Основное различие внутреннего и внешнего аудита заключается

Помощь в решении вопроса: "Основное различие внутреннего и внешнего аудита заключается" от профессионалов простыми и понятными словами.

Отличие внешнего аудита от внутреннего аудита

Возникновение аудита в мировой практике как новой доверительной формы проверки финансово-экономической деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов. Затем аудит разделился на подвиды, а между ними возникли различия. Для руководства аудит является основным средством осуществления контроля за деятельностью организации, и поэтому он должен рассматриваться в более светлых тонах. Речь идет прежде всего об осуществлении контроля за рисками, контроля доходов и расходов, контроля за работой руководства и персонала. Аудит, как независимый, так и внутренний, играет ведущую роль в решении этих задач.

Внешний (независимый) аудит и внутренний (организованный на предприятии) имеют много общих характеристик. Наряду с ними существуют и определенные отличия между этими видами деятельности.

Внутренний аудит осуществляется специалистами по бухгалтерскому (финансовому) учету, контролю и анализу, работающими на данном предприятии, внешний — профессионалами, которые выполняют свою работу на договорной основе.

Главная задача внутреннего аудита заключается в удовлетворении потребностей руководства данного предприятия, а внешнего — в выражении своего мнения для нужд третьих лиц.

При внутреннем аудите проверка использования ресурсов, осуществления хозяйственных операций, состояния учета и отчетности внутреннего контроля проводится в соответствии с выбранной учетной политикой и методическими положениями. При внешнем аудите проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности, эффективности использования ресурсов, уровень контроля и так далее осуществляются в соответствии с программой аудита. Внутренний аудит прямо связан с организацией материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам, хищениям и непосредственно заинтересован в обеспечении сохранности активов. При внешнем аудите связь с выявлением фактов мошенничества и хищений является не прямой, а возникшей в тех случаях, когда результатом являются приписки, различные искажения отчетности.

Внутренний аудит организационно не зависим от проверяемых объектов, он руководствуется требованиями руководящего органа организации и зависим от него и в материальном, и в финансовом отношении. Внешний аудит обязан быть не зависимым от клиента и организационно, и материально.

Внутренний аудит является частью внутрихозяйственного контроля, важнейший принцип которого -непрерывность. Деятельность его регламентируется внутренними стандартами, разрабатываемыми на предприятии и не противоречащими аудиторскому законодательству.

Внешний аудит является периодическим и осуществляется с интервалами. Деятельность регламентируется нормативно-правовой базой в области аудиторской деятельности (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, правила (стандарты) аудиторской деятельности и др.).

Отличие внутреннего аудита от внешнего с подробным пояснением

Неотъемлемой частью любого бизнеса являются проверки, проводимые различными специалистами. Это могут быть штатные сотрудники или привлеченные извне аналитики. В первом случае мероприятия называются внутренним аудитом, во втором – внешним.

Для руководителя это основной метод контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Анализируются доходы и расходы, работа руководителей и сотрудников, риски. Оба вида проверок имеют много общего, но существуют и различия.

Отличия внутреннего и внешнего аудита

Главным фактором, отличающим аудит стороннего аналитика от проверки силами штатных сотрудников, можно считать подчиненность. Штатные сотрудники работают по приказу руководителя. Договоры со сторонними организациями заключаются в установленных законом случаях, по инициативе руководства, собственников предприятия, Налоговой инспекции, правоохранительных органов, суда.

Собственные аудиторы являются штатными работниками отдельного подразделения предприятия, которые подчиняются его руководителям и в работе базируются на их потребности. Сторонние проверяющие ни материально, ни организационно не зависят от проверяемой организации (работают по договору), для них важнее интересы третьих лиц (инвесторов, налоговиков, кредитных учреждений).

Самостоятельный аудит можно определить как непрерывный, все результаты передаются руководству. Внешние проверки периодические, заключение готовится согласно условиям договора и является частью бухгалтерской отчетности.

Во время работы штатные сотрудники ориентируются на требования локальных нормативных актов (методических положений, учетной политики). Сторонние проверяющие руководствуются международными стандартами, российским законодательством, условиями договора и программой, составленной для конкретной компании.

Проверяющие тесно связаны с проверяемыми отношениями подчиненности или взаимодействием по горизонтали.

Перечень основных направлений деятельности аудиторов

Их взаимодействие

Все аудиторы должны быть бесстрастные, составлять полные и истинные отчеты, иметь профессию и квалификацию, достаточную для работы в сфере аудита.

Для любой проверки предметом является информация о хозяйственной деятельности. Теоретически цели у всех аудиторов должны быть одинаковые, так как основная задача – раскрыть допущенные ошибки с целью защитить собственность владельцев предприятия, проверить качество внутреннего контроля и оценить эффективность работы.

Нормативное регулирование

Сферы взаимодействия двух видов аудита определены в:

  • РСА (использование результатов работы аудиторов предприятия);
  • ФПСАД № 29 (оценка их работы проверяющих);
  • ФПСАД № 3 (планирование аудиторских проверок);
  • ФСА № 2 (документирование).

Аудиторские организации должны руководствоваться федеральными стандартами, к их квалификации предъявляются требования общероссийского уровня. Подобных требований к внутренним аудиторам не существует.

Поэтому специалисты выделяют ряд особенностей:

  • для штатных проверяющих не разработано ни законодательных, ни этических нормативов;
  • нет профессиональных стандартов;
  • отсутствуют требования к уровню образования и квалификации.

РСА определяет внутренний аудит как субъект, действующий в интересах собственников (руководителей) в рамках системы контроля. Цель проверок – обеспечить правильное ведение бухучета и эффективность работы системы контроля.

Факторы внутреннего и внешнего аудита

Существуют 2 основные функции подразделения аудиторов: оценивать и контролировать управление, предоставлять консультации. Однако руководство может дополнить список обязанностями по выполнению дополнительных технических, экономических, управленческих задач.

Читайте так же:  Как подать в суд на жену

Прежде чем пользоваться результатами работы штатных проверяющих, сторонние должны определить их цели, чтобы установить аналогичные. Внешних аудиторов может заинтересовать только мероприятия по обеспечению достоверности учетной информации:

  • соответствие учета и контроля требованиям законодательства и внутренних нормативных актов;
  • результаты оценки правильности учета активов;
  • экспертизы техники и методик ведения бухучета, достоверности отчетности;
  • результаты оценки достоверности данных о доходах и расходах, точности финансовых результатов и методов их использования.

Если штатные аудиторы выполняют иные функции, их работа бесполезна для внешних проверяющих несмотря на использование в анализе одной и той же информации. Взаимодействие может быть положительным, если у всех аудиторов одинаковые функции и цели. Руководство даже может сократить издержки на услуги сторонних аналитиков, если часть работ уже сделана штатными сотрудниками.

Внешние аудиторы формируют мнение о функционировании штатных на этапе подготовки:

  • изучают положение аудиторов в управлении, их возможности, дополнительные обязанности, ограничения руководства и собственников;
  • оценивают компетентность: образование, опыт, периодичность обучения для повышения квалификации;
  • анализируют профессионализм: планирование, контроль, оформление документации, рабочие программы;
  • объем и цели;
  • уровень зависимости от руководства.

Если результаты штатных аудиторов принимаются за основу, план согласуется с руководством, обсуждаются детали.

Это дает возможность:

  • не проводить детальную проверку;
  • раскрыть нарушения и ошибки с минимальными временными затратами;
  • повысить авторитет внутреннего контроля.

Достоинства и недостатки внутреннего и внешнего аудитов

Сравнительная таблица характеристик

Характеристики внутреннего и внешнего аудита:

При необходимости оценить отдельные элементы управления руководство чаще всего назначает анализ силами собственных сотрудников. Это мероприятия, ориентированные на оценку качества продукции, менеджмента, функциональности системы управления. Могут проверяться активы, доходы и расходы, соответствие учета законодательству и локальным нормативным документам.

Перед сдачей годовых отчетов при анализе необходима более высокая точность, поэтому руководство ищет сторонних проверяющих. Они способны не только оценить ситуацию, но и сделать беспристрастные выводы и предоставить консультации, позволяющие исправить ошибки.

В этом видео говорится о различиях между внешним и внутренним аудитом, зачем собственникам и менеджменту компании нужен внутренний аудит, если у компании есть внешний аудитор:

Внешний аудит

Внешний аудит — это проверка бухгалтерской отчетности и других документов аудируемых лиц, осуществляемая независимыми аудиторами или аудиторскими организациями на основании договоров гражданско — правового характера. Основная цель внешнего аудита — проверка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Внешний аудит регламентируется юридически и позволяет внешним пользователям наблюдать и потенциально контролировать деятельность хозяйствующего субъекта и его руководства. В процессе осуществления внешнего аудита решаются следующие задачи:

  • — устанавливается правильность составления баланса и других форм отчетности, достоверность пояснительной записки;
  • — определяется, все ли активы и пассивы отображены в отчетности;
  • -организуется, восстанавливается и ведется бухгалтерский учет;
  • — планируются и оптимизируются налогооблагаемые базы и рассчитываются налоги;
  • — анализируется производственная и финансово- хозяйственная деятельность;
  • — решаются отдельные правовые, управленческие и другие проблемы организации путем консультирования его должностных лиц и специалистов. Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий-клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами). Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов. Согласно статье 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. №307-ФЗ, (критерии обязательного аудита действуют с 1 января 2011 года) обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Цель этого вида аудита — установить достоверность финансовой отчетности организации и соответствие совершаемых ими операций действующим нормативным актам.

На этапе предварительного планирования внешнего аудита аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующую информацию:

  • — о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и её отраслевой особенности;
  • — о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Кроме того, аудитор знакомиться с организационно-управленческой структурой экономического субъекта; видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции, структурой капитала, уровнем рентабельности, системой внутреннего контроля.

Предприятия и организации имеют право выбора аудиторской организации для проведения обязательной аудиторской проверки или аудитора-предпринимателя для проведения инициативных аудиторских проверок или оказания других услуг, сопутствующих аудиту.

Однако выбор аудиторских организаций несколько сужается при проведении обязательного аудита в организациях, в установленных капиталах которых доля государственной собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%. В этом случае выбирать следует из аудиторских организаций — победителей открытого конкурса на право проведения аудиторских проверок указанных организаций. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Аудиторская организация также имеет право выбора клиента. Ей следует определить, будет ли она заключать договор с клиентом по результатам этапа предварительного планирования аудиторской проверки.

Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (далее — письмо-обязательство) — это документ, который составляет аудиторская организация в ответ на приглашение провести аудиторскую проверку.

Письмо-обязательство направляется прямо руководителю организации, пригласившей аудиторскую фирму, до заключения договора на аудиторскую проверку. Основное назначение этого документа — объяснить руководителю организации особенности оказания таких услуг, как аудиторские.

Письмо-обязательство должно включать:

  • — условия аудиторской проверки;
  • — обязательства аудиторской организации;
  • — обязательства проверяемой организации.
  • — дополнительную информацию.

Договор на проведение аудиторской проверки заключается в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно главе 39 «Договор возмездного оказания услуг».

Читайте так же:  Если первый ребенок родился мертвым, положен ли мне материнский капитал

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем значимым условиям договора.

В тексте договора целесообразно раскрыть следующие основные аспекты и важные условия, такие как:

  • — предмет договора на оказание аудиторских услуг;
  • — условия оказания аудиторских услуг;
  • — права и обязанности аудиторской организации;
  • — права и обязанности экономического субъекта;
  • — ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Наряду с этим в договор могут быть включены другие важные для сторон положения.

Аудиторская организация и индивидуальные аудиторы обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена результативно.

Планирование внешнего аудита проводится аудиторской организацией в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита», с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:

  • — комплексности планирования;
  • — непрерывности планирования;
  • — оптимальности планирования.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирование до составления общего плана и программы аудита.

Принцип оптимальности планирования аудита подразумевает обеспечение вариантности планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основе критериев, определенных самой аудиторской организацией. Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и согласовании этапов планирования по сроками по смежным хозяйствующим субъектам.

Планирование внешнего аудита аудиторской организации состоит из следующих основных этапов:

  • — предварительное планирование внешнего аудита;
  • — подготовка и составление общего плана внешнего аудита;
  • — подготовка и составление программы внешнего аудита.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

При планировании состава аудиторской группы аудиторская организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного), предлагаемые сроки работы группы, количественный состав группы, должностной и квалификационный уровень членов группы.

В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить финансовую стабильность клиента, положение клиента в экономической среде, отношения с предыдущей аудиторской фирмой.

Обзор деятельности предприятия должен включить в себя:

  • — абсолютное понимание предпринимательской деятельности клиента;
  • — предварительные аналитические обзоры для оценки текущего финансового состояния предприятия, чтобы выделить необычные и неожиданные сальдо;
  • — понимание особенностей учетной политики;
  • — оценку уровня существенности.

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна использовать предварительные знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных аналитических процедур. С помощью аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, важные для аудитора.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля (СВК), которой располагает экономический субъект, и оценивает ее риск. СВК может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении ложной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность СВК, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору нужно учесть: реальные трудозатраты, расчет затрат времени в предыдущем периоде и его связь с текущим расчетом, уровень существенности, проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане рекомендуется предусмотреть: формирование аудиторской группы, численности и квалификации аудиторов, распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита, инструктирование всех членов команды об их обязанностях, контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведение ими рабочей документации и соответствующим оформлением результатов аудита, разъяснение руководителями аудиторской группы методических вопросов, связанных с практическим воплощением аудиторских операций.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой подробный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы иметь возможность в процессе работы ссылаться на них в своих рабочих документах. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

При подготовке общего плана и программы внешнего аудита аудитору следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющий считать бухгалтерскую отчетность верной.

Понятие существенности является основной для решения многих вопросов в аудите. Существенность формирует логическую последовательность и взаимосвязь между этапами аудита, объемом и содержанием аудиторских процедур, оценкой результатов собранных аудиторских доказательств и фирмой аудиторского заключения. Она определяет размер допустимой ошибки и, как следствие, форму составления аудиторского заключения.

Существенность — это вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователям. Величина существенности С может быть выражена соотношением;

84. ОТЛИЧИЕ ВНЕШНЕГО АУДИТА ОТ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Возникновение аудита в мировой практике как новой доверительной формы проверки финансово-экономической деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов.

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в домодедово

Внешний (независимый) аудит и внутренний (организованный на предприятии) имеют много общих характеристик. Наряду с ними существуют и определенные отличия между этими видами деятельности.

Внутренний аудит осуществляется специалистами по бухгалтерскому (финансовому) учету, контролю и анализу, работающими на данном предприятии, внешний — профессионалами, которые выполняют свою работу на договорной основе.

[2]

Главная задача внутреннего аудита заключается в удовлетворении потребностей руководства данного предприятия, а внешнего — в выражении своего мнения для нужд третьих лиц.

При внутреннем аудите проверка использования ресурсов, осуществления хозяйственных операций, состоя-ния учета и отчетности внутреннего контроля прово-дится в соответствии с выбранной учетной политикой и методическими положениями. При внешнем аудите про-

верка состотия бухгалтерского учета и отчетности, эффективности использования ресурсов, уровень контроля и так далее осуществляются в соответствии с программой аудита. Внутренний аудит прямо связан с организацией материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам, хищениям и непосредственно заинтересован в обеспечении сохранности активов. При внешнем аудите связь с выявлением фактов мошенничества и хищений является не прямой, а возникшей в тех случаях, когда результатом являются приписки, различные искажения отчетности.

Внутренний аудит организационно не зависим от проверяемых объектов, он руководствуется требованиями руководящего органа организации и зависим от него и в материальном, и в финансовом отношении. Внеший аудит обязан быть не зависимым от клиента и организационно, и материально.

Внутренний аудит является частью внутрихозяйственного контроля, важнейший принцип которого — непрерывность. Деятельность его регламентируется внутренними стандартами, разрабатываемыми на предприятии и не противоречащими аудиторскому законодательству.

Внеший аудит является периодически и осуществляется с интервалами. Деятельность регламентируется нормативно-правовой базой в области аудиторской деятельности (федералные законы, постановления Правительства Российской Федерации, правила (стандарты) аудиторской деятельности и др.).

3) разработка мероприятий совершенствования системы управления и другие услуги.

Важен принцип независимости аудита. Аудиторские проверки осуществляются независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в отличие от ревизионных органов, которые назначаются и выполняют свою работу по заданию вышестоящего органа. Структуры, проводящие ревизию, не заинтересованы в улучшении работы проверяемого экономического субъекта. Информация по вопросам проверки клиента представляет собой аудиторскую тайну в деятельности аудиторских организаций и не может разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законодательством. В конечном итоге ревизия — всего лишь одна из многих частей аудиторской проверки. Исходя из широты поля деятельности аудита нормативно-правовая база регулирования этого вида контроля намного обширнее, чем ревизии. Отличие имеется и в уровне профессиональной подготовки. Требования к профессиональной квалификации независимых аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов намного выше, чем требования, предъявляемые к специалистам, проводящим ревизию.

Пользователями результатов работы аудиторских фирм являются многие государственные органы в отличие от результатов работы ревизионных органов, которые зачастую создаются только на время проведения проверки. Роль и значение внешнего аудита многограннее и намного шире, чем ревизии, что подтверждено вышеперечисленными признаками.

всегда их понимать ит не всегда выпотеть. Менеджеры не имеют достаточно времени проверить уровень этого выполнения и своевременно обнаружить недостатки. Помощь внутренних аудиторов состоит в обеспечении защиты от ошбок и злоупотреблений, определении ««зон риска» и возможностей устранения будущих недостатков. Другими словами, внутренние аудиторы помогают идентифицировать и устранить слабые места в системах управления, а также найти нарушенные принципы управления. Все эти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управления организацией, с тем чтобы определить процедуры внутреннего аудита. Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции.

Используются различные понятия для обозначения стде№№к направлений внутреннего аудита. Наибот- шее распространение получило выделение трех видов внутреннего (а также внешнего) аудита: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие, аудит финансовой отчетности. При этом аудит финансовой отчетности, как правило, проводится внешними аудиторами, тем не менее финансовая отчетность может проверяться и внутренними аудиторами по заказу администрации.

При детальном рассмотрении внутреннего аудита можно выделить следующие его виды: 1 )функционалный аудит системы управления;

организационно-технологический аудит системы управления;

всесторонний аудит системы управления организацией;

Внешний аудит — суть и особенности проверки

Внешним аудитом называются мероприятия, осуществляемые на договорной основе, с целью изучить бухучет, отчетную документацию и финансовое состояние предприятия. Исследование и анализ проводят экономически, организационно и юридически независимые специалисты, никак не связанные с заказчиками.

За результаты они отвечают перед законом и профессиональным сообществом. Заказчики получают объективное мнение о несоответствиях и недоработках, профессиональные консультации по улучшению показателей.

Общие сведения

Изначально аудитом называлась независимая экспертиза отчетности с целью сформировать мнение о достоверности. На сегодняшний день внешние аудиторы расширили спектр услуг.

[1]

Внешний и внутренний аудит в сравнении

Понятие и суть

  • Внутренний аудит – это часть системы контроля предприятий, имеющих большое количество филиалов и подразделений. Аудиторская служба создается, чтобы помочь руководителям в управлении за счет правильной оценки активов, эффективности финансовых вложений, деятельности маркетинговой системы и других подразделений. Внутренние инспекции проводятся по приказу руководства, проверяющие могут быть недостаточно независимые, так как являются штатными сотрудниками.
  • Внешний аудит более полный и компетентный, так как проводится лицензированными специалистами широкого профиля. Частоту контроля определяет законодательство и руководство. В первом случае аудит называется обязательным, во втором – инициативным. Заказчиками могут быть органы государственной власти, акционеры, банки, инвесторы. Заключение не только выражает мнение о состоянии учета, но и содержит рекомендации, позволяющие улучшить финансово-хозяйственную деятельность.
Читайте так же:  Погашение части ипотеки материнским капиталом в сбербанке

Виды и направления

Внешний аудит классифицируется по различным признакам. По периодичности он может быть первичный и повторяющийся. Первый вариант более трудоемкий и затратный по времени и средствам. Повторяющиеся ревизии более простые за счет знания слабых и сильных сторон предприятия (если аудитор не меняется).

По развитию

По развитию выделяются 3 вида аудита:

  • подтверждающий (всестороннее исследование с целью подтвердить достоверность учетных и отчетных данных);
  • ориентированный на риски (выборочная проверка «критических» точек, обладающих наиболее высокими показателями риска);
  • ориентированный на систему (изучение и анализ функциональности внутреннего контроля, учитывающий результаты работы штатных проверяющих).

Исходя из сферы деятельности, аудиторская проверка может быть:

При общем анализе не обязательно проводится комплексная проверка. Аудитор может проверять:

По направлениям

По направлениям внешний контроль делится на:

  • горизонтальный (анализируется один процесс);
  • вертикальный (анализ взаимосвязанных процессов);
  • прямой (исследование одного процесса и его связей с параллельными и взаимосвязанными операциями);
  • обратный (начало – оценка работы, движение к началу с целью определить пропущенные операции).

Задачи установлены Законом № 307-ФЗ:

  • оценить качество бухучета и внутреннего контроля;
  • установить правильность и законность выполненных операций;
  • проверить соблюдение требований законодательства в налогообложении;
  • подтвердить недостоверность/достоверность отчетности;
  • определить события в будущем, способные повлиять на деятельность;
  • найти резервы, позволяющие нарастить ресурсы.

Руководство предприятия может дополнить список в зависимости от потребностей. Можно заказать:

  • оптимизацию затрат;
  • анализ правильности начисления налогов;
  • правовой, налоговый, управленческий консалтинг;
  • постановку или автоматизацию бухучета;
  • составление отчетов;
  • оценку активов;
  • оценку рисков;
  • разработку бизнес-плана или инвестиционного проекта;
  • представительство в Налоговой инспекции или суде.

Цель и функции

Основные цели внешнего контроля:
  • определить точность, полноту и достоверность отражения данных в учете и отчетах;
  • оценить соблюдение норм законодательства в методологии ведения учета;
  • найти резервы, способные повысить эффективность деятельности.

Список может корректироваться в зависимости от поставленных заказчиком задач.

Законодательством субъектами определены аудиторские компании и индивидуальные аудиторы, имеющие лицензию. На практике в процессе участвуют лица, которых проверяют, поэтому их тоже можно отнести к субъектам.

Субъектами государственного контроля служат:

  • Центральный банк;
  • государственные учреждения, корпорации и предприятия;
  • государственные органы и внебюджетные фонды;
  • общества, работающие с уставным капиталом государства.

Объектами проверки могут стать ресурсы, функции и методы управления, результаты деятельности.

Изучается и анализируется:

  • учредительная документация;
  • процессы;
  • результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • материальные, нематериальные, финансовые, трудовые ресурсы;
  • средства и их источники;
  • функции, методы и формы управления;
  • основное и вспомогательное производство.

Плюсы и минусы внешнего аудита

К плюсам привлечение сторонних аналитиков можно отнести:

  • непредвзятость и объективность;
  • высокую эффективность;
  • высокую квалификацию;
  • возможность заранее точно определить расходы;
  • возможность использовать положительные результаты для поднятия имиджа предприятия.

Но есть и минусы:

  • отношение сотрудников проверяемой компании как к посторонним;
  • ограничение по времени;
  • невозможность использовать в отчете конфиденциальную информацию;
  • выборочность (невозможность провести полное исследование);
  • сравнительно высокая стоимость услуг.

Проведение ВА

Работа внешних аудиторов строго регламентирована. Чаще всего работает группа без участия руководства компании. Методы определяет аудиторская организация. Встречи и обсуждения происходят в присутствии всех членов группы

Основной принцип контроля – полнота информации. Если предприятие большое, требуются огромные временные и финансовые затраты для исследования всех подразделений. В подобных ситуациях применяется метод выборки – отбираются отдельные элементы, на результатах их анализа делаются выводы о предприятии в целом.

Специалистами выделено несколько подходов к выбору метода:

  • юридический (на основе законодательных актов);
  • бухгалтерский (проверка бухучета);
  • отраслевой (базируется на специфике деятельности);
  • специальный (исследование и анализ структуры капитала, налогового режима, методов управления, количества сотрудников).

Чтобы работа была эффективной, а заключение корректным, требуется тщательное планирование.

Поэтому аудит делится на несколько этапов:

  • предложение заказчика;
  • первичное знакомство с предприятием;
  • разработка плана и программы, согласование с заказчиком;
  • составление письма;
  • заключение договора;
  • сбор информации;
  • закрытие;
  • составление отчета.

В плане обязательно должны быть указаны:

  • объекты;
  • предмет исследований;
  • вопросы по каждому объекту;
  • источники данных;
  • сроки выполнения работ;
  • состав группы;
  • сроки подготовки программы.

Программа разрабатывается с целью развить план, поэтому содержит конкретный перечень работ и содержание процедур, которые необходимо провести.

Инструкция

Началом проверки считается собрание, на котором аудиторы рассказывают руководителям подразделений о целях контроля, отвечают на вопросы. Происходит обсуждение возможности бесед с работниками, обеспечение проверяющих транспортом и спецодеждой. Главная цель мероприятия – установить контакт между руководством и проверяющими.

После собрания аудиторы приступает к работе в соответствии с планом. Проводятся беседы, проверяется документация и работа на местах, записываются результаты. Потом определяются несоответствия по категориям, выявляются нарушения, информируется руководство с целью корректировки действий. По результатам составляется экспертное заключение и отчет.

В отчете указываются:

  • выявленные нарушения (с указанием процесса или документа);
  • возможные санкции;
  • действия для устранения нарушений.

Заключение содержит данные о времени проведения проверки, составе проверенных документов, целях и методах проверки, использованных нормативах. Заключение подписывает руководитель предприятия и руководитель аудиторской группы.

Периодичность проведения

Классификация по периодичности делит внешние проверки на 2 вида: первоначальные и периодические. Первоначальный аудит – это первое общение заказчика и аудитора, требующая относительно больших финансовых и временных затрат.

Периодические ревизии проводятся при заключении договора на длительный срок. Начиная со второй сокращаются затраты, так как аудиторы знакомы с предприятием. Появляется возможность более глубокого изучения и анализа всех аспектов деятельности, предоставления консультаций по улучшению финансового состояния.

Читайте так же:  Обязательство по материнскому капиталу образец пенсионный фонд

При проведении проверки учитываются требования целого ряда стандартов:

  • международных;
  • федеральных (ПСАД) – определены цели, задачи, этапы проведения проверок, методы;
  • способы решения спорных моментов. ;
  • национальных и международных организаций;
  • Минфина;
  • саморегулируемых аудиторских организаций;
  • организации, проводящей проверку.

Как провести внешний аудит системы продаж, смотрите в виео ниже:

Проблемы внешнего аудита

Аудит является достаточно сложной сферой деятельности. Правила и стандарты бухучета постоянно меняются, поэтому аудитор должен знать больше или хотя бы столько же, как сотрудники проверяемых компаний. Проверяющие должны постоянно обучаться, в том числе и самостоятельно. Аудиторские компании России на данный момент уделяют недостаточно внимания не только обучению, но и анализу допущенных при проверках ошибок.

С большим трудом достигается взаимопонимание между внутренней системой контроля и внешними аудиторами. Основная причина – несоответствие в статусе и уровне квалификации. Случается, что руководство отказывается предоставлять посторонним результаты работы штатных проверяющих.

Классификатор нарушений выявляемых в ходе

В России существует классификатор, разработанный только для нарушений, выявленных в ходе государственного аудита. Он позволяет группировать нарушения с целью однообразного отображения в отчетах при проведении внешнего государственного аудита.

Для аудиторских компаний, занимающихся проверками частных компаний, подобного документа нет. Требования к содержанию и форме заключения определены в ст. 6 Закона № 307-ФЗ.

Аудит внешний и внутренний, их сравнительная характеристика

Методика аудиторской проверки учета расчетов с персоналом по прочим операциям и с разными дебиторами и кредиторами

Включает анализ достоверности и правильности отражения в учете таких операций, как получение и оплата услуг организаций связи, коммунального хозяйства, тепло- и водоснабжения, учебных заведений, по аренде имущества, по возмещению материального ущерба и др. Указанные операции учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на соответствующих субсчетах. Многообразие расчетных операций, отражаемых на этом счете, нередко приводит к ошибкам в учете. В связи с этим по данным первичных документов и учетных регистров по счету 76 аудитору предстоит установить причины и давность возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, правильность ее документального оформления, реальность, не пропущены ли сроки исковой давности, меры, принимаемые для погашения и взыскания задолженности. В зависимости от объема операций и результатов предварительного тестирования системы внутреннего контроля расчетов могут применяться методы как сплошного, так и выборочного контроля. В последнем случае формируются выборки отдельно по дебиторам и кредиторам, в которые включают соответствующие операции за месяц из каждого квартала проверяемого периода.

В обязательном порядке проверяется правильность составления корреспонденции счетов по каждому виду расчетов, организация аналитического учета по ним, обоснованность начисления (или возмещения) НДС по этим операциям. При необходимости проводится сверка отдельных, сомнительных по мнению аудитора, операций по расчетам с организациями-дебиторами. Устанавливается также правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности в балансе — такая задолженность должна отражаться развернуто. Выявленные ошибки и отклонения фиксируются в рабочих документах.

Типичные ошибки, выявляемые аудитором:

• отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или их неполное оформление;

• ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т. п.);

• неправильное оформление и предъявление претензий по договорам.

Внешний аудит осуществляется независимой аудиторской органи­зацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, а также оказания консультационных услуг руководству. Внутренний аудит — это неотъемлемая часть управленческого контроля предпри­ятия. Под внутренним аудитом понимается система контроля за со­блюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования различных звеньев управления, ор­ганизованная самим экономическим субъектом, действующая в инте­ресах его руководства и (или) собственников и регламентированная внутренними документами. Работа внутреннего аудита имеет для ру­ководства и (или) собственников экономического субъекта информа­ционное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Как правило, функции внутреннего аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку реко­мендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и опе­ративной информации, соблюдения законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявлен­ных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности уп­равления. В табл. представлены основные отличия внутреннего и внешнего аудита.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9482 —

| 7455 — или читать все.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.

  2. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

  3. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
  4. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.
Основное различие внутреннего и внешнего аудита заключается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here