Отказ в аренде земельного участка

Помощь в решении вопроса: "Отказ в аренде земельного участка" от профессионалов простыми и понятными словами.

Статья 9.2. Основания для отказа в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка

Статья 9.2. Основания для отказа в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка

До 1 января 2020 года основаниями для отказа в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, являются:

указанный в заявлении земельный участок включен в специальный фонд земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, для осуществления индивидуального жилищного строительства;

указанный в заявлении земельный участок необходим для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

Абзац четвертый статьи 9.2 настоящего Закона вступает в силу после официального опубликования, но не ранее 1 января 2016 г.

[2]

указанный в заявлении земельный участок необходим для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве;

в отношении земельного участка издано распоряжение Губернатора Оренбургской области о праве юридического лица на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, срок реализации которого не истек.

>
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка.
Содержание
Закон Оренбургской области от 3 июля 2015 г. N 3303/903-V-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отказ в аренде земли

Очевидная тенденция последних лет – рынок недвижимости если не замер, то существенно сбавил обороты. Однако в этом году многие специалисты отмечают возвращение бизнеса к крупным строительным проектам, завершающий этап которых зачастую проходит не на стройплощадке, а в здании суда.

В пунктах этой статьи содержится множество нюансов, а также конкретной информации, которые станут причиной для того, чтобы вы отказались от возможности получения земельного надела в аренду.

Процесс выделения земельных участков находящихся в государственной собственности

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований арендатора. Он посчитал, что заявитель пропустил срок на обжалование, поскольку прошло более трех месяцев с последнего дня, когда администрация должна была принять решение по заявлению арендатора (не позднее 23 января 2016 г.). Кроме того, суд не усмотрел бездействия администрации.

Арендатор заявлял, что он не мог зарегистрировать объект незавершенного строительства, поскольку для этого требовался договор аренды земельного участка с неистекшим сроком действия.

В послании Губернатора Тюменской области областной Думе от 24.10.2013 «О положении дел в области» особое внимание было уделено вопросам, связанным с арендой земельных участков для реализации инвестиционных проектов.

Сначала мне отдали пакет документов на доработку, а теперь и вовсе вынесли отказ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, аргументируя свое решение необходимостью организации аукциона мероприятия. Обстоятельства таковы, что я планирую построить на участке жилище и хотела эту землю у городской управы выкупить.
ТКС» к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве, о признании незаконным решения, третьи лица: Департамент земельных ресурсов г.

Во втором случае, составляется дополнительное соглашение по продлению, которое также должно быть зарегистрировано по соответствующим правилам.

Земли, относительно которых вынесено постановление о передаче в пользование гражданам или юридическим лицам.

РЖД» поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, изложенным в представленном отзыве.

На это указывает и п. 33 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1.

Понятно. «Меня смущает вот что: не подразумевает ли п. 18 ст. 39.16 ЗК, что программа субъекта федерации в данном случае должна относиться именно к размещению не индивидуальных строений, а публичных, общественно значимых зданий, сооружений, как то, например: завод по переработке мусора, кинотеатр торговый, досуговый центр и т.п. в рамках развития муниципальных образований». Нет, не подразумевает.

После подачи заявления на получение земли в аренду или на продление уже действующего соглашения заявители нередко получают отказ.

В выступлении необходимо сослаться на то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК).

Москве), оформленного письмом от 10.08.06 N 30-13/8687, в предоставлении обществу в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 15725 кв. м, расположенного под строениями 20 и 34 дома 1 по ул. Складочная г. Москвы и необходимого для их эксплуатации. Одновременно просило обязать ТУ ФАУФИ по г. Москве предоставить данный земельный участок в аренду.

Согласно ст. 46 ЗК РФ, причинами преждевременного расторжения договора аренды могут быть:

  1. Решение суда, если собственником земли является муниципальное образование, а арендатором физическое лицо.
  2. Инициатива одной из сторон. В этом случае, скорее всего, также придется обращаться в судебные органы, так как мирным путем подобные вопросы решаются редко.

По сути – это единственно возможный вариант улучшения благосостояния путём обработки или благоустройства земли.

Согласно ст. 46 ЗК РФ, причинами преждевременного расторжения договора аренды могут быть:

  1. Решение суда, если собственником земли является муниципальное образование, а арендатором физическое лицо.
  2. Инициатива одной из сторон. В этом случае, скорее всего, также придется обращаться в судебные органы, так как мирным путем подобные вопросы решаются редко.

У меня в собственности есть земельный участок (ЛПХ) 30 соток с домом и хоз. постройками на нем. Рядом с этим участком есть небольшая территория (соток 5-7), которой я и моя семья пользуемся для ведения ЛПХ уже более 35 лет. На нем у нас небольшой сарайчик и пруд для уток. Эта небольшая территория считается общего пользования.

Читайте так же:  Претензия на возврат товара ненадлежащего качества образец

На земельном участке расположена одноэтажная нежилая хозяйственная постройка (хозблок), на которую зарегистрировано право собственности.

Для этого договор составляется в обычной письменной форме, от руки или может быть напечатан. Заверять его нужно только своими подписями, а регистрировать не нужно в принципе.
Не случайно в статье 9 Конституции Российской Федерации [1.1] провозглашен принцип, согласно которому земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с позицией первой и кассационной инстанций и оставила в силе постановление апелляции. Тем самым она подтвердила, что фактический владелец недостроенного объекта на арендованном участке вправе претендовать на заключение договора аренды земельного участка на новый срок без торгов.

Расположение земли в пределах границ природного комплекса. Данное основание не будет являться причиной отказа в предоставлении земли в собственность. Нахождение земли в границах территории, которую планируют объявить особо охраняемыми природными зонами. Земли в пределах таких территорий не ограничиваются в обороте по федеральному законодательству, но не по ЗК РФ.

Доброго вам времени суток. Читайте договор аренды насчёт расторжения договора аренды земельного участка.

Кадастровый план на землю или участок

Изучите договор аренды на предмет наличия в нем условий о возможности одностороннего отказа от договора.

Все основания для отказа в предоставлении земельного надела в аренду содержатся в законодательстве. Поэтому, вы можете ознакомиться с подобными основаниями не только из текста нашей статьи, но и обратившись к нормативно-правовым актам.

Согласно п.5 ст.39.17, уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления либо отказывает в выкупе, либо осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет проект заявителю.

На момент обращения Общества с заявлением о выкупе, земельный участок, занятый принадлежащими Обществу на праве собственности зданиями, в установленном порядке сформирован и поставлен на кадастровый учет.

Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.

Как правило, договор аренды участка земли расторгается по причине окончания срока его действия. Однако возможны ситуации, когда одной из сторон изъявляется желание прекратить сделку досрочно. Расскажем в статье, при соблюдении каких условий это возможно и как происходит расторжение договора аренды земельного участка в одностороннем порядке.

ВС от 19.09.2017) Вроде Администрация уже начала соглашаться с указанной нами позицией как встал такой вопрос, речь идет о незавершенке, а у нас уже полностью отстроенный жилой дом, (есть тех.паспорт). Тепрь Администрация говорит мол если бы у вас была незавершенка мы бы иск признали, но у вас уже готовый объект. Так вот отсюда вопрос, что делать то?

Различие этой процедуры в том, что соглашение должно опираться на все положения уже существующего договора. Автономной силы оно не имеет.

Земельный надел находится на территории, которая планируется в будущем стать природной охраняемой зоной.

Обращаться в судебные органы не придется, если стороны заключат дополнительное соглашение о расторжении к договору аренды. Поэтому, прежде чем написать исковое заявление, сторона-инициатор прекращения арендных отношений должна уточнить мнение второй стороны по договору. В противном случае суд не сможет принять иск.

ЗК РФ, регламентирующей переход прав на земельный участок под зданиями, сооружениями на участке при переходе прав на строения, не содержит указания на приобретение права собственности на земельный участок, необходимый для обслуживания зданий, сооружений на земельном участке.

ТКС», владеющее на праве собственности строениями 20 и 34 по адресу: г. Москва, ул. Складочная д. 1, письмом от 28.07.06 N 92 обратилось в ТУ ФАУФИ по г. Москве для оформления арендных отношений на земельный участок, занимаемый строениями.

ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Порядок предоставления земельного участка

Также имеется, определенный строгими рамками, перечень условий, в силу которых возможен отказ в предоставлении земельного участка. А именно:

  • 1.Данная земля уже закреплена за другим лицом, либо организацией, на праве пожизненного или бессрочного пользования;
  • 2.Муниципалитет, до поступления соответствующей просьбы об аренде, уже зарезервировал участок, чтобы использовать его для иных нужд, или же выставил на аукцион;
  • 3.На выбранной земле имеются государственные или муниципальные постройки;
  • 4.ВРИ участка противоречит заявленному целевому использованию;
  • 5.Фактическое использование земли, не соответствует указанному в договоре аренды;
  • 6. В случае пропуска срока, предоставляемого для пролонгации. В сложившейся ситуации, администрация вправе отказать от дальнейшего предоставления участка в аренду, если:
  • Ранее лицу было направлено письмо, содержащее предупреждение о намерении прекратить существующие отношения;
  • После отправления такого письма прошло три месяца;
  • Срок был пропущен в силу невнимательности.
  • 7.Земля была приобретена в аренду, но в дальнейшем не использовалась вообще, т.е. арендатор за все время эксплуатации, не произвел в отношении нее никаких действий.

За девять дней до окончания аренды администрация подготовила ответ, в котором указала, что без проведения торгов арендатор может получить земельный участок в аренду на новый срок, только если предоставит документы, подтверждающие регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства. Причем доказательств направления этого письма арендатору у администрации не было.

Для ответа на Ваш вопрос нужно в первую очередь, изучить сам Договор аренды о котором Вы ведёте речь и более подробно все обстоятельства Вашего дела.

Аренда участка общего пользования: возможно ли это?

БесплатноПередача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:

  1. в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.
  2. физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
  3. физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;

Представитель административного истца адвокат ФИО8, действующая на основании ордера и доверенности, иск поддержала, подтвердив доводы и требования административного искового заявления. В случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, у арендатора есть право преимущественной покупки. Оно означает, что в первую очередь собственник обязан уведомить о намерении продать участок арендатора. Только в случае отказа арендатора приобретать участок земли в собственность, он может выставляться в свободную продажу.

Читайте так же:  Через какое время обналичивают материнский капитал

Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.16 . Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 39.16 ЗК РФ

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

Информация об изменениях:

Статья 39.16 дополнена подпунктом 3.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

3.1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 5 изменен с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

Видео (кликните для воспроизведения).

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

Читайте так же:  Рассмотрение материнского капитала на покупку жилья

Информация об изменениях:

Подпункт 13 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

Информация об изменениях:

Статья 39.16 дополнена подпунктом 14.1 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Подпункт 16 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в подпункт 24 статьи 39.16 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ в подпункт 25 статьи 39.16 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2015 г.

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

Информация об изменениях:

Статья 39.16 дополнена подпунктом 26 с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Расторжение договора аренды земельного участка не мешает его приватизации

Односторонний отказ арендодателя от договора аренды земельного участка не нарушает право арендатора, имеющего в собственности недвижимость на этом участке, на пользование им и его приватизацию или на приобретение права его аренды (постановление Президиума ВАС РФ от 15.02.2011 № 14381/10).

По вопросу, рассмотренному в данном постановлении, в судебной практике до настоящего момента не было единого подхода.

В частности, выводы, противоположные выводам судов нижестоящих инстанций в данном деле, были обозначены в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 06.07.2010 по делу № А17-7148/2009 и Северо-Западного округа от 19.11.2007 по делу № А56-50642/2006.

В постановлении от 15.02.2011 № 14381/10 Президиум ВАС РФ занял позицию, приведенную в указанных выше постановлениях арбитражных судов.

Таким образом, постановление Президиума ВАС РФ от 15.02.2011 № 14381/10 вносит единообразие в судебную практику.

Фабула

Между местным земельным комитетом (арендодателем, далее — комитет) и обществом (арендатором, далее — общество) был заключен договор аренды земельного участка, предоставленного в пользование обществу под дальнейшую эксплуатацию объекта недвижимости (здания). Здание находилось у общества в собственности.

По истечении срока действия договора арендатор продолжал использовать участок без возражений со стороны арендодателя, то есть договор был продлен на неопределенный срок. Через несколько лет комитет решил расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке и направил обществу уведомление об этом со ссылкой на ст. 610 Гражданского кодекса РФ.

Сочтя данное уведомление и односторонний отказ от договора незаконным, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Исковые требования

По мнению общества, то, что на спорном земельном участке находится принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество, не позволяет комитету реализовать право на односторонний отказ от договора. Это нарушает исключительное право общества на приватизацию земельного участка или приобретение права аренды такого участка в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.

Читайте так же:  Закон о материнском капитали

Комитет возражал, что право на односторонний отказ не ограничено ст. 36 ЗК РФ.

Судебное рассмотрение

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляции и кассации, исковые требования были удовлетворены.

Суды исходили из того, что даже при применении ст. 610 ГК РФ ст. 36 ЗК РФ учитывать надо. Согласно этой норме лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают в соответствии с Земельным кодексом права на эти участки.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию участков или приобретение права их аренды имеют собственники недвижимости.

Суды учли эти нормы, а также установили, что на спорном участке расположены здания, принадлежащие обществу на праве собственности. Сам земельный участок был предоставлен в аренду именно для целей эксплуатации расположенной на нем недвижимости.

Односторонний отказ комитета от договора аренды ничтожен, поскольку совершен в нарушение ст. 36 ЗК РФ.

Более того, суды сослались также на то, что данную позицию поддерживают и другие суды при рассмотрении аналогичных споров.

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум ВАС РФ отменил все принятые по данному делу судебные акты.

Передавая дело на рассмотрение в порядке надзора, коллегия судей ВАС РФ отметила, что в судебной практике сформулирована и иная, нежели в данном деле, позиция. Она и верна. А именно: арендодатель вправе отказаться от договора аренды участка, заключенного на неопределенный срок, на основании ст. 610 ГК РФ, даже если на нем расположена недвижимость. Дело в том, что прекращение договора не нарушает исключительных прав арендатора (на приватизацию недвижимости и приобретение арендных прав на земельный участок на основе ст. 36 ЗК РФ) и не лишает его права пользования этим участком.

Отказ в аренде земельного участка

Содержание:

У вас есть земельный участок, и вы очень часто используете прилегающее к нему территории? Стоит задуматься об их аренде. Все-таки вы имеете право каким-то образом использовать соседние территории, если они никому не принадлежат. Если вы их арендуете, то сможете законно распоряжаться данной землей и, например, что-то там построить. Аренда земли дает большие возможности для собственника, поэтому это отличная идея арендовать земельный участок.

Но бывают ситуации, когда приходит отказ в аренде земельного участка. По сути государственные органы могут отказать в аренде земельного участка, но только если на это есть веские причины. В случае, если вам отказали и не сообщили почему — скорее всего, это незаконный отказ, и его можно оспаривать через суд. Самое главное — предоставить суду копию отказа на аренду, чтобы судья мог удостовериться в подлинности вашего иска.

Отказ в аренде земельного участка через суд

Если хотите арендовать землю, и вам пришел отказ, вы имеете право его оспорить. В таких ситуациях исключение может быть только одно: когда земли, которые вы хотите арендовать, изъяты или ограничены в обороте. В противном случае, смело обращайтесь в суд и добьетесь аренды желаемого земельного участка. Судья проверит документы на интересующую вас землю, а потом удостоверится, что отказ в аренде земельного участка был необоснован. Просто так обращаться в суд не стоит, это делают только в случаях, если отказ действительно незаконный.

Таким образом, у вас есть шанс арендовать землю, а потом соединить ее со своей собственностью. Что, правда, придется переждать длительный судебный процесс. Но зато по его окончанию вы получите право на аренду земельного участка или не получите, если суд решит, что отказ был обоснован законом.

Если у вас возникла сложная юридическая проблема или вам нужна грамотная консультация по вопросам, касающимся земли и земельных участков, их кадастровой стоимости и оформления в собственность, обращайтесь к нашим юристам по земельным вопросам. Они не только дадут вам емкую и грамотную информацию по интересующей вас юридической ситуации, но и помогут оформить землю под строительство дома в Москве или другом городе РФ.

ВС РФ разрешил продлять аренду земли без торгов, даже если арендатор не оформил собственность на недостроенный объект

Если срок аренды земельного участка истек, но арендатор не успел достроить объект, то он вправе требовать заключения нового договора аренды без торгов и без оформления права собственности на объект незавершенного строительства (Определение ВС РФ от 19.09.2017 № 305-ЭС17-7338 по делу № А41-27734/2016).

ООО «Многофункциональный комплекс» (далее — арендатор) арендовало муниципальный земельный участок, заключив договор аренды с Комитетом по управлению имуществом города Серпухова Московской области. По его условиям арендатор получил в аренду более 5000 кв. м. земли для строительства делового центра. Стороны заключили договор в марте 2014 г. со сроком аренды на два года — до 29 февраля 2016 г.

Арендатор получил разрешение на строительство в марте 2015 г. За время аренды он возвел объект, но внутренние работы закончить не успел. Были построены железобетонный каркас, наружные ограждающие конструкции (кирпичная кладка наружных, внутренних стен и перегородок, устройство кровли) объекта делового, финансового назначения: фундамент — 100%, несущий монолитный каркас — 100%, ограждающие конструкции — 90%, наружные сети — 10%, внутренние сети — 0%. Это подтверждал акт проверки Главного управления строительного надзора Московской области.

За два месяца до окончания срока действия договора арендатор обратился в администрацию города Серпухова с заявлением о заключении на новый срок без проведения торгов договора аренды земельного участка для завершения строительства.

За девять дней до окончания аренды администрация подготовила ответ, в котором указала, что без проведения торгов арендатор может получить земельный участок в аренду на новый срок, только если предоставит документы, подтверждающие регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства. Причем доказательств направления этого письма арендатору у администрации не было. Решение об отказе или удовлетворении заявления арендатора в предусмотренный законом 30-дневный срок администрация не приняла. На этом основании арендатор подал в суд заявление о признании незаконным бездействия по непринятию решения о предоставлении ему в аренду без проведения торгов земельного участка.

Проблема в том, что если компания не успела построить объект на арендованном участке и хочет заключить новый договор аренды без торгов, то по закону для этого нужно оформить право собственности на объект незавершенного строительства. В то же время для регистрации права собственности на такой объект нужен действующий договор аренды земельного участка.

К рассматриваемой ситуации применимы нормы Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ), в п. 21 ст. 3 которого сказано, что если объект незавершенного строительства расположен на государственном или муниципальном земельном участке и право собственности на этот объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г. или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г. в аренду, то собственник такого объекта имеет право приобрести земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов (в порядке, установленном ст. 39.14—39.17 ЗК РФ. Это положение применяется, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства.

Читайте так же:  Материнский капитал удваивается при покупке квартиры

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований арендатора. Он посчитал, что заявитель пропустил срок на обжалование, поскольку прошло более трех месяцев с последнего дня, когда администрация должна была принять решение по заявлению арендатора (не позднее 23 января 2016 г.). Кроме того, суд не усмотрел бездействия администрации. Он исходил из отсутствия у арендатора права на аренду земельного участка без проведения торгов, поскольку не были предоставлены доказательства регистрации права собственности на объект незавершенного строительства (п. 21 ст. 3 Закона № 137-ФЗ).

Арендатор заявлял, что он не мог зарегистрировать объект незавершенного строительства, поскольку для этого требовался договор аренды земельного участка с неистекшим сроком действия. Первая инстанция с этим доводом не согласилась, указав, что арендатор мог получить право собственности на объекты незавершенного строительства по правилам п. 10 ст. 39.6 ЗК РФ или п. 21 ст. 3 Закона № 137-ФЗ, а затем повторно обратиться с заявлением о заключении нового договора аренды (Определение ВС РФ от 28.04.2016 № 305-ЭС16-1050 по делу № А40-171581/2014).

Суд апелляционной инстанции решение первой инстанции отменил. Он признал незаконным бездействие администрации и обязал ее принять решение о предоставлении участка в аренду на три года. Во-первых, апелляция не согласилась с истечением срока на обжалование. Администрация бездействовала с 24 января 2016 г. (со дня, следующего за последним днем, когда администрация должна была принять решение) до 20 февраля 2016 г. (дата подписания письма с требованием предоставить доказательства собственности на объект незавершенного строительства). А значит, обратившись в суд 29 апреля 2016 г., арендатор не пропустил трехмесячный срок на обжалование.

Во-вторых, апелляция отметила, что в Законе № 137-ФЗ сформулированы два самостоятельных случая для реализации права на приобретение земельного участка в аренду для завершения строительства без проведения торгов:

1) когда объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г.;

2) когда объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и такой земельный участок предоставлен в аренду до 1 марта 2015 г. (п. 21 ст. 3 Закона № 137-ФЗ).

Из этого апелляционный суд сделал вывод, что данная норма распространяется не только на собственников, но и на владельцев объектов незавершенного строительства, расположенных на арендованных земельных участках, выделенных для строительства по договорам аренды, заключенным до 1 марта 2015 г. (то есть до введения в действие изменений в ЗК РФ).

На это указывает и п. 33 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1. В нем сказано, что если право на объект незавершенного строительства не зарегистрировано в реестре, то собственник такого объекта для получения в аренду земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, может предоставить иные документы, удостоверяющие права заявителя на объект.

А это значит, что для продления аренды не обязательно быть собственником недостроенного объекта. Достаточно быть его фактическим владельцем. Необходимость регистрации права собственности объекта незавершенного строительства для заключения договора аренды земельного участка для последующего завершения строительства такого объекта, ввода его в эксплуатацию не имеет никакого смысла и по сути может быть отнесена к излишним административным барьерам.

Однако суд кассационной инстанции поддержал первую инстанцию и отменил постановление апелляции. При этом он сослался на сложившуюся практику — определения ВС РФ от 28.04.2016 № 305-ЭС16-1050, от 02.09.2016 № 307-ЭС16-10541, от 24.01.2017 № 309-КГ16-17873, от 06.02.2017 № 301-ЭС16-20265.

[1]

Позиция ВС РФ

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с позицией первой и кассационной инстанций и оставила в силе постановление апелляции. Тем самым она подтвердила, что фактический владелец недостроенного объекта на арендованном участке вправе претендовать на заключение договора аренды земельного участка на новый срок без торгов. Оформлять для этого право собственности на объект незавершенного строительства не обязательно. При рассмотрении кассационной жалобы в ВС РФ администрация заявила, что арендатор вправе был представить любой документ, подтверждающий права на объект (п. 33 приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1). Например, можно было провести кадастровые работы и представить кадастровый паспорт. Но он подал только акт проверки Госстройнадзора, что, по мнению администрации, не подтверждало прав арендатора на построенный объект незавершенного строительства. При этом сама администрация никакого акта об осмотре объекта не составляла. В своем определении ВС РФ не отреагировал подробно на эти доводы, отметив только, что администрация обязана проверять наличие или отсутствие оснований для предоставления земельного участка в аренду.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тем не менее Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ решила, что в п. 21 ст. 3 Закона № 137-ФЗ прямо предусмотрено право арендатора при наличии у него объекта незавершенного строительства на заключение (продление) договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства (в случае предоставления земельного участка в аренду до 1 марта 2015 г.). При этом отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора аренды.

Источники


  1. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.

  2. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.

  3. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
  4. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
Отказ в аренде земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here