При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона

Помощь в решении вопроса: "При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона" от профессионалов простыми и понятными словами.

Установлены особенности осуществления госзакупок, предметом которых является заключение энергосервисного контракта

Указывается, что информация о закупке, предусматривающей заключение энергосервисного контракта, включается в план закупок отдельно от закупок товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), а также от закупок электрической энергии, мазута, угля и закупок топлива, используемого в целях выработки энергии.

Кроме того, устанавливается, что в отношении информации, включенной в план закупок и предусматривающей заключение энергосервисного контракта, проверка информации об объеме финансового обеспечения, включенного в планы закупок, в части непревышения объема финансового обеспечения над лимитами бюджетных обязательств и показателями выплат на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период органами контроля не проводится.

Постановление вступает в силу с 1 апреля 2019 года.

При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона

— Обязательные условия энергосервисного контракта

— Обязательства и ответственность сторон энергосервисного контракта

— Обязательства сторон энергосервисного контракта

— Ответственность сторон энергосервисного контракта

— Срок действия энергосервисного контракта

— Форма энергосервисного контракта


Общие сведения об энергосервисном контракте

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Утвердили особенности энергосервисных контрактов

На официальном портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства № 1618 от 21.12.2018. Оно утверждает особенности госзакупок, которые проводятся для заключения энергосервисного контракта.

Постановление вступает в силу с 01.04.2019.

Содержание

В документе установлено, что сведения о закупке, которая предусматривает заключение энергосервисного договора, включается в план закупок отдельно от госзакупок товаров, работ, услуг в сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым тарифам, а также от закупок электроэнергии, мазута, угля и топлива, которое используется для выработки энергии

Данные из плана закупок о заключении энергосервисного контракта органы контроля не проверяют на предмет непревышения объема финансового обеспечения над лимитами бюджетных обязательств и показателями выплат на приобретение товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период. Напомним, этот контроль проходит в рамках ч. 5 ст. 99 44-ФЗ.

Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов

1. В целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее — энергосервисный контракт).

(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 36-ФЗ)

2. Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи — поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.

3. Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

4. При заключении энергосервисного контракта проект такого контракта, направляемый заказчиком поставщику, должен быть основан на объеме потребления энергетических ресурсов, согласованном в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5. Заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок вправе указать предельный размер возможных расходов заказчика в связи с исполнением энергосервисного контракта.

6. При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:

1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;

Читайте так же:  Распоряжение материнским капиталом на образование

2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.

7. При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заявка на участие в конкурсе или заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложения, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 6 настоящей статьи, в зависимости от условий, предусмотренных конкурсной документацией или извещением о проведении запроса котировок.

8. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, победителем запроса котировок признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.

9. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту. При этом рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 32 настоящего Федерального закона в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

10. При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона такой аукцион проводится путем снижения одного из следующих показателей:

1) цена энергосервисного контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, процент экономии;

2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником такого аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником такого аукциона и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником такого аукциона проценту этой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.

11. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 10 настоящей статьи, победителем электронного аукциона признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.

12. В случае, предусмотренном пунктом 3 части 10 настоящей статьи, при заключении энергосервисного контракта победитель электронного аукциона или участник данного аукциона, с которым заключается энергосервисный контракт при уклонении от заключения контракта этого победителя, определяет размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и процент такой экономии с учетом предусмотренных документацией об электронном аукционе минимального процента такой экономии и максимального процента такой экономии, а также предложения о сумме этого победителя или этого участника.

13. Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:

1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

14. При заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок.

15. При заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.

16. Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от пяти до тридцати процентов одной из следующих величин:

1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ)

17. Обязательством исполнителя, предусмотренным энергосервисным контрактом, является обеспечение предусмотренной контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов без учета экономии в стоимостном выражении. При этом принимаются во внимание требования к условиям исполнения энергосервисного контракта, установленные в соответствии с частью 19 настоящей статьи.

Читайте так же:  Мелкое хулиганство состав правонарушения

18. Оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта.

19. Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

В ряде случаев такое госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется ему думать и над правом собственности на оборудование.

Сэкономленные средства могут перераспределяться на увеличение заработной платы сотрудников (письмо Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Как заключить энергосервисный контракт

Закон дает заказчику право заключать ЭСК, это дополнительно подчеркнуто в письме Минэкономразвития от 09.09.2015 № Д28и-2618. При этом с 2010 года государственные и муниципальные учреждения обязаны минимизировать объем потребления воды, топлива, природного газа, тепловой энергии в течение пяти лет (ст. 24 № 261-ФЗ). С 2011 года требования распространились на все государственные (муниципальные) учреждения: казенные, бюджетные, автономные (подтверждено письмом Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Заказчики могут заключать энергосервисный контракт по результатам электронных способов определения поставщика (ст. 108 44-ФЗ). На основании ч. 2 ст. 108 он заключается отдельно от контрактов:

  • в области деятельности субъектов естественных монополий;
  • на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам;
  • на поставки электроэнергии, мазута, угля, топлива в целях выработки энергии.

Одновременно условия энергосервисного контракта могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (ст. 20 261-ФЗ).

[2]

Основной объем деятельности приходится на энергосервисные контракты в бюджетной сфере (его образец представлен в конце статьи), в жилищном секторе и в промышленности.

Особенности заключения

В документации как к конкурсу, так и аукциону, а также в извещении о запросе котировок заказчику нужно указать начальную (максимальную) цену и привести расходы на поставку ресурсов каждого вида с указанием их количества (ч. 3 ст. 108 44-ФЗ).

НМЦК определяется по фактически подтверждаемым расходам на поставку энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанных расходов. Для энергосервисных контрактов сроком исполнения более одного календарного года НМЦК определяется умножением. Например имеем такие исходные данные:

  • фактический объем потребления энергетического ресурса за 2016 г. — 463 261 кВтч;
  • стоимость единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении закупки — 6,3 рубля;
  • минимальное целое количество лет, составляющих срок исполнения договора, — 5.

Получаем НМЦК 463 261 х 6,3 х 5 = 14 592 721,5 рубля.

Размер обеспечения исполнения ЭСК определяется заказчиком в размере от 5% до 30% (ч. 16 ст. 108 44-ФЗ).

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии расходов на поставку энергоресурсов в соответствии с предложением победителя закупки (ч. 13 ст. 108 44-ФЗ):

  • в соотношении с указанным в документации максимальным процентом на основании п. 1 ч. 3 ст. 108;
  • на основании подлежащего уплате исполнителю процента экономии с минимальным размером на основании п. 2 ч. 3 ст. 108;
  • в виде минимального размера экономии расходов заказчика, максимальный процент от которой может быть уплачен победителю в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 108.

При заключении указывается экономия в натуральном выражении расходов заказчика на поставку энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов. Показатели рассчитываются в соответствии с пунктами 1, 2, 3 ч. 3 ст. 108.

[1]

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основании предусмотренного в нем размера экономии энергорасходов заказчика и процента такой экономии. Экономия определяется по ценам на действующие энергоресурсы за период исполнения договорных отношений.

Требования к содержанию

Видео (кликните для воспроизведения).

Действующим законодательством определено, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта. Такими полномочиями наделили правительственные органы. Постановлением Правительства от 18.08.2010 № 636 установлены два приложения, которые содержат Требования к условиям и особенности определения НМЦК.

Требования к некоторым условиям ЭСК определены необходимостью:

  • наличия перечня мероприятий энергоэкономии с техническим описанием каждого мероприятия и сроками выполнения;
  • отсутствия компенсации участникам затрат при проведении подготовительных работ для подачи своей заявки;
  • определения размера экономии энергоресурса для стороны исполнителя;
  • наличия положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии считается исполненным при достижении или превышении того размера экономии, который был закреплен в договорном документе;
  • учета факторов, которые влияют на размер экономии и исполнения договорных отношений, вплоть до изменения площади и объемов помещений;
  • обозначения механизма распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергетического ресурса;
  • указания начального и конечного срока достижения предусмотренного договором размера экономии.

Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ (ст. 108)

В Законе о контрактной системе девяносто одна статья отведена тому как и когда необходимо закупать те или иные товары, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд. Количество подзаконных актов и других законов-постановлений-распоряжений всех органов власти сосчитать сложно. Казалось бы достаточно, но нет. Сейчас мы приступаем к рассмотрению седьмой главы Закона и особенностям осуществления отдельных видов закупок.

Читайте так же:  Приказ о порядке проведения противопожарных инструктажей образец

С 01 января 2010 года государственные и муниципальные учреждения разных уровней были обязаны обеспечивать снижение потребления воды, газа, электричества, топлива. Установлена даже планка снижения — в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объёма фактического потребления 2009 года. То есть каждый год расход ресурсов должен был снижаться на три процента.

С начала 2011 года эти требования отнесли ко всем типам учреждений — бюджетным, казенным, автономным. Что делалось на практике заказчиками? Повсеместно были установлены счетчики потребления ресурсов. Во многих случаях, расход и оплата по счётчику, а не по норме, действительно помогли сэкономить бюджетные средства.

ЧТО ТАКОЕ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ

Это соглашение сторон, направленное на увеличение энергоэффективности. Целью такого соглашения является сокращение эксплуатационных расходов и энергосбережение ресурсов. Как правило, это долгосрочные контракты. Потому что именно при длительном периоде взаимодействия можно ощутить бОльшую экономию и перенаправить её в нужное русло. Но минусы таких контрактов не заставят себя долго ждать — очень трудозатратное и, порой, непредсказуемое планирование, сложности при расчёте рисков и эффективности контракта.

Энергосервисный контракт это право заказчика, он заключается отдельно от основных контрактов и распространяется на:

  • поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, относящихся к сфере действия субъектов естественных монополий;
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • оказание услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым тарифам и расценкам;
  • поставку электрической энергии, мазута, угля, топлива, используемых для выработки энергии.

Заключить энергосервисный контракт можно только по итогам торговой процедуры — конкурс, аукцион, запрос котировок. При подготовке документации о закупке необходимо указать начальную (максимальную) цену контракта. К расчёту берутся фактические расходы прошлых лет.

ПРИМЕР: за прошедший год фактический объём потребления электрической энергии составил 120 000 кВтч. Стоимость одного Квтч на дату размещения извещения о проведении закупки составляет 7 рублей 50 копеек. Срок исполнения контракта равен шести годам. При расчёте НМЦК получаем следующую формулу: 120 000 * 7,5 * 6. Итого НМЦК равна 5 400 000 рублей 00 копеек.

В том числе при подготовке документации о закупке необходимо указать расходы на поставку энергетических ресурсов с указанием количества и стоимости товаров, работ и услуг, а также одно из следующих условий:

  • фиксированный размер экономии денежных средств заказчика на поставку энергетических ресурсов и максимальный процент экономии, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту. При подаче заявки на закупку или при торгах, участником должна быть указана цена энергосервисного контракта или процент экономии;
  • фиксированный процент экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов и минимальный процент экономии, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту. При подаче заявки на закупку или при торгах, участником должна быть указана конкретная сумма, равная разнице между расходами заказчика и предлагаемой участником экономией расходов;
  • минимальный процент экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов и максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту. При подаче заявки на закупку или при торгах, участником должна быть указана сумма, равная разнице между расходами заказчика и экономией уменьшенной на стоимостную величину предложения участника.

При заключении контракта путем конкурса или запроса котировок заказчик обязывает участника закупки включить в свою заявку одно из вышеперечисленных предложений в отношении цены контракта. При закупке путём электронного аукциона торги идут путём снижения одного из указанных показателей.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

  • Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 №636;
  • Письмо Минэкономразвития России от 09.09.2015 №Д28и-2618.

Удачных вам закупок, коллеги!

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы поговорим об особенностях осуществления закупок услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем.

Дата публикации: 25.03.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Как правильно заполнить и заключить энергосервисный госконтракт

Энергосервисные контракты в бюджетной сфере

Согласно ч. 1 ст. 108 44-ФЗ, ЭСК — соглашение, основным предметом которого является совершение сторонами действий, нацеленных на сбережение энергии и рост эффективности использования энергоресурсов. Понятия энергосбережения и энергетической эффективности закрепляются ст. 2 Федерального закона № 261.

ЭСК заключается в том случае, если у заказчика возникла потребность в закупке ТРУ, которые непосредственно относятся к сфере функционирования естественных монополий: водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, поставке газа и проч. (ч. 1 ст. 108 44-ФЗ). Стоит учесть, что ЭСК — это отдельное соглашение, контрактные отношения устанавливаются параллельно с результатами закупок в вышеуказанных сферах (ч. 2 ст. 108). В соответствии с положениями ст. 108, организация-заказчик может заключать такой договор по факту проведения конкурентных процедур — аукционов, конкурсов, запросов котировок.

Подписание энергосервисного контракта является правом организации-заказчика, но не его обязанностью (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-2618 от 09.09.2015), однако учреждения государственного и муниципального уровня начиная с 2010 г. и в течение последующих 5 лет в обязательном порядке должны сокращать объем потребления водных, топливных, тепловых и газовых ресурсов. В 2011 году эта обязанность коснулась и бюджетников. Все бюджетные, казенные и автономные учреждения также должны снижать объемы потребления природных ресурсов (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).

На основании ч. 1 ст. 26 261-ФЗ, торги должны проводиться в полном соответствии с требованиями энергоэффективности и учитывать показатели классов энергоэффективности ТРУ и их ключевые характеристики.

Образец энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Особенности заключения ЭСК

В закупочной документации, помимо технических характеристик и требований энергоэффективности, необходимо определить НМЦК, продемонстрировав при этом затраты на поставку энергоресурсов каждого отдельного вида и указав их количественные значения (ч. 3 ст. 108). Таким образом, начальная максимальная цена энергосервисного контракта определяется путем фактического подтверждения затрат на поставку энергоресурсов за прошлый отчетный период (год). НМЦК не может быть выше издержек заказчика на энергоресурсы. Обеспечение исполнения такого договора устанавливается в пределах 5-30 % (ч. 16 ст. 108).

Читайте так же:  Материнский капитал на строительство дома на какой дом выдадут деньги и какие нужны документы

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется как процент от экономии затрат на поставку энергетических ресурсов согласно ценовому предложению, указанному в заявке победителя торгов (ч. 13 ст. 108):

  • в соотношении с максимальным процентом, установленным закупочной документацией (п. 1 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ);
  • как минимальный размер экономии издержек организации-заказчика, максимальный процент которого перечисляется участнику-победителю (п. 3 ч. 3 ст. 108);
  • в соответствии с процентом экономии, который может быть перечислен поставщику в минимальном размере (п. 2 ч. 3 ст. 108).

В самом ЭСК образовавшаяся экономия указывается в натуральных величинах по каждому виду расходов заказчика на энергоресурсы.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется согласно предусмотренной в нем величине экономии от затрат на энергетические ресурсы и ее процента. Величина такого сбережения рассчитывается по актуальным на момент исполнения контрактных обязательств ценам на энергоресурсы.

Требования к содержанию договора

Требования к содержательной части договоров ЭС регламентируются Правительством РФ, а именно ПП РФ № 636 от 18.08.2010.

В ЭСК обязательно должны быть включены следующие условия:

  • положения о размере экономии энергоресурсов и о долях образовавшихся сбережений;
  • возможность распределения образовавшейся величины экономии и механизмы ее перераспределения;
  • перечень мероприятий, которые направлены на сбережение энергии и рост эффективности использования энергоресурсов;
  • период достижения таких целей;
  • сроки взаиморасчетов по договору;
  • штрафы, уплачиваемые заказчиком в случае неисполнения им своих обязательств;
  • условие о невозможности компенсации издержек, которые понес участник при подготовке к участию в закупочных процедурах;
  • взыскания в случае недостижения поставщиком компенсации;
  • механизм перехода права собственности к организации-заказчику на то оборудование, которое было использовано поставщиком;
  • возможность полной или частичной уступки права требования оплаты по ЭСК.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

ЭСК заключается на длительный период, поэтому заказчик должен помнить, что в условиях договора необходимо четко и корректно сформулировать планируемые результаты деятельности по достижению энергоэффективности, а затем должным образом обеспечить исполнение своих обязательств. Детерминация расходов исполнителя и продуктивности его работы, а также объемов энергоресурсов является весьма затруднительной в таких условиях. В ЭСК необходимо грамотно установить объемы потребления ресурсов по их видам и включить возможность влияния на результат работы непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств.

Несомненным плюсом ЭСК является допустимость перераспределения образовавшихся финансовых сбережений на заработную плату работников организации-заказчика (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).

Энергосервисный контракт. Особенности подготовки и заключения для производителей светотехнического оборудования
01.10.2018

Эта статья актуальна для крупных производителей и поставщиков светотехнического оборудования, которые планируют реализацию своих светильников на условиях энергосервиса. Личный опыт автора по расчётам, подготовке и реализации энергосервисных контрактов составляет более семи лет, поэтому надеемся, что эта статья будет информативна и полезна.

Всего 2-3 года назад 9 из 10 проектов останавливались на стадии расчёта, потому что цены на светильники относительно тарифа были высокими и проект не окупался в приемлемые сроки (до 6 лет). С ростом эффективности светодиодов (сейчас уже свыше 160лм/Вт) и ростом тарифа всё больше энергосервисных проектов привлекательны для инвесторов.

Поэтому, если вы когда-то пытались заняться энергосервисом или даже реализовывали контракт, но у вас не пошло, то сейчас самое время проанализировать ошибки и запустить это направление в полную силу.

Энергосервисный контракт – это особый вид контракта, по условиям которого исполнитель меняет существующее оборудование на энергосберегающее. Это может быть одно или несколько энергосберегающих мероприятий (замена светильников, насосного оборудования, теплового оборудования ИТП). Ключевое условие энергосервисного контракта – это установка нового оборудования за счёт исполнителя, а расчёт по контракту происходит после получения экономии энергоресурса в натуральном выражении в течение срока действия контракта (4-6 лет).

Например, заказчик желает модернизировать существующую систему внутреннего и(или) наружного освещения: установить светодиодные светильники. Заказчик заключает контракт с энергосервисной компанией. После реализации энергосберегающего мероприятия расчёты по контракту будут выполняться в следующем порядке. Экономия электроэнергии составит до 60% от существующего объема потребления. Таким образом, заказчик оплачивает около 40% от базового потребления в текущий месяц энергоснабжающей организации, а сэкономленные средства 60% — энергосервисной компании.

Плюсы для заказчика при заключении энергосервиса:

    • общие затраты на энергоресурсы не увеличатся;
    • капитальные затраты отсутствуют, но получает новые энергоэффективные светильники;
    • экономия на затратах на текущий ремонт и техническое обслуживание, т.к. новые светильники находятся на гарантийном сервисе;
    • по условиям контракта можно договориться с энергосервисной компанией и возвращать только часть экономии, как правило, большую, но реально получить экономию затрат на электроэнергию до 5-15% уже с первого месяца после завершения мероприятий.

Плюсы для Исполнителя – производителя светильников:

    • это крупная поставка светильников;
    • заработок не только на реализации оборудования, но и на энергосервисных услугах.

По оценкам специалистов чистая доходность составляет свыше 50% от вложенных инвестиций с учётом затрат на оборудование, монтаж, гарантийное обслуживание, на кредит.

На сегодняшний день модернизация системы освещения – это самое энергоэффективное мероприятие для внедрения на условиях энергосервиса, поэтому дальнейшее обсуждение особенностей подготовки и заключения контракта будем рассматривать именно на этом примере.

Энергосервис особенно актуален для государственных и муниципальных заказчиков, потому что у них, как правило, отсутствуют бюджетные средства на полную модернизацию оборудования. Алгоритм подготовки энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных определен законодательными актами, ниже представляем перечень основных из них:

    • Федеральный Закон от 23.11.2009 №261 «Об энергосбережении и мероприятиях по повышению энергетической эффективности» (ред. от 13.07.2015) глава №5 статья 19
    • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015), статья 108
    • Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)»
    • Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 05.10.2015) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», подстатья 223
    • Приказ Минэнерго России от 04.02.2016 № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий по энергосбережению»
Читайте так же:  Можно ли не вносить накопительную часть пенсии

Далее рассмотрим подготовку и реализацию энергосервиса для государственных и муниципальных заказчиков.

К вам обратился заказчик, у него есть объекты внутреннего и (или) наружного освещения, но нет денег на закупку светильников большого объёма. Предложите решение: модернизация системы освещения на условиях энергосервиса. Вы также можете поучаствовать уже в объявленных торгах по энергосервису (конкурсе, аукционе, запросе котировок).

С чего начать участие в энергосервисном проекте?

Выполните технико-экономический расчёт, для этого соберите данные о светильниках (марка, мощность, количество) и подберите аналоги из своего ассортимента светодиодного освещения.

При расчёте могут возникнуть один из возможных вариантов.

1. Наличие приборов учёта на систему освещения. Отдельные коммерческие приборы учёта установлены для учёта потреблённой электроэнергии системой уличного освещения. В этом случае потребление электроэнергии за базисный год (полный год перед годом реализации энергосервиса) определяется по приборам учёта, а фактическая экономия энергоресурса рассчитывается как разница между потреблением электроэнергии за аналогичный период базисного года и за текущий расчётный период. Расчётный период принимается один календарный месяц.

2. Отсутствие отдельных приборов учёта на систему освещения. Такой вариант возможен для систем внутреннего освещения, когда коммерческие приборы учёта учитывают электроэнергию всей электроустановки. В этом случае применяется методика определения расчётно-измерительным способом объёма потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, утверждённая приказом Минэнерго от 04.02.2016г.

После определения объёма экономии электроэнергии в год в натуральном выражении рассчитываем цену контракта:

Цена контракта = экономия электроэнергии х тариф х количество лет.

Несомненно, возникает вопрос, какой должен быть или может быть срок действия контракта?

На момент написания статьи методика обоснования срок контракта отсутствует. В соответствии с п.3 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 «Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта».

Аналогично принимаем минимальное количество лет для определения цены контракта. Рекомендуем выполнить расчёты нескольких вариантов окупаемости проекта на 4,5,6 лет. По результатам оценить, при каком варианте контракт окупается с приемлемыми для энергосервисной компании показателями.

Если торги объявлены, то возможен только один вариант с тем сроком, который указан в извещении о закупке.

При заключении энергосервисного контракта с Заказчиком, в том числе государственным или муниципальным, рекомендуем обратить особое внимание на положения, от которых зависит доходность проекта.

Ответственность Исполнителя при недостижении планового размера доли экономии за расчётный календарный период

В соответствии с п.17 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 «Требования к условиям энергосервисного договора (контракта)» в обязанности Заказчика входит указать в качестве меры ответственности за недостижение исполнителем предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода неустойки (штрафа, пеней). Размер неустойки определяется, как произведение цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс и разницы между размером экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, предусмотренном контрактом для соответствующего календарного периода, и фактически достигнутым размером экономии в натуральном выражении в этот же календарный период.

В связи с этим рекомендуется подавать предложение с размером экономии энергоресурса в натуральном выражении на 10-15% ниже максимально возможного.

Особенности взаиморасчёта при снижении тарифа на энергоресурс

На случай снижения цены (тарифа) на энергетический ресурс по отношению к уровню цены (тарифа) на момент объявления конкурсной процедуры в контракте должно быть указано положение на основании п.12 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 «Требования к условиям энергосервисного договора (контракта)»:

«Если фактически сложившиеся за период исполнения контракта цены (тарифы) на соответствующие энергетические ресурсы меньше стоимости единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, запроса котировок, направления приглашения принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, то фактически сложившиеся за период исполнения контракта цены (тарифы) на соответствующие энергетические ресурсы принимаются равными стоимости единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, а также запроса котировок, направления приглашения принять участие в закрытом конкурсе или аукционе.»

Рекомендуется обратить внимание на наличие этого положения в энергосервисном контракте.

Факторы, влияющие на объём экономии электроэнергии при реализации энергосервисного контракта

На объём экономии электроэнергии после модернизации системы освещения оказывают влияние следующие основные факторы:

    • режим работы системы освещения;
    • подключение дополнительных электроприёмников к системе освещения (например, новогодние украшения, подключение новых светофорных постов);
    • замена установленных по условиям контракта осветительных приборов на светильники большей, чем предусмотрено контрактом мощности.
Видео (кликните для воспроизведения).

Эти факторы можно учесть только расчётным способом и порядок определения размера экономии должен быть прописан в контракте.

Источники


  1. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.

  2. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  3. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
  4. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.
При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here