Ответственность по статье 211 ук рф за угон воздушного, водного или железнодорожного транспорта

Помощь в решении вопроса: "Ответственность по статье 211 ук рф за угон воздушного, водного или железнодорожного транспорта" от профессионалов простыми и понятными словами.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

[2]

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Ст. 211 УК РФ

1. Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

К судам водного транспорта относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра — яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10 марта 1988 г.

К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав — электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

3. Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме этого, состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее транспортное средство передается при выполнении требования виновного лица об этом как условия освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст. 206 УК.

Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять транспортным средством, или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (ст. 116 УК), или угрозы применения такого насилия.

Захват также может быть ненасильственным, например, в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.

4. Преступление имеет формальный состав. Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление транспортным средством лично или установил контроль над транспортным средством либо его экипажем и получил возможность распоряжаться по своему усмотрению.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват транспортного средства, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Цель самого угона либо захвата транспортных средств значения для квалификации по комментируемой статье не имеет и может быть любая, например совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.

Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, например для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по комментируемой статье не наступает, и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника по ст. 206 УК.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст. 111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Под оружием понимается любой вид оружия — огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии. Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет.

Читайте так же:  Профстандарт электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию

8. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: те же деяния, если они совершены организованной группой (ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, транспортного средства, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины — прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) — к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ)

Объектом преступления является общественная безопасность. Предмет преступления — судно воздушного или водного транспорта либо железнодорожный подвижной состав.

Объективная сторона преступления заключается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона. Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, приводимый в движение с помощью специальных технических средств и использования потоков воздуха (самолет, вертолет, планер и др.). Водное судно — это морское, речное или озерное судно, за исключением маломерных судов, используемое для перевозки по воде пассажиров и груза (корабли и пароходы, паромы, буксиры, катера, научные суда и т. п. ). Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, вагоны и т. п.

Угон есть противоправное завладение судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом и его перемещение в другое место. Захват предполагает противоправное завладение таким средством и распоряжение им с целью его последующего угона. УК установлена ответственность за те же деяния, совершенные:

  • группой лиц по предварительному сговору;
  • неоднократно;
  • с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
  • применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2 ст. 211).

Насилие и угроза применения насилия могут применяться в отношении экипажа судна и его обслуживающего персонала, а также пассажиров и иных лиц. Насилие признается опасным для жизни и здоровья, если 0но повлекло за собой причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда. Угроза насилием может выражаться в запугивании убийством, расправой, причинением телесных повреждений.

По ч. 3 ст. 211 УК установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой же статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия могут заключаться в аварии судна или подвижного железнодорожного состава, нарушениях графика полета (движения) и т. п. При квалификации по ч. 3 ст. 211 (по признаку причинения смерти человеку) необходимо установить, что смерть наступила при наличии неосторожности. Совершение в процессе этого преступления умышленного убийства квалифицируется по ст. 211 и 105 УК.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 и 2, а также совершенного организованной группой — ч. 3 ст. 211 характеризуется прямой формой вины. Субъективная сторона преступления в виде угона или захвата, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия характеризуется двойной формой вины:

  1. прямым умыслом к действиям;
  2. неосторожностью по отношению к последствиям.

Лицо предвидит, что в результате его действий может наступить смерть человека или иные тяжкие последствия, однако самонадеянно рассчитывать на их предотвращение или не предвидело возможности наступления этих последствий, но должно было и могло их предвидеть.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Конспекты юриста

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного состава

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ).

Круг дополнительных объектов преступления образуют жизнь, здоровье, личная свобода человека, отношения собственности, нормальная и безопасная деятельность транспорта и организаций, ее обеспечивающих.

В качестве предмета посягательства могут выступать: плавучее транспортное средство для перевозки людей и грузов (пароход, корабль, паром, танкер, баржа, маломерное судно); летательный аппарат (самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль); железнодорожный подвижной состав (локомотив, вагоны, платформы и др.).

Объективная сторона анализируемого преступления выражается в следующих альтернативных действиях:

  • — угон, т.е. завладение соответствующим судном с последующим его произвольным перемещением, а в воздухе — с изменением его направления (маршрута) под влиянием лица, производящего угон;
  • — захват, т.е. завладение судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом и установление контроля над ним и экипажем (бригадой).

Состав угона является формальным, он считается оконченным:

  • — с момента взлета воздушного судна;
  • — с момента снятия с якоря водного судна;
  • — с момента отправления подвижного железнодорожного состава с места стоянки;
  • — с момента уклонения от заданного маршрута, если транспортное средство, указанное в диспозиции ст. 211 УК, находится в движении.

Формальным является и состав захвата транспортного средства, поскольку это деяние считается оконченным с момента установления контроля над ним и получения реальной возможности распоряжаться им по усмотрению виновного. Это подтверждается и выводами Верховного Суда РФ.

Совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 211 УК, может сопровождаться применением насилия, неопасного для жизни или здоровья потерпевшего. Если преступник наносил побои или совершал иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в ст. 115 УК, либо угрожал таким насилием, содеянное охватывается ч. 1 ст. 211 УК.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 211 УК, характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны захвата является специальная цель — угон соответствующего транспортного средства.

Читайте так же:  Отказ от права на материнский капитал

Субъектом преступления выступает физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

В качестве квалифицирующих признаков I степени закон предусматривает совершение рассматриваемого преступления группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 211 УК)3; с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой, применения такого насилия (п. «в» ч. 2 ст. 211 УК); с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г» ч. 2 ст. 211 УК).

[1]

Убийство, а также умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, совершенные в процессе угона или захвата, требуют дополнительной квалификации соответственно по ст. 105 или ч. 4 ст. 111 УК.

Если виновный, совершая преступление, угрожал заведомо негодным оружием или имитацией оружия, не намереваясь использовать эти предметы для причинения вреда жизни или здоровью, содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 211 УК.

Квалифицирующими признаками II степени признаны (ч. 3 ст. 211 УК):

  • — совершение преступления организованной группой;
  • — причинение по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий в результате деяний, предусмотренных ч. 1 или 2 ст. 211 УК.

Во втором случае содеянное характеризуется двумя формами вины, так как предполагает умысел на угон или захват транспортного средства и неосторожность по отношению к наступлению смерти человека или иных тяжких последствий, в качестве которых могут выступать причинение крупного имущественного ущерба, авария, катастрофа, длительное нарушение графика транспортных сообщений и проч.

Частью 4 ст. 211 УК предусмотрена ответственность за деяния, изложенные в ч. 1,2 или 3 данной статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности (квалифицирующий признак III степени). Содеянное в таких ситуациях подлежит квалификации по совокупности соответствующих преступлений.

Фотогалерея



Добро пожаловать на сайт http://lada110atricom.ru

У многих людей есть собственные автомобили, различных марок, комплектаций, тюнингованные и просто «серые» авто для повседневной езды. Кто-то делает различные примочки для авто своими руками, кто-то загоняет в специальные сервисы, а кто-то просто любуется на то как люди это делают. Собственно об этом и хотелось бы поговорить — о тюнинге!

Раньше у меня не было автомобиля и как-то не было в нём необходимости, но в душе всегда хотелось посидеть, порулить и насладиться скоростью. Первым шагом к покупке авто стало получение водительских прав, на которые я пошёл обучаться также спонтанно. Вообщем отучился 3 месяца в ДОСААФе и 29.02.2008 года я получил своё водительское удостоверение. Время от времени возникало желание купить автомобиль, но не было средст для его покупки, да и стал задумываться о том — собственну «куда ездить то ?», до работы идти 15 минут, дачу давно забросили и получается что машина и не нужна.

Время шло, годы летели, слухи шли о кризисе. К тому времени удалось немного скопить наличности, которые было всё-таки решено вложить в какое-нибудь автомобильное средство, пока они не пропали . Одним чудесным утром, собравшись, мы поехали на авторынок в Саратов с целью выбора автомобиля для меня. Пришлось занять у знакомых не малую ещё дополнительную сумму наличности, а то моих скоплений не хватало.

Отправились в дорогу, ехали-ехали и наконец приехали. Пошли по рынку.

В Саратове автомобилей было много, одни не по нашим деньгам, другие слишком убитые, вообщем бродили-бродили и увидели ВАЗ2110 красного цвета (мой любимый цвет). Спустя некоторое время, после долгих хождений всё-таки было решено приобрести первый понравившийся автомобиль и ехать уже наконец-то домой.

Путь до дома был неблизкий, в районе 200км. По началу я думал что мой друг будет за рулём и пригонит мою машинку в мой родной Камышин, но всё-таки погнал её обратно я сам. Это мой самый первый раз когда я так долго ехал за рулём, ведь последний раз когда я его держал в руках было ещё в феврале и то минут 10. Первые минут 10-20 я не мог прийти в себя, то что сижу за собственным автомобилем, руки немного потрясывало и всё не верилось что я еду. Буквально, проехав километров 50, я уже стал чувствовать себя намного увереннее, развалился на сиденье и стал наслаждаться поездкой.

Всё бы ничего, но в Красноармейске на посту ДПС нас остановили для проверки документов. А я по глупости взял с собой только права, а остальные доки остались у мамки, которая на другой машине с водителем уехали вперёд. Благо остановились метрах в 300 от нас. Инспектору пришлось ждать некторое время, на что он сделал грозное выражение лица. Принесли документы, всё проверили, но всё-таки докапались до того, что не было аптечки, огнетушителя и знака. А то что автомобиль даже и на транзитных номерах и только что куплен его не волновало, пришлось заплатить некоторый штраф в фонд Инспектора. Сели в машину, заправились и отправились дальше в путь.

Долетели до дома в принципе быстро, около 3 часов всего ехали, хотя можно было бы и больше, но я был в то время ещё новичком, да и машина не проверенная, мало ли что сломается, поэтому скорость держал в районе 100-110км/ч. Но всё-таки было желание испытать драйва и поэтому разогнался разок до 155км/ч, машина вела себя на дороге изумительно, я оставался довольным во время всего пути.

Вот и краткая история о шагах к покупке первого автомобиля, который до сегодняшнего дня со мной, радует меня. Время от времени что-то делаю для души в ней, небольшой тютинг и т.п. о чём я расскажу в своём Бортовом журнале .

Высказывайте свои мнения о моей работе, ну и просто так можно что-то обсудить, дальнейшие работы, планы.

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте так же:  Кпк мари эл займы под материнский капитал

1.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи и статьей 271.1 настоящего Кодекса, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1.2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

Видео (кликните для воспроизведения).

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

2.1. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263 УК РФ

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

Безопасность движения и эксплуатации указанных видов транспорта (включая метрополитен) представляет собой состояние защищенности процесса движения различных транспортных средств и самих транспортных средств, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

2. Предметом преступления являются транспортные средства.

Железнодорожный транспорт: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Воздушный транспорт: самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и иные летательные аппараты, используемые для передвижения по воздуху.

Морской транспорт: морские суда (подводные и надводные корабли и т.д.).

Внутренний водный транспорт: судна, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях, в том числе судна смешанного (река — море) плавания.

Метрополитен: подвижной состав, используемый для обеспечения пассажирских перевозок.

3. Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

4. Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

5. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

6. Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. В соответствии с примечанием к этой статье сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

7. Между последствием и деянием должна быть установлена причинная связь.

8. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. При этом отказ от исполнения трудовых обязанностей всегда совершается лицом осознанно, однако в целом такое преступление будет неосторожным в силу психического отношения виновного к последствиям.

9. Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др.

По одному из уголовных дел субъектом комментируемого преступления наряду с командиром вертолета обоснованно признано лицо, ответственное за организацию полета — старший летный командир, который нарушил требования безопасности полетов при организации рейса вертолета МИ-8 (см. определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ N 53-О04-34 ).
———————————
БВС РФ. 2005. N 2.

Читайте так же:  Заполнение трудовой книжки при увольнении

10. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке. Высшая судебная инстанция не признала субъектом комментируемого преступления слесаря депо, который по поручению отлучившегося с места работы маневрового машиниста электровоза, не имея на то полномочий, самостоятельно привел в движение электровоз и при попытке установить его на определенном месте в депо для ремонта наехал на человека и причинил ему тяжкие телесные повреждения (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 89-1/н-88-1 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1988 года.

11. Иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 268 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

Характеристика угона воздушного судна или водного транспорта по статье 211 УК РФ

Чужое имущество, особенно крупных размеров, всегда привлекало завистников и лиц, тесно связанных с криминальными структурами. Поэтому надеяться на то, что большой корабль или самолет никуда не денется, не безопасно, а если факт угона уже установлен, следует знать, как найти и наказать по статье УК РФ виновного.

Особенности злодеяния

Первое, что отличает это происшествие от других – предмет преступления. Не каждый день услышишь, что произошел угон корабля или самолета. Но факты захвата проявляются с каждым годом все чаще.

Отметим, что маломерные суда не относятся к водному транспорту, если рассматривать их в контексте ч. 1 и 2 ст. 211 УК РФ, определяющей суть преступления и меру наказания. Важно дать точное определение терминам, используемых при расследовании дел об угоне судов воздушного и/или водного транспорта.

О том, почему не стоит устраивать дебош в самолете и грозить захватом судна, расскажет следующее видео:

Понятие и статистика

Необходимо знать четыре основных термина для полного представления о предмете и объективной стороне правонарушения:

  • Водный транспорт (или водное судно) – средство перемещения грузов, пассажиров, других объектов по водоему (реке, озеру, пруду, океану и т.д.) или под водой, приводимое в движение различными средствами тяги.
  • Воздушный транспорт (или воздушное судно) – средство перемещения грузов и/или пассажиров, передвигаемое при помощи двигателя, потоков газов, воздушных потоков.
  • Угон – завладение с насилием или без насилия предметом преступления (судном) во время стоянки или следования по маршруту и дальнейшее использование, передвижение по маршруту угонщика этого судна.
  • Захват – завладение судном с насилием и без во время стоянки или следования по маршруту.

Исследование судебных практик Российской федерации показало, что за последние годы фактов хищения водного или воздушного судна крайне мало. Несколько дел вскользь касаются данной статьи, если есть подозрения на совершение террористического акта.

Существует несколько видов такого транспортного преступления:

  • Совершенное одним лицом;
  • Организованной группой;
  • Совершенное лицом или группой, повлекшее тяжкие повреждения или смерть потерпевшего;
  • Все виды, сопряженные с совершением террористического акта или подобной деятельности.

О новых видах и способах угона воздушного судна расскажет следующее видео:

Состав преступления

Вся суть преступления заключается в оконченном и установленном угоне.

  • Состав преступления формален и полностью исчерпывается определением угона или захвата.
  • Субъективной стороной преступления является вина субъекта — физического лица, достигшего 16 лет – с наличием умысла.

Методика расследования

В расследовании угона воздушного или водного судна рассматривается несколько ситуаций:
  • Отсутствие предмета преступления и виновного на месте совершения преступления;
  • Расследование по факту задержания обвиняемого после совершения преступления.

Независимо от вида ситуации происходит осмотр места преступления и опрос очевидцев, допрос потерпевшего.

  1. В первом случае список дополняется распоряжением о старте розыскных мероприятий.
  2. Во втором – дополняется допросом обвиняемого.

Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта

Наказания, предусмотренные статьей 211 Уголовного Кодекса:

  • Угон водного или воздушного судов – 4-8 лет лишения свободы (с возможным назначением ограничения свободы сроком на год);
  • Угон группой лиц, или с применением насилия, или с применением оружия – 7-12 лет лишения свободы с ее ограничением на 2 года;
  • Первые два вида, повлекшие смерть человека – 8-15 лет с ограничением 1-2 года;
  • Все виды, связанные с террористической деятельностью – 15-20 лет с ограничением 1-2 года, либо высшая мера наказания – пожизненное.

Судебная практика

  1. Подсудимый, находясь в составе подразделения в полевом лагере, совершив несколько преступных действий, захотел перебраться на другой берег реки. Реализовал он это при помощи водного транспорта (буксирно-моторный катер), который принадлежал воинской части. Подсудимый вину признал, по статье 211 получил 4 года лишения свободы без ее ограничения.
  2. Находясь в нетрезвом состоянии, мужчина пытался угнать буксирный теплоход. После проникновения на борт теплохода, отвязал его и оттолкнул руками от причала. Но ему не хватило навыков завести судно. В дальнейшем под действием ветра и течения оно село на мель. Подсудимый вину признал, но суд не обнаружил в действий, подходящих под статью 211, так как завладения судном не было. Виновный осужден по другим статьям.

Еще чаще чем самолеты, угоняют автомобили, впрочем нередко попытка такого угона ни к чему не приводит.

Следующее видео также содержит случай из судебной практики по вопросу угона самолета и действия статьи 211 УК РФ:

Статья 166 УК РФ. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

Новая редакция Ст. 166 УК РФ

1. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —

Читайте так же:  Материнский капитал при рождении ребенка

наказываются лишением свободы на срок до двенадцати лет.

Комментарий к Статье 166 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступают отношения собственности, так как оно препятствует собственнику осуществлять право владения и пользования своим имуществом. Факультативными объектами могут быть безопасность дорожного движения, здоровье человека.

2. Предметы посягательства — автомобили и иные транспортные средства. К иным транспортным средствам относятся механические наземные средства передвижения, перечисленные в примеч. к ст. 264 (трамваи, троллейбусы, автокраны и др., мотоциклы и иные механические транспортные средства, которые должны быть самоходными, т.е. иметь двигатель). Не являются предметами посягательства велосипеды, лошади и другие животные, используемые в качестве транспортных средств. В гл. 24 предусмотрена УО за угон судна воздушного, водного или железнодорожного транспорта, а равно за захват такого судна в целях угона (ст. 211). Эти виды транспортных средств также не могут быть предметами данного преступного посягательства.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством безотносительно к возможным или наступившим последствиям, т.е. это самовольный открытый или тайный захват (завладение) любой транспортной или самоходной машиной, принадлежащей организации или гражданину.

3.1. Данное преступление не может быть совершено путем бездействия, т.е. путем временного удержания транспортного средства, ранее переданного лицу под залог, на хранение, под охрану, для ремонта и т.д.

3.2. Неправомерность завладения означает, что виновный завладевает чужим транспортным средством, т.е. таким, которое не принадлежит ему на праве личной собственности и не находится в его правомерном владении, не закреплено за ним по службе, и он не имеет права им распоряжаться. Если же лицо обладало каким-либо из перечисленных прав, то состав угона отсутствует. Так, не могут привлекаться за самовольный угон члены семьи владельца автомашины, даже если кто-то взял ее без разрешения собственника. Не будет состава угона и в случае, когда работник автохозяйства незаконно берет из гаража, в котором он работает, автомашину и совершает на ней поездку. Завладение (угон) при любых обстоятельствах нарушает права владельца транспортного средства по владению и пользования этим имуществом, т.е. посягает на право собственности.

3.3. Нельзя квалифицировать по ст. 166 неправомерное использование автомашин в личных целях работниками государственных, частных и общественных предприятий, имеющими доступ к транспортному средству по службе.

4. Оконченным (составами) угон признается в момент начала движения транспортного средства любым способом. Длительность поездки не влияет на квалификацию содеянного. Неудавшаяся попытка завести машину и увести ее с места нахождения должна расцениваться как покушение на угон.

5. В том случае, когда после угона автотранспортного средства виновный совершает аварию, сопряженную с лишением потерпевшего жизни или причинением тяжкого вреда его здоровью, действия виновного квалифицируются также по ст. 264.

6. Субъективная сторона составов преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что он самовольно завладевает транспортным средством, которым не имеет права распоряжаться, и желает совершить именно эти действия. В коммент. статье специально оговаривается, что при захвате транспортного средства виновный не преследует цели хищения.

6.1. При установлении умысла на хищение автотранспортного средства действия виновного надлежит квалифицировать по ст. 158 — 162.

7. Часть 2 коммент. статьи предусматривает УО за указанные действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц либо соединенные с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия.

8. Неоднократность (в широком смысле слова) как форма множественности преступлений исключена из ч. 2 коммент. статьи ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

9. О понятии группы по предварительному сговору см. в коммент. к ст. 35.

10. Об угоне с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия см. в коммент. к ст. 161.

11. В ч. 3 коммент. статьи усиливается ответственность за завладение транспортным средством, совершенное организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб.

11.1. О понятии организованной группы см. в коммент. к ст. 35.

11.2. Особо крупный ущерб надлежит определять в соответствии с положениями п. 4 примеч. к ст. 158 — стоимость имущества, превышающая 1 млн. руб.

12. В ч. 4 коммент. статьи предусмотрена ответственность за данное преступление, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой применения такого насилия (см. коммент. к ст. 162).

13. Основной состав отражает деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести, квалифицированный — в категорию тяжких преступлений, особо квалифицированный — особо тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 166 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются автомобиль или иное транспортное средство (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

2. Объективная сторона выражается в действии по тайному или открытому завладению автомобилем или иным транспортным средством, т.е. их захвате с намерением переместить с места нахождения любым способом (самоходом, буксировкой и т.п.).

3. Преступление признается оконченным с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и отсутствием у виновного цели хищения, т.е. намерения присвоить автомобиль или иное транспортное средство целиком или по частям.

При этом не образуют состава преступления действия лица, завладевшего автомобилем или иным транспортным средством хотя бы и без разрешения собственника или иного владельца, но которым оно регулярно пользовалось по работе, а также вследствие семейных или иных личных отношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Квалифицирующие признаки (ч. ч. 2 — 4) частично совпадают с соответствующими признаками ст. 158 УК, а также раскрываются в п. п. 23 — 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25.

Источники


  1. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.

  2. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.

  3. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
Ответственность по статье 211 ук рф за угон воздушного, водного или железнодорожного транспорта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here