Повторная налоговая проверка может проводиться в случаях

Помощь в решении вопроса: "Повторная налоговая проверка может проводиться в случаях" от профессионалов простыми и понятными словами.

В каких случаях проводится повторная налоговая проверка

Повторную выездную проверку инспекция проведет в случае, если вы подали уточненную декларацию на уменьшение налога за период, по которому инспекция уже провела выездную проверку.

Повторно проверить налоги могут при реорганизации и ликвидации организации.

Кроме того, повторно вас может проверить вышестоящий налоговый орган в целях контроля за вашей инспекцией.

Повторная камеральная проверка не проводится.

В каких случаях проводится повторная выездная налоговая проверка

Повторно проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому выездная проверка уже проводилась, налоговые органы могут в исключительных случаях, а именно (п. п. 5, 10, 17 — 19 ст. 89 НК РФ):

  • для контроля за работой инспекции, которая ранее провела у вас выездную проверку.

В этом случае повторную проверку проводит вышестоящий налоговый орган. Проверить могут только те периоды, которые проверяла инспекция, но не более трех лет, предшествующих году, когда вышестоящий орган вынес решение о проведении повторной проверки.

[1]

Например, инспекция в 2019 г. провела проверку за 2018, 2017 и 2016 гг. Если в 2020 г. вышестоящий орган решит провести повторную проверку, он проверит только 2018 и 2017 гг.

Такая проверка не может проводиться для преодоления судебных актов, вынесенных при оспаривании результатов первой проверки (п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П). Вышестоящий орган не вправе выносить решение по результатам повторной проверки, которое изменяет права и обязанности налогоплательщика, если оно основано только на переоценке правоотношений, которые уже были исследованы и оценены судом (п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 28.01.2010 N 138-О-Р, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15129/11). Повторно проверить вас вышестоящий орган может, если результаты первой проверки были отменены по процедурным основаниям или если переоценка выводов суда связана с новыми выявленными обстоятельствами, которые судом не рассматривались;

  • если вы представили уточненную декларацию (расчет) за период, за который выездная проверка уже проводилась, и сумма налога (страховых взносов) в «уточненке» уменьшена.

Повторную проверку проведет ваша инспекция. Она проверит только те сведения, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога (взноса) (Письмо ФНС России от 26.09.2016 N ЕД-4-2/17979, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09). В этом случае проверяемый период не ограничен тремя годами, предшествующими году принятия решения о проверке (Письма Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13473, от 20.09.2007 N 03-02-08-12).

Но само решение о проведении проверки инспекция должна принять в разумный срок с даты получения вашей уточненной отчетности (п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018));

  • если проверка проводится при реорганизации или ликвидации организации.

Формально это самостоятельный вид выездной проверки, который не подпадает под понятие повторной. Но ФНС России считает, что инспекции могут в связи с реорганизацией (ликвидацией) проверять налоги, сборы и страховые взносы, которые ранее за этот период уже проверялись в рамках выездной проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ, п. 3.2 Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).

Повторную проверку налоговый орган может провести не только у налогоплательщика, но и у консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента, плательщика страховых взносов и сборов (п. п. 10, 17 — 19 ст. 89, п. 7 ст. 89.1 НК РФ).

Может ли инспекция провести повторную камеральную проверку

Инспекция не проводит повторно камеральную проверку той налоговой декларации (расчета), которую она однажды уже проверяла камерально (Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 N 736-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П).

Если за тот же период вы подадите уточненную декларацию (расчет), инспекция проведет ее камеральную проверку (Письмо Минфина России от 14.07.2015 N 03-02-07/1/40441). А если уточненную отчетность вы подадите до завершения «камералки» ранее поданной отчетности, эта «камералка» прекращается и инспекция начинает камеральную проверку уточненной декларации (расчета) (п. п. 9.1, 10 ст. 88 НК РФ). Но проверки уточненной отчетности повторными не считаются. Ведь уточненная декларация — это вновь поданная декларация, которая ранее не проверялась.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Повторная налоговая проверка, или Когда «дубль два» вне закона (Ремчуков С.)

Дата размещения статьи: 28.01.2015

Налоговый кодекс содержит такое понятие, как «повторная налоговая проверка». Таковая, в частности, назначается с целью контроля за деятельностью инспекции, которая проводила первоначальную ревизию. Проблема в том, что по итогам таких проверок налоговые обязательства налогоплательщика корректируются, и, как правило, отнюдь не в меньшую сторону. А чтобы оспорить подобные доначисления, необходимо выяснить, не преступили ли инспекторы границы дозволенного.

Работа над ошибками?

Итак, как уже было сказано, в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 89 Налогового кодекса повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную ревизию. Проблема в том, что Кодекс не содержит конкретный перечень оснований, по которым может быть назначена повторная проверка. В связи с этим на практике вполне возможны злоупотребления со стороны налоговых органов. Ведь получается, что, прикрывшись повторной налоговой проверкой, они могут обойти достаточно много ограничений (в частности, по количеству проверок). И в результате такой вот работы над ошибками, которые допустили инспекторы, счет будет выставлен налогоплательщику.

Конституционная защита

Обратите внимание! КС РФ еще в Постановлении от 16 июля 2004 г. N 14-П указал на то, что Налоговый кодекс исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. В противном случае этот контроль может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, а также в превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий и т.д.

Но, пожалуй, самым важным для нас является вывод, который сделал КС в Постановлении N 5-П. Он заключается в том, что повторная выездная налоговая проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекторов, которые ранее проверили компанию, должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности. Это нужно для того, чтобы такой повторный контроль не превратился в неправомерное обременение налогоплательщиков.

Читайте так же:  Как оформить наследство после смерти матери, если истекли сроки вступления в наследство

«Высший» взгляд

Проблемные вопросы

P.S.

Повторная выездная налоговая проверка является исключительной мерой налогового контроля. Возможность ее проведения, по задумке законотворцев, сама по себе должна стимулировать инспекторов на местах должным образом относиться к выполнению своих служебных обязанностей (если что, то можно и без премии остаться). Более того, предполагалось, что тем самым и у налогоплательщиков будут определенные гарантии, что им не придется отвечать за ошибки инспекторов, которые проводили первоначальную проверку. Другое дело, что жизнь в этой части вносит свои коррективы. И на практике нередко повторная проверка проводится лишь с целью произвести налоговые доначисления. В общем, как говорится, хотели как лучше, а получилось. Парадоксально и то, что вышестоящий налоговый орган сначала выносит решение по жалобе налогоплательщика на решение, вынесенное по итогам первоначальной проверки, а затем. назначает повторную выездную проверку. При таком интересном раскладе о каких гарантиях для налогоплательщиков может идти речь?

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Повторная выездная налоговая проверка

Повторная выездная налоговая проверка — выездная налоговая проверка, которая проводится по уже проверенному налоговому периоду и налогам.

Повторная выездная налоговая проверка может проводиться только в случаях:

1) проверки вышестоящим налоговым органом налогового органа, проводившего проверку

2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Повторная выездная налоговая проверка регулируется п. 10 ст. 89 НК РФ.

Комментарий

Проведение повторной выездной налоговой проверки возможно только в двух случаях:

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

В первом случае, может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Во втором случае предметом повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлено правонарушение, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции (за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа).

Важное судебное решение

Дело ПАО «Т Плюс» (Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2018 N 305-КГ17-19973 по делу N А40-230080/2016 (Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ)).

В 2013 году налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2010 год, в которой завил дополнительные расходы.

В 2015 году (через 1 год и 10 месяцев) налоговый орган начал повторную выездную налоговую проверку за 2010 год.

Налогоплательщик посчитал, что налоговый орган превысил допустимый срок для проведения повтоной налоговой проверки, но первые судебные инстанции встали на сторону налогового органа, отметив:

«Налоговым кодексом не ограничено право налогоплательщиков на представление уточненных налоговых деклараций за период, выходящий за пределы трехлетнего срока. Следовательно, возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока согласно абзацу 6 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланс частных и публичных интересов.»

Но СКЭС ВС РФ отметила, что срок назначения повторной налоговой проверки должен быть разумным. В данном случае, срок, предположительно, превысил разумные сроки. Дело было возвращено в первую инстанцию с указанием, в том числе и расмотреть вопрос о разумности срока:

«Налогоплательщик не ограничен каким-либо сроком в праве подачи уточненной налоговой декларации и согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса в случае ее представления в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (в части внесенных уточнений). Данное правило исключает применение трехлетнего ограничения на глубину проведения выездной проверки, установленного абзацем вторым пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса.

Между тем это не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время — без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.

В силу принципа правовой определенности, выступающего одним из элементов правового государства (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом конституционных гарантий свободы экономической деятельности, охраны частной собственности, запрета несоразмерного ограничения прав частных лиц (статьи 34 и 35, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), налогоплательщики должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, прежде всего, в том, что касается размера налоговой обязанности, полноты и правильности ее исполнения.

В связи с этим судебная практика исходит из недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков, что по существу означало бы придание дискриминационного характера налоговому администрированию и приводило бы к препятствованию предпринимательской деятельности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 N 13084/07).

При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов, в том числе: существование у налогового органа при должной организации контрольной работы возможности по своевременному выявлению обстоятельств хозяйственной деятельности налогоплательщика, указывающих на необоснованность изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации; способность налогоплательщика в случае проведения повторной выездной проверки обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса четырехлетнего срока хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (предоставление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов и т.п.).

Читайте так же:  Письменные свидетельские показания в гражданском процессе образец

Бремя доказывания обстоятельств, позволяющих сделать вывод о разумности срока назначения повторной выездной проверки, при этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на налоговом органе.

При рассмотрении настоящего дела суды установили, что повторная выездная налоговая проверка назначена спустя 1 год 10 месяцев после представления в налоговый орган налоговой декларации, что само по себе является значительным сроком. При этом доводы налогового органа, обосновывающие обстоятельства, связанные с назначением повторной выездной налоговой проверки, суды оставили без соответствующей правовой оценки.

Следовательно, в отсутствие оценки разумности срока назначения повторной выездной проверки, в данной ситуации вывод судов о том, что решение инспекции о назначении проверки не нарушает права и законные интересы общества, не может быть признан правомерным.

С учетом изложенного, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что оспариваемые судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежит отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, а дело — подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судам, с учетом позиции Судебной коллегии следует дать оценку разумности сроков назначения повторной выездной налоговой проверки, принять законные и обоснованные судебные акты.»

Важное судебное решение

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П «По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Варм»

Неправомерно вынесение решения по результатам повторной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом по спору налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, если по этому спору был принят судебный акт.

«1. Признать положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1), 57 и 118 (части 1 и 2), в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.»

Дополнительно

Выездная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка

Основание для проверки

Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:

  • организации, которые признаются крупнейшими налогоплательщиками (абз. 2 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • организации, имеющие статус участника проекта «Сколково» (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Критерии отбора для проверки

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок. Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

[2]

Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы. Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.2 Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.

Проверка филиалов

Если у организации есть филиалы или представительства, они могут быть проверены как в рамках общей выездной проверки (в целом по организации), так и в рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству (абз. 1 и 2 п. 7 ст. 89 НК РФ). В первом случае принимать решение о проведении проверки будет налоговая инспекция по местонахождению организации, во втором – налоговая инспекция по местонахождению филиала или представительства (абз. 1 и 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Правила использования материнского капитала при погашении ипотеки

Обособленные подразделения

Ситуация: может ли инспекция назначить и провести самостоятельную выездную проверку в обособленном подразделении организации? Подразделение не является ни филиалом, ни представительством.

Ответ: нет, не может.

Проводить самостоятельные выездные проверки инспекция может только в филиалах и представительствах организации (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ). Если организация имеет в своем составе одно или несколько обособленных подразделений, которые не обладают статусом представительства или филиала, то инспекция не вправе назначать и проводить самостоятельные выездные проверки таких подразделений. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327 и МНС России от 24 февраля 2004 г. № 09-3-02/755. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого вывода (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2009 г. № А21-5116/2008).

Внимание: отдельные суды считают, что проведение самостоятельных выездных проверок в обособленных подразделениях, которые не имеют статуса филиала или представительства, не противоречит законодательству (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008, Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г. № А42-12847/2005).

Решение о проведении проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно содержать:

  • полное и сокращенное наименование организации;
  • предмет проверки, то есть перечень конкретных налогов. В рамках выездной проверки по организации инспекция может оценить правильность начисления и своевременность уплаты налогов любого вида. При этом проверка может затрагивать как один вид налога, так и несколько (п. 3 и 4 ст. 89 НК РФ). В рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты любого количества региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которые будут проводить проверку.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ограничения на проведение проверок

Налоговое законодательство устанавливает ряд ограничений на проведение выездных проверок. Так, по общему правилу налоговая инспекция не может провести в организации (ее филиале, представительстве) повторную выездную проверку (абз. 1 п. 5 и абз. 3 п. 7 ст. 89 НК РФ). Из этого правила есть исключения. Подробнее об этом см. В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки .

Еще одно ограничение касается количества выездных проверок в течение одного календарного года. В указанный период инспекция может провести не более двух выездных проверок как в самой организации (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ), так и в каждом из ее филиалов или подразделений (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ).

При определении общего количества выездных проверок по организации самостоятельные проверки филиалов и представительств этой организации в расчет не включаются (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ). Например, если в течение одного календарного года инспекция провела одну выездную проверку по организации в целом (в т. ч. проверила филиал) и одну самостоятельную проверку по филиалу, то до конца этого года инспекция сможет провести еще одну выездную проверку по организации.

Обратную зависимость законодательство не устанавливает. Поэтому при подсчете количества выездных проверок по конкретному филиалу (представительству) учитываются как самостоятельные выездные проверки данного филиала (представительства), так и его проверки в рамках общей выездной проверки по организации. И если, например, филиал организации в течение года в рамках общих выездных проверок был проверен дважды, назначить еще одну самостоятельную проверку по филиалу инспекция не сможет.

Ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки (абз. 2 п. 10 и п. 11 ст. 89 НК РФ). Кроме того, дополнительную выездную проверку сверх установленного предела в исключительных случаях может назначить руководитель ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ). Какие случаи признаются исключительными, налоговое законодательство не уточняет.

Помимо этого налоговые инспекции не могут проводить выездные проверки за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга. Исключение составляют выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Место проведения проверки

Выездная налоговая проверка проводится на территории организации при предъявлении решения (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Налоговое законодательство не обязывает инспекцию предупреждать организацию о проведении выездной проверки заранее. Если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, проверка может быть проведена по местонахождению инспекции (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена, поскольку дата вынесения решения является точкой отсчета для определения общей продолжительности налоговой проверки . Об этом сказано в письме ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853.

Самостоятельная выездная проверка филиала (представительства) проводится на основании решения налоговой инспекции по его местонахождению (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Повторная выездная проверка: когда проводят

ФНС России разъяснила, когда межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам вправе назначать повторные выездные налоговые проверки (письмо ФНС России от 11.04.2019 № СА-4-22/[email protected]).

В инспекции уточняют, что повторную выездная налоговую проверку осуществляют независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (ст. 89 НК РФ).

Повторная проверка может проводиться вышестоящей инспекцией в порядке контроля за деятельностью налогового органа, который проводил проверку.

При повторной выездной проверке может быть проверен период, который не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

В комментируемом письме ФНС России напоминает, что своим приказом от 13.11.2018 № ММВ-7-4/[email protected] изменила структуру территориальных налоговых органов. Данным приказом межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам переданы в подчинение межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам с исключением их из структуры региональных УФНС.

Читайте так же:  Увеличится ли материнский капитал

При этом межрегиональные инспекции как вышестоящие налоговые органы наделены полномочиями по назначению повторных выездных проверок для контроля за нижестоящими налоговыми органами. Таким образом, назначение межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам повторной выездной проверки в отношении налогоплательщика, которого проверяла межрайонная инспекция, не противоречит нормам НК РФ.

Крупнейшие налогоплательщики

В законодательстве установлены критерии для крупнейших налогоплательщиков, по которым их признают таковыми (приказ ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Критерии включают в себя:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности компании;
  • признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
  • наличие специального разрешения (лицензии) на право ведения юрлицом определенного вида деятельности, к примеру, производства лекарственных средств (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018));
  • проведение налогового мониторинга.

Статус крупнейших налогоплательщиков федерального уровня, которые подлежат налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам, присваивают компаниям, у которых суммарный объем полученных доходов за год (за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года) превысил 35 млрд рублей (подп. 1, 8 Критериев). Величина доходов определяется по данным Отчета о финансовых результатах.

К крупнейшим налогоплательщикам независимо от дохода могут быть отнесены:

  • кредитная организация;
  • страховая и перестраховочная организация;
  • общество взаимного страхования;
  • страховой брокер;
  • профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  • негосударственный пенсионный фонд.

Если объем полученных за год доходов компании находится в пределах от 10 до 35 млрд рублей, то ее относят к крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня, т. е. она подлежит налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (п. 6 Критериев).

Обратите внимание, что организации, которые применяют специальные налоговые режимы, не признаются крупнейшими налогоплательщиками. Компании (за исключением кредитных), в отношении которых арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и введена процедура конкурсного производства, перестают относиться к категории крупнейших налогоплательщиков (п. 9 Критериев).

Запрет на повторные проверки

Запрещается проводить повторные выездные проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Если налоговая нарушит это требование, компания может оспаривать законность проверки в суде. При этом проверка может быть приостановлена по решению суда.

Запрет на повторные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период не распространяется на три случая. Повторная выездная проверка по тем же самым вопросам может проводиться:

  • если она вызвана ликвидацией или реорганизацией компании;
  • если ее проводит вышестоящий налоговый орган для контроля за работой подчиненных;
  • если фирма подала уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше ранее заявленной.

Налоговая инспекция вправе провести две выездные проверки в году, но по разным налогам или разным периодам деятельности компании. Такие ревизии повторными не будут.

Может сложиться ситуация, когда налоговая инспекция проводит одновременно камеральную и выездную проверки в отношении одного и того же налога за один и тот же период. Повторной проверки при этом не происходит, так как выездная и камеральная проверки являются самостоятельными и не зависящими друг от друга формами налогового контроля (письмо ФНС России от 13.03.2014 № ЕД-4-2/4529).

В ходе выездной проверки фирмы налоговики могут проконтролировать и деятельность ее филиалов (представительств). Инспекторы также вправе провести самостоятельную налоговую проверку обособленных подразделений на предмет правильности расчетов с бюджетом по региональным и местным налогам.

При отдельной ревизии филиалов и представительств действуют те же ограничения по периодичности, что и при проверке головной компании. А именно: филиал (представительство) можно проверить по одному и тому же налогу за один и тот же период только один раз. Если же проверяют разные налоги (периоды), то в течение календарного года подразделение нельзя посетить больше двух раз.

Плановые и внеплановые проверки

Проверка – это совокупность проводимых органами государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юрлица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия требованиям осуществляемых ими видов деятельности.

Если налоговики предупредили компанию о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая.

С внеплановыми проверками иначе –инспекторы появляются без предупреждения. Но такое случается редко, например, когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.

Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

Существуют универсальные критерии, по которым фирма (предприниматель) может сама определить риск подвергнуться налоговой проверке (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]).

Вот эти критерии.

Ведущий эксперт “НА” Е.П. Соколова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Особенности проведения повторной налоговой проверки

Бывают ситуации, когда ИФНС необходимо провести повторную налоговую проверку. Руководителю и бухгалтеру организации важно понимать причины, послужившие поводом для проведения данной проверки, порядок проведения проверки и юридические аспекты, знание которых может позволить оспорить полученные в ходе проверки результаты. В статье расскажем, в каких случаях проводится повторная налоговая проверка, рассмотрим ее порядок.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная налоговая проверка проводится в тех компаниях, где ранее проверка уже проводилась. Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ повторная налоговая проверка может проводиться в любое время, независимо от времени проведения первой проверки, но обязательным условием является:

  • проверка тех же налогов;
  • проверка того же налогового периода.

Кто проводит повторную налоговую проверку

В соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ повторная налоговая проверка может проводиться различными инстанциями и по разным поводам:

Проверяющая инстанция Причина проведения повторной проверки
Вышестоящий налоговый орган Контроль за деятельностью налогового органа, проводившего проверку
Налоговый орган, ранее проводивший проверку (на основании решения руководителя / заместителя руководителя) Предоставление налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Что является предметом повторной налоговой проверки?

Предметом повторной налоговой проверки является деятельность организации за тот период, который проверке уже подвергался. В ходе проверки не исключается переоценка выводов, полученных в ходе первоначальной проверки, составление нового юрисдикционного акта, в котором будут отражены полученные в процессе проверки недоимки по налогам и пени (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Читайте так же:  Прописка ребенка при разводе родителей

Какой период охватывается при повторной проверке

Повторная налоговая проверка может охватывать различные периоды в зависимости от ситуации (ст. 89 НК РФ):

Причина, послужившая поводом для проведения повторной налоговой проверки Период
Предоставление налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного Период, за который предоставлена уточнённая налоговая декларация
Контроль за деятельностью налогового органа, проводившего проверку Период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной налоговой проверки.
Реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика Период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной налоговой проверки.

Пример 1. ООО «АБВ» в 2016 году получило письмо от ИФНС с Постановлением о проведении повторной налоговой проверки. Таким образом, на основании вынесенного решения, налоговый орган имеет право проверить организацию за период с 2013 г. по 2015 г. Периоды, предшествующие 2013 году, налоговой проверке подлежать не могут.

Алгоритм проведения повторной налоговой проверки

Повторная налоговая проверка проводится лишь на основании Решения о проведении данной проверки. Внезапность повторной налоговой проверки исключена! При проведении повторной налоговой проверки возможен следующий порядок:

Этап проверки Комментарий
Ознакомление с Решением ИФНС о проведении проверки Данное Решение чаще всего направляется почтовым отправлением.
Проверка документации Представители ИФНС могут запросить:

· Свидетельство о постановке на налоговый учёт;

· бухгалтерские документы и т.д.

Предоставление Акта налоговой проверки Через 2 недели после проведения повторной налоговой проверки предоставляется Акт о проведении проверки, где отражены все аспекты проведённой проверки с принятием соответствующего решения. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (ст. 100 НК РФ)

Повторная налоговая проверка после оспаривания первоначальной проверки

ИФНС обязана провести повторную проверку в случае оспаривания налогоплательщиком налоговой проверки в суде, но, согласно Постановления Арбитражного суда Российской Федерации от 16 марта 2010 г. № 8163/09, в данном случае инспекция не вправе принимать решение, противоречащее решению суда. Читайте также статью: → «Как проходит выездная налоговая проверка ООО: сроки, порядок + 2 примера».

Пример 2. ООО «АБВ» оспорило в суде результат проверки, где ИФНС было принято решение об исключении контрагента ООО «ГДЕ» из сделки и признании сделки незаконной с наложением соответствующих взысканий. Суд принял решение о законности сделки. Таким образом, при повторной проверке обязанностью ИФНС является пересмотр данной ситуации уже с учётом постановления суда.

Поводом для принятия решения, противоречащего решению суда, могут быть выявленные в ходе проверки обстоятельства, не исследованные судом и, соответственно, не получившие должной судебной оценки.

Санкции, применяемые к организации после повторной налоговой проверки

Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ при повторной налоговой проверке санкции могут как применяться, так и не применяться:

Применение санкций Пояснение
Санкции не применяются, но назначаются:
  • недоимка;
  • пеня.
Выявлен факт совершения налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки. Санкции применяются и назначаются:
  • штраф;
  • недоимка;
  • пеня.
Невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. При проведении повторной налоговой проверки инспектор запросил у нас оригиналы документов, хотя все копии мы предоставляли. Законно ли это?

Законодательство, а именно ст. 93 НК РФ, не запрещает должностному лицу запросить подлинники документов в случае необходимости. В данном случае действия инспектора вполне законны. Читайте также статью: → «Как проходит выездная налоговая проверка ИП?».

Вопрос №2. В ходе проведения повторной налоговой проверки ИФНС запросила предоставление документов, наличие которых в данный момент мы организовать не в состоянии. Что в этом случае мы можем предпринять?

Согласно п.3 ст. 93 НК РФ предоставление необходимых документов должно быть осуществлено в 10-дневный срок со дня получения соответствующего требования.

Если по каким-то причинам предоставление документов не является возможным – необходимо в течение дня, следующего за днём получения требования, письменно уведомить налоговый орган о невозможности предоставить необходимые документы в указанные сроки с указанием причин, по которым требуемые документы не могут быть предоставлены. В данном же уведомлении необходимо указать сроки, в течение которого проверяемое лицо может предоставить истребуемые документы.

Вопрос №3. У нас проводилась повторная налоговая проверка, но я не согласен с результатами. Что мне можно предпринять?

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ «Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Читайте также статью: → «Порядок составления возражений на акт выездной налоговой проверки».

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений».

Источники


  1. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.

  2. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.

  3. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  4. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
Повторная налоговая проверка может проводиться в случаях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here