Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Помощь в решении вопроса: "Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов" от профессионалов простыми и понятными словами.

Экологическое право

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использова­ния окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах влечет за собой административ­ную, уголовную, гражданско-правовую и иную ответственность.

Административная ответственность установлена ст. 36 Федерального за­кона «Об особо охраняемых природных территориях», а также ст. 19 Феде­рального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровитель­ных местностях и курортах» в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц и граждан, с конфискацией орудий и продукции незаконного природо­пользования или без таковой.

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, влечет наступ­ление уголовной ответственности по ст. 262 Уголовного кодекса РФ.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах осо­бо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответст­вии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками ис­числения размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление согласно нормам гражданского законодательства.

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

1. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

Информация об изменениях:

2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

См. комментарии к статье 36 настоящего Федерального закона

>
Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий (ст. 37)
Содержание
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»(с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Статья 262 УК устанавливает уголовную ответственность за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий в случаях, если причинен значительный ущерб.

В статье содержится материальный состав с альтернативными признаками по предмету посягательства. Квалифицирующие признаки отсутствуют, поэтому размеры значительного ущерба определяются судом на основании нормативных актов экологического законодательства по усмотрению, так же как и степень общественной опасности деяния.

Социально-поведенчески нарушения режима особо охраняемых территорий и объектов характеризуются распространенностью и меньшей латентностью, чем другие экологические преступления. В 1995 г. только в заповедниках зафиксировано 3 тыс. нарушений (незаконного нахождения, незаконного сбора дикоросов, нарушения режима вертолетами и самолетами и т. п.). Возбуждено 44 уголовных дела и 20 человек привлечены к уголовной ответственности, в основном за незаконную охоту, незаконные порубку, рыболовство.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 262 УК, являются особо охраняемые территории, т. е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и иное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния. В отношении такого рода территорий, т. е. государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливается специальный режим охраны.

Нарушение режима в этом плане представляет собой совершение действий, прямо запрещенных соответствующими нормативными актами, в частности проникновение без разрешения на территорию, ведение там хозяйственной деятельности, добыча животных, разведение костров, устройство туристических стоянок в неотведенных местах и т. п. Объективная сторона может быть выражена и в форме бездействия, когда уполномоченные на то лица не принимают мер по обеспечению режима охраны территорий.

Последствия определены законодателем как причинение значительного ущерба, который может выражаться в утере значения территории, гибели ценных видов животных и растений и т. п.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона — прямой умысел.

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в статью 262 внесены изменения

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

См. комментарии к статье 262 УК РФ

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

>
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст.ст. 263-271.1)
Содержание
Уголовный кодекс (УК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

1. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

Информация об изменениях:

2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

См. комментарии к статье 36 настоящего Федерального закона

[1]

>
Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий (ст. 37)
Содержание
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»(с изменениями и дополнениями)
Читайте так же:  Заполненный образец брачного контракта

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов

КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) по ст. 8.39. КоАП РФ.

Субъектами данного административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Так, в отношении граждан предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 2000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; в отношении должностных лиц — штраф в размере от 2000 до 4000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; в отношении юридических лиц — штраф в размере от 30 000 до 60 000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

За нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 262 УК РФ, предусматривающая уголовное наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительные работами на срок до двух лет.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

Список использованной литературы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий, объектов и территорий, подлежащих специальной охране

За нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность установлена за:

• нарушение требований по охране диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, или мест их обитания и произрастания либо нецелевое их использование (ст. 15.8 КоАП);

• нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ст. 15.9 КоАП);

• самовольный сбор или уничтожение грибов, других дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и их частей либо совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды произрастания (ст. 15.27 КоАП);

• незаконные вывоз из Республики Беларусь либо ввоз в нее диких животных, дикорастущих и иных растений, их частей или дериватов, торговля которыми регулируется международными договорами, либо незаконный вывоз из Республики Беларусь диких животных, дикорастущих и иных растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь (ст. 15.33 КоАП);

• уничтожение диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, или уничтожение их кладок, яиц, жилищ и других сооружений, или нарушение порядка добычи таких животных, или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 15.34 КоАП).

Уголовная ответственность предусмотрена за умышленные уничтожение либо повреждение памятников природы или других особо охраняемых природных объектов и комплексов (ст. 263 УК); нарушение режима заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий и объектов, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере (ст. 264 УК). В ряде случаев (ч. 2 ст. 281 УК – незаконная добыча рыбы или водных животных, ч. 2 ст. 282 УК – незаконная охота) совершение преступления в особо охраняемой природной территории или в отношении видов, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, рассматривается в качестве квалифицирующего признака.

В порядке гражданско-правовой ответственности вред, причиненный природным комплексам и объектам в границах особо охраняемых природных территорий, возмещается виновными в причинении вреда юридическими и физическими лицами. В счет причиненного вреда включаются стоимость уничтоженных или поврежденных природных комплексов и объектов, а также затраты на восстановление нарушенного состояния этих природных комплексов и объектов. При возмещении вреда учитываются потери природных ресурсов, а также их экологическая ценность. Так, в ряде случаев устанавливаются:

• повышенные таксы при причинении вреда особо охраняемым лесам (например, лесам заповедников, национальных парков и др.);

• повышающие коэффициенты при определении экологического ущерба от загрязнения, деградации и нарушения земель (5,1–10,0 – для заповедников, заповедных зон национальных парков, памятников природы; 2,6–5,0 – заказников);

• повышающие коэффициенты при расчете ущерба за несанкционированное размещение отходов (2,9 – для заповедников и нацио­нальных парков; 2,5 – памятников природы; 1,9 – заказников);

• двойной размер такс при исчислении вреда при незаконном изъятии или уничтожении диких животных, их частей и (или) дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС);

• тройной размер такс при исчислении вреда в случае незаконного изъятия или уничтожения диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь;

• тройной размер такс при исчислении вреда в случае незаконного изъятия или уничтожения диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь и одновременно являющимся образцами СИТЕС.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 809 | Нарушение авторских прав

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Территории, представляющие собой особую эстетическую, научную и культурную ценность, места обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в научном отношении объектов растительного и животного мира в соответствии с нормами Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ), Закона Республики Крым от 10.11.2014 № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» (далее – Закон № 5-ЗРК) отнесены к особо охраняемым природным территориям.

Читайте так же:  Письменное обращение в налоговые органы от налогоплательщика

Режим охраны особо охраняемых природных территорий, т.е. система ограничений деятельности, осуществляемой в их границах, для конкретного вида объекта, в зависимости от его статуса, устанавливается отдельно для каждого из них нормами указанных законов и положениями о таком объекте.

Так, например, в государственном природном заповеднике согласно п. 5. ст. 9 Закона № 33-ФЗ пребывание на его территории физических лиц, не являющихся работниками учреждений, осуществляющих управление им, должностными лицами соответствующего федерального контролирующего органа допускается только при наличии разрешения управляющего учреждения.

В парках-памятниках садово-паркового искусства и ботанических садах в соответствии со ст. 29 Закона № 33-ФЗ и ст. 21 Закона № 5-ЗРК доступ в научно-экспериментальную зону имеют только научные сотрудники парков, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений. Вместе с тем экспозиционную зону таких природных объектов могут посещать все желающие в порядке, определенном соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими управление такими территориями.

Нормами Закона № 33-ФЗ предусмотрена возможность взимать плату за посещение физическими лицами в целях познавательного туризма только на территории государственных природных заповедников и национальных парков. Данная плата взимается федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими территориями, в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники и парки.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 05.02.2015 № 69-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым.

Например, в указанный перечень входят такие природные объекты как Государственный природный заказник «Большой каньон Крыма», парк-памятник садово-паркового искусства «Парк дома отдыха «Айвазовское», Ландшафтно-рекреационный парк «Бакальская коса» и многие другие.

Таким образом, данные особо охраняемые объекты имеют статус регионального значения.

Закон № 5-ЗРК не содержит норм, устанавливающих право взимать плату за посещение особо охраняемых природных территорий регионального значения, в связи с чем доступ на указанные объекты, при отсутствии указанных выше ограничений, является бесплатным.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

За нарушение режима особо охраняемых природных территорий законодательством Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность.

Статья 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях установлена административная ответственность в виде штрафа:

— на граждан в размере от 3000 до 4000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой;

— на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой;

— на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Уголовная ответственность за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, предусмотрена статьей 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке размерами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

Она применяется в случае причинения значительного ущерба особо охраняемым территориям и объектам, который может выражаться в уничтожении отдельных комплексов и памятников природы, ухудшении их состояния, добыче населяющих эти территории животных и т.п.

Заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Демьяненко Я.И.

Прокуратура Московской области

Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

За нарушение режима особо охраняемой природной территории законодательством Российской Федерации наступает административная и уголовная ответственность.

Статьей 8.39 КоАП РФ за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях установлена административная ответственность в виде штрафа:
— на граждан в размере от трех до четырех тысяч рублей,
— на должностных лиц от пятнадцати до двадцати тысяч рублей,
— на юридических лиц от трехсот до пятисот тысяч рублей.

При этом могут быть конфискованы орудия совершения административного правонарушения и продукция незаконного использования.

Уголовная ответственность за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, предусмотрена статьей 262 УК РФ. Она применяется в случае причинения значительного ущерба особо охраняемым территориям и объектам, который может выражаться в уничтожении отдельных комплексов и памятников природы, ухудшении их состояния, добыче населяющих эти территории животных и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

Ответственность за нарушения правового режима особо охраняемых природных территорий

Меры юридической ответственности за нарушение установленного режима природно-заповедной территории предусматриваются как общим, так и отраслевым законодательством. К общим законодательным нормам следует отнести такие как: Федеральный закон «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», « О континентальном шельфе», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

К отраслевому законодательству относятся: КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ и Трудовой кодекс РФ, а также дополняющее их законодательство. За нарушение природно–заповедного режима применяются следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая. Наиболее распространенным видом юридической ответственности за

нарушение природно-заповедного режима является административная ответственность. В КоАП РФ содержится 40 статей предусматривающих ответственность за экологические правонарушения. Из них одна статья посвящена ответственности за нарушение правил охраны и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39). Другие статьи, закрепленные в КоАП РФ, имеют также непосредственное отношение к защите особо охраняемых природных территорий. Статья 8. 35 (Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений) и ст.8. 36 (Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира). Названные статьи направлены на охрану и защиту флоры и фауны природно-заповедного фонда.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в административном законодательстве. Как показывает практика рассматриваемых дел по экологическим правонарушениям, наиболее распространенной мерой административного наказания является взыскание административного штрафа с правонарушителей.

Читайте так же:  Лишить себя родительских прав

В КоАП РФ определены органы, уполномоченные рассматривать дела об экологических правонарушениях. Протоколы об экологических правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, установленными нормативными правовыми актами Правительством Российской Федерации.

Так, анализируя ст.8.39 КоАП РФ следует исходить из анализа его состава. Объектом данного правонарушения являются установленные правила охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Объективную сторону характеризует деяние (действие или бездействия), выражающееся в нарушении режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в охранных зонах (округах). Это может выражаться в строительстве зданий, сооружений, дорог, трубопроводов и т. д.; введении хозяйственной деятельности на территории заповедника или национального парка; разведке и разработке полезных ископаемых, строительстве на территории особо охраняемых территориях объектов природы дачных и садоводческих участков, движении и эксплуатации (ремонта) транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка; выпасе скота, сенокошении, сборе цветов, сжигании травостоя в ботанических садах и др.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Субъекты – граждане, должностные лица, юридические лица. Разграничение с уголовным преступлением (ст.262 УК РФ) производится по признаком субъективной стороны и по последствиям деяния (причинению значительного ущерба). Как правила такие дела рассматриваются :

Видео (кликните для воспроизведения).

а) органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков;

б) органами, осуществляющие государственный экологический контроль;

в) органами государственного горного и промышленного надзора.

Орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном экологическом правонарушении вправе передать его на рассмотрение суда.

Характеризуя уголовную ответственность за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территорий, следует отметить, что глава 26 УК РФ помещена законодателем в разделе 9 «Преступления против общественной

безопасности». Такое решение объясняется тем, что родовым объектом экологических преступлений, является общественная безопасность в широком его понимании. Общественная безопасность предполагает, прежде всего, сохранение благоприятной для человека, животных и растений природной среды, а также рациональное использование природных ресурсов.

Большинство статей УК РФ направлены на защиту природно-заповедного фонда. Это такие статьи как 248; 249; 256; 257; 258; 259; 260; 262. Характеризуя указанные составы преступлений, необходимо сказать, что они выражаются в необоснованном изменении естественного состояния заповедного объекта и комплекса, уничтожении, порче, повреждении объектов природы, загрязнение земельного, водного, воздушного пространства, природного комплекса и его

охранной зоны отходами и выбросами промышленных объектов, а также населением.

Совершенно новой статьей для российского уголовного законодательства является ст.262 УК РФ (Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов). Цель статьи – обеспечение соблюдения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, предотвращение причинения вреда лесным и нелесным территориям и животному миру. Предметом данного преступления являются особо охраняемые природные территории, понятие которых дается в преамбуле Федерального закона РФ от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях».

Объективную сторону рассматриваемого преступления характеризуют следующие признаки: деяние (действия или бездействия), выражающиеся в нарушении режима особо охраняемых природных территорий и объектов; общественно-опасные последствия в виде причиненного значительного вреда; причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Состав преступления – материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий – причинения значительного ущерба. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины.

Субъектом данного преступления является любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Категория преступления – небольшой тяжести (лишение свободы) в перечне санкций не указано. По ст. 262 УК РФ не могут быть квалифицированны составы преступлений, связанные с деяниями лиц по загрязнению вод, незаконной охоты и др. Такие составы преступлений следует квалифицировать соответственно по ст. 250 — 258 и др. УК РФ. Кроме того, необходимо отграничивать данное преступление с административным, экологическим правонарушением (ст.8.39 КоАП РФ).

Как правило, расследование по уголовным делам о преступлениях в главе 26 УК РФ производится дознавателями органов внутренних дел согласно ст.150 УПК РФ от 18 декабря 2001г. Уголовные дела по ст.262 УК РФ рассматриваются районным судом (ст. 31 УПК РФ).

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение норм, регламентирующих охрану природно-заповедного комплекса и несут ее работники этих комплексов. Указанная ответственность наступает в соответствии с положениями о заповедниках, природных заказников, национальных парков и

т.д., Правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть, неисполнение или ненадлежащее исполнение, работником по его вине, возложенные на его трудовые обязанности, работодатель имеет право применять следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Могут быть и другие дисциплинарные взыскания к отдельным категориям работников, предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется ст.193 Трудовым кодексом РФ. В случае совершения проступка от работника потребуется объяснение. Если работник отказывается дать такое объяснение, то составляется соответствующий акт о его проступке. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Письменный приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания предъявляется работнику под расписку в течение трех дней со дня его издания.

Если работник отказывается подписать данный приказ (распоряжение), то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание работником может быть обжаловано в государственных инспекциях труда или органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. За экологические правонарушения предусмотрена материальная ответственность работников, по вине которых, предприятие, учреждение, организация понесли убытки вследствие причинения экологического вреда. Материальная ответственность сторон трудового договора конкретизируется содержанием договора. Размеры материальной ответственности работников за ущерб определяется по нормам гражданского законодательства.

Следующим видом юридической ответственности за нарушение законодательства природно-заповедной территории является гражданско-правовая ответственность. Она наступает в случаях, когда в результате несоблюдения экологических норм и правил причиняется вред особо охраняемым объектам природы. В соответствии с законодательством РФ «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых территориях» несут ответственность как юридические, так и физические лица.

Ее особенность состоит в том, что исходя из общих принципов гражданско-правовой ответственности, вред причиненный природно-заповедной зоне возмещается виновной стороной в полном объеме (ст.1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда (арбитражного суда). Ущерб подлежит возмещению стороне, понесший этот ущерб (включая моральный). Возможно восстановление окружающей среды в прежнее состояние, но должно быть согласие сторон или по решению суда за счет средств и сил ответчика.

[2]

К примеру, проведение рекультивации земель, очищение поверхности почвы от ядохимикатов, вывоз производственных отходов и т. д.

Читайте так же:  Что делать, если продавец отказывается принять товар, купленный на распродаже

Вред, причиненный природно-заповедной зоне, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками, а в случаи их отсутствия –по фактическим затратам на восстановление.

Иски о компенсации вреда природно-заповедному комплексу, причиненного нарушением норм экологического законодательства, могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет (ст.78 ч. 3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»). Особенностью возмещения вреда, причиненного заповедным территориям и отдельным объектам, является то, что законодательством не охватываются потери природной среды, связанные с уничтожением невоспроизводимых ресурсов природы.

В этой связи сумма не всегда способна компенсировать все вредные последствия состояния экологических систем. Необходимо отметить, что гражданско-правовая ответственность наступает параллельно с уголовной и административной. Иначе говоря, независимо от привлечения лица к уголовной либо к административной ответственности, обязательно возмещение полного вреда, причиненного природно-заповедному комплексу.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено в Конституции РФ.

Уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусмотрена Уголовным кодексом РФ.

Вред, который причинен природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда влечет в случае незаконного отвода земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

1) нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Причинение вреда здоровью человека — расстройство здоровья, вре менная или постоянная утрата трудоспособности, причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам;

2) нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

3) нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;

4) нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

5) загрязнение вод. Загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов;

6) загрязнение атмосферы. Загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

7) загрязнение морской среды;

8) нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;

10) нарушение правил охраны и использования недр;

11)незаконная добыча водных животных и растений;

12)нарушение правил охраны рыбных запасов;

14)уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ;

15)незаконная порубка деревьев и кустарников;

16)уничтожение или повреждение лесов;

17)нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Чтобы понять, что это такое – статья 262 УК РФ, нужно сначала разобрать преступления, за совершение которых по ней назначают наказания. Здесь мы не только рассмотрим характеристики состава правонарушения, но и приведем случаи, когда по этой статье гражданин несет ответственность, а когда может ее избежать.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Суть ст. 262 УК РФ с комментариями

Статья 262 УК РФ содержит перечень наказаний, назначаемых за такое деяние, как нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, результатом чего стало причинение серьезного вреда.

Справка. Под такими природными объектами понимаются изъятые из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию с какими-либо прочими целями охраняемые по законодательству РФ территории, которые имеют научное и экологическое значение как эталоны естественной окружающей среды. Они создаются для сохранения редких видов животных или растений.

Для их охраны от хозяйственной деятельности на прилегающей к ним местности создают специальные охранные зоны с контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности.

Режим охраны таких объектов определен в следующих правовых актах:

  • пункты 8-17 Положения о памятниках природы федерального значения в РФ;
  • ФЗ № 26 от 23.02.1995 (устанавливает правила по обеспечению охраны лечебных ресурсов и оздоровительных курортов);
  • ФЗ № 33 от 14.03.1995 (содержит перечень мер по охране природных территорий);
  • ФЗ № 94 от 01.05.1999 (посвящен вопросу обеспечения безопасности о. Байкал);
  • ФЗ № 49 от 07.05.2001 (указаны меры по предотвращению уничтожения территорий коренных малочисленных народов);
  • ФЗ № 52 от 24.04.1995 (закон о животном мире);
  • прочие нормативные правовые акты местного значения.

Общественная опасность подобного деяния заключается в том, что подрывается экологическая безопасность страны и причиняется серьезный ущерб перечисленным объектам окружающей среды.

Как определяется размер вреда? Это зависит от обстоятельств произошедшего, учитываются такие факторы, как экономическая и иная значимость объектов, тяжесть нанесенного ущерба, способность природного объекта к восстановлению и т.д.

Состав преступления

По статье 262 УК РФ нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов считаются общественно опасными деяниями, которые относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Читайте так же:  Причины для развода в заявлении

Предмет посягательства – это структура природных объектов.

Объективная сторона представляет собой нарушение режима заповедников, национальных парков и памятников природы и проявляется как в форме действия (при умышленной эксплуатации природного объекта), так и бездействия (при сознательном игнорировании правил режима природных парков).

Пассивное преступное поведение в большинстве случаев характерно для работников национальных парков и прочих природных объектов в силу их халатного отношения к своим рабочим обязанностям.

Субъективная сторона правонарушения выражается в двух формах вины: умысла и неосторожности. При прямом умысле гражданин осознает противоправность совершаемого им деяния и негативность его последствий, но допускает и даже хочет их наступления, то есть здесь присутствует волевой признак.

Косвенный умысел – когда лицо понимает, что его действия противоречат букве закона, но не хочет наступления их негативного результата, однако же допускает его.

Неосторожность обычно представляет собой преступную халатность или небрежность. Например, когда работник национального парка плохо относится к своим служебным обязанностям, тем самым допуская подобное правонарушение.

По своей конструкции состав преступления материальный. Оно считается оконченным в момент обнаружения, когда подобным природным объектам нанесен значительный ущерб в результате нарушения режима природных объектов, охраняемых по закону.

Объекты и субъекты: кого и за что будут наказывать

К основным объектам правонарушения относятся:

  • экологическая безопасность общества, которую обеспечивает охрана национального парка;
  • режим заповедников, заказников и прочих охраняемых государством территорий.

Дополнительным объектом определяется экоравновесие природных объектов.

Субъектом правонарушения становится психически здоровый гражданин, достигший на момент его совершения 16 лет. Зачастую это должностное лицо, которое пренебрегло своими полномочиями.

Основания для наступления ответственности

Обязательным признаком деяния признается наступление последствия в виде причинения значительного ущерба. Это очень условный и оценочный критерий, который определяется исходя из объема вреда, нанесенного природному объекту, его экологической и экономической значимости, а также возможности его дальнейшего использования.

Также требуется определить, в чем конкретно был нарушен режим охраняемых природных объектов, и установить причинно-следственную связь между этим событием и причинением ущерба. Ведь они могут быть не связаны между собой, а значит, и состава преступления не будет.

Когда ответственность не наступает

Если проанализировать судебную практику по статье 262 УК РФ, то избежать ответственности полностью вряд ли удастся. Это возможно при наличии хорошего и опытного адвоката, который докажет, что нанесенный ущерб не подпадает под категорию “значительный”.

Внимание! В некоторых случаях можно обойтись наказанием по ст. 8.39 КоАП РФ. Тогда гражданина приговорят к выплате штрафа (размер различается для обычных лиц, предприятий и должностных лиц) с изъятием орудий совершения преступления и незаконно добытых растений или животных.

Рассчитывать на смягчение наказания можно в случаях, если гражданин представит положительные характеристики со своего места работы либо при наличии у него детей, а для женщин – при беременности.

Квалификация преступлений по ст. 262 УК РФ

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов наступает в том случае, если преступление было верно квалифицировано по указанной статье.

Для этого в первую очередь выясняется, какой природный объект был поврежден: оздоровительный курорт, национальный парк и т.д. Это нужно, чтобы узнать, какие статьи законодательных актов были нарушены и в чем это проявилось.

Для квалификации по ст. 262 УК РФ требуется установить, находился ли природный объект под особой охраной государства, так как в принципе все компоненты окружающей среды охраняются согласно законодательству РФ.

Исходя из смысла статьи 262 УК РФ в новой редакции с комментариями, если нарушение режима указанных природных объектов повлекло за собой загрязнение вод заповедника, то такое правонарушение квалифицируется по ст. 260 УК РФ, а в случае браконьерства или противоправной добычи растений – по ст. 256 УК РФ.

Допустим, на территории заказника велась незаконная охота. Тогда правонарушение определяется по ст. 258 УК РФ.

Если же названные деяния причинят значительный ущерб всей экосистеме природного объекта, то преступления будут квалифицированы в совокупности по статьям 256, 258, 260 и 262 УК РФ.

Аналогичная ситуация происходит в случае с различными экологическими преступлениями, результатом которых стало нанесение серьезного ущерба природному объекту. Однако эти территории не предусмотрены в качестве обязательного признака состава правонарушений:

  • загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);
  • уничтожение лесов (ст. 261 УК РФ);
  • ликвидация мест обитания редких животных, занесенных в Красную книгу (ст. 259 УК РФ).

Преступление, определяемое по ст. 262 УК РФ, следует отграничивать от подобного ему по ст. 8.39 КоАП РФ. Разница между ними состоит в том, что в первом случае обязательным признаком деяния определяется причинение значительного ущерба, тогда как во втором наказание назначается только за само нарушение установленного режима заповедников и заказников.

Меры применяемой ответственности

Суд избирает следующие наказания за подобные преступления:

  • штраф от 200 000 рублей или в размере заработной платы за полгода;
  • запрет на занятие определенных видов должностей на три года;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на два года.

Конкретную меру избирает судья после того, как дело было всесторонне изучено и были учтены все обстоятельства произошедшего.

Заключение

В статье 262 УК РФ перечислены меры пресечения, назначаемые в случае нарушения режима территорий, которые находятся под особой охраной государства, если они повлекли за собой причинение им серьезного вреда. Последний оценивается исходя из экологической и экономической значимости объекта и возможности его дальнейшего использования. Это напрямую влияет на выбор конкретного наказания. Им может быть выплата штрафа, обязательные или исправительные работы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Источники


  1. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
  4. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.
Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here