Порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности

Помощь в решении вопроса: "Порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности" от профессионалов простыми и понятными словами.

Порядок формирования бухгалтерской отчетности

Для получения достоверных показателей отчетности и своевременного ее составления необходимо провести определенную подготовительную работу, которая осуществляется в соответствии с графиком работы подразделений бухгалтерии хозяйствующего субъекта.

Подготовительная работа состоит из ряда взаимосвязанных этапов.

1 этап –проверка полноты сдачи в бухгалтерию организации первичных документов от цехов, складов, подотчетных лиц и т. д. Одновременно проверяется, все ли имеющиеся первичные документы нашли свое отражение в бух­галтерском учете. В случае необходимости первичные учетные доку­менты должны быть восстановлены до составления отчетности.

Производится проверка соответствия данных первичных учетных докумен­тов данным бухгалтерского учета.

2 этап –проведение инвентаризации имущества и финансовых обя­зательств. Осуществляется утверждение и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете;

3 этап – уточнение оценки имущественных статей баланса. Для обеспечения реальности бухгалтерского баланса оценка его имущественных статей должна быть максимально приближена к уровню рыночных цен на аналогичные объекты. Однако на счетах бухгалтерского учета, по которым формируется баланс, активы от­ражаются в своей «исторической» оценке, то есть по первоначаль­ной (фактической) стоимости или себестоимости. Прямая переоценка стоимости на счетах предусмотрена только для основных средств, НМА и финансовых вложений.

Организации имеют право создавать оценочные резервы, которые приближают «историческую» оценку активов к текущей рыночной стоимости: под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги;

4 этап – проверка записей на счетах бухгалтерского учета. Контроль правильности отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Подсчет оборотов и выведение сальдо по всем счетам.

Для сверки данных аналитического и синтетического учета со­ставляют оборотно-сальдовые ведомости. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учета;

5 этап – закрытие счетов.

а) производится закрытие операционных (калькуляционных) счетов (08, 20, 23, 28), собирательно-распределительных счетов (25, 26, 44), бюджетно-распределительных счетов (96, 97, 98)).

Закрытие операционных счетов производится в определенной последовательности. В первую очередь закрываются счета тех отраслей и производств, которые получают наименьшее количество от других отраслей, а сами оказывают другим отраслям максимальное количество услуг. В последнюю очередь закрываются счета с наибольшим количеством встречных и минимальных количеством оказываемых услуг. Следовательно, при закрытии счетов наибольшее число условностей приходится на долю тех счетов, которые закрываются первыми, так как они не принимают на себя сумм корректировок по последующим счетам. Счета, которые закрываются в последнюю очередь, принимают на себя калькуляционные разницы, списываемые со всех ранее закрытых счетов. Каждый закрытый счет в последующих расчетах уже не используется и в дальнейшем на него не относят никакие суммы калькуляционных разниц.

б) производится закрытие финансово-результатных счетов (90, 91, 99). Определение финансового результата деятельности организации за отчетный период.

6 этап – проведение реформации баланса, подразумевается закрытие субсчетов счетов 90, 91. Определяется чистая прибыль (убыток), которая со счета 99 списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

7 этап – составление бухгалтерского баланса и других форм отчетности. Бухгалтерский баланс составляется на основе записей Главной книги (оборотно-сальдовой ведомости).

Проверяется взаимоувязка показателей отчетности после ее составления для выявления допущенных ошибок. В формах отчетности не допускаются никакие подчистки и помарки. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждают лица, подписавшие формы отчетности, с указанием даты исправления.

Составленная отчетность представляется в установленные сроки соответствующим органам. Она представляется собственникам (учредителям, участникам или органам, уполномоченным управлять государственным имуществом), государственной налоговой инспекции; органам государственной статистики; другим государственным органам, на которые в соответствии с законодательством возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности (например, финансовые органы).

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется ее пользователям на бумажных носителях, может представляться в соответствии с законодательством и в электронном виде.

Организация представляет отчетность в строго установленные строки. Формы промежуточной отчетности представляются в течение 30 дней по окончании квартала, а годовой отчетности – в течение 90 дней по окончании года. Конкретная дата представления отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9834 —

| 7695 — или читать все.

Тема 3: Порядок формирования и сдачи бухгалтерской отчетности.

1. Классификация бухгалтерской отчетности по периодам ее составления:

состав бухгалтерской отчетности

сроки представления бухгалтерской отчетности

Адреса представления бухгалтерской отчетности

Правила формирования бухгалтерской отчетности

Порядок представления бухгалтерской отчетности.

Классификация бухгалтерской отчетности по периодам ее составления

Бухгалтерская отчетность согласно статье 13 Федерального Закона от 22.11.11г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в зависимости периода, за который она составляется, делится на годовую и промежуточную. Годовая бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, промежуточная бухгалтерская отчетность составляется за отчетный период, меньший отчетного года: месяц, квартал.

Согласно п.4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» отчетный период – период, за который должен быть представлен отчет о результатах деятельности предприятия или бухгалтерская отчетность. Если бухгалтерская отчетность составляется за год, то отчетным периодом является отчетный год. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального Закона от 22.11.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетный год равен календарному году (с 1 января по 31 декабря включительно).

Бухгалтерская отчетность, составленная за иной отчетный период, называется промежуточной бухгалтерской отчетностью. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется за месяц, 1 квартал (первые три месяца отчетного года), полугодие (первые шесть месяцев отчетного года), девять месяцев отчетного года.

Отчетная дата – последний день отчетного периода или дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (п.4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). Для составления годовой бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день года – 31 декабря отчетного года.

Состав бухгалтерской отчетности:

Годовая бухгалтерская отчетность согласно ПР. МФ РФ от 02.07.2010г № 66 включает следующие формы:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) приложения к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

Читайте так же:  Право наследования квартиры после смерти отца

д) пояснительная записка.

Некоммерческие предприятия представляют также

Отчет о целевом использовании полученных средств.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает такие формы отчетности, как:

1. Бухгалтерский баланс.

2. Отчет о прибылях и убытках.

Сроки представления бухгалтерской отчетности

Согласно Федерального Закона от 22.11.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» промежуточная бухгалтерская отчетность предоставляется пользователям бухгалтерской отчетности в течение месяца после окончания отчетного периода. Годовая бухгалтерская отчетность, утвержденная в установленном порядке, представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18). Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователям только после ее утверждения в установленном порядке.

В акционерных обществах согласно статье 49 Федерального Закона от 26.12.95г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” бухгалтерская отчетность утверждается собранием акционеров. В соответствии со статьей 48 указанного Закона собрание акционеров должно быть проведено не ранее 60 дней и не позднее 180 дней после окончания отчетного года. Поэтому годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества может быть представлена пользователям не ранее 60 дней и не позднее 180 дней после окончания отчетного года.

Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства

Сороколетова Светлана Николаевна
студентка ФГБОУ ВО КГМТУ
Россия, Республика Крым, г. Керчь

Научный руководитель: Скоробогатова Виктория Викторовна
доцент, к.э.н.
Кафедра бухгалтерский учет, анализ и аудит,
Россия, Республика Крым, г. Керчь

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что бухгалтерская (финансовая) отчетность для субъектов малого предпринимательства является инструментом для эффективного функционирования рыночного хозяйства.

Ключевые слова: бухгалтерская отчетность, порядок составления, малые предприятия, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах.

Бухгалтерская отчетность это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, подготовленная по установленным формам. Согласно концепции финансового капитала при формировании бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также приложений к этим формам отчета при обобщении данных бухгалтерского учета основное внимание уделяется раскрытию информации, которая влияет или может повлиять на принятие деловых и организационных решений, обеспечивающих экономические выгоды заинтересованных лиц.

Формирование финансовой отчетности позволяет всем заинтересованным лицам осуществить контроль за соблюдением паритета экономических интересов, и именно финансовая отчетность позволяет судить о качестве и соблюдении экономических интересов собственника.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

1. В зависимости от промежутков времени, за которые она составляется, различают отчетность месячную, квартальную, годовую.

2. По своему предмету отчетность подразделяется на общую и специальную.

3. В зависимости от назначения отчетность может быть внешняя и внутренняя.

[2]

4. В зависимости от степени обобщения данных отчетность подразделяется на первичную, сводную, консолидированную.

5. В зависимости от содержания отчетность делится на оперативную, бухгалтерскую (финансовую), статистическую и налоговую.

Бухгалтерская отчетность формируется на основании данных синтетического и аналитического учета и подтверждается результатами инвентаризации.

При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» субъект малого предпринимательства вправе самостоятельно принять решение о формировании бухгалтерской отчетности:

1) по упрощенной системе;

2) в общем порядке.

Упрощенная система бухгалтерской отчетности состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом отчеты могут включать показатели только по группам статей без их детализации по статьям. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах могут составляться по упрощенным формам:

В случае необходимости пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах субъект малого предпринимательства составляет также приложение. В приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения субъекта малого предпринимательства или финансовых результатов его деятельности. В частности, в приложении целесообразно раскрывать:

— те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, учитывался ли наряду с текущим отложенный налог на прибыль, факты перспективного изменения учетной политики или перспективного пересчета при исправлении существенных ошибок и т.п.;

— информацию о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемую показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Например, о существенных операциях с собственниками (учредителями), таких как начисления и выплаты дивидендов, вклады в уставный капитал и т.п.

Формирование бухгалтерской отчетности организаций, осуществляющих торговую деятельность (стр. 1 из 7)

1. Нормативное регулирование формирования отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность

1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности

1.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

1.3 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций»

2. Формы отчетности организаций осуществляющих торговую деятельность

2.1 Назначение, виды и состав бухгалтерской отчетности

2.2 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

3. Порядок формирования бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность

3.1 Порядок составления бухгалтерской отчетности

3.2 Порядок представления бухгалтерской отчетности

3.3 Основные правила сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности

4. Практическое задание

Список использованных источников

Бухгалтерский учет — это строго документированный учет. Ни одна запись здесь не производиться без точного оформления документа. Бухгалтерский учет не допускает выборочности ни во времени, ни в производстве. Данные бухгалтерского учета используются для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия.

Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня. Отчетность представляет собой метод бухгалтерского учета, обобщающий систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации, на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Читайте так же:  Производственное подразделение предприятия административно обособленное

Чтобы отчетность была достоверной и обеспечивала получение реальных показателей для оценки деятельности предприятий, она должна удовлетворять ряду требований:

— отражать полноту в учете за отчетный период (с 1 января до последнего числа отчетного периода) всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей, расчетов и других статей баланса;

— основываться на единой методологии, установленной Минфином и Госкомстатом РФ;

— составляться по единым формам бухгалтерской отчетности, установленным для всех организаций данной отрасли;

— своевременно предоставляться соответствующим органам;

— иметь ясность и гласность;

— обрабатываться при помощи средств автоматизации и механизации.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.

Целью выполнения работы является изучение особенностей составления бухгалтерской отчетности. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

— изучить нормативное регулирование формирования отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность;

— рассмотреть формы отчетности;

— изучить порядок формирования бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность.

При написании работы использовались нормативные документы, методические рекомендации, специальная литература, статьи из периодической печати.

1. Нормативное регулирование формирования отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность

1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них являются обязательными в применении (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (план счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

— 1 уровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

— 2 уровень — стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

— 3 уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

— 4 уровень — рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [8]. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Закон «О бухгалтерском учете» [8] состоит из трех разделов и 19 статей.

В первом разделе «Общие положения» дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

В разделе указан также свод законодательных актов Российской Федерации о бухгалтерском учете: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Определена сфера действия Федерального закона (он распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации).

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Во втором разделе «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

Видео (кликните для воспроизведения).

В третьем разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете — положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 16 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.

1.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать закон о бухгалтерском учете. Положение включает шесть разделов.

В разделе I «Общие положения» определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разделе II «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений). Кроме того, в разделе рассмотрен порядок документирования хозяйственных операций, ведения регистров бухгалтерского учета, оценки имущества и обязательств, порядок инвентаризации имущества и обязательств, с указанием случаев обязательного проведения инвентаризаций и бухгалтерских записей по выявленным при инвентаризации отклонениям.

Читайте так же:  Приказа руководителя организации или охотничьего хозяйства

Порядок составления бухгалтерской отчетности (стр. 1 из 5)

1. Теоретическая часть

1.1 Нормативные документы

1.2 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

1.3 Требование к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

1.4 Порядок составления бухгалтерской отчетности

1.5Порядок и сроки составления и предоставления бухгалтерской отчетности

1.6 Публичность бухгалтерской отчетности

1.7 Понятие о консолидированной бухгалтерской отчетности

2. Практическая часть

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия или организации.

Финансово-хозяйственная деятельность складывается из: формирования источников, необходимых для деятельности.

Источники могут быть финансовыми и материальными;

— размещения привлеченных и сформированных средств:

— создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее предпринимательской деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату. Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги важнейшего регистра системы бухгалтерского учета или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переносят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.

В своей работе я указал основы (порядок составления и представления) бухгалтерской (финансовой) отчетности и показал, какую аналитическую информацию о предпринимательской деятельности организации можно получить по данным отчетности.

В работе я рассмотрел концепцию бухгалтерской (финансовой) отчетности, основные приемы ее анализа, необходимые для оценки рентабельности, финансового состояния и плате неспособности анализируемой организации.

Цель моей работы раскрыть сущность, назначение и роль бухгалтерской отчетности в современной рыночной экономике.

Метод бухгалтерского учета и отчетности — ведение учета финансово хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.

Задачами бухгалтерской отчетности являются:

— формирование достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий необходимой для оперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами, покупателями, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными лицами;

обеспечение контроля за наличием движения имущества и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предупреждение негативных явлений в Финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов.

1. Теоретическая часть

1.1 Нормативные документы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-Ф:3.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и П. — М.: Проспект, 1998.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ ОТ 24.03.2000 г. № 31н).

4. План счетов бухгалтерского учета Финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли

5. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством Российской Федерации от 01.07.95 г. № 661, от 20.11.95 г. №1331 и от 11.03.97 г. № 273.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Мин фи на РФ от 09.12.981: №60н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №243н.

8. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 13,01.2000 г. №24н.

9. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.,

10. Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Утвержден приказом Минфина РФ от 28.11.96г. №101 .

11. Инструкция по заполнению унифицированных.форм федерального государственного статистического наблюдения «сведения о производстве и отгрузке товаров, и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», N2Л-3«Сведения о финансовом состоянии организации», «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Утверждена Госкомстатом России от 17.11.97 г. № 76 (в ред. от 25.05.98 г., от 08.12.98 г.).

12. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности Утверждены приказом Минфина РФ от 30.12.96 г. № 12.(с изм. и ДОf1″ внесенными приказом Минфина РФ от 12.05.99 г. № 36н).

13. Порядок составления и представления сводной годовой. бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 15.01.97 г. № 3.

14. «О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № 112». Приказ Минфина РФ от 12.05.99 г. №236н.

15. «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ». Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.99г.№211.

16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам». ПБУ 12/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. Н211н.

[1]

17. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по аффинированным лицам». ПБУ 11/2000. Утверждено приказом Мин фи на РФ от 13.01.2000 г. №25н.

18. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н.

1.2 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должны обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными прошлых периодов.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные. сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом. Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

Читайте так же:  Ипотечный калькулятор с материнским капиталом онлайн

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает: форму №1 «Бухгалтерский баланс»; форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»

1.Нормативное регулирование составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерский учет – это совокупность документов, которые отражают все самые полные сведения о хозяйственном, финансовом и экономическом состоянии предприятия. То есть бухгалтерский учет содержит данные об имуществе предприятия, доходах, налогообложении, задолженности, расходах и убытках предприятия и тому подобное.

Система регулирования бухгалтерского учета – это совокупность требований по его составлению и ведению. В частности, предусматривается, что ведение бухгалтерского учета на различных предприятиях должно быть единообразным, своевременным и достоверным. Общие правила ведения бухгалтерского учета устанавливаются Правительством Российской Федерации, приоритетное право регулирования предоставлено Министерству финансов, которое непосредственно разрабатывает и утверждает пособия, Положения и рекомендации по ведению документов. Эти Положения и рекомендации являются правовой основой бухгалтерского учета и обязательны для исполнения.

Любые другие, регулирующие бухгалтерскую отчетность, документы должны составляться с учетом их требований и не могут противоречить их нормам. При этом некоторые методические рекомендации и комментарии носят рекомендательный характер и к исполнению не обязательны, но что касается законов и Положений – тут двузначного толкования быть не может, требования этих документов обязательны для всех.

К настоящему времени в России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии и бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (таблица 1).

Система регулирования бухгалтерского учета в России

Органы, принимающие документы

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Продолжение Таблицы 1.

Органы, принимающие документы

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.), в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы

Таким образом, на современном этапе в России действует четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета безусловно призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти регулятивы имеют ряд особенностей.

Во-первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми ранее были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер.

Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых проводок.

В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регулятивы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, то есть за их неисполнение не может быть судебной ответственности.

Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию учета, поэтому они носят достаточно обобщенный характер и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное противоречие призваны регулятивы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней.

Важно отметить, что данными нормативными актами регулируется состав и содержание отчетности, представляемой владельцам хозяйствующего субъекта. Что касается, например, налоговых органов, то при представлении им отчетности бухгалтерам в дополнение к перечисленным регулятивам приходится руководствоваться Налоговым кодексом в части определения затрат. Поэтому налоговая отчетность гораздо более объемна по числу форм. Кроме того, хозяйствующие субъекты должны представлять определенную отчетную информацию во внебюджетные фонды. Общее число отчетных форм, справок, деклараций, ведомостей и т.п. может доходить до пятидесяти наименований. В силу ряда причин четкое взаимодействие между нормативными документами различного уровня не отработано до сих пор. Поэтому имеется довольно много противоречий, как в отдельных документах, так и при их совместном рассмотрении.

Законодательный уровень представлен законами и иными законодательными актами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно бухгалтерский учет. К документам этого уровня относят:

Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) , Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Так, например, в Налоговом кодексе (ст. 247) указано, что: «объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком». Налоговым кодексом регулируется, что относится к доходам и расходам при определении прибыли (ст. 248 п.1, ст.253 п.2).

Наиболее важным документом в первом уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». С 2013 года вступила в силу обновленная версия данного закона. Было внесено достаточное количество изменений и поправок в него, которые свидетельствуют о стремлении к совершенствованию законодательной базы в целом и сближению ее к мировым стандартам. Так, к примеру, в статью 14 «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности» были внесены изменения в части состава бухгалтерской отчетности, где указывается, что теперь она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, где содержатся основные показатели финансовых результатов деятельности организации.

Читайте так же:  Материнский капитал на жилищное строительство

На первом, законодательном, уровне достаточно полно раскрыта информация по бухгалтерскому учету. К тому же обновленный закон способствует упрощению способов ведения бухгалтерского учета.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Они призваны конкретизировать соответствующие Федеральные Законы. К данному уровню можно отнести следующие нормативные документы:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. от 24.12.2010).

Важнейшим документов в бухгалтерском учете является данное Положение. Оно определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Также в данном положении разъясняется суть бухгалтерского учета, что является его объектом, ответственность за нарушения. Данное положение регулирует в частности и бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности организации. Так в нем даны следующие указания. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.

В случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.) убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) ( в ред. от 27.04.2012).

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без умения применять которые заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (в ред. от 08.11.2010).

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и прочие. Отчет о прибылях и убытках содержит числовые показатели выручки и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, а также прибыли по видам (валовая, чистая и т.д.).

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) (в ред. от 24.12.2010).

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Для более структурированного понимания того, сколько положений прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности организации, составим таблицу №2.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица №2. Нормативные акты бухгалтерского учета, прямо или косвенно регулирующие учет финансовых результатов

Источники


  1. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.

  2. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.

  3. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
  4. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
Порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here