Прекращение допуска к государственной тайне является основанием

Помощь в решении вопроса: "Прекращение допуска к государственной тайне является основанием" от профессионалов простыми и понятными словами.

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

См. комментарии к статье 23 настоящего Закона

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 ст 23 (ред. от 29.07.2018)

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Основания препятствующие допуску гражданина к государственной тайне

-признание лица недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом

— нахождение лица под судом или следствием

— наличие у лица медицинские противопоказания на работу с государственной тайной

— постоянное проживание лица или его близких родственников заграницей или оформление документов этих лиц на выезд

— выявление противоправных действий лица, создающих угрозу государственной безопасности

— уклонение от проверочных мероприятий и сообщение о себе заведомо ложных сведений

Решение о допуске к секретным сведениям принимает руководитель предприятия, учреждения в индивидуальном порядке.

Прекращение допуска лица к государственной тайне (принимает решение руководитель предприятия, организации, учреждения) :

расторжение с лицом трудового договора или контракта

— наличие обстоятельств, предусмотренных ст.12 закона «О государственной тайне»

однократное нарушение прав и обязанностей

Основания для отказа в выдаче лицензии предприятиями на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной :

отрицательное заключение экспертизы, проводимой ОФСБ

отрицательное заключение государственной аттестации руководителем предприятия

Меры пресечения, принимаемые ОФСБ осуществляется в целях:

предотвращение противоправных действий, направленные на нанесение ущерба безопасности РФ

Административное задержание

предусмотренное законом принудительное кратковременное ограничение свободы лиц, совершивших административное правонарушение, противоречащее интересам государственной безопасности

Ст. 239 КоАп предусматривает основания административного задержания

установление личности лица

составление протокола об административном правонарушении

— обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях

По факту задержания составляется протокол, в котором указываются следующие сведения:

время, место составления протокола

должность, фамилия, имя, отчество лица, составлявшего протокол

Срок задержания для установления личности 3 часа. Срок исчисляется с момента доставления лица в соответствующее учреждение. Личный досмотр регламентируется КоАП и заключается в тщательном обследовании вещей, обуви лица, а при необходимости и его тела. Личный досмотр осуществляется лицом того же пола с участием двух понятых того же пола. О проведении личного досмотра уведомляется прокурор.

Меры предупреждения и пресечения:

-административное задержание лица

— административный арест имущества юридического лица

— досмотр и изъятие вещей и документов, товаров, орудия охоты и рыбной ловли

— отстранения от учреждения ТС

— освидетельствование на состояние опьянения

Порядок применения этих мер регламентируется нормами гл.19 КоАП, законодательством о налоговой службе и налоговой полиции, таможенным законодательством и другими федеральными законами («Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995г.)

Административное воздействие – осуществление органом исполнительной власти (ФСБ РФ) системы юридически значимых действий в связи с реализацией им права (обязанности) на применение методов, предусмотренных нормами административного права.

Общие методы управления : убеждение и принуждение. По способам воздействия различают экономическое и административное.

Административное воздействие со стороны органов исполнительной власти предполагает комплексное использование методов управления.

Административное воздействие – это неотъемлемая часть компетенции органов исполнительной власти. Оно характеризует внешнюю деятельность органа, которая вступает в правоотношения с другими государственными органами, общественными организациями и гражданами на основе норм административного права. ОФСБ как ФОИВ наделена полномочиями по применению мер административного воздействия , при этом для всех мер воздействия общим является следующее:

Читайте так же:  Как выглядит договор аренды жилого помещения между юридическими лицами

они предусмотрены актами ОГВ РФ (законами, УП, ПП)

они применяются ОФСБ исключительно в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, поскольку административное воздействие носит активный, властный характер и направлено на эффективное решение задач обеспечения государственной безопасности

всегда обращены к объектам управления, не находящимися с ОФСБ в отношениях служебной подчинённости, т.е. ОФСБ выступают в роли органов исполнительной власти

в силу того, что административное воздействие осуществляется вопреки воли и интересов объекта, и в отдельных случаях вызывает неблагоприятные для него правовые последствия, применение мер принуждения и убеждения строго регламентировано законами и подзаконными актами, при этом особое внимание обращается на строгое соблюдение законности и учёт права и свободы человека и гражданина.

В отличии от уголовных и уголовно-процессуальных мер, направленных на пресечение преступлений, меры административного воздействия применяются в основном с целью предупреждения и пресечения антиобщественных проступков, могущих перерасти в преступления.

ОФСБ наделены правом применять следующие административные предупредительные меры:

высказывание мнения о нежелательности выдачи отдельным лицам допуска к особо важным, совершенно секретным и секретным сведениям

прекращение (аннулирование) ранее выданных соглашений на допуск

приостановление или аннулирование лицензии для юридических лиц на работу с секретными документами

вынесение заключения о нежелательности выезда заграницу отдельной категории российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Меры административного пресечения, применяемые ОФСБ:

Применяемые в отношении ПУО, нарушающих требования определённых административно-правовых режимов.

Отзыв или аннулирование лицензий.

Временное ограничение работы отдельных участников предприятий, нарушающих установленный режим защиты государственной тайны.

Применяемые к физическим лицам:

личный досмотр задержанных и досмотр находящихся при них вещей

изъятие у задержанных лиц предметов, запрещённых к свободному обращению или являющихся орудиями и средствами совершения правонарушения.

ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИЗДАВАЕМЫЕ ОФСБ

I. Назначение и характерные черты правовых актов, издаваемых ОФСБ.

Перечень должностных лиц в системе ОФСБ, правомочных издавать правовые акты.

II.Требования, предъявляемые к правовым актам ОФСБ.

III. Классификация правовых актов, издаваемых ОФСБ

IV. Порядок подготовки правовых актов ОФСБ.

I. Назначение и характерные черты правовых актов, издаваемых ОФСБ.

В условиях формирования демократического, правового государства в РФ основополагающее значение придаётся обеспечению законности, уважению прав и свобод человека и гражданина, гуманизму, подотчётности и подконтрольности в деятельности ОФСБ.

Правовая работа – неотъемлемая часть деятельности оперативных, следственных, кадровых, финансово-хозяйственных подразделений ОФСБ.

Издание актов управления, которыми устанавливаются, изменяются или прекращаются административные правоотношения – одна из правовых форм исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, в т.ч. ОФСБ ( ФЗ об ОФСБ ).

Издание актов управления – это средство выражения тех государственно-властных полномочий, которыми наделены ОФСБ. С помощью актов управления организуется и координируется работа обеспечению деятельности государственной безопасности, осуществляется повседневное руководство оперативно-розыскными, следственными и другими видами деятельности ОФСБ, регулируются их отношения с другими государственными и негосударственными структурами.

Акты управления издаются уполномоченными на то лицами и обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы. Их исполнение обеспечивается в первую очередь мерами организующего и воспитательного характера, что не исключает применения, при невыполнении предписаний правовых актов, и мер принуждения – привлечение к дисциплине, материальной и уголовной ответственности. Таким образом :

Правовые акты управления в системе ОФСБ – это издаваемые в установленной юридической форме на основе и во исполнении законов, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ , уполномоченными на то должностными лицами государственно-властные предписания, направленные на установление (изменение, отмену) правовых норм или возникновение (прекращения, изменения) конкретных правоотношений в целях решения задач по обеспечению государственной безопасности.

Государственная безопасность – подразумевается безопасность личности, общества и государства.

Юридическое значение актов управления зависит от их содержания. Акты, устанавливающие правила общего характера имеют значение источников права. Акты управления, принятые вышестоящими звеньями ОФСБ могут являться основанием для издания соответствующих актов подчинёнными их звеньями. На основе актов управления возникают, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения. В этом заключается отличие актов управления от других служебных документов, рапортов, справок, отчётов, актов ревизии, проверок, дипломов, удостоверений и т.п., которые сами по себе не могут вызвать указанных последствий.

Актам управления ОФСБ присуще общие для всех актов государственного управления характерные черты:

наличие определённых юридических последствий издания каждого акта

в каждом акте содержатся государственно-властные веления, выражающие компетенцию данного органа

требования актов управления обеспечиваются мерами убеждения, а в необходимых случаях мерами принуждения.

Особенности актов управления ОФСБ.

Специфический круг субъектов, наделённых правом издания актов управления.

Должностные лица, наделённые правом издания актов управления (устанавливается директором ФСБ)

руководителей ОФСБ республик, краёв, областей, автономных образований

начальников управлений и отделов органов безопасности в войсках

начальников учебных заведений

Круг адресатов устанавливается в самом акте.

Соблюдение принципа конспирации в работе с этими актами, имеющими соответствующий гриф секретности.

Повышенная обязательность для исполнителей правовых предписаний, содержащихся в акте управления.

17. Основания для отказа в допуске к государственной тайне

Основаниями для отказа должностному лицу или граждани­ну в допуске к государственной тайне могут являться:

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспо­собным или рецидивистом, нахождение его под судом или след­ствием за государственные и иные тяжкие преступления; нали­чие у него неснятой судимости за эти преступления;

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным орга­ном исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

постоянное проживание его самого и (или) его близких род­ственников за границей и (или) оформление указанными лица­ми документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Россий­ской Федерации;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сооб­щение им заведомо ложных анкетных данных.

18. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государствен­ной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприя­тий;

Читайте так же:  Как законно реализовать материнский капитал

однократного нарушения им взятых на себя предусмотрен­ных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основани­ем для расторжения с ним трудового договора (контракта), ес­ли такие условия предусмотрены в трудовом договоре (кон­тракте).

[1]

Прекращение допуска к государственной тайне не освобож­дает должностное лицо или гражданина от взятых ими обяза­тельств по неразглашению сведений, составляющих государст­венную тайну.

19. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

Видео (кликните для воспроизведения).

права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

права на распространение сведений, составляющих государ­ственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

права на неприкосновенность частной жизни при проведе­нии проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

1 Все законодательные акты – по состоянию на 2011 год

2Правоведение: учебник для неюридических вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 480 с. — стр. 49

Прекращение трудовых отношений по обстоятельствам, связанным с прекращением допуска к государственной тайне (Ефремов А.В.)

Дата размещения статьи: 09.04.2016

Таким образом, принимая во внимание наличие нахождения работника под следствием или судом за совершение тяжкого преступления, при данных обстоятельствах каких-либо оснований для проведения проверочных мероприятий работодателю не требуется. При этом работодатель может прекратить допуск к государственной тайне работнику при вышеизложенных обстоятельствах, а может и не прекратить. Автору представляется, что норма, позволяющая работодателю решать этот вопрос по своему усмотрению, содержит коррупциогенный фактор.
Следует обратить внимание на то, что ст. 83 ТК РФ установлено, что прекращение трудового договора по основанию, предусмотренному п. 10 ч. 1 указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять без допуска его к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

Комментарий ГАРАНТа

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 7 февраля 2008 г. N 295-О-О, положение абзаца четвертого части первой статьи 22 настоящего Закона не допускает отказ претенденту на должность судьи в рекомендации квалификационной коллегии судей на должность судьи на том основании, что его близкие родственники постоянно проживают за границей и (или) оформляют документы для выезда на постоянное жительство в другие государства

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Прекращение допуска к государственной тайне является основанием

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2003 г. N 5-Г03-45 Суд отказал в признании недействительным заключения на отстранение от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, поскольку допуск к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае расторжения трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа в допуске к государственной тайне

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2003 г. N 5-Г03-45

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России

рассмотрела в судебном заседании 6 июня 2003 г. кассационную жалобу М. на решение Московского городского суда от 11 февраля 2003 г., которым отказано в заявлении М. о признании недействительным заключения на отстранение от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Читайте так же:  Договор поставки продуктов питания

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н., объяснения М. и его представителя адвоката Б.М.В., объяснения представителей Российского агентства по обычным вооружениям А., Б.А.Л. и Б.А.П., исследовав материалы дела, судебная коллегия установила.

М. с апреля 1997 г. работал первым заместителем директора — главным конструктором государственного унитарного предприятия «Научно-технический производственный комплекс «Геофизика-APT», а с сентябре 1999 г. директором этого предприятия.

Приказом от 9 ноября 2001 г. он увольнялся с работы по ст. 254 КЗоТ РФ, но приказом от 17 июня 2002 г. данный приказ был отменен (л.д. 24). Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2002 г. заявитель был восстановлен на работе.

Приказом от 5 сентября 2002 г. N 25 М. отстранен от исполнения обязанностей директора ГУП «НТПК «Геофизика-APT» на основании заключения, утвержденного генеральным директором Российского агентства по обычным вооружениям от 3 июля 2002 г. N А-477с, в связи с прекращением допуска к государственной тайне (л.д. 6, 13-15 т. 1).

Считая заключение о прекращении допуска к государственной тайне необоснованным и не соответствующим требованиям закона, М. обратился в суд с заявлением о признании недействительным заключения на отстранение от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Согласно п. 23 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне решение о допуске руководителей организаций, действующих в сфере ведения федеральных органов государственной власти, к государственной тайне принимается вышестоящими руководителями.

Судом установлено, что вышестоящим органом, имеющим службу по работе со сведениями, составляющими государственную тайну, для государственного унитарного предприятия «Научно-технический производственный комплекс «Геофизика-APT» является Российское агентство по обычным вооружениям. Решение о допуске М. к государственной тайне принимал руководитель данного агентства. В НПО «Геофизика», по объяснениям представителей ответчика в заседании кассационной инстанции, отсутствует служба по работе со сведениями, составляющими государственную тайну. Поэтому коллегия соглашается с выводом суда о том, что лицом, полномочным принимать решение о прекращении допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, в отношении директора государственного унитарного предприятия «Научно-технический производственный комплекс «Геофизика-APT» является генеральный директор Российского агентства по обычным вооружениям.

В силу ст. 20 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Из подп. 2.2.9 контракта с директором государственного унитарного предприятия «Научно-технический производственный комплекс «Геофизика-APT» от 21 сентября 1999 г. и договора о соблюдении допуска к государственной тайне от 26 октября 2001 г. видно, что М. принял на себя обязанность организовывать и обеспечивать сохранность государственной тайны на предприятии в соответствии с законодательством, строго сохранять доверенные ему сведения (л. д. 134-141 т. 1).

Между тем, как усматривается из 2-х карточек — заместителей (л.д. 93-94 т. 1), объяснительных записок работников предприятия (л.д. 132-133 том. 1), писем организаций — издателей (л.д. 37-38, 41-43, 44-46 том 1), показаний свидетеля К., в спецбиблиотеке было выявлена утрата секретных и совершенно секретных документов, о чем в нарушение п. 675 Инструкции 0126-87 М. не уведомил вышестоящую организацию и Федеральную службу безопасности Российской Федерации. В результате поисков, проведенных режимно-секретным отделом, 49 секретных и совершенно — секретных документов были найдены и изъяты у сотрудников предприятия, а место нахождение 7 документов до настоящего времени неизвестно. ГУЛ ВНИИстандарт, 30 ЦНИИ Минобороны России и ФГУП НЛП ВНИИЭМ подтвердили секретность и актуальность этих документов.

Доводу М. о том, что спецбиблиотека не относится к предприятию, которым он руководил, судом дана оценка, и он обоснованно отвергнут, так как опровергается приказами о создании государственного унитарного предприятия «Научно — технический производственный комплекс «Геофизика-APT», его структурой, утвержденной 15 декабря 1999 г. М. (л. д. 116-120 том 1).

Из справки комиссии Российского агентства по обычным вооружениям от 5 ноября 2001 г. (л. д. 95 — 98 том 1), показаний свидетеля Б.В.А. усматривается, что на предприятии не был организован учет секретных специзделий. Из 25-ти таких специзделий место нахождение 7 не установлено. В одних рабочих кабинетах были размещены сотрудники государственного унитарного предприятия. «Научно — технический производственный комплекс «Геофизика — APT» и ОАО «НТПК Геофизика-APT 2000», что свидетельствует о неудовлетворительной защите информации, которой обладают работники предприятия. Совещания и обсуждения по закрытым темам в нарушение Инструкции N 0126-87 проводились в неаттестованном помещении.

Утверждение М. о том, что специзделия предприятию не принадлежат, не является основанием к отмене решения суда. Накладными от 8 мая 2001 г. N 322 и 324 (л.д. 114-115 т. 1) о направлении 13-ти специзделий предприятию, книгами учета специзделий и актами проверки наличия специзделий, которые обозревались в судебном заседании, инвентаризационной описью изделий спецтехники на выставке в конференцзале, утвержденной М. (л.д. 91-92 т. 1), показаниями свидетелей Б.В.А. и К. подтверждено, что специзделия находились в ведении предприятия.

Читайте так же:  Гарантия на верхнюю одежду

Объяснение М. о том, что обжалуемое заключение было принято тогда, когда истец был уволен с работы и не являлся директором предприятия, противоречит материалам дела. Заключение было утверждено генеральным директором Российского агентства по обычным вооружениям 3 июля 2002 г. уже после отмены 17 июня 2002 г. приказа об увольнении с работы. Нарушения, связанные с защитой сведений, составляющих государственную тайну, были допущены во время работы М. директором.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что основания для прекращения допуска истца к государственной тайне имелись.

Довод кассационной жалобы о том, что свидетели К. и Б.В.А. могут быть заинтересованы в исходе дела, само по себе, не может явиться поводом к отмене решения. Доказательств того, что они давали суду ложные показания, нет.

Руководствуясь ст.ст. 360 , 361 , 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия определила:

оставить решение Московского городского суда от 11 февраля 2003 г. без изменения, кассационную жалобу М. без удовлетворения.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»

Раздел VI. Защита государственной тайны

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

  • Другие нормативно-правовые акты:
  • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»
  • Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»
  • Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
  • Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»
  • Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»
  • Приказ ФСБ России от 11 апреля 2014 г. N 202 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»
  • Утверждено приказом председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 5 января 1996 г. N 3

‘>Типовое положение об органе по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации

Утверждено приказом председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 5 января 1996 г. N 3

Порядок допуска и доступа к государственной тайне физических и юридических лиц.

Допуск к государственной тайне — это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется при наличии лицензии, оформленной в порядке, установленном Федеральным законом от 25.09.1998 года № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ № 333 от 15.04.1995 года.

Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:

1. Выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

2. Наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

3. Наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайнеосуществляется в добровольном порядке. (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»).

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

1. Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2. Письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

3. Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

[2]

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Читайте так же:  Новые новости материнского капитала

5. Ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6. Принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

Ограничения могут касаться:

1. Права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

2. Права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

3. Права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:

1. Выплата процентных надбавок к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

2. Преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к льготам, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа в допуске.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

1. Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;

2. Наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

3. Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

4. Выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

5. Уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

1. Первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

2. Вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

3. Третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

4. Конфиденциальная информация, ее состав и признаки. Правовые режимы защиты коммерческой тайны и персональных данных, их особенности.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ — в настоящее время в российском законодательстве понятие точно не определено.

В Указе Президента №188 от 06.03.97 (Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 13.07.2015)) назван следующий состав сведений конфиденциального характера:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Конфиденциальная информацияинформация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную или личную тайны, охраняющиеся её владельцем.

Источники


  1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.

  2. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.

  3. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
  4. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.
Прекращение допуска к государственной тайне является основанием
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here