Право собственности российской федерации на недвижимое имущество

Помощь в решении вопроса: "Право собственности российской федерации на недвижимое имущество" от профессионалов простыми и понятными словами.

Постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648
«Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности»

С изменениями и дополнениями от:

11 июня, 31 октября 2002 г.

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2010 г. N 317 настоящее постановление признано утратившим силу

О государственной регистрации права собственности РФ на земельные участки в составе лесного фонда см. письмо Минимущества РФ и МПР РФ от 17 сентября 2003 г. N АА-9/17907, N ВР-30-54/6372

См. также письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 2000 г. N С5-7/УЗ-1042

В целях повышения эффективности управления недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, и обеспечения оформления прав на это имущество в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 786 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения

1. Установить, что при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество государственной казны Российской Федерации и сделок с ним а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации выступает Министерство имущественных отношений Российской Федерации или по его поручению — соответствующий территориальный орган Министерства.

О государственной регистрации права собственности на земельные участки, находящиеся в собственности РФ в соответствии с федеральными законами см. распоряжение Минимущества РФ от 18 ноября 2002 г. N 3875-р

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 786 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения

2. Заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования находящимся в федеральной собственности земельным участком подается организацией, за которой недвижимое имущество закреплено (которой земельный участок предоставлен) на основании акта соответствующего уполномоченного органа.

При государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на указанное недвижимое имущество в качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к федеральной собственности, представляется выписка об объекте регистрации из реестра федерального имущества.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также права постоянного (бессрочного) пользования находящимся в федеральной собственности земельным участком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с указанием Российской Федерации как собственника такого имущества.

3. Заявление о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, подается лицом, в пользу которого устанавливается такое ограничение (обременение), если иное не предусмотрено федеральным законом.

При государственной регистрации ограничений (обременений) и иных сделок с недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, в качестве документа, подтверждающего согласие собственника на распоряжение этим имуществом, представляется письмо Министерства имущественных отношений Российской Федерации. От имени Министерства имущественных отношений Российской Федерации по его поручению в указанных случаях вправе выступать соответствующий территориальный орган Министерства.

Председатель Правительства
Российской Федерации

31 августа 2000 г.

При государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество государственной казны РФ и сделок с ним от имени Российской Федерации выступает Минимущество РФ или по его поручению — соответствующий территориальный орган Министерства.

Устанавливается порядок государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также порядок государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

Постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 13 сентября 2000 г., N 177, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 сентября 2000 г., N 37, ст. 3718

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2010 г. N 317 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 786

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2002 г. N 406

Право собственности Российской Федерации

Права собственности Российской Федерации является разновидностью

Государственной формы собственности (ст. 214 ГК РФ). Субъектом гражданско-правовых отношений является само государственное образование. Органы и лица, уполномоченные государственным собственником в порядке ст.125 ГК РФ выступают от его имени и зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать.

Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации. Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляет специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом МГИ РФ (Мингосимущество РФ). К его компетенции отнесены полномочия по проведению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координация в соответствии с законодательством РФ и др.

В систему государственных органов входит Федеральное казначейство РФ. Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируются Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. «О Федеральном казначействе». По поручению Правительства и министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, участвует в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе финансовых ресурсов, находящихся в ведении Федерального Правительства, ведение операций по учету государственной казны.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296 ГК РФ). Приведем пример из судебной практики.

Первый заместитель областного прокурора обратился в Арбитражный областной суд с иском к Государственному унитарному предприятию и открытому акционерному обществу о признании недействительными договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между предприятием (продавцом) и обществом (покупателем), и государственной регистрации за обществом права собственности на указанное имущество.

Читайте так же:  Фальсификация протокола судебного заседания в гражданском процессе

Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение ст. 295 ГК РФ отчуждение федерального имущества в частную собственность произведено без согласия собственника, при заключении договора купли-продажи оценка имущества независимым оценщиком не производилась, объект недвижимости участвует в производственном процессе по оказанию автотранспортных услуг, сделка является ничтожной на основании ст. 168 ГК РФ.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. ФАС округа постановлением, названные судебные акты оставил без изменения.

Так как вопрос о применении последствий недействительности ничтожной сделки судами не рассматривался, дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 303, п. 2 ч. 1 ст. 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум ВАС РФ постановил: решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда по делу и постановление Федерального арбитражного суда округа по тому же делу отменить. Договор купли-продажи недвижимого имущества, заключенный между Государственным унитарным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью, признать недействительным.

Из этого следует то, что вещные права государственных юридических лиц ограниченны тем, что этим лицам необходимо обязательное разрешение собственника госимущества — Российской Федерации, для осуществления своих вещных прав.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (абз.2 п.4 ст. 214 ГК РФ).

В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225 ГК). С другой стороны, этим правилом закона установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Согласно ст.126 ГК Российская Федерация призвана отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет её государственную казну. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

Известно, что на практике иски о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями его органов или должностных лиц, предъявляются все чаще (ст.16, 1069, 1070 ГК и др.). В этой связи в п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №6/8 отмечается, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация или соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Органы федерального казначейства являются юридическими лицами. Именно эти органы должны, по-видимому, представлять Российскую Федерацию в тех случаях, когда иски предъявляются к Российской Федерации в целом. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить департамент (управление) финансов.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств государственного бюджета, а при их отсутствии или недостаточности — за счет иного имущества, составляющего казну (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Обязательность государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения впервые была установлена с введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 г. (ст. 131).

Итак, государственная регистрация:

— это акт, имеющий юридическое значение, с которым связаны определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество;

— это акт признания и подтверждения государством возникновения или прекращения права на недвижимость. Данный признак подчеркивает публичный характер государственной регистрации;

— это единственное доказательство существования субъективного права на недвижимость. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, что создает презумпцию его законности;

Комментируемым Законом установлены следующие виды государственной регистрации: регистрация прав, регистрация ограничений (обременений) прав, регистрация сделок.

Государственной регистрации подлежат следующие права на недвижимое имущество: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Государственной регистрации подлежат следующие виды сделок:

— договор об ипотеке — залоге недвижимого имущества (ст. 339 ГК РФ);

— договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558 ГК РФ);

— договор продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ);

— договор дарения недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК РФ);

— договор ренты (ст. 584 ГК РФ);

— договор пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ);

— договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом (например, договор аренды здания или сооружения подлежит регистрации, если он заключен на срок более одного года (п. 2 ст. 609 ГК РФ, п. 2 ст. 651 ГК РФ);

— договор аренды предприятия независимо от срока (п. 2 ст. 658 ГК РФ) и передачи недвижимости в доверительное управление (п. 2 ст. 1017 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 13 комментируемого Закона регистрация ограничений (обременений):

— возможна по общему правилу только при наличии государственной регистрации прав на данный объект в ЕГРП,

— может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц,

— производится по заявлению сторон, если ограничения (обременения) установлены соглашением,

— осуществляется по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления, установивших ограничения (обременения) в публичных интересах,

— сопровождается обязательным уведомлением правообладателя о зарегистрированном ограничении (обременении), если оно было зарегистрировано не по заявлению правообладателя.

Не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого или социального найма жилого помещения, из договора безвозмездного пользования недвижимостью, за исключением безвозмездного срочного пользования земельными участками на срок более одного года, из договора аренды зданий и сооружений, заключенного на срок менее одного года.

Читайте так же:  Пенсионный фонд красноярск материнский капитал

В некоторых случаях Законом предусмотрена государственная регистрация и сделки, и прав по этой сделке. К таким случаям относятся:

а) регистрация договора и перехода права собственности по договору продажи жилого помещения (ст. 558, 551 ГК РФ) или предприятия (ст. 560, 564 ГК РФ);

б) регистрация договора и перехода права собственности по договору мены жилых помещений или предприятий (ст. 567 ГК РФ);

в) регистрация договора и перехода права собственности по договору дарения (п. 3 ст. 574 ГК РФ).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на всей территории Российской Федерации. С 31 января 1998 г. действуют Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219.

До введения в действие комментируемого Закона сохранялся действующий порядок регистрации. Данный Закон установил, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие комментируемого Закона.

Однако права на недвижимость, возникшие до вступления в силу комментируемого Закона, признаются юридически действительными. Регистрация таких прав проводится по желанию правообладателей.

[1]

Датой государственной регистрации прав, а также сделок с недвижимостью является дата внесения соответствующих записей в ЕГРП. Именно с этой даты считаются наступившими правовые последствия.

Так, договор, предметом которого является недвижимость, если иное не предусмотрено законом, считается заключенным; право собственности у приобретателя недвижимости по договору в случаях, когда отчуждение имущества требует государственной регистрации и если иное не предусмотрено законом, считается возникшим, и т.д.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, прямо установленных комментируемым Законом. Основания отказа в государственной регистрации прав прописаны в п. 1. ст. 13, п. 1. ст. 20 комментируемого Закона.

Комментируемой статьей установлена возможность заявителя, если он посчитает его необоснованным, обжаловать отказ в суд.

Обжалование отказа в государственной регистрации физическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 25 Гражданского процессуального кодекса и юридическими лицами в соответствии с гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе.

При удовлетворении требования суд признает отказ в государственной регистрации незаконным и обязывает регистрирующий орган совершить регистрацию. При этом судом может быть установлено, в какой срок должна быть осуществлена такая регистрация. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении.

Так же обжаловано в суд может быть уклонение соответствующего органа от государственной регистрации, которое может выражаться, например, в непринятии документов на регистрацию под различными предлогами.

Глава 14. Приобретение права собственности (ст.ст. 218 — 234)

Глава 14. Приобретение права собственности

>
Основания приобретения права собственности
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Порядок регистрации и перерегистрации права собственности РФ

До декабря 1991 года все имущество: земля, вода, недры, здания и квартиры, было государственным. В конце 91 года Верховный Совет издает постановление №3020-I, которым определяются принципы деления госимущества между федерацией, субъектами и муниципалами.

Регистрация права собственности РФ: особенности

Критерии федеральной собственности по приложению №1 постановления:

  1. казна РФ;
  2. имущество всех федеральных учреждений, предприятий;
  3. особо охраняемые объекты;
  4. высшие учебные заведения и т.п.

На всю остальную недвижимость, приобретенную или построенную Росимуществом, будут уже другие документы-основания;

  • Субъект права заносится в ЕГРП как «Российская Федерация». Так как государство юр. лицом не является и других реквизитов, кроме названия, не имеет.

Порядок регистрации права собственности

  1. Заявление подается представителем Росимущества на основании письменной доверенности, составленной в простой форме на бланке. Это исключение из общего правила;
  2. Госпошлина не оплачивается, так как федеральные органы госвласти освобождены от такой уплаты в соответствии с НК РФ;
  3. Постановление № 3020-1 на регистрацию права собственности РФ не предоставляется, так как относится к категории общеизвестных и доступных документов. Если право РФ возникает по другим основаниям, такие документы предоставляются на перерегистрацию права собственности, в рамках закона о регистрации;
  4. Остальные документы предоставляются на общих основаниях.

Перерегистрация права собственности

Реестр федеральной собственности пополняется также и за счет имущества, приобретенного Росимуществом по иным основаниям:

  1. Выморочное имущество – в случае отсутствия всех наследников на объекты, не подлежащие передаче местной власти, либо субъекту РФ;
  2. Недвижимость, приобретенная на федеральные деньги по сделкам, оформленным в рамках закона о госзакупках;
  3. Передача имущества в федеральную собственность на основании решения территориального агентства Росимущества, изданного во исполнение ст. 154 (п. 11) закона № 122 от 22.08.2004. В этом случае перерегистрация права собственности носит формальный характер, т.к. право государства уже возникло в силу закона (если в решении о передаче это предусмотрено). Особенности порядка регистрации права собственности в данном случае:
  • заявление на переход права от передающей стороны может и не подаваться;
  • правоустанавливающий документ – решение, как акт органа госвласти, представляется в двух заверенных Росимуществом копиях, либо в подлиннике и копии (если подлинник выдадут представителю);
  • на перерегистрацию права собственности РФ представляется акт приема-передачи, составленный во исполнение решения о передаче. Акт относится к иным документам. Поэтому представляется в подлиннике и копии.

За счет особенного субъекта права – государства, порядок регистрации права собственности РФ имеет свои тонкие нюансы, разобраться в которых поможет только опытный юрисконсульт.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

«Недвижимое имущество — это любое имущество, состоящее из земли, а также зданий и сооружений на ней» [1] .Недвижимость как экономическая категория представляет собой физический объект и право собственности на него. В РФ вся недвижимость имеет следующие основные виды собственности:

— государственная (муниципальная) одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности;

— частная форма собственности, которая подразумевает защищенное законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.

Государственная собственность объектов недвижимости предполагает такую систему экономических отношений между гражданами РФ, при которой управление и распоряжение этими объектами осуществляют органы государственной (муниципальной) власти. При этом собственность на объекты недвижимости может быть в нескольких формах:

— объекты недвижимости народнохозяйственного значения (например, сооружения, причисленные к памятникам архитектуры и искусства);

[1] Оксфордский толковый словарь по бизнесу. — М., 1995, с. 543
Читайте так же:  Преимущественное право на наследство
Видео (кликните для воспроизведения).

— на уровне того или иного национального образования;

— областная или краевая собственность объектов недвижимости (она, как правило, носит коммунальный характер);

— объекты недвижимости, находящиеся в собственности определенного города, района или даже села.

Объекты недвижимости могут находиться как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления.

При имущественных отношениях на праве оперативного управления объектами недвижимости можно владеть и пользоваться в соответствии с целями и задачами собственника. Когда же объекты недвижимости находятся на праве хозяйственного ведения, то ими можно владеть, пользоваться и распоряжаться (что нельзя делать в первом случае).

Объекты недвижимости могут находиться в собственности частного владельца, который обладает исключительным правом владения, пользования и распоряжения (включая продажу данного объекта недвижимости другому лицу).

В соответствии с российским законодательством [2] право собственности предполагает право владения, распоряжения и использования объектов недвижимости в целях и пределах,

не нарушающих права собственников, а также соблюдение ограничений (сервитутов) [3] .

[2] Ст. 209, п. 1 ГК РФ. [3] Такая трактовка права собственности сформулирована еще в римском праве.

Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данный объект недвижимости, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.).

Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования объекта недвижимости путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, ибо по общему правилу можно пользоваться имуществом, только фактически владея им.

Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы объекта недвижимости путем изменения, его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т.д.).

. [3] Такая трактовка права собственности сформулирована еще в римском праве [4] В случае, когда имеющиеся документы подтверждают право собственности на недвижимое имущество в полном объеме и не могут быть оспоренными, то такой титул называется «чистым». Если же право собственности может быть по каким-либо основаниям оспорено, такой титул носит название «с пятном» или «грязный».

У собственника недвижимости одновременно концентрируются все три названных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному (титульному, т.е. опирающемуся на определенное юридическое основание — титул) [4] владельцу объекта недвижимости, например, арендатору:

[5] Ст. 209, п. 2 ГК РФ. [6] Ст. 209, п. 4 там же . [7] Ст. 210 ГК РФ.[8] Ст. 211 ГК РФ
[8] Ст. 211 ГК РФ

«коллективной» или иной «формы собственности» Кодекс не предусматривает. Как уже указывалось выше, собственность может быть только частная и публичная (государственная и муниципальная). Способы приобретения права собственности принято делить на первоначальные и производные. Первоначальные — это когда приобретение прав не связано с правом другого лица на этот объект, и объем прав и обязанностей собственника определяется законом. Основной первоначальный способ приобретения прав — это правомерная (на законном основании) хозяйственная деятельность субъекта права: право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Это происходит в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ. Из него следует, что лицо, во-первых, может приобрести право собственности на имуществ, не имеющее собственника, во-вторых, на имущество, собственник которого неизвестен, в-третьих, на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Производные способы приобретения прав — это способы не столько приобретения, сколько перехода права от одного право-обладателя к другому. Иначе, это способы, когда субъект права, желающий приобрести объект недвижимости, должен учитывать, кроме требований действующего законодательства, наличие уже имеющегося правообладателя, его волю передать свои права и обязанности в том или ином объеме.

[9] Ст. 209, п. 3 ГК РФ. [10] Так, например, нельзя возводить строение вблизи водоохранных территорий, наносить ущерб окружающей среде, использовать земли не по целевому назначению и т.п.

пользователей и т.д. Это является не ограничением его права

собственности на объект недвижимости, а установлением более точных границ его содержания, которое в любом случае не может быть беспредельным. Наряду с правом собственности на рынке земли необходимо учитывать и ограниченные вещные права на нее, в частности, право пожизненно наследуемого владения, постоянного

(бессрочного) пользования земельным участком и сервитуты. Такие права на землю принадлежат лицам, не являющимся ее собственниками, однако имеющим возможность в том или ином объеме использовать чужие участки в своих интересах без посредничества других лиц и собственника иногда даже помимо его воли. Они сохраняются и при смене собственника земли, т.е. следуют не за собственником, а за самим земельным участком, как бы обременяя его. Об этом надо помнить при осуществлении сделок, т.к. наличие вещных прав на тот или иной земельный участок является определенным ограничением прав самого собственника этой земли.

Для продаваемых застроенных земельных участков устанавливаются публичные сервитута, в соответствии с которыми собственники земельных участков должны обеспечить:

— безвозмездное и беспрепятственное использование мест общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на- момент передачи земельного участка в собственность;

— возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

— возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры.

Изменение названных и введение новых публичных сервитутов возможно лишь Федеральным законом или принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Установлен особый режим земли как природного ограниченного ресурса. В частности, государственной собственностью считается вся земля, которая прямо не передана в частную и муниципальную собственность, т.е. установлена презумпция (предположение) государственной собственности на землю, что исключает возможность бесхозного ее существования. Поэтому рыночный оборот земель законодательно ограничивается в общих публичных интересах.

Так, не могут быть в частной собственности земли лесного и водного фондов, континентального шельфа и территориальных вод, недра, охраняемые или используемые особым образом территории, участки семеноводческих станций, унитарных государственных сельскохозяйственных организаций и др. Не подлежат приватизации (об этом уже говорилось ранее) земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, парки, скверы, пляжи, водоемы и др.), земли заповедников, ботанических садов, оздоровительного и историко-культурного назначения и т.д.

Поскольку земля является одновременно не только специфическим средством производства и объектом хозяйствования, но и важнейшим природным ресурсом, то содержание права собственности на землю определяется как гражданским, так и земельным правом с учетом лесного, водного и природоохранного законодательства.

Отдельно хотелось бы сказать об особенностях таких объектах недвижимости, как квартиры.

Объектом купли-продажи может быть только квартира, находящаяся в частной собственности. Муниципальная квартира перед совершением операции купли-продажи должна быть приватизирована, т.е. переведена из государственной собственности в частную. Общая собственность возникает в случае, когда одним и тем же объектом недвижимости (например, квартирой) владеют несколько граждан. Общая собственность может быть долевой или совместной.

Читайте так же:  Начисляются ли пени за неуплату квартплаты

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Право собственности российской федерации на недвижимое имущество

Амурские прокуроры защитили жилищные права более 300 сирот

Где-то детям, оставшимся без родителей, выделяли непригодные квартиры, а где-то и вовсе отказы.

Прокуратура в судебном порядке восстановила жилищные права сироты

Бывшая воспитанница детского дома Екатерина Манжуло обратилась в прокуратуру района имени Лазо Хабар.

Кого петербуржцы обязаны пускать в квартиру

Коммунальщики пошли по домам с проверками ПРАВО ИМЕЕМ Прописная истина: мой дом – моя крепость. П.

Амурские прокуроры защитили жилищные права более 300 сирот

Прокуратура в судебном порядке восстановила жилищные права сироты

Кого петербуржцы обязаны пускать в квартиру

Главное меню

Это интересно

Право собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

  1. объекты, которые могут быть переданы в собственность субъектов РФ и муниципальных образований (Приложение 2);
  2. объекты, относящиеся к муниципальной собственности (Приложение 3).

Постановлением N 3020-1 также установлено, что объекты, не поименованные в
Приложениях 1-3, передаются в собственность субъектов РФ на основании предложений их органов представительной власти.
Постановление N 3020-1 не распространяется на земельные участки, недра, лесной и водный фонды. Основу разграничения определяют следующие критерии.

  1. Назначение объекта. Например, объект инженерной инфраструктуры города или объект жилищного фонда, находящийся в ведении местного Совета народных депутатов, подлежал отнесению к муниципальной собственности. По данному критерию разграничению подлежало только то имущество, которое существовало на момент принятия Постановления N 3020-1.
  2. Принадлежность объекта определенному предприятию. Например, предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации подлежали отнесению к федеральной собственности. Следовательно, все объекты, существовавшие на момент принятия постановления или приобретенные указанными предприятиями на законных основаниях, являлись федеральной собственностью.

и (или) до внесения сведений в реестр;

  1. утвержденный представительным органом власти муниципального образования перечень (выписка из перечня для конкретного объекта) недвижимости в соответствии с приложением 3 и решение уполномоченного органа по управлению имуществом субъекта РФ.

Положение об учете федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Форма выписки из реестра федерального имущества утверждена приказом Минэкономразвития России от 11.09.2007 N 30.
Земля подлежала разграничению в соответствии со специальным Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»*(72). Как было установлено ст. 2 данного Закона, основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований являлись постановления Правительства РФ об утверждении соответствующих перечней земельных участков.
Передача имущества из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. В настоящее время такая передача регламентирована федеральными законами. Так, ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определены:

  1. состав имущества, которое может находиться в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования;
  2. порядок передачи имущества из одной формы собственности в другую.
  1. правоотношение возникает на основании договора, а не властного предписания (акта) государственного или муниципального органа;
  2. изменение, расторжение договора осуществляется по соглашению сторон, а не на основе одностороннего волеизъявления органа;
  3. возможные споры в связи с заключением, исполнением договора рассматриваются в судебном, а не в административном порядке;
  4. государственное или муниципальное образование несет предусмотренную гражданским законодательством ответственность за нарушение обязательств;
  5. государство, муниципальные образования не имеют каких-либо преимуществ, привилегий по сравнению с другими субъектами гражданского права (по срокам исковой давности, возможности виндикации имущества и др.).

Для имущества, приобретенного публичным образованием в имущественном обороте, правоустанавливающими документами являются: договоры, свидетельства о наследстве, решения суда и др.
Если недвижимое имущество было приобретено в государственную (муниципальную) собственность после 31 января 1998 г., то такое право подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРП. Только после регистрации права собственности возможно распоряжение таким имуществом, в том числе передача (закрепление) в хозяйственное ведение или оперативное управление, приватизация и пр.
Особым, «опосредованным» способом приобретения права государственной и муниципальной собственности является его приобретение другими участниками имущественного оборота — государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г., N 196-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

Внести в Федеральный закон от

21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081;

N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.»;

а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае если Единый государственный реестр прав ведется на магнитном носителе, сведения, подлежащие предоставлению любому лицу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем обращения за такими сведениями.»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«3. Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке только:»;

абзац второй дополнить словами «или их законным представителям»;

абзац третий дополнить словами «или его законного представителя»;

в) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, имеют право предоставлять статистическую информацию, полученную на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, любому заинтересованному лицу, если предоставление такой информации не нарушает права и законные интересы правообладателей.

К статистической информации относится также информация об общем количестве прошедших государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом, заключенных на определенной территории за определенный период, обобщенная информация о субъектах таких сделок без идентифицирующих конкретное лицо сведений или об объектах таких сделок, информация о средней цене приобретения прав на недвижимое имущество и другая подобная информация.»;

3) пункт 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:

«1. Информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и указанная в пункте 6 статьи 7 настоящего Федерального закона статистическая информация предоставляются за плату, если иное не установлено законом.»;

а) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:

«При наличии у органа по государственной регистрации сведений о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными, а также сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, записи об этом вносятся в графу «Особые отметки» Единого государственного реестра прав.»;

Читайте так же:  Как перевести материнский капитал продавцу квартиры

б) первое предложение абзаца третьего пункта 8 исключить;

а) в пункте 4 второе предложение исключить, дополнить предложениями следующего содержания: «Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа.»;

б) пункт 5 дополнить словами «с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты»;

в) в пункте 6 слова «с указанием даты их представления» заменить словами «с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты»;

6) пункт 5 статьи 18 дополнить абзацами следующего содержания:

«Свидетельство о государственной регистрации прав, закладная и иные документы выдаются правообладателю — физическому лицу или представителю правообладателя при наличии у последнего нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия на получение таких документов, если иное не установлено федеральным законом.

В случае если правообладателем является юридическое лицо, свидетельство о государственной регистрации прав, закладная и иные документы выдаются лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени юридического лица, либо работнику или иному представителю указанного юридического лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия на получение таких документов, если иное не установлено федеральным законом.»;

7) статью 21 дополнить пунктом

3 следующего содержания:

[2]

«3. В случае если в результате технической ошибки физическим или юридическим лицам был причинен вред, такой вред возмещается в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.»;

8) статью 24 дополнить пунктом

4 следующего содержания:

«4. Заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.

На государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом кроме необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом документов представляются:

выписка из реестра паевых инвестиционных фондов, выданная в установленном Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее — Федеральный закон «Об инвестиционных фондах») порядке не ранее чем за десять дней до даты представления документов на государственную регистрацию;

лицензия управляющей компании, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом (договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом) со всеми внесенными в них изменениями и дополнениями, зарегистрированными в порядке, установленном Федеральным законом «Об инвестиционных фондах».

При государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав указывается, что собственниками такого объекта являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда (без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности).»;

9) статью 25 изложить в следующей редакции:

«Статья 25. Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества

1. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

2. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.

3. В случае если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектно-сметной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

4. В случае если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектно-сметной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.»;

10) статью 28 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Копия вступившего в законную силу решения суда, которым гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным, подлежит в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган по государственной регистрации.

Сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, направляются органом опеки и попечительства в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения.»;

а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим Федеральным законом несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.»;

б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них настоящим Федеральным законом обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.».

Видео (кликните для воспроизведения).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

Источники


  1. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.

  2. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.

  3. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
  4. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
Право собственности российской федерации на недвижимое имущество
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here