Содержание
- 1 Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена
- 2 Билет 34. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
- 3 Нарушение ПДД. Ответственность за эксплуатацию технически неисправного транспорта
- 4 Получи ПРАВА в Ташкенте
- 5 Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: понятие и виды. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)
Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена
1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи и статьей 271.1 настоящего Кодекса, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1.2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
2.1. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Комментарий к Ст. 263 УК РФ
1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.
Безопасность движения и эксплуатации указанных видов транспорта (включая метрополитен) представляет собой состояние защищенности процесса движения различных транспортных средств и самих транспортных средств, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
2. Предметом преступления являются транспортные средства.
Железнодорожный транспорт: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
Воздушный транспорт: самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и иные летательные аппараты, используемые для передвижения по воздуху.
Морской транспорт: морские суда (подводные и надводные корабли и т.д.).
Внутренний водный транспорт: судна, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях, в том числе судна смешанного (река — море) плавания.
Метрополитен: подвижной состав, используемый для обеспечения пассажирских перевозок.
3. Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.
4. Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.
5. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).
6. Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).
Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. В соответствии с примечанием к этой статье сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.
7. Между последствием и деянием должна быть установлена причинная связь.
8. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. При этом отказ от исполнения трудовых обязанностей всегда совершается лицом осознанно, однако в целом такое преступление будет неосторожным в силу психического отношения виновного к последствиям.
9. Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др.
По одному из уголовных дел субъектом комментируемого преступления наряду с командиром вертолета обоснованно признано лицо, ответственное за организацию полета — старший летный командир, который нарушил требования безопасности полетов при организации рейса вертолета МИ-8 (см. определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ N 53-О04-34 ).
———————————
БВС РФ. 2005. N 2.
10. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке. Высшая судебная инстанция не признала субъектом комментируемого преступления слесаря депо, который по поручению отлучившегося с места работы маневрового машиниста электровоза, не имея на то полномочий, самостоятельно привел в движение электровоз и при попытке установить его на определенном месте в депо для ремонта наехал на человека и причинил ему тяжкие телесные повреждения (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 89-1/н-88-1 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1988 года.
11. Иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 268 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).
Билет 34. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
Непосредственный объект преступления — безопасные условия движения и эксплуатации перечисленных видов транспорта. Поскольку уголовная ответственность поставлена в зависимость от причинения физического или имущественного вреда, факультативным объектом этого преступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношения собственности.
Предметом преступления являются четыре вида транспорта: железнодорожный, воздушный, морской и речной.
Железнодорожный транспорт
В то же время внутризаводской, внутрицеховой, внутришахтный и другой подобный электротранспорт (электровозы, вагонетки и т. п.) в предмет анализируемого преступления не входит. В случаях рискованного вождения или опасной их эксплуатации содеянное следует квалифицировать по ст. 143 либо 268 УК, ибо эти виды транспортных средств выполняют производственные функции, сопряженные с технологическими процессами на данном предприятии, и потому речь должна идти о нарушении правил охраны труда или правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Метро, являясь городским рельсовым транспортом, с учетом условий его работы, приравнивается в смысле уголовно-правовой юрисдикции к железнодорожному транспорту.
Воздушный транспорт
— это функциональная совокупность всех видов гражданских летательных аппаратов (самолетов, гидросамолетов, вертолетов, аэростатов, автожиров, дирижаблей, планеров и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок воздушным путем пассажиров и грузов.
Под морским транспортом следует понимать совокупность судов (пароходов, теплоходов, плавбаз, плавзаводов и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок морским путем.
К речному транспорту относятся суда (в том числе и маломерные) и другие плавательные средства (пароходы, теплоходы, плоты, катера, моторные лодки и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок водным (за исключением морского) путем.
Объективная сторона преступления сформулирована по типу материального состава и содержит деяние, последствия и причинную связь между ними.
Диспозиция ст. 263 УК бланкетная, поэтому для оценки сути и вида нарушения закон отсылает к ведомственным нормативным актам, которыми регулируется безопасность движения и эксплуатации указанного вида транспорта.
Нарушение правил безопасности движения заключается в неисполнении или в ненадлежащем исполнении установленных правил вождения транспортного средства (превышение скорости, проезд на запрещенный сигнал, нарушение правил расхождения судов при встречном движении, несоблюдение правил взлета, посадки или маршрута полета и т. д.).
Нарушение правил эксплуатации выражается в использовании транспортного средства с отступлением от технических требований его обслуживания (использование подвижного транспорта на неисправных путях, при поврежденной сигнализации, выпуск в рейс воздушного, морского или речного судна при метеорологических условиях, исключающих возможность их эксплуатации, и др.).
Независимо от того, действием или бездействием были нарушены правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, ответственность по ч. 1 ст. 263 УК наступает лишь при наличии указанных в законе последствий: причинение тяжкого вреда здоровью.
Для объективной стороны этого преступления обязательным элементом является место совершения преступления: железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.
Субъект преступления специальный: вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать указанные в законе правила. Закон акцентирует внимание не на профессии или должности виновного, а на его функциональных обязанностях, при наличии которых он должен, а в силу имеющейся профессии или занимаемой должности и может обеспечивать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта (диспетчер, капитан судна, пилот, командир экипажа, машинист и т. д.).
Субъективная сторона этого преступления характеризуется отношением виновного не столько к факту нарушения правил безопасности, сколько к наступившим последствиям.
По форме вины преступление, предусмотренное ст. 263 УК, может быть только неосторожным, так как виновный, сознавая факт нарушения правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, предвидит возможность причинения смерти или тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человеку, либо смерти нескольким лицам, а равно причинения крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит возможность их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
Квалифицированный состав. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, повлекшее смерть одного человека, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 263 УК.
Причинение смерти двум и более лицам квалифицируется по ч. 3 ст. 263 УК.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Нарушение ПДД. Ответственность за эксплуатацию технически неисправного транспорта
Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области дорожного движения является административный штраф.Размеры его составляют для граждан от 100 до 5000 руб., на должностных лиц — до 20000 руб., на юридических лиц — до 500000 руб. по ряду нарушений помимо штрафа могу быть наложены и другие наказания. К таким нарушениям относятся:
а) управление транспортным средством, не прошедшим гостехосмотра — штраф от 500 до 800 руб., запрещение эксплуатации со снятием регистрационных знаков (ст.12.1, ч. 2 КоАП РФ);
б) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих правовладения, пользования или распоряжения транспортным средством — предупреждение или штраф 100 руб., отстранение от управления, задержание транспортного средства (ст.12.3,ч. 1 КоАП РФ);
в) незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб — штраф: на граждан в размере 2 500 руб.; на должностных лиц — 20000 руб.; на юридических лиц — 500 000 руб., запрещение эксплуатации со снятием регастрационных знаков (ст. 12.4, ч. 3 КоАП РФ);
г) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) — штраф от 300 до 500 руб., запрещение эксплуатации со снятием регистрационных знаков (ст. 12.5, ч. 2 КоАП РФ);
д) управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством — штраф 2 500 руб., отстранение от управления транспортным средством, задержание транспортного средства (ст.12.7, ч. 2 КоАП РФ);
е) неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности ОСАГО, а равно управление транспортным средством, если такое ОСАГО заведомо отсутствует — штраф от 500 до 800 руб., запрещение эксплуатации транспортного средства со снятием государственных регистрационных знаков (ст.12.37,ч.2КоАПРФ).
Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде штрафа, имеют право рассматривать в пределах своей компетенции начальник подразделения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие на это право.
Наказание может быть назначено и исполнено на месте без составления протокола. Для уплаты штрафа должно быть выдано постановление-квитанция установленного образца. Если уплата штрафа производится на месте нарушения, в постановлении-квитанции приводится информация о получателе штрафа в соответствии с правилами заполнения расчетных документов. Если водитель не согласен с наказанием, сотрудник ГИБДД составляет на него Протокол об административном правонарушении с передачей его в суд и вправе в ряде случаев изъять у него водительское удостоверение, о чем должна быть сделана запись в административном протоколе и во временном разрешении на право управления транспортным средством.
Конфискация предметов правонарушения предусматривается ст.12.4, ч. 2, 12.5 ч. 3, 12.5 ч. 4, 12.5 ч. 5 КоАП РФ в случае оборудования автомобиля дополнительными устройствами без соответствующего разрешения (для подачи специальных звуковых и световых сигналов, световых приборов красного цвета). При этом изъятие предмета совершения правонарушения сопровождается наложением штрафа или лишением права управления транспортным средством с запрещением эксплуатации транспортного средства и снятием государственных регистрационных знаков либо изъятием водительского удостоверения.
Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 2544 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Получи ПРАВА в Ташкенте
Уголовная ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Статья 260. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, морского, речного или воздушного транспорта
Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортного средства лицом, управляющим железнодорожным, морским, речным или воздушным транспортом, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, — наказывается штрафом от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет, или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет.
То же деяние, повлекшее смерть человека, — наказывается лишением свободы до восьми лет.
То же деяние, повлекшее:
а) человеческие жертвы;
б) катастрофу;
в) иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы до десяти лет.
Статья 261. Допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения
Допуск к управлению железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным или иным транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, совершенный лицом, ответственным за эксплуатацию такого транспортного средства, повлекший тяжкое телесное повреждение либо смерть человека, — наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет с лишением определенного права.
Статья 262. Нарушение правил ремонта или выпуска в эксплуатацию транспорта
Недоброкачественный ремонт железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного или иного транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации, связи или другого транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств, совершенные лицом, выполняющим ремонт, либо ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, повлекший причинение средней тяжести или тяжкого телесного повреждения, — наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет, или исправительными работами до трех лет
То же деяние, повлекшее смерть человека, — наказывается лишением свободы до пяти лет.
То же деяние, повлекшее:
а) человеческие жертвы;
б) катастрофу;
в) иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы до восьми лет.
Статья 263. Приведение в негодность железнодорожного, морского, речного,воздушного транспортного средства или путей сообщения
Умышленное разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние железнодорожного, морского, речного или воздушного транспортного средства, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации, связи или другого транспортного оборудования, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, — наказывается штрафом до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до пяти лет.
То же действие, повлекшее смерть человека, — наказывается лишением свободы от пяти до десяти лет.
То же действие, повлекшее:
а) человеческие жертвы;
б) катастрофу;
в) иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы от десяти до пятнадцати лет.
Статья 264. Угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна
Угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна, — наказывается лишением свободы от пяти до десяти лет.
Те же действия, совершенные:
а) по предварительному сговору группой лиц;
б) с насилием или угрозой применения насилия, —
наказываются лишением свободы от десяти до пятнадцати лет.
Статья 265. Нарушение правил международных полетов
Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов, — наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет, или исправительными работами до трех лет либо арестом до шести месяцев.
Статья 266. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств
Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортного средства лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, — наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет
То же деяние, повлекшее смерть человека, — наказывается лишением свободы до семи лет с лишением определенного права.
То же деяние, повлекшее:
а) человеческие жертвы;
б) катастрофу;
в) иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы до десяти лет с лишением определенного права.
Статья 267. Угон транспортного средства
Угон транспортного средства, — наказывается лишением свободы от трех до пяти лет.
То же действие, совершенное:
а) повторно или опасным рецидивистом;
б) по предварительному сговору группой лиц, —
наказывается лишением свободы от пяти до десяти лет.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
То же действие, совершенное:
а) особо опасным рецидивистом;
б) организованной группой;
в) с насилием или угрозой применения насилия, —
наказывается лишением свободы от десяти до пятнадцати лет.
Статья 268. Нарушение правил по обеспечению безопасной работы транспорта
Нарушение пассажиром, пешеходом, велосипедистом, лицом, управляющим гужевым транспортом или другими участниками движения, кроме лиц, предусмотренных в статьях 261 — 263, 265 или 266 настоящего Кодекса, правил безопасности движения или эксплуатации всех видов транспорта, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, — наказывается штрафом до двадцати пяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет.
То же действие, повлекшее смерть человека, — наказывается арестом до шести месяцев либо лишением свободы от трех до пяти лет.
То же действие, повлекшее:
а) человеческие жертвы;
б) иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы от пяти до восьми лет.
Статья 269. Нарушение правил пользования автомобильными дорогами и их охраны
Нарушение правил пользования автомобильными дорогами и их охраны, то есть прокладка, ремонт без соответствующего разрешения подземных или наземных коммуникаций на автомобильных дорогах и в полосе их отвода, несоблюдение установленных условий и сроков выполнения этих работ, самоуправное возведение арок, ограждений, шлагбаумов или иных сооружений, складирование на дорогах материалов и других предметов, разрушение дорожного полотна, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, — наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет, или арестом до шести месяцев либо лишением свободы до трех лет.
То же деяние, повлекшее смерть человека, — наказывается лишением свободы от трех до пяти лет.
То же деяние, повлекшее:
а) человеческие жертвы;
б) иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы от пяти до восьми лет.
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: понятие и виды. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)
Родовой объект
данной группы преступлений — общественная безопасность и общественный порядок.
Видовой объект
— безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта.
Непосредственный объект
— безопасность движения и эксплуатации конкретного вида транспорта
С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, т.е. отсылающими к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Так, бланкетная диспозиция ст. 264 УК РФ отсылает к Правилам дорожного движения.
Подавляющее большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Исключение составляют приведение в негодность транспортных средств или путей
сообщения (ст. 267 УК РФ), что может быть совершено лишь путем действия, и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), осуществляемое путем бездействия.
Составы большинства преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, сконструированы законодателем как материальные составы (исключение составляют ст. 270 и 271 УК РФ), что предполагает наличие общественно опасных последствий. Во всех этих преступлениях такими последствиями является причинение смерти, тяжкого вреда здоровью личности или в некоторых случаях крупного материального ущерба.
Нарушения правил, повлекшие легкий вред здоровью или незначительный материальный ущерб, рассматриваются в административном, дисциплинарном или гражданско-правовом порядке.
Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК РФ. В некоторых случаях предусмотрен специальный субъект (например, ст. 263,264, 266 УК РФ и др.).
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта — это общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия.
Посягательства на безопасное функционирование транспорта при отсутствии указанных в уголовном законе последствий могут влечь за собой административную, дисциплинарную или материальную ответственность.
Транспортные преступления подразделяют на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию (ст. 263, 263.1, 264, 271 УК РФ); 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 266, 267, 268,269, 270 УК РФ).
Основной непосредственный объект нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств — безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь, здоровье людей. В соответствии с ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожное движение — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Безопасность дорожного движения — это состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий.
— автомобиль (легковой и грузовой; для перевозки грузов и пассажиров (в том числе автобусы), автомобиль специального назначения (например, пожарные, санитарные, гоночные);
— трамвай, представляющий собой рельсовый городской электротранспорт, предназначенный в основном для перевозки пассажиров;
— другое механическое транспортное средство.
В соответствии с примечанием к ст. 264 УК РФ под другими транспортными средствами понимаются:
— троллейбусы — т.е. городской безрельсовый транспорт с электрической тягой;
— иные самоходные машины, т.е. специальные механизмы, предназначенные для выполнения различных работ (строительных, дорожных, погрузочных и пр.) и оборудованные автономным двигателем, что позволяет им самостоятельно передвигаться (например, экскаватор, грейдер, автокран, автопогрузчик и т.д.);
— мотоциклы, представляющие собой двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания (с объемом двигателя свыше 49,8 куб. см);
— иные механические транспортные средства.
В примечании к ст. 264 УК РФ не дается исчерпывающий перечень механических транспортных средств, но в силу п. 1.2 Правил дорожного движения РФ к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более SO куб. см и имеющие максимальную конструктивную скорость не более SO километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. 1, 2 или ч. 3 ст. 268 УК РФ.
Под признаки ст. 264 УК РФ не подпадает нарушение Правил дорожного движения при управлении боевыми, специальными или транспортными машинами, например, Министерства обороны РФ, МВД России. Нарушение правил вождения этих машин военнослужащими рассматривается как преступление против военной службы и квалифицируется по ст. 350 УК РФ.
Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:
1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;
2) наступление общественно опасных последствий — причинение тяжкого вреда здоровью человека;
3) причинная связь между допущенным нарушением и наступившими последствиями.
Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге.
Нарушение правил эксплуатации транспортных средств может выразиться в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.
Рассматриваемое преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия.
Состав материальный. Преступление окончено с момента наступления тяжкого вреда здоровью человека.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности .
Не является преступлением такое нарушение правил безопасности функционирования транспорта, при котором лицо, управляющее транспортным средством, не должно н не могло предвидеть наступление указанных в ст. 264 УК РФ последствий. Здесь имеет место невиновное причинение вреда (казус).
Субъектом
данного преступления является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил дорожного движения РФ, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением .
Части 2-6 ст. 264 УК РФ содержат следующие квалифицирующие признаки:
ч. 2 — то же деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения;
ч. 3 — деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть человека;
ч. 4 — деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека;
ч. 5 — деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;
ч. 6 — деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.
Транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)
Родовой объект —
общественная безопасность.
Видовой объект —
безопасность движения и эксплуатации транспорта как разновидность общественной безопасности.
Основной непосредственный объект —
общественные отношения, обеспечивающие безопасное функционирование различных видов транспорта.
Дополнительный объект —
жизнь, здоровье людей, отношения собственности.
Предмет
преступления:
— любые транспортные средства;
— пути сообщения (автотранспортные, железнодорожные, воздушные, водные);
— средства сигнализации или связи;
— транспортное оборудование, к которому относятся мосты, тоннели и т.д.;
Транспортные коммуникации — это те же средства сигнализации, средства связи и иное техническое устройство, обеспечивающее безопасность функционирования любого вида транспорта, а также автомагистрали, водные и другие пути, даже в той части, где они не оборудованы техническими устройствами.
Объективная сторона
преступления характеризуется следующими признаками:
1) деяние — выраженное:
— в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования
— блокировании транспортных коммуникаций;
2) общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба (ущерб, сумма которого превышает 1 млн рублей);
3) причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Под разрушением подразумевается приведение всостояние полной негодности технического средства или транспортного оборудования, полный распад системы с потерей способности функционировать по своему назначению и не подлежащий восстановлению.
Повреждение — это приведение в состояние частичной непригодности транспортного средства либо изменение функциональных свойств транспортной коммуникации, в силу чего они полностью или частично теряют свои функциональные способности, но могут быть восстановлены.
Иные способы приведения в негодное состояние различны, это поджог транспортного средства, механическое воздействие на средство сигнализации или связи, подкладывание на рельсы, посадочную полосу посторонних предметов (бревен, камней) и т.п. действия.
Приведение в негодное для эксплуатации состояние предполагает невозможность их использования по назначению.
Блокирование транспортных коммуникаций заключается всоздании препятствий для свободного передвижения любого конкретного вида транспорта (например, преграждение взлетной или посадочной полосы аэропорта стволами деревьев или автомагистрали арматурой). Блокирование дороги может осуществляться и непосредственно людьми, выдвигающими определенные требования.
Состав материальный. Преступление окончено с момента наступления тяжкого вреда здоровью человека или причинения крупного ущерба.
Субъективная сторона
характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект
— физическое, вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Часть 2 ст. 267 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак: то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Часть 3 ст. 267 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак: деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 267 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9835 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источники
Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.- Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
Добрый день. Я опытный юрист, работающий в частной логистической компании г. Санкт-Петербурга. Общий стаж работы составляет 7 лет.
