Периодичность прохождения медицинских осмотров водителей

Помощь в решении вопроса: "Периодичность прохождения медицинских осмотров водителей" от профессионалов простыми и понятными словами.

Приостановление и аннулирование медицинских справок водителей

Процедура аннулирования медицинских справок автоводителей имеет некоторые особенности, основные из которых будут рассмотрены в этой статье. Так 15.10.2015г. Минюстом был зарегистрирован отдельный приказ Министерства здравоохранения РФ, которым регламентируется не только порядок направления автоводителей на внеочередное медосвидетельствование, но и порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения об отсутствии/наличии либо у водителя либо у кандидата в водители отклонений в состоянии здоровья, которые бы явились противопоказаниями для управления ТС (транспортными средствами).

В данном случае речь пойдет о приказе Минздрава РФ №342 от 15.06.2015г., который вступил в законное действие 30.10.2015г.:

Первая часть этого приказа касается профессиональных водителей. Как известно, для этой категории автоводителей обязательным является медосмотр перед каждым из рейсов. Новым приказом регламентирован порядок, согласно которого водитель направляется в лечебное медучреждение для обследования и последующего лечения (в случае необходимости), если при проведении предрейсового медосмотра были выявлены отклонения, которые могут стать противопоказаниями либо ограничениями для управления ТС в будущем.

После проведения этих мероприятий данный водитель будет направлен на внеочередное медицинское освидетельствование. На период проведения указанных мероприятий срок действия его справки (медзаключения) приостанавливается, о чем уведомляется соответствующая исполнительная служба (ГИБДД).

Подробно рассмотрим порядок действий.

Периодический медицинский осмотр

Первоначально следует напомнить всем водителям, которые работают по найму, об их обязанности проходить периодический медицинский осмотр с интервалом 1 раз в 2 года. Более подробно эта тема была освещена в разделе «Периодичность прохождения медицинских осмотров».

В ходе проведения периодического медосмотра врачи проводят проверку, не возникли ли у автоводителя изменения в состоянии здоровья, которые бы явились противопоказаниями для управления ТС в будущем. Если подобных отклонений не выявлено, то водитель беспрепятственно может продолжать работу по найму.

Если же в ходе медосмотра подтверждается ухудшение состояния здоровья водителя, что может стать противопоказанием для управления ТС, то его медсправка аннулируется.

Обратите внимание, что автоводитель не имеет права управлять ТС в период, когда действие его медсправки приостановлено либо аннулировано.

Направление на обследование

Для аннуляции медзаключения о наличии у автоводителя медицинских противопоказаний либо ограничений для управления ТС, следует пройти обследование новое. Только после этого медучреждение может выдать направление на внеочередное медосвидетельствование.

Здесь следует знать, что в отличие от медосмотра периодического, проходящего сравнительно быстро, внеочередное медосвидетельствование занимает длительный промежуток времени (может проходить от нескольких дней до нескольких месяцев).

Столь тщательное обследование нужно для того, чтобы подтвердить либо опровергнуть наличие у водителя заболеваний.

При этом еще до начала обследований приостанавливается действии медицинской справки, а сведения об этом направляются в ГИБДД.

Прохождение медобследования

Результатом проведения медицинского обследования является заключение врачей, которое подтверждает либо опровергает сведения о наличии заболеваний.

Если в ходе обследования предполагаемые диагнозы не подтвердились, то медработником отправляется уведомление в ГИБДД, которое говорит об окончании периода приостановления действия медицинской справки:

Таким образом, справка возобновляет свое действие, и человек имеет право возвращаться к работе автоводителем. При этом предыдущее отрицательное медзаключение аннулируется. Однако копию уведомления о приостановлении действия медзаключения целесообразно иметь при себе, поскольку официальная информация в исполнительный орган может прийти с запозданием.

Если в ходе обследования предполагаемые диагнозы подтвердились, то имеющаяся у водителя медицинская справка аннулируется:

Таким образом, медсправка становится недействительной, а сведения об этом передаются в соответствующую службу ГИБДД. После процедуры аннулирования медсправки водителя направляют на внеочередное обязательное медосвидетельствование (за получением медсправки):

Важно знать, что далеко не каждое из имеющихся у водителя заболеваний требует полного запрета на управление ТС. В качестве примера можно рассмотреть вариант, когда у водителя ухудшилась острота зрения. В этом случае он получит новую справку, в которой указывается, что управлять ТС данный водитель имеет право исключительно в очках (контактных линзах). Соответствующую запись сделают в ВУ (водительском удостоверении) в разделе «Особые отметки».

В заключении информируем, что если проведение медосвидетельствования выявило у автоводителя заболевания, которые являются противопоказаниями либо ограничениями к управлению ТС, его права становятся недействительными, о чем нам говорит глава III п.35 правил выдачи водительских удостоверений:

Таким образом он может быть оштрафован за езду без прав. Размер такого штрафа колеблется в интервале от 5 до 15 тысяч рублей.

Теперь вы знаете когда могут приостановить действие медицинской справки для водителей, а также аннулировать ваши водительские права.

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителя

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.
Читайте так же:  Что делать при краже водительского удостоверения

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:

Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

[1]

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед проведением замены прав на новые);
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:

Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона «О безопасности дорожного движения«.

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:

Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Чем отличается медицинское освидетельствование от медицинского осмотра водителей

Не все работодатели правильно понимают смысл медицинского освидетельствования водителей. Из-за этого непонимания у работодателей сложилось мнение что водители транспортных средств: 1) при устройстве на работу обязаны предъявлять медицинскую справку, 2) периодически (по новым правилам ежегодно) должны оформлять и предъявлять новую справку работодателю.

Для начала необходимо уяснить что медицинское освидетельствование и обязательные медицинские осмотры это два разных мероприятия не имеющие друг к другу совершенно никакого отношения.

Медицинское освидетельствование проводится с целью определения у водителей (кандидатов в водители) наличия или отсутствия медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами. По его результатам выдается медицинское заключение в виде справки (п.п. 6 и 8 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п. 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования, утвержден Приказом Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344н).

Читайте так же:  Санкции за оставление места дтп

Медицинское освидетельствование требуется в случаях, связанных с получением, заменой или возвратом водительского удостоверения (пункт 4 Порядка, Информация Минздрава РФ от 21.03.2016):

Таким образом, обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой, необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают они водителями или нет. То есть медицинская справка нужна только для каких либо действий связанных с получением водительского удостоверения.

Но зачастую работодатели не правильно истолковывают данную норму и считают что справка о медицинском освидетельствовании действует 12 месяцев и после этого её надо обязательно обновлять. Эта справка, как в принципе и любая справка, имеет определенный срок действия и этот срок установлен не для работодателя, а для физического лица, которому необходимо получить или заменить водительское удостоверение. Почему срок действия 12 месяцев? Например, все кандидаты в водители перед первой сдачей экзамена в ГИБДД обязаны предъявить справку. Но если экзамен не сдан то следующая пересдача возможна только минимум через 7 дней, а третья пересдача уже минимум через 30 дней. То есть процесс пересдачи может затянуться на долго, и именно для этого законодательством предусмотрен максимальный срок действия справки 12 месяцев.

Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия. То есть, требование работодателя предъявить справку — незаконно. Работодатель может попросить предъявить справку, но не требовать.

Вместо этого для определения пригодности водителей для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний предусмотрено прохождение обязательных медицинских осмотров. Работодатель обязан самостоятельно и за свой счет организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей служебных автомобилей. Данный вывод следует из анализа ст. 69, абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Такие медосмотры обязаны проходить как работники (абзац 6 статьи 214 ТК РФ), так и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки, самостоятельно управляя транспортными средствами (пункт 4 статьи 23 Закона № 196-ФЗ).

В частности предусмотрены следующие виды обязательных осмотров водителей:

За нарушение данных требований согласно Статьи 5.27.1 КоАП РФ работодатель несет административную ответственность:

И так, Статья 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» четко делит обязательное медицинское освидетельствование и обязательные медицинские осмотры. Эти два мероприятия не имеют друг к другу отношения и имеют следующие отличия:

  • для получения, замены или возврата водительского удостоверения;
  • предоставляется в органы ГИБДД;
  • проводится за счет средств водителей транспортных средств.

Обязательные медицинские осмотры

  • при устройстве на работу в качестве водителя;
  • предоставляется работодателю;
  • проводятся за счет средств работодателя.

Делаем вывод что работодатель не вправе требовать от работника предъявлять действующую медицинскую справку. Эта справка собственность водителя которую он должен предъявить только в ГИБДД при получении или замене водительского удостоверения. Вместо этого работодатель обязан сам и за свой счет проводить все, предусмотренные законодательством, медицинские осмотры водителей.

Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документации то на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

С какой периодичностью водитель должен проходить медосмотр

С какой периодичностью должен проходить медосмотр водитель автобуса?

Один раз в год, в соответствии с Приказом Минздрава России от 15.06.2015 N 344 н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)»

Спасибо за грамотный ответ!

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302 н (ред. от 05.12.2014)

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ

Водители категории D проходят медосмотр 1 раз в 2 года

Видео (кликните для воспроизведения).

Раз в 2 года нужно проходить медосмотр водителям, которые занимаются управлением транспорта профессионально. Кроме того работодатель обязан проверять у водителя справку во время приема на работу, а также в процессе службы. А водители, которые занимаются перевозкой людей или ценных грузов, обязаны проходить медицинскую проверку пред каждым выходом на рейс и по окончании рабочего дня.

Спасибо за вашу работу!

В приказе Минздрава России за номером 344 от 15.06.2015 ни слова не сказано что водитель автобуса должен проходить медосмотр 1 раз в год.

Психиатрическое освидетельствование водителей

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Обязательное психиатрическое освидетельствование водителей — кто должен проводить и зачем

Закон об обязательном психиатрическом обследовании водителей по-прежнему вызывает у работодателей вопросы. А в иных случаях – и недоумение: ну зачем он нужен, если водителя при прохождении медкомиссии и так смотрит психиатр? Давайте разбираться.

Может, психическое освидетельствование водителей не так уж и обязательно?

К сожалению, или к счастью, оно обязательно. Закон в этом случае суров и последователен. Законодательно это отражено в Постановлении Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

Пару лет назад Верховный Суд РФ рассматривал жалобу. Жаловался директор «Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Пензенской области». Трудовая инспекция оштрафовала предприятие на крупную сумму – в том числе за то, что водители не прошли в свое время обязательное психиатрическое освидетельствование.

Читайте так же:  Какой положен штраф за проезд на красный свет

Директор возмущался: а чего это, собственно, его оштрафовали? Медкомиссию водители проходят, зачем еще обследовать их дополнительно? Он обращался в местные судебные инстанции в надежде доказать свою правоту – и дошел даже до Верховного Суда РФ. Верховный Суд отклонил его жалобу и подтвердил правомерность требований Трудовой инспекции. Штраф предприятию всё-таки придется платить.

С одной стороны, закон об обязательном психиатрическом обследовании не очень приятен для руководителей. Ведь расходы на это мероприятие полностью ложатся на плечи работодателя. С другой стороны, никто из нас не пожелал бы встретиться на дороге с водителем, у которого не всё в порядке с психикой. Видимо, такой закон – это всё-таки необходимая мера.

Как часто необходимо проводить психиатрическое освидетельствование водителей

При приеме на работу (перед прохождением медкомиссии) и потом через каждые 5 лет. Напомню, мы сейчас говорим именно о водителях. Для диспетчеров или, скажем, для специалистов по БДД закон обязательного психиатрического освидетельствования не предусматривает.

Впрочем, в некоторых случаях регулярный осмотр психиатра нужен и им. Если предприятие занимается нефтегазовой промышленностью и при этом находится на Крайнем Севере – психическое здоровье проверяют у всех сотрудников. Если это гидрометеорологическая станция в отдаленном, «недостаточно обжитом районе» – то тоже проверяют всех. Подробнее об этом написано в Постановлении Правительства РФ от 28.04.93 № 377, а именно – в 4 абзаце.

Как проходит психиатрическое освидетельствование?

Раз в год кадровые службы на предприятии составляют перечень сотрудников, которым по закону необходимо психиатрическое освидетельствование. У каждого работника, поименованного в перечне, берут письменное согласие на психосвидетельствование, поскольку такого рода обследования проводятся исключительно добровольно.

[2]

«Ха, – скажет кто-то. – Значит, водитель вправе отказаться?» Да, он вправе отказаться. А вы вправе его уволить, если у вас нет на руках справки о его профпригодности (а психическое здоровье – один из необходимых ее критериев).

Итак, далее каждому сотруднику выдают направление, в котором указывают вид его деятельности и условия труда. Направление выдается для конкретной поликлиники, районной или частной. Выбрать поликлинику работодатель вправе сам, главное, чтобы она имела лицензию для проведения психосвидетельствования. Обычно выбирают медицинское учреждение по месту проживания работника или по адресу регистрации предприятия. Многие предпочитают не отправлять сотрудников в поликлиники, а приглашать врачебную комиссию к себе. Это удобнее и, в ряде случаев, экономнее: стоимость простоя из-за отсутствия нескольких водителей бывает очень ощутима.

А что, собственно говоря, проверяют?

Осмотр производит врачебная комиссия, она же выносит заключение о психическом соответствии человека занимаемой должности. Обратите внимание: не просто об абстрактном «психическом здоровье». Каждая специальность имеет свой «круг недопуска» именно по психическим нарушениям.

Так, к работе водителем нельзя допускать человека, у которого обнаружены одна или несколько болезней из списка:

  • алкоголизм,
  • наркомания,
  • токсикомания,
  • пограничная умственная отсталость,
  • задержки умственного развития,
  • эпилепсия,
  • синкопальные состояния (кратковременные потери сознания).

Обследование проходит в виде беседы, используются современные методы психодиагностики и тестирования. Также водители обязательно проходят энцефалографию и электрокардиографию.

А если не проводить это обследование, то…?

Если работодатель допустит к выполнению обязанностей человека, не прошедшего обязательное психиатрическое освидетельствование в установленном порядке, то будет оштрафован: должностное лицо или предприниматель – на сумму от 15000 до 25000 рублей; юридическое лицо – на сумму от 110000 до 130000 рублей. И штраф при этом не «одноразовый». Если по результатам очередной проверки выяснится, что работодатель не принял-таки меры, ему снова выпишут штраф.

Как видите, суммы немаленькие.

Мораль, как говорится, ясна: отправлять водителей на обязательное психиатрическое освидетельствование необходимо. Так всем будет спокойнее: и пассажирам, и самим водителям, и их работодателям.

P.S. Мы собрали для вас законодательные акты, которые касаются обязательного психиатрического освидетельствования, в единую таблицу, чтобы долго не искать.

  • Ст. 212 ТК РФ
  • Абз. 7 Ст. 213 ТК РФ
  • Абз. 8 Ст. 213 ТК РФ
  • Абз. 13 Ст. 212 ТК РФ
  • Абз. 14 Ст. 212 ТК РФ
  • п. 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 695
  • Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 № 377
  • Письмо Минздравсоцразвития РФ от 5.04.2012 № 14-5/10/2-3374
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н
  • Приказ ФМБА от 09.06.2018 № 121

Периодичность прохождения медицинских осмотров водителей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ О проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

Вопрос: В соответствии с пунктами 16 и 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152) в путевом листе должны проставляться:

— даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр);

— дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (проставляются контролером, проводившим соответствующий контроль).

Установлена ли последовательность (очередность) проведения указанных осмотра и контроля для целей заполнения путевого листа? Может ли медицинский осмотр проводится позже технического контроля?

Ответ: Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 11 марта 2019 г. N 44050 и в рамках своей компетенции сообщает.

Читайте так же:  Сдача в аренду нежилого помещения государственным учреждением

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) (далее — Порядок проведения медицинских осмотров).

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный N 52861) (далее — Порядок).

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ N 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Таким образом, по мнению Департамента:

обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов;

обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

Одновременно сообщаем, что при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством Российской Федерации не установлена.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
В.В. Луговенко

Обзор документа

Минтранс выпустил разъяснения для организаций и ИП, занимающихся в т. ч. автоперевозками пассажиров, и указал:

— обязательные предрейсовые медосмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель совершает один рейс или более;

— обязательные послерейсовые медосмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один рейс и более.

При оформлении путевого листа последовательность предрейсовых медосмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством не установлена.

Читайте так же:  Оказание первой помощи работниками образовательных организаций

Приложение. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения РФ
от 15 декабря 2014 г. N 835н

Порядок
проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации *(1).

3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами *(2).

4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения *(3).

5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения *(4).

6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов *(5).

7. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя *(6).

8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя *(7)) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя *(8).

10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;


определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.

11. В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).

12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:

1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);

2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

13. В случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в подпунктах 1 пункта 12 настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь.

14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) дата и время проведения медицинского осмотра;

Источники


  1. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.

  2. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.

  3. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
  4. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
Периодичность прохождения медицинских осмотров водителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here