Перераспределение земельных участков находящихся в частной собственности

Помощь в решении вопроса: "Перераспределение земельных участков находящихся в частной собственности" от профессионалов простыми и понятными словами.

Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

Статья 39.27 . Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

См. комментарии к статье 39.27 ЗК РФ

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 4 с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

2. В случаях, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 39.27 дополнена пунктом 2.1 с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

2.1. В случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории.

3. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

4. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.

5. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.

6. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.

7. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;

2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в подпункт 3 пункта 7 статьи 39.27 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3) границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

Читайте так же:  Право собственности российской федерации на недвижимое имущество

4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

Информация об изменениях:

Статья 39.27 дополнена пунктом 8 с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

8. В случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено при наличии обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящей статьи, а также при наличии следующих обстоятельств:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на подлежащем перераспределению земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, в результате такого перераспределения будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Перераспределение земельных участков находящихся в частной собственности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2018 г. № Д23и-4640 “О перераспределении земель и нескольких земельных участков”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,.

Вместе с тем, Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

Читайте так же:  Справка о временной нетрудоспособности сотрудника мвд бланк

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. № Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.

Врио директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Обзор документа

Согласно ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных участков, а существование исходных объектов прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается и образуется новый участок. Таким образом, с землями может перераспределяться только один участок.

ЗК РФ регулирует:

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

— как перераспределять государственные земли и земельные участки и частные земельные участки;

— как предоставлять участки, которые находятся в госсобственности либо образуются из государственных земель или земельных участков.

Перераспределение государственных земель или земельных участков и частных земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площадей последних.

Нельзя объединять государственные и частные земельные участки и позволять увеличивать площади последних в обход конкурса.

Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Статья 39.28 . Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 39.28 ЗК РФ

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Читайте так же:  Иротнеп через материнский капитал

См. текст подпункта 4 пункта 1 статьи 39.28 без учета названных изменений

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года.

Правила образования земельных участков в 2019 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2019 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2019 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года? По закону теперь нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2019 года упразднили и заменили на садовый участок. Остальные новшества законодательства касаются общих изменений в системе кадастра, а также комплексных кадастровых работ. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Читайте так же:  Пенсионный фонд сертификата материнским капиталом

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Земельные участки и особенности их перераспределения: на какие законы ссылаются и как осуществляется процедура; что такое прирезки?

Далеко не всегда земельные участки обладают теми характеристиками, которые хотелось бы видеть их владельцам. В этом случае на помощь может прийти процедура перераспределения земель. Как она должна быть осуществлена с точки зрения действующего законодательства и какую роль в нем будет играть прирезка территорий?

Регулирующие нормы законов

Основное регулирование процедуры перераспределения земель осуществляется двумя нормативными актами – Земельным и Гражданским Кодексом:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: 8 (800) 600-3617 .
  • ГК осуществляет регулирование вопросов, связанных с возникновением и реализацией прав владения, распоряжения и использования недвижимого имущества, в том числе, и земель различных категорий;
  • Регулирует вопросы, связанные с заключением различных договоров относительно приобретения или отчуждения тех или иных земельных территорий или их частей;
  • ЗК регулирует непосредственные вопросы, связанные с процедурой перераспределения земель, а именно: порядок образования земельных участков (статья 11.2), раздела (статья 11.3), выдела (статья 11.4), а также порядок действий как лица, в чьих интересах осуществляется процедура, так и представителей уполномоченных органов, в чьи обязанности входит обращение с существующим государственным имущественным комплексом.

Данные нормативные акты не являются исчерпывающими, так как регулирование процедуры перераспределения земель может осуществляться также и на уровне субъектов России, а регламенты такой деятельности для уполномоченных органов определяются на уровне муниципалитетов.

Определение

Под перераспределением земель следует понимать такое изменение существующего участка, в результате которого к нему присоединяется какая-либо территория в соответствии с целями такого перераспределения. Осуществляется оно, как правило, либо путем присоединения муниципальных земель, либо путем покупки части участка у владельца соседнего с заключением соответствующего соглашения.

Прирезкой следует считать расширение существующих границ надела с помощью присоединенных земель, которые уже фактически используются в полном объеме, но документального оформления еще не имеют. То есть эти земли были подвержены самовольному захвату.

Такое толкование можно использовать для земель, которые принадлежат на праве собственности непосредственно государству. Если же речь идет о частной земле, то эксплуатация прирезки возможна только при получении согласия собственника занятой территории. В противном случае оформление ее будет невозможно, так как будет иметь место самозахват территории и неправомерная эксплуатация чужого имущества.

Случаи перераспределения

Перераспределение участков возможно только в четырех случаях, которые прямо зафиксированы в действующем земельном законодательстве:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: 8 (800) 600-3617 .
  • Если происходит разделение одного участка на несколько с одинаковыми целями эксплуатации;
  • Если из одного планируется выделить один или несколько участков;
  • Если несколько участков будут объединены в один;
  • Если произошло изменение внутренних границ между участками в рамках одной группы соседних наделов.

Еще одним случаем, при котором возможно осуществить перераспределение существующих земель, следует считать увеличение площади существующего участка путем прирезки с документальным оформлением ранее эксплуатируемой территории.

Для каждого из таких случаев должно существовать документально подтвержденное основание для перераспределения.

Перечень оснований, по которым может быть осуществлено перераспределение земель, перечислено в статье 39.28 ЗК:

  • Если оно осуществляется в целях приведения в соответствие межевым планам относительно территорий, для которых разработан план их развития, утвержденный на уровне муниципалитетов;
  • Если такая процедура осуществляется для исключения черезполосицы, вклинивания или искривления границ участков, находящихся в частной собственности, если площадь таких территорий при этом не увеличится более, чем на установленные параметры;
  • Если перераспределение осуществляется относительно земель, которые могут использоваться для организации личного подсобного хозяйства, ведения садоводства или огородничества или индивидуального жилищного строительства, но только в том случае, если участок должен достигнуть размера минимальной нормативной площади, если при осуществлении такого перераспределения он не превысит максимальные значения;
  • Если участок, подвергшийся перераспределению или в отношении которого была сделана прирезка, используется для осуществления капитального строительства, в том числе, для возведения объектов в целях их эксплуатации для государственных, региональных или муниципальных нужд.
Читайте так же:  Жалоба в пожарную инспекцию на соседей

Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию (то есть иных оснований для осуществления перераспределения земель быть не может).

Соглашение о перераспределении

Соглашение о перераспределении земельных территорий заключается в том случае, если такая процедура должна проводиться относительно земель, находящихся в частной собственности(https://yadi.sk/i/jarF7wvK3LVka4 – образец документа). В этом случае такой документ подтверждает желание сторон-участниц процедуры внести изменения в размер (площадь) или территориальное расположение их участков. Данный документ после его подписания всеми сторонами-участниками передается кадастровому инженеру, который будет производить на основании внесенных в него сведений фиксацию изменений, которые произошли, а также в качестве сопровождающего документа при регистрации произошедших изменений.

[2]

В тексте соглашения должны содержаться следующие сведения:

  • Данные о сторонах-участницах сделки, а также информация о том, на каком основании осуществляется использование участка (право собственности, постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение и т.д.);
  • Данные об участках, которые подлежат изменениям путем перераспределения или прирезки территорий одного участка к другому (физические и кадастровые характеристики участков);
  • Информация о целях вносимых изменений с подробной расшифровкой (если такая имеется) тех технических особенностей, которые повлекли подобное перераспределение.
  • Подписание такого соглашения может происходить в простой письменной форме, однако в некоторых случаях (например, при участии в сделке юридического лица) может потребоваться нотариальное заверение документа.

Данный документ ложится в основу всей процедуры, если речь идет о задействовании в перераспределении государственных или муниципальных земель. Данный документ составляется по специальной форме (она предоставляется в уполномоченных органах) и должен содержать следующие разделы:

  • Наименование уполномоченного органа, куда направляется документ со всеми приложениями;
  • Сведения о заявителе и основании владения и распоряжения им тем или иным участком;
  • Данные об участке, в отношении которого должны быть осуществлены перераспределяющие действия;
  • Перечень причин, по которым процедура должна быть осуществлена (с подробной расшифровкой, если таковая потребуется, таких причин);
  • Список сопровождающих и подтверждающих документов (кадастровые документы на участок, бумаги, подтверждающие права владения и распоряжения данным объектом недвижимости, документы, предоставляющие возможность удостовериться в действительности причин для перераспределения и т.д.).

Дата и подпись заявителя (в случае, если вместо самого собственника его интересы представляет доверенное лицо, необходимо будет указать сведения о доверенности и объемах полномочий, которые по ней предоставлены представителю).

Стоимость всей процедуры по перераспределению земель будет складываться из нескольких составляющих:

Стоимость присоединяемой территории. Она рассчитывается, исходя из того, в какой собственности – государственной или частной – находится участок, часть которого будет присоединена. Так, в случае, если речь идет о частной собственности, то стоимость присоединяемой земли будет рассчитываться, исходя из ее рыночной стоимости. Если речь идет о государственной собственности, то стоимость присоединенного участка будет высчитана, исходя из кадастровой величины.

Стоимость работ кадастрового инженера, а также работ по межеванию вновь образованных земельных участков (в зависимости от региона данная сумма может колебаться от 15 до 50 тысяч рублей);

Госпошлина за регистрацию изменений и выдачу соответствующих документов в Росреестре (снятие существовавших ранее участков с учета – 2 тысячи рублей, постановка на учет – 2 тысячи для физических лиц для одного собственника и 22 тысячи – для юридических).

Отказ в перераспределении

Для отказа в перераспределении земель существуют следующие основания:

  • Если нет согласия хотя бы одного из собственников перераспределяемых земель;
  • Прирезаемые территории забронированы для государственных или муниципальных нужд;
  • На присоединяемой территории находятся строения, принадлежащие государству или муниципалитетам;
  • Прирезаемая земля находится в категории ограниченного землеоборота;
  • Прирезаемый участок передается по приоритетному праву человеку или организации в рамках реализации их приоритетного права;
  • Превышен максимально допустимый размер участка за счет присоединения прирезка.

Подать заявление повторно собственник того участка, который должен быть изменен путем перераспределения, может только в том случае, если нарушения, в результате которых последовал отказ, были полностью устранены.

При каких условиях банки готовы предоставить ипотеку матерям-одиночкам? Узнайте об этом в нашей статье.

Подарить квартиру, даже близкому родственнику, можно только с разрешения супруга. Другую полезную информацию по этому вопросу читайте в материале.

Что делать после получения новой схемы участка

После того, как новая схема участка была получена и все необходимые сведения в кадастровые базы были внесены, происходит регистрация вновь возникшего права собственности. Она осуществляется в Росреестре по заявлению собственников измененных территорий. Для этого к заявлению необходимо будет приложить документы, подтверждающие факт изменения участков, в том числе, заключение кадастрового инженера, первичное соглашение о перераспределении, а также правоустанавливающие документы на ранее существовавшие участки.

Перераспределение земель отвечает цели создать максимально удобный для эксплуатации участок, нередко путем присоединения смежных территорий. Данная процедура подробно регламентирована в действующем законодательстве, что позволяет минимизировать риск отказа в ее осуществлении. Если же отказ был получен – достаточно ликвидировать повлекшие его нарушения, что позволит подать заявление об осуществлении всех мероприятий вновь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники


  1. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.

  2. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.

  3. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
  4. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
Перераспределение земельных участков находящихся в частной собственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here