Правила проведения аукциона по аренде муниципального имущества

Помощь в решении вопроса: "Правила проведения аукциона по аренде муниципального имущества" от профессионалов простыми и понятными словами.

Содержание

  • Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (с изменениями и дополнениями)

    Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67
    «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»

    С изменениями и дополнениями от:

    20 октября 2011 г., 30 марта 2012 г., 24 декабря 2013 г., 3 мая 2017 г., 11 июля 2018 г.

    О вступлении в силу настоящего приказа см. письмо Роспотребнадзора от 26 апреля 2010 г. N 01/6341-10-32 и письмо ФАС России от 9 марта 2010 г. N АЦ/6081

    Во исполнение статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601, 3610, 3618; N 52, ст. 6450, 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281), постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2327; 2006, N 34, ст. 3687; 2009, N 3, ст. 379; N 14, ст. 1673; N 30, ст. 3829) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемые Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (Приложение 1).

    2. Утвердить прилагаемый Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (Приложение 2).

    3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2010 г.

    Регистрационный N 16386

    Договоры о переходе прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом могут заключаться только по результатам торгов (кроме отдельных случаев).

    Установлено, как проводятся конкурсы или аукционы на право заключить такие договоры.

    Для этого создается конкурсная, аукционная либо единая комиссия.

    Определены функции данных комиссий, требования к участникам торгов, условия допуска, порядок извещения о конкурсе или аукционе, состав сведений, включаемых в конкурсную или аукционную документацию.

    Закреплена процедура подачи и рассмотрения заявок участников, критерии оценки конкурсных заявок, правила проведения аукциона.

    В один лот нельзя включать технологически и функционально не связанное государственное или муниципальное имущество.

    Необходимо вести аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с конкурсными заявками, а также аукциона. Осуществлять ее вправе любой участник.

    Определены виды имущества, в отношении которого соответствующие договоры могут заключаться путем проведения конкурса. Это объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, аэродромы, гидротехнические сооружения, объекты электрической и тепловой энергии, коммунального хозяйства, транспорт общего пользования и т. д.

    Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2010 г.

    Регистрационный N 16386

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 24 февраля 2010 г. N 37

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ ФАС России от 11 июля 2018 г. N 978/18

    Изменения вступают в силу с 5 октября 2018 г.

    Приказ ФАС России от 3 мая 2017 г. N 600/17

    Изменения вступают в силу с 14 октября 2017 г.

    Приказ ФАС России от 24 декабря 2013 г. N 872/13

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Приказ ФАС России от 30 марта 2012 г. N 203

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Приказ ФАС России от 20 октября 2011 г. N 732

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества

    Торги проводятся в форме конкурсов и аукционов (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Основное различие состоит в том, что на аукционе состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене. А на конкурсе состязание между участниками проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене). Следовательно, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

    Читайте так же:  Досудебная претензия каско

    Порядок проведения конкурсов и аукционов в отношении государственного и муниципального имущества определен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (далее Правила).

    Торги проходят в несколько этапов:

    • извещение о проведении конкурса (аукциона),
    • разработка конкурсной документации и документации об аукционе,
    • подача и рассмотрение заявок,
    • торги,
    • заключение договора по результатам торгов.

    Участником конкурса или аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), претендующие на заключение договора аренды.

    • требования к участникам торгов,
    • условия допуска к участию в конкурсах и аукционах,
    • документы, которые заявитель должен представить для участия в торгах.

    В частности, заявитель не допускается к участию в конкурсе (аукционе), если:

    • на день рассмотрения заявки имеется решение о приостановлении его деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях,
    • заявитель не представил необходимые документы,
    • документы, представленные заявителем, содержат недостоверные сведения,
    • заявитель не внес задаток, притом что требование о внесении задатка указано в извещении о проведении торгов.

    Полный перечень случаев, когда заявитель не допускается к участию в торгах, предусмотрен пунктом 24 Правил.

    Заявитель несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных на торги документах.

    Если конкурсная или аукционная комиссия установит факт недостоверности сведений в таких документах, она обязана отстранить заявителя от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения (п. 26 Правил).

    Внимание! Организатор торгов не вправе устанавливать иные требования к участникам торгов, чем те, которые предусмотрены законом.

    В частности, организатор торгов не вправе требовать от заявителя документы и сведения, не предусмотренные Правилами. Не может он потребовать от заявителя и представить оригиналы документов в тех случаях, когда Правила предусматривают представление их копий (п. 53 и 122 Правил).

    Кроме того, организатор торгов не вправе устанавливать необходимость заключения каких-либо дополнительных договоров (например, агентских договоров), а при их отсутствии отказать в допуске к участию в торгах. Отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, которые не предусмотрены в пункте 24 Правил, не допускается.

    Совет

    Необходимо тщательно проверить требования, содержащиеся в конкурсной документации (документации об аукционе).

    Если такие требования к участникам торгов не соответствуют действующему законодательству (ГК РФ, Закону о защите конкуренции, Правилам и т. д.), то суд по заявлению заинтересованного лица может признать торги недействительными.

    Организатор торгов имеет право установить для участников торгов обязанность по внесению задатка, о чем он указывает в информационном сообщении.

    По окончании конкурса или аукциона победитель торгов и их организатор подписывают протокол о результатах торгов. В законодательстве предусматриваются последствия уклонения сторон от подписания такого протокола (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Так, если от подписания протокола уклоняется организатор, то участник торгов вправе взыскать двойной задаток, а также убытки, причиненные участием в торгах, в части, которая превышает сумму задатка. Если же от подписания протокола уклоняется победитель торгов, задаток ему не возвращается. Целью задатка, который вносится на торгах, является подтверждение серьезности намерения заявителя участвовать в торгах.

    При проведении торгов на право аренды государственного и муниципального имущества задаток возвращается не только участникам, но и победителю торгов, а также участникам, отозвавшим свою заявку. Задаток возвращается и заявителю, не допущенному к участию в конкурсе или аукционе. Если торги не состоялись, задаток тоже подлежит возврату (п. 58, 100, 128, 134, 147 Правил).

    С 12 июня 2012 года организатор аукциона обязан заключить договор с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, если заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя.

    Аналогичные положения действуют с 12 июня 2012 года и в отношении конкурса. См., соответственно, пункты 101 и 151 Правил в редакции приказа ФАС России от 30 марта 2012 г. № 203 О внесении изменений в Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

    Если же аукцион (конкурс) признан несостоявшимся по основаниям, которые не указаны в пунктах 101 и 151 Правил, организатор вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса. При этом организатор вправе изменить условия аукциона либо конкурса (п. 102 и 152 Правил).

    Прежняя редакция Правил не допускала заключения договора в указанных случаях. Ранее организатор мог объявить о проведении нового конкурса или аукциона.

    Сопровождение участия в торгах по аренде и продаже государственного и муниципального имущества

    «Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому».

    Торги по аренде государственного и муниципального имущества проводятся в соответствии с правилами, установленными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», а также в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Такие торги в основном проводятся в форме аукционов в электронной форме, следовательно, для участия необходимо наличие электронной подписи и аккредитации на электронной площадке. Торги очень интересны своими арендными ставками, особенно в регионах, однако требуют особого внимания к подготовке и подаче заявки. Бывает, что организаторы торгов несмотря на то, что процедура строго регламентирована составляют документацию таким образом, чтобы запутать участников. У нас есть большой опыт в подготовке заявок и в обжаловании незаконных решений по таким торгам.

    Читайте так же:  Сколько стоит оформление кадастрового паспорта на квартиру

    Торги по продаже государственного и муниципального имущества проводятся в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    Продажа государственного или муниципального имущества осуществляется в электронной форме в отношении способов, установленных статьями 18 — 20, 23, 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а именно:

    Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

    Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

    Продажа акций акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на конкурсе;

    Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

    Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

    Самым распространенным способом является аукцион в электронной форме. Больше всего через такую процедуру реализуется недвижимого и движимого имущества. В основном это жилые и нежилые помещения, а также транспортные средства.

    Для некоторых торгов и участников необходимо наличие электронной подписи и аккредитации на электронной площадке, а для некоторых достаточно только аккредитации.

    Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» регулирует порядок организации и проведения продажи указанного имущества в электронной форме.

    Состав услуги:

    — Помощь в анализе документации;

    — Подготовка и подача заявки;

    — Участие в торгах;

    — Обжалование решения комиссии, в случае незаконного отказа в допуске;

    — Сопровождение процедуры заключение договора по результатам торгов.

    Часто задаваемые вопросы

    Где размещается информация о торгах?

    Документация о торгах размещается на официальном сайте Российской Федерации о проведении торгов www.torgi.gov.ru и официальном сайте Организатора торгов — Департамента города Москвы по конкурентной политике: www.tender.mos.ru.

    Как ознакомиться с материалами приватизационного дела по конкретному объекту?

    С материалами приватизационного дела можно ознакомиться в период заявочной кампании, направив Организатору торгов соответствующее письменное обращение на имя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике, в том числе в форме электронного документа ([email protected]), с указанием адреса объекта, его площади, даты торгов и ФИО лица производящего осмотр документов с приложением ксерокопии его паспорта.

    Приватизационное дело для ознакомления предоставляется бесплатно, в течение двух рабочих дней с момент поступления указанного запроса.

    Если после ознакомления с информацией представленной на сайтах о размещении торгов возникли вопросы по организации и проведению торгов, а также по лотовой документации?

    Любое заинтересованное лицо со дня начала приема заявок вправе направить Организатору торгов в письменной форме обращение на имя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике, в том числе в форме электронного документа ([email protected]), запрос о разъяснении положений документации об аукционе.

    Обязательно ли внесение задатка?

    По всем лотам, выставляемым на аукцион, устанавливается требование о внесении задатка для участия в аукционе.

    Оплата задатка производится в сроки и порядке, указанные в документации об аукционе, на расчетный счет Организатора торгов.

    Документ или копия документа, подтверждающего внесение задатка (платежное поручение или квитанция об оплате, подтверждающие перечисление задатка) представляются одновременно с документами, входящими в состав заявки.

    Задаток для участия в торгах вносится единым платежом на расчетный счет Организатора торгов.

    Плательщиком по оплате задатка может быть только заявитель. Не допускается перечисление задатка иными лицами.

    Облагается ли задаток НДС?

    Сумма задатка НДС не облагается.

    Как осмотреть помещение?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Осмотр помещений, выставленных на аукцион, обеспечивает Департамент городского имущества города Москвы во взаимодействии с Департаментом города Москвы по конкурентной политике и совместно с городскими организациями, в ведении (на балансе) которых находятся нежилые помещения, без взимания платы.

    Для осмотра помещений, с учетом установленных сроков, лицо, желающее осмотреть их, направляет Организатору торгов соответствующий запрос.

    Запрос может быть направлен на электронный адрес Организатора торгов [email protected]

    Организатор торгов в свою очередь оформляет и выдает «смотровое письмо» лицу, указанному в обращении.

    Кто может принять участие в аукционе?

    Участником аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, подавшие заявку на участие в аукционе.

    При этом участники аукциона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, не иметь невыполненных обязательств перед городом Москвой.

    Какие основания недопуска к участию в аукционе на право заключения договора аренды?

    К участию в аукционе не допускаются заявители в случае:

    — непредставления документов в необходимом количестве и в соответствии с перечнем документов, входящих в состав заявки, подаваемых заявителем для участия в аукционе, указанным в документации об аукционе, либо наличия в представленных документах недостоверных сведений;

    — несоответствия требованиям, установленным законодательством РФ к участникам аукциона;

    — невнесения задатка в порядке, размере и сроки, указанные в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе;

    — несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе;

    — наличия решения о ликвидации заявителя – юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании заявителя – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

    — наличия решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в аукционе;

    Перечень указанных оснований отказа заявителю в участии в аукционе является исчерпывающим.

    Много ли участников на аукционе? Много ли подано заявок?

    Количество участников на торгах трудно прогнозировать, оно зависит от ряда причин — привлекательности объекта с точки зрения ведения того или иного бизнеса, местонахождения и стоимости.

    Читайте так же:  Подарить дом купленный на материнский капитал

    Информация о количестве поданных заявок не разглашается, чтобы процедура торгов была одинаковой для всех.

    Как стать участником аукциона?

    Необходимо подать заявку (заявление и пакет документов) и перечислить задаток для участия в аукционе в период заявочной кампании.

    Вся информация по оформлению документов и участию в аукционе находится на официальном сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике

    Как арендовать/купить помещения, которые размещены на Вашем сайте?

    Необходимо выбрать помещение из предлагаемого на сайте соответствующего перечня, внести задаток, подать заявку и документы Организатору торгов, принять участие в аукционе и, в случае победы на аукционе, заключить договор аренды/купли-продажи.

    Есть ли целевое назначение у продаваемых помещений?

    Нет, у помещений назначения нет. Исключением могут быть помещения, имеющиеся на балансе продаваемых акционерных обществ. В этом случае в лотовой документации прописаны обременения – например, сохранение профиля деятельности и/или количества рабочих мест.

    Задатки участникам, не победившим в аукционе, подлежат возврату, на расчетный счет, с которого произведена оплата:

    — в течение 5 дней (приватизация городского имущества);

    — в течение 5 рабочих дней (аренда объектов нежилого фонда);

    — в течение 3 рабочих дней (аренда земельных участков под цели капитального строительства).

    Входят ли в арендную ставку коммунальные платежи?

    Коммунальные платежи не входят.

    Зачем нужно обеспечение договора аренды?

    Обеспечение договора это обычная рыночная практика любого собственника недвижимости. Данное обеспечение исполнения договора, равное трем месяцам аренды объекта нежилого фонда, определенной по итогам аукциона, перечисляется на счет Департамента городского имущества города Москвы, в счет последних месяцев аренды.

    Можно ли изменить целевое назначение выставленного помещения на аукцион на право заключения договора аренды?

    [1]

    Нет, назначение помещения формируется исходя из реальных потребностей района, в котором оно находится, и является существенным условием получения помещения в аренду на торгах.

    Что значит «свободное» назначение?

    Если в документации об аукционе утверждено «свободное» функциональное назначение, это значит, что в нем возможна любая, не запрещенная действующим законодательством, деятельность.

    Кроме того, будущий арендатор вправе самостоятельно определить цели использования нежилого помещения и, в месячный срок с даты проведения аукциона, обязан самостоятельно согласовать данное назначение с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в административных округах города Москвы и Управлением по административному округу Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве и представить данное согласование Арендодателю.

    Можно ли изменить функциональное назначение объекта, возводимого на земельном участке, после заключения договора аренды земельного участка?

    После заключения договора аренды земли это не допустимо.

    В случае ввода объекта строительства в эксплуатацию досрочно на сколько и на каких условиях можно пролонгировать договор аренды земельного участка?

    Пролонгировать можно до 49 лет с расчетом при этом годовой арендной ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости земли.

    Каким образом и на каких условиях оформляется земельный участок после ввода объекта в эксплуатацию?

    1. Оформить инвестору права собственности на объект;

    2. Обратиться в Департамент городского имущества города Москвы с просьбой оформления договора долгосрочной аренды земли для целей эксплуатации объекта капитального строительства.

    Как скоро после торгов земельными участками можно получить зарегистрированный договор аренды?

    Победитель аукциона в течение 3-х рабочих дней после торгов должен оплатить стоимость аренды, сложившуюся по результатам аукциона и прибыть в Департамент городского имущества города Москвы для подписания договора аренды с комплектом документов, необходимых для его государственной регистрации. Департамент городского имущества проверяет комплектность документов и передает на месячную регистрацию в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Таким образом, приблизительно через 1,5 месяца после торгов инвестор получает 1 из 4 экземпляров договора аренды, зарегистрированного в Росреестре.

    Аренда государственного и муниципального имущества

    «Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому».

    Аренда государственного и муниципального имущества.

    Договора аренды государственного и муниципального имущества заключаются только по результатам проведения торгов. Проведение торгов (проведение аукциона) и заключение на основе них договора реализуют переход прав владения и (или) пользования на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров. По общему правилу проведение торгов осуществляется в форме аукциона.

    Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества регулируется Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67. Торги на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества размещаются на официальном сайте — torgi.gov.ru. Проведение аукциона в электронном виде на аренду государственного и муниципального имущества допускает подачу заявки в электронном виде через электронную торговую площадку. Проведение аукциона на аренду государственного и муниципального имущества существенно увеличивает возможности предприятий по участию в торгах и их прозрачность и открытость.

    • Государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
    • Государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями.
    • Государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

    Специалисты Группы Компаний «Ценный Контракт» окажут услуги по сопровождению торгов по аренде государственного и муниципального имущества.

    Срок: Пять рабочих дней.

    Стоимость: 18 000 руб.

    • Статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» – устанавливает общие требования к порядку передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
    • Приказ ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
    • Устанавливает порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
    • Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» – определяет адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции – www.torgi.gov.ru.
    Читайте так же:  Определение рыночной стоимости арендной платы нежилого помещения

    Конкурс является открытым по составу участников и форме подачи предложений.

    Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

    Аукционы являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора. При проведении аукционов в соответствии с Постановлением от 06.06.2003 № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора.

    Процедура (действие) Конкурс Аукцион
    Обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в заявках Обеспечивается заявителями, организатором конкурса, конкурсной комиссией, специализированной организацией Лишено смысла, т.к. заявки на участие в аукционе подаются без конвертов и не содержат предложения о цене договора Критерии определения победителя Лучшие условия исполнения договора Наиболее высокая цена договора

    Документация об аукционе разрабатывается организатором аукциона, специализированной организацией и утверждается организатором аукциона.

    К документации об аукционе должен быть приложен проект договора (в случае проведения аукциона по нескольким лотам — проект договора в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.

    Сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении аукциона.

    Особенности аренды муниципального имущества

    Аренда муниципального имущества считается довольно распространенным вариантом получения помещения во временное пользование. И это вовсе не удивительно, потому как такой способ имеет ряд преимуществ. В частности, в отношении платы за эксплуатируемую площадь. Правда заключению договора с муниципалитетом предшествуют торги и конкурсы, по итогам которых и выявляется будущий арендатор.

    В целом же процесс признается довольно трудоемким, поэтому прежде чем подавать заявку, стоит тщательно подготовиться и изучить материалы, каким-либо образом касающихся процедуры.

    Суть и выгода аренды муниципальной собственности

    Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

    В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

    Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

    Что входит в муниципальное имущество

    Статья 215 ГК РФ поясняет, что под муниципальным имуществом понимают объекты нежилого либо жилого типа, принадлежащие тому или иному субъекту Российской Федерации на основании права собственности. В частности, владельцем и распорядителем может выступить любая административно-территориальная единица страны – город, поселок, деревня и любое другое образование, а точнее, его орган власти. Главное, чтобы на уровне субъекта осуществлялось местное самоуправление.

    При этом муниципальное имущество может быть закреплено за отдельными предприятиями и организациями, которые получают право владеть и распоряжаться объектом. Если же подобного не происходит, недвижимость включается в муниципальную казну субъекта РФ.

    Обычно сведения об объектах, предоставляемых в аренду, размещаются на специализированных интернет-площадках, в частности, на сайтах местных органов власти. Если подобная информация по каким-то причинам отсутствует, любой желающий может направить соответствующий запрос в местную администрацию. Данные должны быть представлены по первому требованию, причем на бесплатной основе.

    Стоит уточнить, что помимо муниципального имущества допускается арендовать и объекты государственной собственности. Принципиальных различий здесь практически не имеется, потому как оба процесса регулируются одними и теми же законами.

    Кто может стать арендатором

    В качестве арендатора муниципальной собственности обычно выступают владельцы малого бизнеса. Под последним подразумевают ведение предпринимательской деятельности в рамках небольших предприятий и фирм, не являющихся при этом объединениями.

    Субъектами среднего бизнеса признают:

    • индивидуальных предпринимателей (ИП);
    • различные виды кооперативов (потребительские, производственные, сельскохозяйственные);
    • крестьянские и фермерские хозяйства;
    • партнерства либо сообщества хозяйственного типа.

    В большинстве случаев целью потенциальных арендаторов выступает использование муниципального помещения под магазин, офис, склад. Не возбраняется подать заявку на аренду и обычному гражданину.

    Договорное сопровождение сделки

    Предоставление площади в арендное пользование всегда сопровождается заключением соответствующего соглашения. Эксплуатация муниципальных помещений исключением не считается.

    В юридическом смысле арендный договор закрепляет факт перехода собственности во временное распоряжение третьего лица (арендатора). Содержание документа в обязательном порядке включает условия сделки, размер платы, сроки взносов и прочие моменты. Причем реальную силу такое соглашение обретает только после подписания его обеими сторонами – собственником имущества и непосредственно арендатором.

    И вот здесь стоит обозначить существующие виды договоров аренды муниципальной собственности. Выделяют:

    1. соглашение с возможностью последующего выкупа помещения;
    2. договор долгосрочной аренды, когда период действия документа составляет несколько лет;
    3. соглашение текущей аренды, предполагающее временное пользование помещением;
    4. договор безвозмездного пользования, когда плата за аренду не предусмотрена, но вторая сторона обязуется вернуть объект с учетом допустимого износа либо на условиях, прописанных в соглашении;
    5. контракт на доверительное управление имуществом, подразумевающий передачу предприятию какого-либо помещения на неопределенный период на условиях распоряжения собственностью с учетом интересов изначального владельца (муниципалитета);
    6. договор хранения и одновременной эксплуатации имущества.
    Читайте так же:  Документы чтоб получить материнский капитал

    Несмотря на то, что вариантов арендных соглашений существует немало, обычно используется стандартный контракт. Правда органы самоуправления конкретного субъекта РФ вправе корректировать и устанавливать собственный порядок проведения таких сделок. Главное, чтобы действия административных органов не противоречили законодательству.

    Специфика аренды

    Правовой акт № 135-ФЗ определяет, что, если собственность не закреплена как хозяйственное владение за субъектом на уровне местной власти, она может быть сдана предпринимателю исключительно на конкурсной основе.

    Аналогичный порядок будет действовать если помещение находится во владении:

    • муниципального унитарного предприятия;
    • автономного госучреждения;
    • муниципального органа, при условии оперативного управления.

    Словом, в большинстве случаев получить муниципальный объект в аренду допускается только после проведения конкурса либо аукциона. Первый вариант предполагает полную конфиденциальность информации о конкурентах. Торги же подразумевают публичную подачу заявки. То есть заинтересованные лица могут предварительно изучить условия предложений от других претендентов и сформировать более выгодный вариант.

    Порядок проведения торгов изложен в Приказе ФАС России под № 67. Здесь же указан перечень имущественных объектов, в отношении которых проведение конкурса считается обязательным. Однако положения приказа могут быть дополнены нормативными актами, изданными на уровне местных муниципалитетов. Обычно порядок и сопутствующие корректировки находятся в открытом доступе на сайтах администрации населенных пунктов.

    Сведения по объектам, а также информация, касающаяся таковых, публикуется на сайте torgi.gov.ru. Здесь можно посмотреть сведения об актуальных предложениях, основные условия аренды и размер оплаты.

    Порядок аренды на конкурсной основе

    Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

    Типовой список бумаг включает:

    1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
    2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
    3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
    4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия.

    Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

    Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

    Допустима ли аренда без проведения конкурса

    Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

    Список включает следующие случаи:

    1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
    2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
    3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
    4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
    5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

    Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

    [2]

    • религиозные организации;
    • профсоюзы;
    • политические партии;
    • общественные фонды;
    • адвокатские и нотариальные конторы;
    • медицинские и образовательные учреждения;
    • отделения связи, почта.

    А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

    В 2019 году для владельцев малого бизнеса предусмотрены преференции при аренде муниципальной собственности. Федеральный закон № 209 в статье 18 раскрывает суть таких привилегий. Прежде всего, органы власти могут предоставить в пользование помещение или иной объект на безвозмездной основе либо на льготных условиях.

    Местное самоуправление может самостоятельно регулировать порядок особых программ аренды, однако обычно преференции заключаются в сдаче объекта предприятию на срок 5 лет и более с возможностью последующего выкупа. Причем списки объектов имущества, подлежащих передаче в найм на льготных условиях, должны быть доступны всем желающим. Например, размещены в интернете, печатных изданиях, на инфо-стендах и оглашены на ТВ.

    Налогообложение

    Еще один момент, о котором не стоит забывать – вычисление НДС при аренде. Субъектом здесь выступает фирма-арендатор.

    Сумма налога исчисляется путем суммирования стоимости аренды по каждому недвижимому объекту. Счет-фактура должна быть подготовлена в течение 5 дней с момента проведения оплаты. Еще одна обязанность арендатора – передача декларации по НДС в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Аренда муниципальной собственности – процедура не простая, однако для владельцев малого бизнеса такой вариант наиболее оптимален, потому как расход за использование помещения в этом случае будет несколько ниже, чем, например, при найме объекта у коммерческого лица. К тому же для предпринимателей существует ряд преференций и льгот. Главное, не стоит забывать, что соглашение об аренде любого типа подлежит обязательной фиксации в Росреестре. Только после проведения процедуры договор обретет юридическую силу и объект можно будет эксплуатировать по своему усмотрению.

    Источники


    1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

    2. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.

    3. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
    4. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
    Правила проведения аукциона по аренде муниципального имущества
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here