Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах

Помощь в решении вопроса: "Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах" от профессионалов простыми и понятными словами.

Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах

Как ведет себя ваша зарплата в этом учебном году?

Зарплата уменьшилась из-за уменьшения ученико-часа

Зарплата увеличилась, так как повысился ученико-час

Увеличилась, но не за счет уроков – дали дополнительный функционал

С прошлого года ничего не изменилось

Всего проголосовало: 112

Текущий номер

Вероника Романова на своих уроках творит чудеса

номер 47, от 19 ноября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

На фоне резкого снижения численности населения России трагедии последних недель выглядят особенно зловеще. Мы вымираем, но остаемся поразительно равнодушными к человеческой жизни. Власти призывают рожать как можно больше, чем вызывают раздражение: рожать, обрекая на нищету, на жизнь в обществе, в котором нельзя быть уверенным в безопасности своего ребенка ни в школе, ни в детсаду, ни в армии? О цене жизни сегодня и современном курсе рассуждает Светлана Руденко.

Чем больше интересов и увлечений у педагога, тем легче ему влиться в школьный коллектив и найти контакт с детьми. Так считает Александр Мамаев, учитель года Омской области-2019. Продолжаем серию очерков о финалистах Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019!

Булат Ханов – молодой писатель, лауреат премий «Лицей» и «Звездный билет». Героем его новой книги «Непостоянные величины» стал 23‑летний педагог из Казани, который проходит через цепь препятствий и учится ладить с «малолетними бандитами и капризными девочками». В эксклюзивном интервью «Учительской газете» писатель рассказал о собственном педагогическом опыте и появлении романа.

Бывают дни, когда вообще ничего не хочется делать: погода, эмоции, усталость влияют на наши желания и возможности. Всё это надо учитывать и стараться следить за своей активностью в течение дня. Особое внимание стоит уделять параметрам здоровья. В последнее время за ними научились следить фитнес-браслеты или умные часы. Советы по их использованию дает Андрей Сиденко.

Наши приложения

«Мой профсоюз», №14 от 6 апреля 2017 года

Что нужно знать о применении профессиональных стандартов

На злободневные вопросы отвечает Общероссийский Профсоюз образования

В связи с многочисленными обращениями педагогов и руководителей образовательных организаций специалисты аппарата Общероссийского Профсоюза образования подготовили ответы на актуальные вопросы применения профессиональных стандартов в сфере образования. Здесь и обзор законодательства Российской Федерации, которым следует руководствоваться, и образец плана по организации применения профстандартов. Приведенные примеры и инструментарий позволяют установить соответствие между документом об образовании работника и требованиями профессионального стандарта, а также определить потребность в дополнительном профессиональном образовании работников (за счет средств организации). Особое внимание уделено проблеме необоснованного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей и аттестации педагогов. Учительская газета

ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ПОД ПОЭТАПНОСТЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ?
Согласно пункту 2 постановления №584 реализация мероприятий планов по организации применения профессиональных стандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.
Иными словами, дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (например, 1 января 2017 г.) означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении №584 (1 января 2020 г.), — это завершение организации работы по их применению.
Таким образом, поэтапность предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия.

КТО УТВЕРЖДАЕТ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ?
На основании пункта 1 постановления №584 план по организации применения профессиональных стандартов утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением) с учетом мнения представительного органа работников.

КАК УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ (НЕСООТВЕТСТВИЕ) МЕЖДУ ДОКУМЕНТОМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ РАБОТНИКА И ТРЕБОВАНИЯМИ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ, УСТАНОВЛЕННЫМИ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ?
Необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:
— от 18 ноября 2013 г. №1245 2 (в части высшего образования);
— от 5 июня 2014 г. №632 3 (в части среднего профессионального образования).
Перечисленные объемные документы размещены в сети Интернет и содержат таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование данных таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупненным группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки».

КАК И НА КАКИХ УСЛОВИЯХ МОЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ ПРАВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
Рекомендуется руководствоваться разъяснениями «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. №08-415/124).
Разъяснения содержат обзор трудового законодательства по вопросам дополнительного профессионального образования и, в частности, следующие выводы:
— работник вправе отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если работодатель не обеспечивает предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором;
— работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

КАК СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ЧАСТИ ПОЛОЖЕНИЙ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ?
Форсирование применения профессиональных стандартов в части положений, не являющихся обязательными для применения (к примеру, в части использования наименований должностей, не предусмотренных номенклатурой должностей9), не рекомендуется по следующим причинам:
— положения профессиональных стандартов (за исключением требований к квалификации) не являются обязательными, остаются предметом острой профессиональной дискуссии, поскольку содержат неопределенности, необоснованно предоставляющие право работодателю по своему усмотрению применять любые трудовые функции к работникам с различными наименованиями должностей, рекомендуемыми в профессиональных стандартах, что может привести к нарушению прав работников;
— в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в ряд профессиональных стандартов, в том числе в целях существенной переработки их содержания (в частности, с учетом задачи сопряжения требований профессиональных стандартов с федеральными государственными образовательными стандартами, а также поручения Президента Российской Федерации о формировании национальной системы учительского роста10).

Читайте так же:  Исковое заявление без рассмотрения

КАКИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЛАДАЮТ ИХ УЧРЕДИТЕЛИ И КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ?
На основании пункта 3 постановления №584 органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в данном постановлении, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:
а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению, то есть лишь в части норм, являющихся обязательными для применения;
б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Научно-технический прогресс, развитие производств и технологий, а также изменяющийся рынок труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают: либо в них вообще нет новых профессий, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) системой профессиональных стандартов. В этой статье мы постараемся ответить на наиболее актуальные вопросы по применению профессиональных стандартов.

Что такое профессиональный стандарт?

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В свою очередь, профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Отметим, что ранее в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и реализацию профессиональных стандартов на практике.

Для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации.

Положения соответствующих профессиональных стандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Таким образом должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.

Из истории профессиональных стандартов в России

Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, как многие пишут, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам – у Великобритании.

Впервые тема профстандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222. Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов. Следующие десять лет задача меняла формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстандарта. В 2007–2008 гг. появились первые профессиональные стандарты.

В 2010 г. по итогам заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был создан перечень поручений Президента РФ. В нем были установлены сроки подготовки современного справочника и разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях. На выполнение обеих задач было отведено около двух лет.

В 2011 г. Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), приступившее к разработке дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». После этого был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы. Экспертами Министерства труда был подготовлен и утвержден очередной макет профстандарта и разработаны нормативные документы, методические рекомендации и т.д. Первые стандарты были приняты лишь 30.10.2013. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. «По состоянию на 30 декабря 2014 года приказами Минтруда утверждено 403 профессиональных стандарта», – говорится в сообщении, размещенном 24 января 2015 г. на сайте Правительства РФ.

Где искать информацию о профессиональных стандартах?

На ресурсе Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru/ размещены все принятые профессиональные стандарты, а также проекты стандартов. Этот ресурс предназначен для информирования всех заинтересованных организаций и граждан о реализации Плана разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы. Здесь размещается актуальная информация о ходе реализации данного Плана, достигнутых результатах, по разработке, общественному обсуждению, утверждению, регистрации и применению профессиональных стандартов.

Какова структура и содержание профессионального стандарта?

Структура профессионального стандарта установлена приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014). Основное, на что необходимо обращать внимание, «читая» стандарт, – какие обобщенные функции выделены в стандарте, какой квалификационный уровень установлен по этим функциям, какие трудовые функции и действия должен выполнять работник в рамках своей профессиональной сферы, какими знаниями и умениями он должен обладать. И самое главное, наверное, для всех работодателей – как может называться должность, по которой работник будет выполнять эти функции, какое он должен иметь образование и опыт работы.

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт содержат разные требования, каким документом нужно руководствоваться?

Действительно, сейчас возможны расхождения в текстах профессионального стандарта и классификационного справочника. В данном случае согласно части, третьей ст. 195.1 ТК РФ классификатор должен приводиться в соответствие с профессиональными стандартами, поэтому необходимо руководствоваться именно профессиональным стандартом.

Различия могут быть как в требованиях к уровню квалификации, так и к выполняемым должностным обязанностям.

Кроме того, в профессиональном стандарте прописаны не только требования к тому, что работник на определенной должности должен знать, но и требования к его умениям.

Где будут применяться профессиональные стандарты? Для каких организаций и когда они будут обязательными для применения?

Читайте так же:  Реестр свидетельств о государственной регистрации права собственности

Как мы уже говорили, профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Обратите внимание: эта квалификация не желаемая или рекомендуемая, а именно необходимая.

Согласно части второй абз. 2 ст. 57 ТК РФ если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Что в данном случае необходимо понимать под термином «ограничения»? Ограничения законодательно могут быть установлены по полу (например, на определенных работах запрещено использовать труд женщин), по возрасту (есть работы, на которых запрещено использование труда несовершеннолетних), по образованию (нельзя работать медиком, не имея медицинского образования, или педагогом, не имея педагогического образования). Несомненно, квалификационные требования, установленные законодательством, являются ограничениями.

Таким образом, работодатель любой формы собственности обязан использовать наименование должности из профессиональных стандартов, если законодательно по этим позициям есть льготы, компенсации и ограничения, в т.ч. квалификационные. Поэтому применение профессионального стандарта для работодателей любой формы собственности также является обязательным исходя из определения термина «профессиональный стандарт», приведенного в ст. 195.1 ТК РФ.

Сферы применения работодателем профессиональных стандартов определены в Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (в ред. от 23.09.2014; далее – Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов).

ТАБЛИЦА: «10 вопросов и ответов по применению профстандартов»

ТАБЛИЦА: «Профстандарты: профсоюз образования ответил на вопросы»

№ п/п

Вопрос

Ответ

1. Какими законами и иными нормативными правовыми актами следует руководствоваться при применении профстандартов?

— ст. 5, 57, 195.3 ТК РФ;

— Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

2. Что подразумевается под «поэтапностью» применения профстандартов унитарными предприятиями?

Согласно п. 2 данного постановления реализация плана по применению профстандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.

Иными словами, дата вступления в силу конкретных профстандартов, например, 1 января 2017 года, означает, что по ним может быть начата организация работы по их применению, а 1 января 2020 года – это дата завершения организации работы по их применению

3. Кто утверждает план по организации применения профстандартов? На основании пункта 1 Постановления № 584 план утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением) с учетом мнения представительного органа работников 4.

Что должен включать данный план?

В соответствии с п. 1 Постановления № 584 план по организации применения профстандартов должен включать:

а) список профстандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников;

в) этапы применения профстандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению

5. Как сформировать список профтандартов, подлежащих применению?

Список зависит от кадрового состава конкретной организации, предусмотренного штатным расписанием.

При составлении списка необходимо также иметь в виду следующее:

— в него включаются профстандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только для педагогических работников;

— в список не включаются профстандарты, которые существуют еще в виде проектов (например, проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)»;

— в список не включается профстандарт, который еще не вступил в силу

6. Как определить потребность в профобразовании и обучении работников?

На основе анализа:

— квалификационных требований, содержащихся в профстандартах;

— квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профнавыков и опыта работы работников).

Пример 1. Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профстандартом, то план организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия.

Пример 2. Если квалификация конкретного педагогического работника соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профстандартом, то работнику в любом случае обеспечивается право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в 3 года. Следовательно, план организации должен содержать также и проведение соответствующих мероприятий по дополнительному профобразованию

7.

Как определить, соответствует ли документ об образовании работника требованиям к образованию и обучению, установленным профстандартом?

Нужно руководствоваться приказами Минобрнауки РФ от 18.11.2013 № 1245 и от 05.06.2014 № 632.

В них содержатся таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование данных таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупненным группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»

Какие локальные нормативные акты и другие документы организации подлежат изменению с учетом положений профстандартов?

В настоящее время требуется внести изменения только в те документы, которыми регулируется проведение мероприятий по образованию и обучению, обусловленное сведениями о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников. К числу соответствующих документов могут относиться, в частности:

— коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников);

— локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

— дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профобучение или дополнительное профобразование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности);

— должностные инструкции конкретных работников, являющиеся приложением к трудовому договору (в части изменения требований к квалификации);

— договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование (ст. 197 ТК РФ)

Читайте так же:  Начисления детских пособий
9. Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников?

Нет, при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:

— разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н;

— разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ЕКС, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н

10. Могут ли профстандарты применяться работодателями при аттестации педагогических работников? Нет, при аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Как следует из пункта 1 указанного Порядка, правила проведения аттестации определяются самим Порядком

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

«Официальные документы в образовании»,
№ 14, апрель, 2017

«Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к письму Минобрнауки России от 10.03.2017 N 122)

Минтруд РФ совместно с Минобразованием РФ дали разъяснения о применении профессиональных стандартов в организациях.

Профстандарты в части требований к квалификации применяются организациями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов. Поэтапность их применения предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия. Реализация мероприятий должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года. Дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (напр. 1 января 2017 года) означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а завершение такой работы необходимо осуществить не позднее 1 января 2020 года.

У Вас есть вопрос? Звоните по телефонам: +7 (499) 272-43-99, +7 (968) 867-62-63
Эксперты «Де Юре Де Факто» ответят на Ваши вопросы.

Курганский городской инновационно-методический центр

Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах

Какими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации следует руководствоваться при применении профессиональных стандартов?

Основополагающими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при применении профессиональных стандартов являются:

Видео (кликните для воспроизведения).

— статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации;

— статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что, если в соответствии с ТК РФ , иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

— часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;

— постановление Правительства Российской Федерацииот 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения

Для просмотра скачать Документ

20.03.2017, 685 просмотров.

Некоторые проблемы внедрения профессиональных стандартов о деятельности предприятий (организаций)

Сегодня внедрение профстандартов в России имеет важное значение для развития всей социально-трудовой сферы. Они приходят на смену единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) и имеют ряд неоспоримых преимуществ.

К положительным моментам можно отнести: четкое понимание работодателем требований, предъявляемым к соискателям; понимание соискателей о необходимости соответствия квалификационным требованиям профстандартов; больший уровень заработной платы работников, полностью соответствующих требованиям профессиональных стандартов; мотивация персонала постоянно повышать уровень подготовленности, самосовершенствования с целью профессионального роста и, как следствие, увеличение уровня заработной платы; своевременное обучение персонала позволит избежать штрафных санкций со стороны проверяющих органов.

Однако, наряду с положительными моментами существуют проблемы с их внедрением, которые неизбежны как и при внедрении всего нового и которые необходимо решить для того, чтобы система заработала в полной мере и действительно стала механизмом согласования интересов работников и работодателей в части требований к рабочей силе.

Известно, что на современных предприятиях мероприятия по внедрению профессиональных стандартов носят фрагментарный характер в силу того, что руководство не видит в этом пользы, с одной стороны, и опасается нарушения устоявшейся системы управления и производственного взаимодействия, с другой стороны. Сегодня предприятия нуждаются прежде всего в информационной и консультационной помощи для того, чтобы началось движение по внедрению профстандартов. Дело в том, что, если даже предприятие решит внедрять профессиональные стандарты, оно столкнется с рядом сложностей и вопросов, которые надо помочь ему решить. Заметим, что появление данных вопросов абсолютно естественно, и как раз свидетельствует о том, что система начала внедряться. Профессиональные стандарты внедряются, и возникают вопросы, которые сегодня требуют уточнения и разъяснения.

Так, например, в практике работы предприятий часто возникают ситуации, когда один работник может выполнять виды деятельности, относящиеся к разным профстандартам, и тогда внедрение профстандартов приведет к перестройке технологических цепочек, связанной с переделом зон ответственности. Такой объём работы по внедрению профстандартов предполагает изменение всех бизнес-процессов, что крайне затратно и технически сложно. Кроме того, профстандарты не охватывают сегодня все виды деятельности, что является одной из причин, тормозящих их внедрение.

Отметим, что реально действующему предприятию неудобно перейти на профстандарты частично, так как вслед за введением профстандартов потребуется менять регламентацию труда, в частности, создавать новую систему оплаты труда, а вслед за этим рассчитывать новые нормы труда.

При переводе работников на профессиональные стандарты возникает проблема того, что высок процент работников вполне удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к ним работодателем по квалификации и опыту, но при этом не соответствующих применимым профстандартам по образованию. Вынудить этих работников получать соответствующее образование работодатель не может, уволить и набрать соответствующих также не имеет права, да и не хочет, а при отсутствии практики администрирования и обязательности применения профстандартов руководители предприятия просто предпочитают выжидать и ничего не делать в настоящем.

Читайте так же:  Как зарегистрировать пристройку к частному дому

До сих пор окончательно не решён вопрос о несоответствии названий профессий в квалификационных справочниках, использующихся Пенсионным фондом для определения льготного пенсионного стажа аналогичным в профстандартах. Таким образом, при внедрении профстандартов на предприятии и изменении наименования должности в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ ряд работников могут потерять право на досрочную пенсию по формальным причинам несоответствия названия должностей.

При внедрении профстандартов, относящихся к сфере промышленности, могут возникать некоторые специфические проблемы. Так в некоторых профстандартах имеются требования стажа исключительно на одной конкретной должности, находящейся на одну ступень ниже по квалификации относительно требуемой. Сотрудник формально, не имеющий опыта работы на одной конкретной должности не сможет соответствовать применимому профессиональному стандарту даже в случае прохождения профессиональной переподготовки и опыта работы по более высокому разряду относительно требуемого.

Еще одна интересная проблема заключается в том, что в некоторых профстандартах несколько должностей с иерархически различными разрядами находятся в пределах одной обобщенной трудовой функции. Из этого следует, что при применении профстандарта по одной обобщенной трудовой функции не представляется возможным определить различия в фактической трудовой деятельности между работниками различных разрядов, что представляет собой, в частности, почву для злоупотреблений работодателем в виде установки для работников уровня оплаты труда с ориентиром на более низкий разряд при исполнении обязанностей более высокого разряда.

В любом случае без разъяснений Минтруда однозначно определить степень полномочий в рамках уровней или подуровней данных профстандартов невозможно.

В рамках системы централизации государственных закупок в регионах создаются органы по типу и статусу «Агентство государственного заказа». Данные структуры имеют статус государственных органов, а их сотрудники являются государственными служащими, но по факту они осуществляют государственные закупки от лица мелких государственных учреждений. С точки зрения независимой системы квалификаций, данные работники выполняют вид профессиональной деятельности в рамках профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Однако, поскольку они являются государственными служащими, то квалификационные требования к ним формируются в рамках Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно данному нормативно-правовому акту к работнику не должны применяться требования по стажу. Тогда как согласно профессиональному стандарту специалиста в сфере закупок эти требования имеются.

Возникает противоречие: к работникам государственных учреждений в сфере закупок предъявляются требования к наличию стажа в сфере закупочной деятельности. Но при этом данные работники в рамках централизации закупок выполняют вид профессиональной деятельности по осуществлению закупок лишь частично. А к работникам Органа, уполномоченного на проведение закупок, который осуществляет большую часть работ в рамках данного вида деятельности и более трудные функции — требований к стажу нет. Безусловно, деятельность государственных служащих и квалификационные требования регламентируются отдельно, но в рассматриваемом примере государственные служащие в полном объеме выполняют вид деятельности, на который и создавался профессиональный стандарт.

Возникает вопрос о необходимости совмещения для работников уполномоченных органов по осуществлению закупок требований закона о государственной службе и профессиональных стандартов. Также целесообразно разработать механизм для предъявления требований к стажу для работников государственных органов с точки зрения качественного выполнения данного вида деятельности.

Сочнева Елена Николаевна, эксперт Независимой оценки квалификаций

Аргасанов Юрий Олегович, председатель Красноярской краевой организации Всероссийского Электропрофсоюза

Профессиональные стандарты

Профстандарты включенные в реестр Минтруда РФ на 2019г.

Перечень профессиональных стандартов раздела соответствует Реестру профстандартов Минтруда РФ с учетом последних изменений и дополнений. Актуальную редакцию Реестра в формате xls можно скачать на странице Реестр профстандартов.

Образцы должностных инструкций с учетом профессиональных стандартов см. в разделе Справочники подраздел Должностные инструкции.

Перечень профессиональных стандартов введенных (измененных) в 2019 г. см. на странице Изменения профстандартов 2019

«Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к письму Минобрнауки России от 10.03.2017 N 122)

Даны разъяснения по актуальным вопросам, касающимся применения профессиональных стандартов.

Сообщается, в частности, что профстандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов. Поэтапность их применения предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия. Реализация мероприятий должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года. Дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (напр. 1 января 2017 года) означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а завершение такой работы необходимо осуществить не позднее 1 января 2020 года.

План по организации применения профстандартов утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением), с учетом мнения представительного органа работников, и должен включать:

— список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

— сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

— этапы применения профессиональных стандартов;

— перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению. Источник: Подробнее >>>

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Внедряем систему профстандартов в учреждении

Автор: Д. Ю. Панина

Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2020 году[1]. Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?

Методические рекомендации по применению профстандартов должен разработать Минтруд. На момент написания статьи документ находился в стадии проекта (№ 00/04-18047/09-14/28-13-5) Читайте также

Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.

Читайте так же:  Продажа земельного участка без посредников

Составляем план.

Созданная комиссия начинает работу над планом.

Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.

Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:

список профстандартов, подлежащих применению;

сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

этапы применения профстандартов;

перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.

Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:

Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.

Актуализация нормативно-правовой базы.

Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.

Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.

План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки[5], так и Методические рекомендации соцзащиты[6].

Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:

План по организации применения профстандартов

Составление списка профстандартов, подлежащих применению, в том числе:

Перечень профстандартов, подлежащих применению

Изучение и анализ профстандартов

Составление Перечня ЛНА и документов, подлежащих изменениям в связи с применением профстандартов:

Анализ наименований должностей работников на соответствие профстандартам

Анализ должностных инструкций на соответствие профстандартам

Внесение изменений в ЛНА и другие документы:

Корректировка должностных инструкций в части трудовых функций, наименования должностей, уровня образования и квалификации

Корректировка штатного расписания в части наименования должности (профессии)

Внесение изменений в трудовые договоры работников и заключение в установленном порядке допсоглашений к трудовому договору

Корректировка Положения о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности в части уровня образования, квалификации, стажа работы и др.

Внесение изменений в другие документы (какие)

Разработка методики определения потребности в профобразовании, профобучении и дополнительном профобразовании (далее – обучение)

Сбор сведений о потребности в обучении работников и анализ полученных сведений

Внесение изменений в коллективный договор в части обучения работников

Разработка ЛНА, регулирующего обучение работников, и его утверждение

Разработка плана обучения работников на соответствующие календарные годы (например, три года) и его утверждение в установленном порядке

Другие мероприятия по обучению работников (при необходимости)

[1]

Разработка приказа об установлении этапов применения профстандартов

Другие мероприятия по применению профстандартов

Этапы применения профстандартов

Образец плана, разработанный для образовательных учреждений:

План по организации применения профстандартов

Список профстандартов, подлежащих применению

[2]

Сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профбразовании работников

Этапы применения профстандартов

Перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению

Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н

Петров П. П., педагог-психолог – потребность в высшем образовании по профильному направлению

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профобразованию) работника (1 июня 2017 года – 1 января 2020 года)

ЛНА, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профобразование

Профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н

Сидорова С. С., социальный педагог – потребность в дополнительном профобразовании по направлению профессиональной деятельности в организации

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем дополнительного профобразования работников (1 января 2017 года – 1 января 2020 года)

Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.

[1] Требование п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584).

[2] Проект создан 02.09.2014, находится на сайте по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=29346.

[3] Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ – так недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ.

[4] Состав комиссии с указанием должностей (председатель, заместитель, секретарь), но без персональных данных (эта информация отражается в приказе).

[5] «Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к Письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).

Видео (кликните для воспроизведения).

[6] Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р.

Источники


  1. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  2. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

  3. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
  4. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.
Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here