При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера

Помощь в решении вопроса: "При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера" от профессионалов простыми и понятными словами.

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера

Главная страница Форум Гарант

1. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами, содержание которых выше предельно допустимых концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?
Каким должно быть разъяснение по данному делу?

2. В результате прорыва дамбы отстойников завода «Химволокно» аммиачной водой были затоплены поля ближайшего общества с ограниченной ответственностью, трех арендаторов, двадцати фермерских хозяйств, отходы проникли в реку Тобол. Повсюду размыло дороги, уничтожены оросительные системы, погибла рыба, уничтожен урожай на корню, надолго вышли из оборота загрязненные сельскохозяйственные угодья.
Определите относительный экономический ущерб и экологический вред. По каким правилам подсчитывается ущерб при взыскании его через суд?

3. Областной территориальный комитет по охране окружающей природной среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, ссылаясь на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.
Каково будет решение арбитражного суда?

4. Организация без разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать в качестве дачи для однодневного отдыха сотрудников. Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика.
К какому виду правонарушений (земельных или экологических) относится самовольный захват земель и самовольное строительство? Какие меры ответственности можно применить в данном случае?

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?

Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей среды?

вопрос задан 5 лет назад

Ответы на вопросы

Вы вправе адресовать интересующий Вас вопрос в природоохранную прокуратуру по месту жительства, поскольку в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» осуществляет общий надзор за исполнением законов, в том числе со стороны органов управления и руководителями коммерческих организаций, равно как и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Статья 22. Полномочия прокурора
[Закон «О Прокуратуре РФ»] [Глава 1] [Статья 22]

— Форум Канала юристы

Уважаемые пользователи и гости форума!

На юридическом форуме Канала юристы Вы можете получить бесплатную юридическую консультацию онлайн, а так же помощь в решении задач по праву.
Задайте свой вопрос нашим юристам и Вам обязательно помогут!

Также Вы можете скачать любую юридическую литературу на нашем сайте Канал Юристы

Текущее время: Вс ноя 24, 2019 12:16 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]

Информация

Запрошенной темы не существует.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]

Уважаемые пользователи! Через форму бесплатной юридической консультации, помощь в решении задач не осуществляется!

Пожалуйста задайте свой вопрос если вы нуждаетесь в юридической консультации.

Задача по предмету «Экологическое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:31, задача

Прикрепленные файлы: 1 файл

инженер.docx

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?

Дайте разъяснение по данному вопросу.

Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будут охраняться с помощью экологического законодательства?

В данном случае необходимо обратиться к ФЗ «Об охране окружающего воздуха», так согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающего воздуха»: «Атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений». Следовательно, в данном случае необходимо установить загрязнение было в помещении (здание завода) или вне помещения. Если загрязнение произошло вне пределов помещения, то воздух рабочей зоны объектом экологических правоотношений не является, то есть в качестве объекта охраны со стороны экологического прав не может выступать. В таком случае имеет место нарушение правил охраны труда. То есть действия главного инженера следует квалифицировать по ч. 1 ст. 143 УК РФ: «Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека», Однако при условии что был причинен тяжкий вред здоровью, иначе ответственность будет.

Если загрязнение воздуха произошло за пределами помещения завода то, воздух в таком случае будет объектом охраняемым нормами экологического права, то есть нарушение правил охраны окружающей среды согласно ст. 246 УК РФ: «Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия». Однако в случае если загрязнение повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Читайте так же:  Что такое межевое дело земельного участка

Согласно п. 5 Постановления Пленума ВС РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»: «Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно — кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.».

Юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будут охраняться с помощью экологического законодательства, определяются тем, что данный перечь объектов на уровне закона, охраняются, так согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды»: «Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство».

Краткое описание

Задача № 1:
При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?
Дайте разъяснение по данному вопросу.
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будут охраняться с помощью экологического законодательства?

Задания. 1. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей

1. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда? Дайте разъяснение по данному вопросу. Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будет охраняться с помощью экологического законодательства?

2. Заполните таблицу:

Природный объект
Признаки Функции

Каковы критерии отграничения природных объектов от неприродных?

Сравните понятия «природный объект» и «природный ресурс». Расскажите обо всех известных вам классификациях природных ресурсов.

3. Дайте соотношение понятиям окружающая среда и окружающая природная среда. Как Вы думаете, чем объяснить то, что законодатель использует теперь понятие «окружающая среда»? Сравните с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 года.

4. На основе Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января
2002 г., а также других нормативных правовых актов приведите примеры:

а) материальных и процессуальных норм;

б) управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм;

в) императивных и диспозитивных норм.

5. В каких из нормативных актов содержатся нормы экологического права:

Гражданский кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Правила дорожного движения

6. Укажите, какие из перечисленных отношений регулируются экологическим правом:

1) Водитель автобуса был сбит кабан, выскочивший на дорогу.

2) Гражданин Семенов вылавливал из своего пруда рыбу во время нереста.

3) Семья Ивановых выращивает овощи на земле под линией электропередачи.

4) Вскапывая земельный участок, предоставленный в связи с членством в ДСК, гражданин Емельянов обнаружил клад.

5) Милицейский патруль обнаружил в лесу заблудившийся скот.

6) Гражданин Н. на территории городского зоопарка поймал лебедя, и при попытке вынести тушку убитой им птицы был задержан охраной зоопарка.

7. Какие концепции взаимодействия природы и общества вам знакомы? Какая из них наиболее распространена в настоящее время?

Дата добавления: 2015-09-07 ; просмотров: 778 . Нарушение авторских прав

Состав суда при рассмотрении различных категорий уголовных дел

суд первой инстанции — это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу, а суд второй инстанции — это суд

апелляционной или кассационной.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. В системе федеральных судов общей юрисдикции уголовные дела в первой инстанции рассматриваются:

1) судьей единолично рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, за исключением тех, которые относятся к подсудности судов в коллегиальном составе.

2) судьей и коллегией из двенадцати присяжных заседателей рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится непосредственно в законе, при условии, что о рассмотрении его дела судом именно в таком составе ходатайствует сам обвиняемый;

3) коллегией из трех федеральных судей. рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, перечень которых содержится в УПК, за исключением уголовных дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей (пункт 3 части второй статьи 30 УПК).

Мировой судья рассматривает уголовные дела всегда единолично.

В апелляционном порядке уголовные дела рассматриваются судьей федерального районного суда единолично.

В кассационном порядке уголовные дела рассматриваются судом в составе трех судей соответствующего суда общей юрисдикции, а в

порядке надзора — в составе не менее трех судей соответствующего суда общей юрисдикции.

17. Процессуальные полномочия прокурора на досудебных и судебных стадиях про­цесса.

Прокурор — государственный орган, выполняющий в уголовном судопроизводстве разнообразные функции.

Вопрос о выполнении прокурором функций в уголовном процессе является остродискуссионным.

[1]

Думается, что в досудебных стадиях и в стадии предания суду до назначения судебного заседания прокурор осуществляет функции уголовного преследования и надзора за соблюдением законов органами, ведущими досудебную подготовку материалов. В стадии судебного разбирательства он выполняет роль стороны, представляющей публичные интересы и поддерживающей обвинение. После вступления приговора в законную силу прокурор реализует правозащитную функцию, которую в правовой литературе чаще всего называют функцией надзора за законностью.

Только прокурор

располагает полномочиями санкционировать решения:

о возбуждении уголовного дела;

о применении меры пресечения в виде залога;

Читайте так же:  Периодичность проведения повторного инструктажа по охране труда

о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом федеральную тайну;

о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по некоторым нереабилитирующим.

Только с согласия прокурора

перед судом возбуждаются ходатайства:

о применении меры пресечения в виде заключения под стражу;

о продлении срока содержания под стражей;

о временном отстранении обвиняемого от должности;

о наложении ареста на имущество;

о производстве обыска;

о производстве других следственных действий, если это требует предварительного судебного решения.

Только по постановлению прокурора

, независимо от того, в чьем производстве находится уголовное дело, принимаются решения о соединении в одном производстве уголовных дел (часть третья статьи 153 УПК).

Только прокурор

может:

определить подследственность при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования (часть седьмая статьи 151 УПК);

продлить срок предварительного расследования (статья 162 УПК).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные

давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

Видео (кликните для воспроизведения).

разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;

изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя

другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

решать вопрос о производстве предварительного следствия следственной группой;

передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности;

отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;

поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу.

Надзорные полномочия предназначены для осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия прокурор наделен широчайшими полномочиями, общий смысл которых заключается в том, что этот участник предварительного расследования практически всевластен в пределах своей компетенции на территории, подпадающей под его юрисдикцию в определении направлений производства такого расследования, объеме следственных действий, применении мер уголовно-процессуального принуждения и, в конечном счете, относительно судьбы следственного производства по любому уголовному делу, в чьем бы производстве оно ни находилось.

Осуществляя функцию уголовного преследования, прокурор в пределах своей компетенции вправе возбудить или принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору либо следователю предварительное расследование любого преступления. Приняв уголовное дело к своему производству, прокурор вправе и обязан расследовать его в полном объеме, предъявить обвинение, завершив досудебное производство его прекращением или составлением обвинительного заключения за своей подписью и направлением данного уголовного дела по подсудности с уведомлением суда о своем намерении поддерживать государственное обвинение при рассмотрении дела по существу.

В суде первой инстанции прокурор принимает участие в качестве государственного обвинителя. такое участие обязательно в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частнопубличного обвинения, что жестко диктуется соблюдением принципа состязательности в уголовном судопроизводстве. Без уголовного иска государства, а государство представляет прокурор, нет спора по поводу обвинения конкретного лица в преступлении, а значит, не может быть и самого процесса. Поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции — важнейшая часть возложенной на прокуратуру функции уголовного преследования, как деятельности, направленной на изобличение лица, совершивше­го преступление, привлечение его к ответственности, направление дела в суд и обоснование обвинения перед судом.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Задача по «Экологическое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 14:52, задача

Файлы: 1 файл

задачи экол право.docx

По смыслу ст. 72 и с учетом положений ст. 73 и 76 Конституции РФ формирование регионального законодательства по сферам совместного ведения, в частности экологического законодательства, происходит на основе соответствующих федеральных законов, а также договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенных в порядке ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. На это указывал и Конституционный Суд РФ: в сфере совместного ведения субъекты Федерации связаны только осуществленным федеральным законодателем регулированием, а также федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Реализация сферы совместного ведения включает издание по указанным в ней предметам федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектами Федерации. Эта сфера предполагает разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в порядке, предусмотренном в ч. 2 ст. 76 Конституции.

Конституционное обеспечение разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется, как известно, в следующей последовательности: конституционное (ст. 11), законодательное (ст. 76) и договорное (ст. 11 Конституции). Из этой схемы можно сделать вывод о приоритете конституционного регулирования федеративных отношений. Федеральный закон как акт, обеспечивающий разграничение полномочий, в ч. 3 ст. 11 Конституции не назван. Из буквального смысла ст. 72 Конституции, однако, следует, что принципы разграничения предметов ведения и полномочий устанавливаются федеральными законами, принимаемыми в сфере совместного ведения.

Правовая позиция Конституционного Суда относительно роли федерального закона как правовой формы разграничения компетенции между органами государственной власти Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения была сформулирована в Постановлении от 9 января 1998 г. № 1-П по делу о проверке конституционности ряда положений Лесного кодекса РФ: «ФЗ как нормативный правовой акт общего действия, регулирующий те или иные вопросы (предметы) совместного ведения, определяет права и обязанности участников правоотношений, в том числе полномочия органов государственной власти, и тем самым осуществляет разграничение этих полномочий. Из ст. 11 (ч. 3), 72 (п. «в»-»д», «к» ч. 1), 76 (ч. 2 и 5) и 94 Конституции следует, что Федеральное Собрание вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов, относящихся к данным предметам совместного ведения, определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации».

Читайте так же:  Оказание первой помощи работниками образовательных организаций

Данная позиция Конституционного Суда получила законодательное закрепление. В ФЗ от 6 октября 1999 г. записано (ч. 2 и 3 ст. 26.1): полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями; полномочия указанных органов государственной власти по предметам ведения Федерации определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В 1990 году в результате городского референдума было прекращено строительство Воронежской атомной станции теплоснабжения (ВАСТ), готовой уже на 80%. Жители города проголосовали за альтернативный вариант — строительство дополнительной ТЭЦ. Однако за 8 лет новая ТЭЦ не была построена, 173 котельных из 429 действующих пришли в аварийное состояние, дефицит тепла стал серьезной проблемой для развития производственной и жилой инфраструктуры города.

В связи с этим на совместном заседании Воронежской областной Думы и муниципального совета г. Воронежа был поставлен вопрос о завершении строительства ВАСТ. Депутатам было представлено заключение независимой экспертизы специалистов из 14 стран, проведенной под эгидой МАГАТЭ, которое подтвердило высокий уровень безопасности атомного реактора станции. Положительное заключение получено и от экспертов Российской академии наук. Вновь проведена общественная экологическая экспертиза, также одобрившая проект. Возник вопрос, как быть с тем, что результаты городского референдума 1991 года запрещают возвращаться к строительству ВАСТ.

В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», точнее со ст. 73 Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

По инициативе ученых, общественных организаций и жителей города решением городской Думы был назначен референдум, касающийся вопроса создания промышленной базы ликвидации и утилизации твердотопливных ракет стратегического назначения. Обеспокоенность населения вызвало то, что на указанной базе было намечено разместить оборудование и произвести отработку американских технологий, на прошедших промышленного испытания даже в США.

Центризбирком России высказался о неправомочности проведения референдума по этому вопросу. Затем в районный суд гражданин П. Подал жалобу о признании решения Думы незаконным. Суд, считая, что решение противоречит ст.71 и 72 Конституции РФ, федеральным законам «Об основных гарантиях избирательны прав и прав на участие в референдумах граждан РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также международному договору между СССР и США «О сокращении и ограничении стратегических и наступательных вооружений», удовлетворил жалобу гражданина П.

Городская общественная экологическая организация обжаловала решение районного суда в областной суд, мотивируя тем, что оно противоречит ст.3 Конституции РФ, а договор, на который ссылается суд, не ратифицирован.

Какое решение должен принять областной суд?

В 1995 году семья Н. из Челябинской области предъявило к ПО «Маяк» иск о возмещении морального вреда. У них родился ребенок с врожденной паталогией, и Н. связывали это с выбросами радиоактивных отходов, происходившими по вине этого предприятия в 1949 — 1952, 1957 и 1967 годах. Заключение экспертизы, проведенной Институтом общей генетики, подтвердило связь между радиоактивными выбросами многолетней давности и патологией у новорожденного. Защита доказывала, что поскольку человек и его права — высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ) и принадлежат человеку от рождения (ст. 17 Конституции РФ), ребенок Н. с момента рождения имеет право на возмещение вреда, т.к. в момент его рождения действовали Основы гражданского законодательства РФ и Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

Какое решение должен принять суд?

Общественная организация «Союз экологов» Республики Башкортостан обратилась к межрайонному прокурору с просьбой предоставить информацию о результатах прокурорской проверки исполнения природоохранного законодательства в городе Б. Прокурор отказал предоставить эту информацию. Отказ прокурора был обжалован в городской суд, который вынес определение об отказе в рассмотрении жалобы за неподведомственностью.

Оцените законность определения суда.

Составьте жалобу об отказе в предоставлении информации, мотивируя ее ссылками на законодательство.

В Генеральную прокуратуру Российской Федерации

Адрес: 125993, ГСП-3, Россия, Москва
ул. Б. Дмитровка, 15а

От Кокотчикова Василия Петровича

140060, Московская область, Люберецкий район, пгт Октябрьский,

ул. Текстильщиков, д. 7а, кв. 139, e-mail: [email protected]

ЖАЛОБА
вышестоящему в порядке подчиненности органу/должностному лицу

Я являюсь журналистом, сотрудничаю с редакцией газеты «Октябрьский Вестник».

14.04.2013 года я обратился в Прокуратуру с запросом о предоставлении информации. В своем запросе я просил предоставить мне следующие сведения/документы: результаты прокурорской проверки исполнения природоохранного законодательства в городе Б. (далее Информация). Данный запрос был рассмотрен Васияровым Евгением Наумовичем, который своим письмом от 26.06.2013года № 411/НН отказал мне в предоставлении Информации.
Отказ Прокуратуры в предоставлении мне Информации является незаконным и необоснованным по следующим причинам.

Описание работы

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?
Дайте разъяснение по данному вопросу.
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будет охраняться с помощью экологического законодательства?

Право природопользования в РФ.

Право собственности на природные объекты в РФ.

Читайте так же:  Места общего пользования в коммунальной квартире

Задача № 1.

При рассмотрении уголовного дела главного инженера завода возник вопрос, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья веществами выше предельно допустимой концентрации (ПДК): а) как нарушение правил охраны труда или б) как нарушение правил охраны окружающей среды?

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, под атмосферным воздухом понимается жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Следовательно, воздух рабочей зоны производственных помещений объектом экологических правоотношений не является и в качестве объекта охраны со стороны экологического права выступать не может. В данном случае имеет место быть нарушение правил охраны труда.

[2]

Задача № 2.

Гражданин Никитин на территории городского зоопарка поймал лебедя. При попытке вынести тушку убитой птицы был задержан охраной зоопарка. Квалифицируйте деяние Никитина.

Согласно ст.1 ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ, животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящиеся в состоянии естественной свободы. Следовательно, животные, находящиеся в зоопарке, в том числе и убитый Никитиным лебедь, не являлись объектом экологических правоотношений. Лебедь должен рассматриваться как имущество собственника зоопарка. В данном случае Никитиным было совершено преступление, а именно кража, предусмотренная ч.1 ст.158 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 53-ФЗ либо, если стоимость лебедя не превышает 1 тысячи рублей, было совершено мелкое хищение, согласно ст.7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. Тушку лебедя следует возвратить собственнику зоопарка. Так как предмет кражи (лебедь) был убит, то собственнику зоопарка был причинен имущественный вред, и в соответствии со п.1 ст.15 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ собственник зоопарка может требовать полного возмещения причиненных ему убытков со стороны Никитина. Если данный лебедь был занесен в Красную книгу, то зоопарк вправе потребовать дополнительного возмещения ущерба.

Задача № 3.

Гражданин Самойлов, имея лицензию на отстрел лося, обнаружил его на участке, где была разрешена охота. Во время преследования лось забежал в заповедник. Самойлов продолжал преследование, но отстрелить лося ему не удалось. Оцените правомерность действий Самойлова на разных стадиях охоты, подлежит ли он ответственности?

Согласно п.1 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям. Данный федеральный закон в статье 9 устанавливает режим особой охраны территорий государственных природных заповедников. Так согласно п.1 ст.9 на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории; п. 5 ст.9 устанавливает, что пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Согласно п.1 ст.31 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, выдача разрешений физическому лицу на добычу охотничьих ресурсов может осуществляться:

1) в закрепленных охотничьих угодьях – юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйтсвенные соглашения;

2) в общедоступных охотничьих угодьях – органом исполнительной власти субъекта РФРФРФРФ;

3) на особо охраняемых природных территориях – природоохранными учреждениями.

Исходя из понятия охоты, закрепленного в ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, преследование представляет собой деятельность по охоте.

Таким образом, исходя из вида полученного на охоту разрешения можно решать вопрос о правомерности или неправомерности действий Самойлова. Если у Самойлова разрешения на охоту на особо охраняемой территории не имелось, то в этом случае имело место быть преступление, а именно незаконная охота на особо охраняемой территории, предусмотренное ч.1 ст.258 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 53-ФЗ, а, следовательно, Самойлов подлежит уголовной ответственности.

Право природопользования в РФ.

Задача № 1.

Граждане Павлов и Ветров были задержаны при добыче рыбы на месте нереста. Они использовали электроудочки. Решите вопрос об ответственности.

Ст.40 ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ обязывает пользователей животным миром осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром; соблюдать установленным правила, нормативы и сроки пользования животным миром; применять при использовании животным миром гуманные способы. В данном случае имеет место быть незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, совершенная с применением электротока как одного из способов массового истребления водных животных (рыбы) и совершенная в местах нереста, квалифицируемая по п. «б», «в» ч.1 и ч.3 (группа лиц по предварительному сговору) ст.256 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ. Электроудочки являются орудием совершения преступления, по своему действию они выдают особую частоту, которая приостанавливает работу сердца рыбы, в результате чего водным биоресурсам наносится серьезный ущерб и, в соответствии с ч.1 и ч.3 ст.81 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ, служат вещественным доказательством во время судебного разбирательства, а после вынесения приговора подлежат конфискации и уничтожению.

Задача № 2.

Горнодобывающее предприятие ООО «Каскад» при добыче полезных ископаемых загрязняло подземные воды. Решите вопрос об ответственности.

Ст.68 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ устанавливает, что лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную и уголовную ответственность. Более того, привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

В данном случае возможно два варианта, выбор из которых зависит от последствий, которые повлекло правонарушение:

Либо имел место быть такой состав преступления как загрязнение вод, предусмотренный ст.250 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ – ответственность юридическое лицо ООО «Каскад» в целом нести не будет, ее понесет только то должностное лицо юридического лица, которое было ответственно за данную сферу деятельности ООО «Каскад». Либо имело место быть административное правонарушение, выразившееся в нарушении правил водопользования, предусмотренное ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушения от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, и тогда ответственность понесет само ООО «Каскад». Помимо этого, ООО «Каскад» обязано устранить допущенное им нарушение и возместить причиненный вред, согласно ст.68 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ и ст.14 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.

Читайте так же:  Вложение материнского капитала в ипотеку

Задача № 3.

Гражданин Смирнов нанял бригаду рабочих из Таджикистана, которые для укладки тротуарной плитки перед коттеджем Смирнова осуществили снятие плодородного слоя почвы на территории ООПТ без разрешительной документации. Решите вопрос об ответственности.

В данном случае имеет место быть состав преступления, предусмотренный ст.262 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ, а именно нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Согласно ч.1 ст.11 Уголовного кодекса РФ лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ. Следовательно, рабочие из Таджикистана понесут ответственность по ст.262 на общих основаниях.

Также имела место быть порча земли. В зависимости от последствий, причиненных в результате совершения этих действий, это деяние можно квалифицировать либо по ст.254 Уголовного кодекса РФ, либо ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушения от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. Как и уголовную, административную ответственность за административное правонарушение, совершенное на территории РФ, иностранные граждане несут на общих основаниях.

Помимо этого, рабочие обязаны устранить допущенное им нарушение и возместить причиненный вред, согласно ст.14 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.

Задача № 4.

Гражданин Орлов приобрел в частную собственность за чертой поселений земельный участок сельскохозяйственного назначения. На участке Орлов вырубил дикорастущие деревья и кустарники, так как они мешали целевому использованию земли. Со стороны Лесхоза был предъявлен иск о взыскании с Орлова стоимости незаконно вырубленных растений.

1) Входит ли древесно-кустарниковая растительность на участке Орлова в лесной фонд РФ?

2) Какими нормативными актами регулируется купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения?

3) Правомерны ли действия Лесхоза?

Согласно п.2 и п.3 ст. 261 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, право собственности на земельный участок распространяется в том числе на находящиеся на нем растения и собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушном пространстве и не нарушает прав других лиц. Согласно п.2 и п.3 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и законные интересы других лиц, правомочия собственника в отношении природных ресурсов осуществляются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц. Таким образом, право собственности Орлова распространяется на древесно-кустарниковую растительность, находящуюся в пределах земельного участка, находящегося в его собственности, а действия Лесхоза являются неправомерными.

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ выделяет отдельно земли лесного фонда (ст.101) и земли сельскохозяйственного назначения (ст.77) как различные категории земель. Таким образом, древесно-кустарниковая растительность на земельном участке Орлова, входящего в состав земель сельскохозяйственного назначения, к лесному фонду РФ не относится.

Купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения регулируется такими нормативными актами, как Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, устанавливающие общие нормы купли-продажи земельных участков, а также ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ.

Задача № 5.

Руководитель районной администрации своим постановлением санкционировал отвод земельного участка, находящегося в водоохранной зоне р.Клязьма, под строительство многоэтажного дома. Квалифицируйте ситуацию.

Согласно ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира

Согласно ч.16 данной статьи

Соглас в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п.5 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, к полномочиям муниципальных органов относится выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, постановление руководителя районной администрации будет законным в случае, если многоэтажный дом будет снабжен сооружениями, которые обеспечат охрану водного объекта. В противном случае, будет иметь место Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, предусмотренное ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ.

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  2. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

  3. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
  4. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.
При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here