Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ и др.

71. Контроль органов исполнительной власти в сфере государственного управления

Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы исполнительной власти является обеспечение законности и дисциплины в экономической, социально-ультурной, административно-политической, в том числе в равоохранительной, областях государственного управления за счет реализации собственных «внутренних» возможностей системы сполнительной власти.

С учетом специфики и роли в государственном управлении

отдельных органов исполнительной власти контроль обычно

К ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции:

Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения. Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъектов РФ.

Читайте так же:  Жалоба на неправомерные действия должностного лица или органа государственной власти

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. К федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся

Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и

энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Мини стерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В субъектах РФ имеются и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

От подведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. В структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Контроль органов исполнительной власти

Читайте также:

  1. Cистема органов местного самоуправления в РФ
  2. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  3. I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
  4. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  5. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  6. II. Союзные акты (акты органов бывшего СССР).
  7. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА 1 страница
  8. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА 2 страница
  9. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА 3 страница
  10. III. Правовые акты органов местного самоуправления.
  11. IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ РЫБООХРАНЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА И ОХРАНЫ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ
  12. V Акты органов местного самоуправления (ОМС).

Цель контроля в системе исполнительной власти – обеспечить законность и дисциплину в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, а также в сфере межотраслевого управления. С учетом роли органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на 3 вида: общий, ведомственный и надведомственный. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Общий контроль осуществляется Правительством РФ, правительствами республик РФ, а также высшими органами исполнительной власти других субъектов РФ. Ведомственный контроль осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им федеральных служб. Надведомственный (межотраслевой) контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. Особенностью межотраслевого контроля органов исполнительной власти является то, что он осуществляется за определенными вопросами деятельности, не подчиненных им органов и должностных лиц.

59.Общий надзор прокуратуры в государственном управлении.

60.Казенные предприятия, их виды.

В отношении негосударственных хозяйствующих субъектов в лице его органов исполнительной власти осуществляет государственное регулирование. Государственное регулирование выражается в установлении государством общих правил поведения, которыми должны руководствоваться как государственные, так и негосударственные хозяйствующие субъекты. О возврате государства к управлению экономикой свидетельствовало издание Указа Президента РФ от 23.05.1994 г. «О реформе государственных предприятий». В соответствии с этим указом были созданы в РФ казенные предприятия. ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает 3 вида казенных предприятий: федеральное казенное предприятие (оно учреждается решением Правительства РФ), казенное предприятие субъекта РФ (оно учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения), муниципальное казенное предприятие (оно учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено принятия такого решения).

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

61.Органы государственного управления промышленностью.

62.Органы государственного управления сельским хозяйством.

Пенсионный фонд России

Фонд социального страхования России

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 623 ; Нарушение авторских прав? ;

Источники


  1. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.

  2. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.

  3. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.
  4. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
  5. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
Контроль органов исполнительной власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here