Передача в безвозмездное пользование государственного имущества

Помощь в решении вопроса: "Передача в безвозмездное пользование государственного имущества" от профессионалов простыми и понятными словами.

Передача в безвозмездное пользование государственного имущества

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли муниципальное казенное учреждение сдавать в безвозмездное пользование часть помещения, которое находится у учреждения в собственности (которое является муниципальным имуществом)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Казенное учреждение вправе предоставлять часть помещения в безвозмездное пользование, получив на это согласие собственника и соблюдая требования ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

29 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Так, например, согласно п. 13.11 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы Вологодской области от 25 апреля 2006 г. N 83, муниципальное казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия органа мэрии города, осуществляющего в соответствии с муниципальными правовыми актами полномочия собственника имущества муниципального казенного учреждения.
*(2) По данному вопросу смотрите материал: Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества.

Передача в безвозмездное пользование государственного имущества

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Стадион находится в государственной или муниципальной собственности. Договор безвозмездного пользования предполагается заключить с образовательной организацией (в целях лицензирования образовательной деятельности ее филиала).
Вправе ли ссудополучатель по договору безвозмездного пользования частично и в пределах определенного времени передать имущество (стадион) в безвозмездное пользование другому лицу (часть стадиона на несколько часов в неделю)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанный в вопросе договор может быть заключен с согласия собственника. Проведения торгов для заключения договора не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества

24 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) О подобных условиях смотрите, например, в материале: Вопрос: Государственное бюджетное учреждение культуры ранее заключало с контрагентами договоры оказания услуг, в рамках которых предоставляло для мероприятий контрагентов помещения, а также оказывало сопутствующие услуги (аниматоры, гардероб, буфет и т.п.). В настоящее время планируется передавать помещения в аренду (без оказания каких-либо сопутствующих услуг) на несколько часов. Учредителем государственного бюджетного учреждения является орган исполнительной власти г. Москвы. Может ли государственное бюджетное учреждение сдавать помещение в почасовую аренду? Какова процедура оформления сдачи в почасовую аренду? Каковы условия установления арендной платы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2014 г.)

Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Читайте так же:  Можно ли вернуть посуду обратно в магазин

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Передача имущества в безвозмездное пользование это распоряжение

Основаниями для подготовки договора безвозмездного пользования являются постановление Главы исполнительной власти и (или) итоговый протокол торгов (если заключение договора безвозмездного пользования осуществляется по результатам проведения торгов). Порядок передачи в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления за и казенными, бюджетными и автономными учреждениями: Унитарные предприятия и казенные, бюджетные и автономные учреждения вправе выступать ссудодателями в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Предоставление в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления осуществляется путем проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п.

2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п.

Безвозмездное пользование

Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлено только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектом движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям. 4. Некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

5. Адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам. 6.

Порядок передачи имущества в безвозмездное пользование

Безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом

государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;

  • муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
  • на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
  • некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие );
  • образовательным и медицинским учреждениям;
  • адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
  • объектам почтовой связи;
  • взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.
  • Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса.

Торги (конкурс или аукцион) на право заключения договоров безвозмездного пользования проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67. Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров безвозмездного пользования может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.

Передача имущества в безвозмездное пользование это распоряжение

В случае принятия решения о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов аукцион (конкурс) на право заключения договора безвозмездного пользования проводится в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством. Государственное (муниципальное) имущество может передаваться в безвозмездное пользование без проведения торгов: 1.
На основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу. 2. Государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации.
3.

Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770). Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Следовательно, поступление имущества на забалансовый счет 01 отражается на основании акта о приеме-передаче. Также в п. 333 Инструкции № 157н указано, что внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения. Следовательно, если имущество, которое учреждение получило в пользование, затем передается куда-то еще, это следует отразить на счете 01 как внутреннее перемещение путем изменения места хранения. Договором, на основании которого учреждение передает это имущество, может быть предусмотрено право учреждения проверять наличие и состояние этого имущества.

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Учет имущества, полученного безвозмездно

  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.
Читайте так же:  Как узнать кому принадлежит недвижимость

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленной в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование.
Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ.

Безвозмездное временное пользование для бюджетной организации

Инструкции № 157н) предназначен для учета имущества, переданного учреждением в безвозмездное пользование, в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением. Следовательно, забалансовый счет 26 предназначен для наглядного отражения того факта, что какое-то имущество из того, что находится у учреждения в оперативном управлении или в пользовании, на самом деле учреждением не используется, потому что передано кому-то еще.

Передача имущества в безвозмездное пользование

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ). При этом к договору безвозмездного пользования применяются соответствующие нормы и правила, предусмотренные для договора аренды (п.

2 ст. 689 ГК РФ). В ст. 695 ГК РФ определено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Безвозмездное пользование

Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010).

Бух.проводки передачи здания в безвозмездное пользование

Содержание имущества, переданного бюджетным (автономным) учреждением в безвозмездное пользование или аренду В соответствии с п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» за счет бюджетных субсидий осуществляется содержание следующих видов имущества бюджетного (автономного) учреждения, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем: — недвижимое имущество; — особо ценное движимое имущество. В то же время упоминаемыми выше нормами установлен прямой запрет на осуществление учредителем финансового обеспечения содержания имущества бюджетных и автономных учреждений, сданного в аренду.

А вот в отношении имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование, такого явного запрета законодательство не содержит*(1).

Безвозмездное получение и передача имущества в бюджетных учреждениях

Основными ее целями является выявление фактического наличия имущества и обязательств, сопоставление их фактического наличия с данными бухгалтерского учета, документальное подтверждение наличия имущества и обязательств, определение и оценка их состояния. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств бюджетной организации проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России (п.

Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н). Порядок проведения инвентаризации регулируется Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв.

Приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее — Методические указания).

3. порядок учета имущества, переданного в безвозмездное пользование

В силу различных причин отдельные расходы по содержанию имущества, возлагаемые в установленном порядке на арендаторов, могут производиться бюджетными (автономными) учреждениями с последующей компенсацией затрат арендаторами. Как правило, подобным образом осуществляются расчеты по оплате эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг.

БК РФ бюджетному (автономному) учреждению может быть предоставлена субсидия на иные цели, за счет которой будут покрываться расходы по содержанию имущества, переданного на праве безвозмездного пользования. Такие субсидии специалисты Минфина России рассматривают как форму оказания дополнительной финансовой поддержки госучреждениям.
Так, например, в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться даже субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений несмотря на то, что по общему правилу субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.

Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Аренда и предоставление в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества: особенности заключения договоров

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 9

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Главная особенность состоит в том, что получить государственное и муниципальное имущество в аренду или безвозмездное пользование можно только по результатам проведенного конкурса или аукциона на право заключения соответствующего договора. Данное требование обусловлено тем, что заключение договора без проведения торгов приведет или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, которые хотят выйти на рынок, путем получения прав на объект недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности. В то же время в некоторых случаях проведение конкурса или аукциона не требуется.

Видео (кликните для воспроизведения).

В силу п. п. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции исключительно по результатам проведения конкурсов или аукционов допускается заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, а также иных договоров, предусматривающих переход права владения или пользования имуществом, в отношении:

Требование о том, что договоры по передаче прав на имущество должны заключаться лишь по результатам торгов в отношении не только публичного, но и иного муниципального и государственного имущества, действует с 23.07.2009, когда ст. 17.1 Закона о защите конкуренции была обновлена Федеральным законом от 17.07.2009 N 173-ФЗ.

В каких случаях торги не проводятся?

Случаи-исключения, когда государственное и муниципальное имущество передается в пользование без проведения торгов, перечислены в п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. К ним среди прочего относится предоставление имущества:

Нужно ли проводить торги при передаче государственного или муниципального имущества в субаренду?

В соответствии с п. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор, если иное не установлено Гражданским кодексом, другим законом или иными правовыми актами, вправе (но только с согласия арендодателя):

  • сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем);
  • предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование;
  • отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Читайте так же:  Добровольное соглашение об уплате алиментов

В указанном пункте закреплено: к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Кроме того, на основании п. 1 ст. 422 ГК РФ (общая норма) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Следовательно, заключение договоров субаренды, перенайма, переуступки права аренды, другого договора по передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества должно осуществляться в порядке, установленном ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (п. 1 Письма ФАС России от 09.09.2010 N АЦ/30241). Другими словами, договор субаренды должен заключаться по результатам торгов, за исключением отдельных ситуаций. Помимо общих случаев-исключений, определенных п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, здесь действует еще одно исключение, предусмотренное п. 4 указанной статьи.

Итак, лицо, которому предоставлено право владения или пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такое право в отношении части (частей) помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. Этой нормой можно воспользоваться только в том случае, если общая площадь передаваемой части (частей) имущества не превышает 10% площади помещения, здания, строения или сооружения и составляет более 20 кв. м. Федеральная антимонопольная служба в Письме от 26.04.2010 N АЦ/12144 подчеркнула: приведенная норма распространяется как на случаи передачи государственного или муниципального имущества по результатам проведения торгов, так и на случаи передачи имущества без проведения торгов в соответствии с исключениями, установленными п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

К сведению. Если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них (части помещений), к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав в случае его заключения на срок не менее года, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения (части помещения) регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения) (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Что касается порядка проведения торгов на право заключения договора субаренды, по мнению ФАС, лицо, осуществляющее функции по организации и проведению торгов, должно руководствоваться Правилами , утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67. В этом документе указано, что организатором торгов (конкурса, аукциона) в отношении государственного или муниципального имущества, отмеченного в п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, является собственник имущества или иное лицо, обладающее правом владения или пользования в отношении этого имущества. При передаче имущества по результатам торгов согласование такой передачи осуществляется собственником до начала организации данных торгов. При согласовании собственник уполномочивает лицо, обладающее правом владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества, на организацию и проведение соответствующих торгов. Следовательно, арендатор может выступить в качестве организатора торгов на право заключения договоров субаренды в отношении государственного или муниципального имущества при получении согласия собственника имущества до начала организации такого аукциона или конкурса (п. 2 Письма ФАС России N АЦ/30241).

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

О субъектах малого и среднего предпринимательства

Пунктом 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции разрешено заключать на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоры аренды, указанные в п. п. 1, 3 ст. 17.1 данного Закона, заключенные до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства . При этом на момент заключения договора аренды на новый срок должны отсутствовать основания для его досрочного расторжения, предусмотренные гражданским законодательством. Основания для досрочного расторжения договора по требованию арендодателя установлены ст. 619 ГК РФ, а по требованию арендатора — ст. 620 ГК РФ. Новые договоры аренды без проведения торгов можно заключать на срок не более чем до 01.07.2015.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Обратите внимание: возможность, предоставляемая п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции, не действует в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • указанных в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (например, участников соглашений о разделе продукции);
  • осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

Кроме того, при применении комментируемой нормы необходимо учитывать, что в соответствии с гражданским законодательством договор аренды и договор безвозмездного пользования — это разные договоры. В отношении первого применяются правила, установленные гл. 34 ГК РФ, а в отношении второго — гл. 36 ГК РФ. Не свидетельствует об этом и то, что к договору безвозмездного пользования применяются отдельные правила, предусмотренные для аренды. В связи с этим действие п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции не распространяется на заключение договора безвозмездного пользования на новый срок, а также на его переоформление в договор аренды и последующую пролонгацию. Поэтому передача прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества, ранее предоставленного на основании договора безвозмездного пользования, без проведения торгов на условиях аренды в соответствии с указанным пунктом является нарушением требований, установленных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (п. 2 Письма ФАС России N АЦ/12144).

Добавим: договор субаренды имущества, права на которое получены без проведения торгов в соответствии с п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции, заключается по результатам торгов, кроме ситуаций, когда срабатывает п. 4 ст. 17.1 указанного Закона. При этом, если органы местного самоуправления установят иные требования, их решение в этой части будет признано недействительным (пример — Постановление ФАС УО от 24.08.2010 N Ф09-6442/10-С1, в передаче которого в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 08.12.2010 N 15913/10).

О некоторых особенностях заключения договора по результатам торгов

Согласно п. 28 Правил размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов является публичной офертой. Офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте торгов не менее чем за 30 рабочих дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе или аукционе (п. п. 29, 103 Правил). В свою очередь, лица, желающие участвовать в торгах, должны подать соответствующие заявки в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией (документацией об аукционе). Подача заявки на участие в торгах признается акцептом оферты (п. п. 50, 120 Правил). Акцепт — ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (п. 1 ст. 438 ГК РФ).

Читайте так же:  Юридическая консультация по жилищному вопросу в спб

Адрес официального сайта РФ в Интернете для размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в п. п. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, — www.torgi.gov.ru (Постановление Правительства РФ от 28.09.2010 N 767).

В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В связи с этим, если заявка на участие в торгах (акцепт оферты) поступила от единственного участника, организатор торгов обязан заключить с этим участником договор передачи прав на государственное или муниципальное имущество (п. 3 Письма ФАС России N АЦ/12144).

Учтите, аукционы и конкурсы, а также заключенные по их результатам сделки будут признаны недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа, если торги проведены с нарушением ст. 17 «Антимонопольные требования к торгам» Закона о защите конкуренции. Та же участь постигнет договоры, заключенные без проведения торгов, если таковые в соответствии с требованиями п. п. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции должны были быть проведены (пример — Постановление ФАС ВСО от 22.02.2011 N А58-4177/10).

Безвозмездное пользование имуществом

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2008, N 44

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ). К договору безвозмездного пользования применяются отдельные законодательные нормы договора аренды, указанные в п. 2 ст. 689 ГК РФ.

Ссудополучатель не вправе передать вещь, находящуюся в безвозмездном пользовании, в пользование третьему лицу на возмездной основе, поскольку это противоречит ГК РФ.

Передать вещь в безвозмездное пользование может только ее собственник или лицо, управомоченное на то законом или собственником.

[1]

Поступление и передача имущества должны быть надлежащим образом оформлены — составлены акты приема-передачи имущества, инвентарные карточки учета ОС. В акте должны быть отражены номенклатура передаваемого имущества, его стоимость.

Коммерческая организация не вправе заключать договор безвозмездного пользования с учредителями, участниками, руководителем, членами органов управления и контроля (ст. 690 ГК РФ).

Обратите внимание! Государственная регистрация передачи по договору ссуды в безвозмездное временное пользование недвижимого имущества действующим законодательством не предусмотрена (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2004 N А43-10348/2003-12-331).

Учет у ссудодателя

Согласно п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на ОС, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду), переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление. При безвозмездной передаче ОС продолжают учитываться на балансе ссудодателя.

В инвентарной карточке унифицированной формы N ОС-6 (6а, 6б) делается отметка о передаче ОС в безвозмездное пользование с указанием номера договора, наименования ссудополучателя и номера акта приемки-передачи.

По окончании (прекращении, расторжении) договора безвозмездного пользования в инвентарной карточке производится запись об окончании договора безвозмездного пользования и возврате ОС ссудополучателем (с указанием номера и даты акта приемки-передачи).

По ОС, переданному в безвозмездное пользование, ссудодатель начисляет в установленном порядке амортизацию. При этом амортизационные отчисления учитываются в составе внереализационных расходов, поскольку данные расходы не связаны с производственной деятельностью ссудодателя.

Пример 1. Организация «Коммерсант» передала по договору безвозмездного пользования токарный станок. Его балансовая стоимость — 100 000 руб., начисленная амортизация для целей бухгалтерского учета составила 20 000 руб. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений — 1000 руб.

В бухгалтерском учете организации-ссудодателя будут сделаны следующие записи:

Д-т 01, субсчет «Основные средства, переданные в безвозмездное пользование», К-т 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации» — 100 000 руб. — отражена передача токарного станка по договору ссуды;

Д-т 02, субсчет «Амортизация основных средств в эксплуатации», К-т 02, субсчет «Амортизация основных средств, переданных в безвозмездное пользование» — 20 000 руб. — отражена сумма амортизации по переданному в безвозмездное пользование токарному станку;

Д-т 91-2, К-т 02, субсчет «Амортизация основных средств, переданных в безвозмездное пользование» — 1000 руб. — начислена амортизация по токарному станку, переданному в безвозмездное пользование.

При возврате (допустим, через 12 месяцев) по возвращаемому токарному станку в учете ссудодателя производятся записи:

Д-т 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации», К-т 01, субсчет «Основные средства, переданные в безвозмездное пользование» — 100 000 руб. — отражен возврат станка;

Д-т 02, субсчет «Амортизация основных средств, переданных в безвозмездное пользование», К-т 02, субсчет «Амортизация основных средств в эксплуатации» — 32 000 руб. [20 000 руб. + (1000 руб. x 12 мес.)] — отражена сумма начисленной амортизации по возвращенному станку.

Расходы по содержанию имущества, переданного в безвозмездное пользование, по умолчанию несет ссудополучатель. Однако договором ссуды может быть предусмотрена обязанность по проведению ремонта ссудодателем.

Ссудодатель включает затраты по содержанию имущества в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 253 НК РФ).

Обратите внимание! По переданному в безвозмездное пользование имуществу амортизация не начисляется.

[2]

В соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли исключаются ОС, переданные по договорам в безвозмездное пользование. При этом согласно п. 2 ст. 322 НК РФ по ОС, передаваемому ссудодателем в безвозмездное пользование, амортизация не начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было передано ОС.

По окончании договора безвозмездного пользования и возврата ОС ссудодателю амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел возврат ОС. В случае передачи ОС в безвозмездное пользование срок его полезного использования для целей исчисления амортизации при принятии такого ОС в эксплуатацию не изменяется. В Письме Минфина России от 16.01.2007 N 03-03-06/2/1 разъяснено, что после возврата амортизируемого имущества оно должно учитываться в налоговом учете по той стоимости, по которой учитывалось на момент передачи имущества в безвозмездное пользование. При этом срок полезного использования по такому имуществу не продлевается на период безвозмездного пользования.

Поскольку в бухгалтерском учете ссудодателя начисление амортизации по безвозмездно переданному имуществу не прекращается, то по суммам начислений бухгалтерской амортизации формируются постоянные разницы, и, следовательно, образуется постоянное налоговое обязательство (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Пример 2. В июле 2008 г. организация-ссудодатель передала автомобиль, сумма ежемесячной амортизации которого 5000 руб., в безвозмездное пользование ссудополучателю — юридическому лицу сроком на один год. Таким образом, с августа 2008 г. в налоговом учете ссудодателя амортизацию не начисляют. В бухгалтерском учете ссудодателя с августа и далее ежемесячно в течение года будут сделаны записи:

Читайте так же:  Расторжение договора аренды квартиры по инициативе арендатора

Д-т 91-2, К-т 02 — 5000 руб. — начислена амортизация по автомобилю, переданному в безвозмездное пользование;

Д-т 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» — 1200 руб. (5000 руб. x 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

Поскольку срок полезного использования по ОС, переданному по договору ссуды, нельзя продлить, часть первоначальной стоимости окажется несамортизированной. Вместе с тем существуют две ситуации, когда имущество, переданное в безвозмездное пользование, в налоговом учете можно продолжать амортизировать. Первый способ списать амортизацию — включить ее в состав расходов на рекламу. Такой вариант подойдет производителям, которые, например, передают в безвозмездное пользование розничным магазинам свое холодильное оборудование или мебель для того, чтобы выгодно представить собственную продукцию (Постановление ФАС Уральского округа от 17.12.2007 N Ф09-10398/07-С3).

Второй способ подходит организациям — заказчикам работ (услуг). В этом случае оборудование передают своим контрагентам, которые и используют его для выполнения предусмотренных договором работ (услуг). При таком варианте амортизацию можно учесть в составе материальных расходов (Постановление ФАС Центрального округа от 14.12.2007 N А64-1347/07-22).

На практике передача имущества организацией в безвозмездное пользование расценивается налоговыми органами как безвозмездная услуга. Например, согласно Письму Минфина России от 12.12.2006 N 03-04-11/239 в случае передачи земли в безвозмездное пользование необходимо начислить НДС. На самом деле для такого вывода оснований нет, поскольку ни гражданское, ни налоговое законодательство не приравнивают понятия «безвозмездное пользование» и «услуга». А в ст. 146 НК РФ среди операций, облагаемых НДС, безвозмездное пользование не упоминается. И если буквально следовать закону, то начислять НДС со стоимости услуг по передаче имущества не нужно.

По данному вопросу сформировалась довольно обширная и противоречивая арбитражная практика. В Постановлениях ФАС Поволжского округа от 06.03.2007 N А65-13556/2006, ФАС Московского округа от 29.06.2006 N КА-А41/5591-06 подтверждается, что, передавая имущество в безвозмездное пользование, организация не реализует услуги, потому нет оснований начислять НДС в бюджет.

Нередко инспекторы проигрывают дела, а организации не начисляют НДС только потому, что сотрудники ИФНС не могут доказать, что размер этой «виртуальной» услуги определен верно (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2008 N Ф03-А16/07-2/5853, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.2006 N Ф04-4109/2005(23507-А27-40)).

Таким образом, у организации больше шансов выиграть дело, если оспаривать не то, что операция не облагается НДС, а цену безвозмездной услуги.

Стоит также иметь в виду, что в ряде случаев суды поддержали налоговые органы, основываясь на следующем: раз организация оказала безвозмездную услугу, в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ она должна исчислить и уплатить НДС с указанных операций (Постановления ФАС Уральского округа от 20.08.2007 N Ф09-6476/07-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2006 N А82-9753/2005-14, ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2006 N А26-2227/2006-211).

По ОС, переданным в безвозмездное пользование, ссудодатель обязан платить налог на имущество, поскольку право собственности на переданные объекты ОС к получателю не перешло (т.е. оборудование продолжает числиться на балансе передавшей его компании).

Передача имущества в безвозмездное пользование физическому лицу

При передаче имущества в безвозмездное пользование физическому лицу оно является ссудополучателем и согласно ст. 695 ГК РФ обязано поддерживать полученную вещь в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Если в трудовом договоре с работником предусмотрена обязанность организации предоставить имущество в пользование и оплатить расходы по его содержанию, то указанные расходы могут учитываться при исчислении налога на прибыль (п. 25 ст. 255 НК РФ). Аналогичный вывод следует из Писем Минфина России от 14.03.2006 N 03-03-04/2/72, от 26.12.2005 N 03-03-04/1/446, а также Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2007 N А19-15320/06-15. В то же время в более позднем Письме Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/115 расходы, предусмотренные коллективным или трудовым договором, могут учитываться в составе расходов на оплату труда в размере, не превышающем 20% от суммы заработной платы.

Предоставление работнику имущества на безвозмездной основе, а также оплата расходов по его содержанию является доходом работника, полученным в натуральной форме, который включается в налоговую базу по НДФЛ (пп. 10 п. 1 ст. 208, пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Налоговая база при получении дохода в натуральной форме определяется в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 211 НК РФ (как стоимость товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых по рыночным ценам с учетом положений ст. 40 НК РФ).

Исчисление и удержание НДФЛ производит организация при выплате своему работнику денежных средств, например при выплате очередной заработной платы (п. п. 2, 4 ст. 226 НК РФ).

Пример 3. Организация предоставила легковой автомобиль в безвозмездное пользование своему работнику. В трудовом договоре не предусмотрено обеспечение этого сотрудника автотранспортом на период работы в компании. Согласно условиям договора ссуды организация оплачивает также все расходы по эксплуатации автомобиля. Арендная плата за аналогичный автомобиль составляет 8000 руб. в месяц.

За текущий месяц стоимость технического обслуживания составила 1770 руб., в том числе НДС — 270 руб.; стоимость горючего составила 590 руб., в том числе НДС — 90 руб.

Сумма начисленной амортизации, а также стоимость технического обслуживания и бензина в бухгалтерском учете учитываются в составе прочих расходов, но не учитываются при исчислении налога на прибыль.

Суммы НДС в составе стоимости технического обслуживания и ГСМ не принимаются к вычету, поскольку потребителем услуги и бензина является работник, и, соответственно, не выполняется условие пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ (товары и услуги не признаются объектом обложения НДС).

Налоговая база по НДФЛ в отношении дохода, полученного в натуральной форме работником, составит 10 360 руб. (8000 + 1770 + 590). Соответственно, сумма НДФЛ — 1347 руб. (10 360 руб. x 13%).

В бухгалтерском учете делается запись:

Видео (кликните для воспроизведения).

Д-т 70, К-т 68, субсчет «НДФЛ» — 1347 руб. — удержан НДФЛ при выплате заработной платы.

Источники


  1. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.

  2. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.

  3. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
  4. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.
Передача в безвозмездное пользование государственного имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here