Основными формами административной ответственности являются

Помощь в решении вопроса: "Основными формами административной ответственности являются" от профессионалов простыми и понятными словами.

Основными формами административной ответственности являются

Тема 17. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

17.1. Понятие, особенности и виды административной ответственности

Позитивная административная ответственность это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;

7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

• индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

• ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

• ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

• принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

• принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

• принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

• принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

• принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

1) защита правопорядка;

2) воспитание граждан в духе уважения к закону;

3) восстановление социальной справедливости;

4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:

1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

[1]

3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

17.3. Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Система законодательства об административных правонарушениях.

2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях:

• охрана прав и свобод человека и гражданина;

• охрана здоровья граждан;

• охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• защита общественной нравственности;

• охрана окружающей среды;

• охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

• защита общественного порядка и общественной безопасности;

• защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

• защита общества и государства;

• предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

2) в пространстве;

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

1) общего действия (распространяется на все субъекты);

2) специального действия. Виды специальных субъектов:

Читайте так же:  Продлят ли материнский капитал последние новости

• военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

• иностранные граждане и лица без гражданства;

• юридические лица Российской Федерации;

• иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Понятие цели и особенности административной ответственности

Понятие цели и особенности административной ответственности. Административная ответственность – это один из видов правовой ответственности наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной. Она устанавливается государством путем издания его органами правовых норм, определяющих: а) основания ответственности; б) меры, которые могут быть применены к нарушителю; в) порядок рассмотрения дел о правонарушениях; г) исполнение указанных мер.

Общепринятым является понимание юридической ответственности как реализации правовых санкций, применение наказания, ибо оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

Следовательно, административная ответственность рассматривается как применение установленных законом административных взысканий за совершение административных правонарушений. Из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только административные взыскания выполняют функцию наказания, и только их применение влечет наступление административной ответственности (ст. 23 КоАП).

Итак, административная ответственность – это административное правовое принуждение. Это наступление для правонарушителя отрицательных последствий морального (предупреждение), материального (штрафа) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами (частное и общее предупреждение). Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя выражается в том, что государство, в лице полномочного органа, налагающего взыскание, осуждает нарушителя, совершившего противоправное деяние.

Для административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил, несоблюдение которых влечет административную ответственность, во-вторых, ответственность за административные правонарушения возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий. Своей всеобщностью административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой, в которой ответственность наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Административную ответственность можно рассматривать также как систему материальных и процессуальных правоотношений, поскольку ее возникновение и реализация осуществляются в определенных правовых рамках, которые устанавливаются юридическими нормами, реализуемыми в соответствующих правоотношениях. Нередко мы видим, что материальные и процессуальные правоотношения административно-правового характера сливаются, образуя единое целое, например штраф на месте совершения административного правонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного административного процесса, отмечается так называемый усеченный процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать, – это и законодательные органы Российской Федерации и субъектов Федерации, и федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

Наконец, это многообразие и множественность органов, полномочных применять административную ответственность: административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, главы администрации поселковых, сельских, районных, городских органов местного самоуправления, администрация краевого и областного уровня, районные, городские народные суды, судьи общих и военных судов, органы внутренних дел (милиции), органы государственного пожарного надзора, органы железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и еще десятки других органов административной юрисдикции, входящие в систему органов исполнительной власти.

Привлечение к административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно привлечено к ответственности. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При назначении вида и размера административного наказания должны учитываться обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность. К смягчающим ответственность обстоятельствам можно отнести:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении, а также добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного проступка несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, и другие обстоятельства.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Читайте так же:  Взыскание по судебному решению

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим.

Видео (кликните для воспроизведения).

Видами административных наказаний являются:

1. Предупреждение – официальное порицание физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Административный штраф – денежное взыскание, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц – одного миллиона рублей.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – это принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

4. Конфискацияорудия совершения или предмета административного правонарушения – это принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

5. Лишение специального права. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права. Лишение специального права назначается судьей на срок от одного месяца до трех лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью (за исключением определённых случаев). Лишение права охоты не применяется к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

6. Административный арест – заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим и иным лицам.

[2]

7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Данное наказание назначается судьей.

8. Дисквалификациязаключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Срок дисквалификации – от шести месяцев до трех лет.

9. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Основанием применения данного наказания выступает противоправная деятельность указанных лиц, создающая реальную угрозу жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы и иных неблагоприятных последствий.

Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение могут быть назначены одно основное либо одно основное и одно дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Что такое административная ответственность

Понятие и нюансы административной ответственности

Административная ответственность – вид юридической ответственности, который несет человек, совершивший административное правонарушение.

Можно сказать, что административная ответственность это наказание виновного во вредном для общества или аморальном поступке, который в то же время не настолько серьезный, чтобы повлечь за собой уголовное наказание. В связи с этим и меры воздействия на нарушителя не настолько тяжелые для него, по сравнению с санкциями для лиц совершивших преступление.

Все правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность в обязательном порядке прописаны в действующем законодательстве – привлечь виновного к ответственности можно лишь за то деяние, которое было запрещено законом в момент его совершения.

Однако в отличие от уголовного преступления, административные проступки могут быть предусмотрены различными законами, как федерального, так и местного значения. Самые распространенные виды административных проступков: мелкое хулиганство, распитие алкогольных напитков в общественных местах, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка ведения и подачи налоговой отчетности.

Привлечение виновного к административной ответственности осуществляется только тем органом, который по закону имеет право привлекать лиц к ответственности по данному виду проступков. К примеру, нарушителей ПДД наказывают либо инспектора полиции, либо суды, а нарушителей налогового законодательства – инспектора налоговой службы.

В процессе рассмотрения дела, этот орган рассматривает материалы дела, пояснения стороны которая привлекается к ответственности, определяет, имело ли место данное нарушение, какое именно лицо его совершило. При назначении наказания (а точнее, административного взыскания) органы также обязаны учитывать значительность деяния, ущерб нанесенный проступком, личность нарушителя и многие другие обстоятельства.

В зависимости от этого, виновнику назначается конкретное взыскание: это может быть предупреждение, штраф определенного размера, общественные работы. Самым «жестким» видом административного взыскания является административный арест, на время которого человека помещают в специальное учреждение и ограничивают тем самым его свободу.

Вне зависимости от того, какой именно орган привлек нарушителя к административной ответственности, каждый гражданин имеет право обжаловать это решение в судебном порядке. Это конституционное право каждого человека, которое не может быть ограничено.

В этом случае человек обращается в суд с жалобой, в которой указывает свое мнение по поводу того, почему он считает определенное ему административное взыскание неправильным и несправедливым. Очень часто суд принимает сторону заявителя и освобождает его ответственности. В частности, это бывает в тех случаях, когда полиция или другие органы неправильно составили материалы дела, или не учли при его рассмотрении важные обстоятельства.

В то же время, каким бы «мягким» и «незначительным» не казалось административное взыскание (по сравнению с уголовным наказанием) административная ответственность является серьезным видом ответственности, ведь назначается она за вредные для общества поступки.

По этой причине административное взыскание не столько «наказывает» человека, сколько определяет его виновным в антисоциальных поступках, а значит вредит, в том числе и репутации. Это особенно важно для тех, кто занимается предпринимательской или иной публичной деятельностью – даже небольшой штраф или обычное предупреждение могут нанести намного больший урон в виде репутационных потерь, особенно если совершенный человеком проступок осуждается в обществе и о нем стало известно широким массам.

В частности, не так давно в одной из европейских стран, министр был вынужден уйти в отставку после того, как полицейские остановили его за превышение скорости. Несмотря на то, что сам виновник пояснял свое нарушение служебной необходимостью (опаздывал на важную встречу), ему пришлось не только оплатить штраф, но и уйти из политики, поскольку оппоненты обвинили его в наплевательском отношении к законам и к опасности для окружающих.

В связи с этим, в повседневной жизни не следует нарушать даже те правовые нормы, которые кажутся незначительными или излишне строгими. Как бы мы не оценивали действующее в нашей стране законодательство, оно прописано таким образом, чтобы защищать интересы всего общества, не допускать несправедливости, аморальных или вредных для окружающих поступков.

Читайте так же:  Независимая экспертиза некачественного товара

По этой причине, человек, который нарушает законы, не только рискует быть привлеченным к ответственности, но в принципе вредит даже самому себе, ведь чем больше в обществе правонарушений, тем менее комфортно каждому из нас жить в таком обществе.

Административная ответственность: понятие, характерные признаки и структура.

КоАП РФ не закрепляет понятие административной ответственности, хотя оно и применяется в нем.

Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности наряду с дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой, финансовой. Поэтому административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: административная ответственность наступает на основе права за нарушение правовых норм; привлечение виновного лица к административной ответственности влечет для него претерпевание определенных санкций – лишений морального, личного, имущественного или организационного характера; при привлечении к административной ответственности происходит осуждение виновных со стороны государства; меры административной ответственности имеют своей целью предупреждение правонарушений в будущем.

Вместе с тем можно выделить и специфические черты, присущие отдельным видам юридической ответственности.

Так, отличием гражданско-правовой ответственности является ее принудительное применение на имущественную сторону нарушителя с целью защиты нарушенных субъективных прав одной из сторон, выступающей от собственного имени и не имеющей властных полномочий, присущих государственным органам.

Уголовная ответственность назначается за общественно опасные деяния, предусмотренные УК РФ.

Институт административной ответственности характеризуется следующими специфическими чертами:

1) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

2) мерами административной ответственности выступают административные наказания. Перечень административных наказаний, содержащийся в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим. Иные административно-правовые санкции, не включенные в него, законодателем административной ответственностью не признаются;

3) административные наказания в большинстве случаев назначаются государственными органами и учреждениями исполнительной власти или коллегиальными органами во внесудебном порядке, вместе с тем и судебные органы наделены определенной компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

4) применение административных наказаний в отличие от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания налагаются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом, осуществляется должностными лицами на не подчиненных им лиц;

5) административные наказания менее суровы, чем уголовные наказания (в качестве исключения может быть назван лишь административный штраф);

6) применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

7) одновременно с назначением административного наказания на лицо, совершившее правонарушение, могут быть возложены некоторые обязанности (пройти диагностику, лечение от наркомании и др. в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача).

8) субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица, причем за одно и то же правонарушение могут быть привлечены сразу оба субъекта (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ);

9) компетенцией по установлению административной ответственности обладают Российская Федерация и ее субъекты.

Таким образом, административная ответственность это – вид юридической ответственности, установленный КоАП РФ и законами субъектов РФ, заключающийся в применении компетентными органами административной юрисдикции и должностными лицами к лицам, виновным в совершении административного правонарушения специфических мер административного принуждения – административных наказаний, влекущих для правонарушителей наступление негативных последствий морального, имущественного, личного или организационного характера.

Структуру административной ответственности как и любого другого вида юридической ответственности составляют следующие элементы: основания; субъекты; условия; санкции (меры ответственности); порядок привлечения к ответственности. Вместе с тем содержание каждого элемента в различных видах ответственности – свое, специфическое.

Среди оснований административной ответственности можно выделить правовое, фактическое и процессуальное.

Привлечение конкретного субъекта к административной ответственности возможно лишь при наличии всех трех оснований, т.е. первоначально необходимо существование нормы, устанавливающей определенное правило поведения и административно-правовую санкцию за его нарушение (нормативное основание). Законодательство об административной ответственности является двухуровневым. В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ оно состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Фактическим основанием административной ответственности является конкретное правонарушение, виновно совершенное физическим или юридическим лицом, нарушающее правило поведения, защищаемое административно-правовыми санкциями.

Для того чтобы определить, какое конкретное административное правонарушение было совершено, необходимо установить признаки его состава. В состав правонарушения входят следующие элементы: объект административного правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

При наличии нормативного и фактического оснований компетентное должностное лицо обязано процессуально оформить совершенное административное правонарушение и составить протокол по делу или вынести постановление о возбуждении дела.

Таким образом, под процессуальным основанием следует понимать протокол по делу об административном правонарушении либо постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Вынесение данных актов впоследствии позволяет рассмотреть дело об административном правонарушении и вынести постановление о назначении административного наказания, являющееся итоговым документом, содержащим конкретную меру административной ответственности.

Читайте так же:  Использование материнского капитала на оплату обучения

4. Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности выступают коллективные и индивидуальные субъекты (физические и юридические лица), совершившие виновные и противоправные деяния, за которые КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

В каждой из вышеуказанных групп законодатель выделяет общих, специальных и особых субъектов административной ответственности. Специальные субъекты обладают наряду с общими признаками также рядом специальных признаков. Выделение особых субъектов связано с особыми правилами применения к ним мер административного наказания.

2. Юридические лица.Общие субъекты – это российские и иностранные организации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве юридического лица. Специальные субъекты – различные организации – предприятия и учреждения: биржи, банки, рекламодатели, средства массовой информации и т.д. Особые субъекты – реорганизованные юридические лица. Статьей 2.10 КоАП РФ установлены правила привлечения к ответственности вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц.

Условия административной ответственности представляют собой совокупность обстоятельств, которые закреплены нормами КоАП РФ и должны учитываться должностным лицом (органом), ведущим производство по делу в отношении конкретного лица для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности. Отсутствие или наоборот наличие данных обстоятельств исключает возможность привлечения к административной ответственности.

К условиям административной ответственности относятся следующие обстоятельства:

1) наличие события и состава административного правонарушения (факта противоправного деяния и его полного соответствия признакам конкретного состава правонарушения);

2) виновность лица, привлекаемого к административной ответственности – в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

3) возраст, по достижении которого наступает административная ответственность – в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет;

4) отсутствие обстоятельств крайней необходимости;

5) вменяемость правонарушителя – в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ административной ответственности не подлежит физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

6) однократность административной ответственности – в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение;

7) действие сроков давности привлечения к административной ответственности – постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении установленного для соответствующей категории дела срока давности привлечения к административной ответственности.

Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 4243 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Виды административных правонарушений и административной ответственности

Любое нарушение закона, даже если оно не несет опасности для общества, должно заканчиваться ответственностью. Она бывает разной. Административное правонарушение (понятие, виды вы будете узнавать по ходу статьи) тоже должно заканчиваться ответственностью, так как является негативным действием для общества. Наказание зависит от целей нарушителя, осознания последствий его действий. Существуют разные формы ответственности. Из этой статьи вы узнаете виды административных правонарушений и наказаний, которые за них можно получить.

Основные термины

Для начала следует рассмотреть все понятия, с которыми вам придется встретиться. Итак, административное право — это специальная отрасль юриспруденции, при помощи которой регулируются отношения сторон в сфере управления. В ней фиксируется большое количество совершенных деяний, запрещенных законом.

Административное правонарушение — это виновное действие (или его отсутствие), которое характеризуется посягательством физического или юридического лица на нормы общественного порядка, свободы и права граждан. За него полагается определенная ответственность.

Административное взыскание — это та мера, которая применяется к нарушителю. Она предполагает воспитательные цели. Ответственность за такие проступки наступает с 16 лет.

Правонарушение не стоит путать с преступлением. Проступок не является общественно опасным, хотя и может иметь определенные последствия.

Состав правонарушения и его виды

Эта информация является очень важной, так как именно от нее зависит степень будущей ответственности. Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, нужно выяснить элементы его состава:

  • Объект. Это именно те общественные отношения, которые подверглись посягательству.
  • Объективная сторона. Она предполагает конкретно выраженные действия, которые нарушают установленные законом нормы.
  • Субъект. Это, собственно, то лицо, которое совершило поступок. При этом оно уже должно достичь 16-летнего возраста и быть вменяемым.
  • Субъективная сторона. Она предполагает собственное отношение лица к совершенному деянию.

Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, необходимо обязательно узнать типы составов таких проступков. Их всего два: формальный (в этом случае достаточно самого действия, последствия при этом совсем не важны) и материальный (здесь основным показателем являются последствия и их взаимосвязь с совершенным нарушением).

В большинстве случаев можно наблюдать именно первый тип состава нарушения. Второй усматривается лишь тогда, когда есть какие-то последствия, связанные с уничтожением имущества.

Какие правонарушения являются административными?

Нужно сказать, что не все проступки регулируются КОАП. К ним относятся нарушения, осуществленные в сферах:

  • Охраны окружающей среды, здоровья, собственности.
  • Энергетики, промышленности, природопользования, строительства.
  • Ветеринарии, сельского хозяйства, мелиорации земель.
  • Дорожного движения и транспорта.
  • Информации и связи.
  • Предпринимательской деятельности и бизнеса.
  • Здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Защиты границ государства.
  • Общественного порядка и безопасности.
  • Армейского учета.

Именно эти виды административных правонарушений административное право рассматривает как такие, которые не могут быть отнесены к криминальным преступлениям. Хотя тут все зависит от формы вины и серьезности наступивших последствий.

Признаки административных проступков

Любое злодеяние имеет определенные особенности. Его признаки помогают определить не только состав действия, но и необходимость, а также размер ответственности. Среди них можно выделить такие:

  1. Вина. Без нее нет нарушения. Она тоже бывает разной: умышленной или неосторожной.
  2. Противоправность. Действия лица являются такими, которые нарушают установленные обществом нормы поведения.
  3. Наказуемость. Любое противоправное деяние должно предполагать ответственность. То есть если лицо совершило проступок, который имеет состав и признаки правонарушения, то оно должно быть наказано. Естественно, есть определенные случаи, при которых ответственность может не наступить.
Читайте так же:  Списание дебиторской задолженности проводки по 62 счету

Вполне понятно, что необходимо знать виды административных правонарушений, однако без признаков вы не сможете определить, является ли действие противозаконным.

Классификация злодеяний

Теперь следует рассмотреть виды административно-правовых правонарушений. Представленная классификация поможет вам познакомиться с ними более подробно:

1. В зависимости от той сферы, в которой были нарушены правила:

  • в экономической;
  • в социально-культурной;
  • в политическо-административной.

2. Относительно того объекта, на который было совершено посягательство: на государственный, общественный порядок, общественную безопасность, собственность, гражданские права и здоровье.

3. В зависимости от формы вины: умышленные или неосторожные.

4. По характеру осуществленного посягательства правонарушения бывают: в результате действия или его отсутствия.

5. В зависимости от того, каким субъектом был совершен проступок: индивидуальным или осуществленным юридическим лицом.

Как видите, КОАП (виды административных правонарушений рассматриваются именно этим кодексом) охватывает достаточно большую часть жизнедеятельности общества.

Субъект и субъективная сторона проступка

Теперь следует более подробно разобраться в составе злодеяния. Итак, как уже говорилось, субъект – это и есть то лицо, которое намеренно или случайно совершило действия, приведшие к нежелательным последствиям. Естественно, именно оно и должно отвечать за содеянное. Однако если все манипуляции воспроизводились в состоянии невменяемости, то виновный может избежать наказания. Что касается субъективной стороны проступка, то она тоже имеет свои элементы:

  1. Вина. Без нее нет нарушения.
  2. Цель. Это тот результат, к которому стремится человек или предполагает его.
  3. Мотив. Он является именно той движущей осознаваемой причиной, которая побуждает лицо действовать именно так, а не иначе.

Надо сказать, что бывают также специальные и особые субъекты. К первому типу относятся водители, должностные лица и несовершеннолетние. Второй вид включает военных и других людей, на которых распространяется действие положений дисциплинарного устава. Отдельные виды административных правонарушений требуют строго прописанных наказаний.

Объект и объективная сторона нарушения административного порядка

Какие виды административных правонарушений существуют, вы уже знаете. Теперь следует подробнее рассмотреть, что же такое объект и объективная сторона проступка. Итак, разберемся с первым термином. Объект – это есть тот порядок или отношения, которые давно урегулированы правовыми нормами и обязательны для выполнения каждым гражданином общества. Они охраняются специальными мерами ответственности. Кроме КОАП, такие отношения могут дополнительно регулироваться другими кодексами: экологическим, трудовым, земельным.

Что касается объективной стороны, то она является внешним проявлением нарушения установленного закона. Она включает в себя такие элементы: нежелательные последствия, которые наступили, а также деяние или бездействие, которое к ним привело. Еще одним признаком объективной стороны является взаимосвязь между нарушением и результатом. В противном случае нет состава проступка. Например, к объективной стороне можно отнести нарушение правил ПДД, которое проявляется в несоблюдении дистанции движения, требований дорожных знаков, превышении разрешенной скорости. Последствием таких действий может стать дорожно-транспортное происшествие или создание аварийной ситуации.

Если говорить о материальном составе, то примером может быть нарушение пожарной безопасности, которое приводит к уничтожению или повреждению имущества. Естественно, в этом случае необходимо проводить расследование и собирать доказательства.

К объективной стороне относятся и другие компоненты, благодаря которым определяется вид ответственности: место и способ совершения деяния, характер проступка, а также злостность и повторность осуществления нарушения.

Понятие и цели административного взыскания

Виды административных правонарушений в РФ вы уже рассмотрели. Теперь следует поговорить об ответственности. Прежде всего, нужно уяснить само понятие административного взыскания. Это практическая форма выражения ответственности. Взыскание осуществляется, предполагая такие цели:

  • Предупредительную. Наказание как превентивная мера призвано обеспечить соблюдение установленных в обществе порядков. Любой человек, который захочет их нарушить, не станет этого делать, если будет знать, что понесет за это определенную ответственность.
  • Карательную. Нарушитель закона должен обязательно ответить за свои деяния.
  • Воспитательную.
  • Восстановительную. Если своими действиями лицо нанесло какой-либо ущерб, то он обязательно должен быть компенсирован.
  • Сигнализирующую.

Виды наказаний

Теперь следует рассмотреть вопрос о том, в каких формах взысканий выражается ответственность нарушителя перед обществом. Их не так уж и много. За разные виды административных правонарушений (КОАП РФ прописывает различные меры наказания) существует всего 7 основных типов взыскания:

Есть и дополнительные виды наказаний:

  • Дисквалификация. Может длиться от 3-х месяцев до 3-х лет.
  • Запрет на посещение различных соревнований.
  • Приостановление деятельности. Используется в том случае, если лицо, которое ведет бизнес, нарушает основные правила осуществления действий по его поддержанию и развитию, например не оформляет соответствующие юридические документы. Максимальный срок такого наказания составляет 90 дней.
  • Административное выдворение за пределы государства. Оно происходит под контролем специальных органов. Применяется такая мера в том случае, если лицо, не имеющее гражданства или являющееся подданным другой страны, совершило такое злодеяние, которое приравнивается к действиям должностных лиц. Такое наказание не касается военнослужащих. Принимать такое решение может только суд.

Как видите, административное правонарушение (понятие, виды и другие особенности мы рассмотрели ранее) не может остаться безнаказанным.

Особенности административной ответственности

Этот вопрос тоже является очень важным и необходимым для тех людей, которые не хотят попасть в неприятную историю. Так как виды административных правонарушений и административной ответственности вы уже знаете, нужно еще разобраться в их особенностях, которых достаточно много:

Видео (кликните для воспроизведения).

Вот и все. Теперь вы знаете, что такое административное правонарушение, понятие, состав, виды взысканий и другие сведения по этой теме. Несмотря на то, что судимости такие проступки за собой не влекут, все-таки не стоит их совершать. Будьте законопослушными гражданами. Удачи!

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  2. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.

  3. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
Основными формами административной ответственности являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here