Применение оружия без предупреждения сотрудником полиции

Помощь в решении вопроса: "Применение оружия без предупреждения сотрудником полиции" от профессионалов простыми и понятными словами.

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.ст. 18 — 24)

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

>
Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Содержание
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Публикации

Уголовная ответственность за неправомерное применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия

Применение специальных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.
На практике в определенных случаях возникают вопросы уголовно-правовой квалификации неправомерного применения сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон «О полиции»), полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обес­печения общественной безопасности.

Для выполнения стоящих перед сотрудниками полиции задач они наделены правом применения государственного принуждения, осуществляемого от имени государства. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является достаточно распространенным средством принуждения, применяемым сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств. С одной стороны, при их применении сотрудники полиции глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан, т.к. это сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой стороны, это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников органов внутренних дел от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом. Несоблюдение сотрудниками полиции соответствующих нормативных правовых предписаний в ряде случаев может повлечь уголовную ответственность.

Как свидетельствует судебная практика, в преимущественном большинстве случаев применению подлежит ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающая ответственность за превышение должностных полномочий, совершенное:

— с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а»);

— с применением оружия или специальных средств (п. «б»);

— с причинением тяжких последствий (п. «в»).

В соответствии с диспозицией ст. 286 УК РФ под превышением должностных полномочий понимается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к случаям превышения лицом своих должностных полномочий в том числе относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

— могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, где отсутствовали правовые основания для этого);

— никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (например, нанесение побоев или причинение вреда здоровью задержанному лицу). Данная форма превышения может составлять самостоятельную форму только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между сотрудником полиции и потерпевшим.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, которые закрепляются в различных нормативных правовых и иных актах. В п. 22 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснить, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Кроме того, применительно к п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия, специальных средств от правомерных действий должностных лиц, следует учитывать, что основания, условия и пределы применения специальных средств и огнестрельного оружия определены в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в законе «О полиции»).

Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами сотрудник полиции выступает именно как должностное (официальное) лицо. В иных случаях он может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление. Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенные ему специальные средства или огнестрельное оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность на общих основаниях в зависимости от причиненного вреда – по ст. 116 УК РФ «Побои», ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 105 УК РФ «Убийство».

Следует отметить, что не во всех случаях неправомерного применения сотрудниками полиции физической силы и (или) специальных средств подлежит применению ст. 286 УК РФ. Если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, соединенном с применением насилия, издевательств или пытки, вменяется норма об ответственности за принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ).

В то же время ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер. Например, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ не требуется.

Читайте так же:  Как и куда жаловаться на судебных приставов

Отдельное внимание следует уделить вопросам уголовно-правовой оценки применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в состоянии необходимой обороны, то есть при защите своих интересов или интересов других лиц от общественно опасных посягательств, а также при задержании лица, совершившего преступление.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление», на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, которые в связи с исполнением своих служебных обязанностей могут принимать участие в пресечении общественно опасных посягательств или в задержании лица, совершившего преступление, распространяются положения ст. 37 и 38 УК РФ, предусматривающие условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление. Причем следует акцентировать внимание на том, что правила вышеуказанных статей УК РФ применяются и в том случае, если сотрудник полиции действует в нарушение требований иных нормативных правовых актов, например, ст. 22 или 23 Закона «О полиции», предусматривающих запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия.

При этом, если в результате превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, указанные лица совершат убийство или умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, содеянное ими при наличии соответствующих признаков подлежит квалификации по ст. 108 или 114 УК РФ.

Не влечет уголовной ответственности умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это явилось следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно опасного посягательства.

Обобщая изложенное, последствия применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия схематично можно представить в виде таблицы.

Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица;

Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, в отношении которых принято решение о депортации или об административном выдворении

О лицах, реабилитированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

О лицах, владеющих оружием;

О лицах, подлежащих государственной защите;

О лицах, прошедших государственную геномную регистрацию;

О лицах, прошедших государственную дактилоскопическую регистрацию;

О лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;

О лицах, состоящих на профилактическом учете;

О лицах, получивших лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности;

О лицах, получивших удостоверение частного охранника;

О лицах, получивших водительское удостоверение;

О владельцах транспортных средств;

О лицах, находящихся в беспомощном состоянии и неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о себе;

О лицах, пропавших без вести;

О лицах, объявленных в розыск;

О лицах, совершивших административное правонарушение;

О лицах, в отношении которых совершено преступление;

О лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания;

О несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

О лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

О лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера;

О лицах, осужденных за совершение преступления;

О лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;

29. Обязан ли сотрудник полиции предупреждать о своих намерениях применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие? Ст.19 п.1

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

30. Что, согласно ст. 20 Закона о полиции, имеет право применять сотрудник полиции лично или в составе подразделения (группы)? Ст.20 п.1

Статья 20. Применение физической силы

31. В каких случаях сотрудник полиции не имеет право применять огнестрельное оружие? Ст.23 п.5, 6

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

32. Какое действие, согласно Закону о полиции, признается вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением? Ст.23 п.2

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

((((5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

(((6) для отражения группового или вооруженного нападения на здп.ания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

33. Сотрудник полиции имеет право на ознакомление: Ст.28 п.2,8

Статья 28. Основные права сотрудника полиции

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Читайте так же:  Банкротство физических лиц фз 127

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Комментарий к Ст. 19 федерального закона «О полиции» в РФ

1. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция обязана уведомить близких родственников или близких лиц гражданина. Причем сначала принимаются меры к уведомлению близких родственников. И только если уведомить таковых нет возможности, к примеру, близких родственников у лица нет, уведомлению подлежит кто-либо из числа близких лиц гражданина, которому причинен физический вред.

2. Законодатель не требует уведомлять не являющихся близкими родственниками иных родственников. Последние могут быть уведомлены, если они являются близкими лицами лица, которому причинен вред здоровью.

4. В ч. 5 комментируемой статьи отсутствует требование уведомления близких родственников или близких лиц гражданина, погибшего в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Между тем мы бы рекомендовали осуществление и данной разновидности уведомления.

5. Под прокурором в ч. 6 комментируемой статьи 19 ФЗ о Полиции понимается надзирающий прокурор. Обычно таковым является прокурор обслуживаемого органом внутренних дел, в котором трудится сотрудник полиции, района (города).

6. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к статье 2 ФЗ «О полиции».

10. См. содержание и комментарий к ст. 5 закона «О полиции», п. 3 ч. 1 ст. 12, ст. ст. 21, 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Комментарий к Ст. 23 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Групповым нападение считается в случае, когда его осуществляют два и более физических лица. Групповым оно будет вне зависимости от того, был ли у данных лиц предварительный сговор о совместных действиях (нападении), и даже в случае, если они затем будут признаны невменяемыми.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Несовершеннолетний, о котором речь идет в комментируемом Федеральном законе, — это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

3. В случае применения или использования табельного боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов начальник органа (подразделения) внутренних дел, разрешивший их передачу, назначает служебную проверку .
———————————
См.: Инструкция о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение, утв. Приказом МВД России от 17 ноября 1999 г. N 938 // Бюллетень текущего законодательства. МВД России. Вып. 5. Ч. 2. М., 1993.

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи части земельного участка

4. Если будет доказано, что боевое ручное стрелковое оружие и (или) боеприпасы применялись или использовались неправомерно, они подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу .
———————————
См. вышеуказанную Инструкцию.

5. Каждый сотрудник должен знать и беспрекословно соблюдать установленные меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами .
———————————
См.: Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 11 сентября 2000 г. N 955.

6. В пункте 3 ч. 1 ст. 23 анализируемого Федерального закона «О полиции» употреблено понятие «заложник». Под таковым подразумевается физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.

7. Значительным скопление граждан будет во всех случаях, когда надзирающими и (или) контролирующими деятельность сотрудника полиции должностными лицами (органами) данное количество людей может быть расценено как значительное скопление граждан.

9. О понятиях «оружие», «боеприпасы», «взрывчатые вещества» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона «О полиции».

10. Огнестрельным оружием является оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

11. О понятии «преступление» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

13. О понятии «радиоактивные вещества», упоминающихся в статье 23 закона О полиции, посмотрите комментарий к ст. 16 настоящего Федерального закона.

[1]

15. См. также комментарий к ст. ст. 20 — 22 настоящего Федерального закона.

В каких случаях и кем производится изъятие огнестрельного оружия и специальных средств у сотрудника полиции;

Содержание рапорта о факте применения огнестрельного оружия

Действия сотрудника полиции после применения огнестрельного оружия

Правовая основа применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Федеральный закон «О полиции», Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

статья 20. Применение физической силы

статья 21. Применение специальных средств

статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

статья 23. Применение огнестрельного оружия

статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

2. Приказ МВД РФ от 31 июля 2012 г. №750 ДСП «Об установлении ограничений, связанных с применением сотрудниками полиции конкретных видов специальных средств.

3. Приказ МВД России от 17.11.1999 г. № 938 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного, боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам ОВД на постоянное хранение и ношение»

Действия сотрудника полиции после применения огнестрельного оружия состоят в следующем:

– информирование сотрудником полиции дежурного территориального органа внутренних дел о факте применение оружия;

– соблюдая меры личной безопасности, не убирая оружия, подойти с безопасной стороны к преступнику, используя укрытия. Если преступник лежит на животе, то подходить следует со стороны ног, если на спине — со стороны головы, а если на боку — со спины.

– если преступник был вооружен, то лежащее рядом с ним оружие следует оттолкнуть ногой на безопасное расстояние.

– обезвредить задержанного (изъять орудие посягательства, надеть наручники или связать).

– проверка и наружный осмотр лица, против которого применялось оружие;

– постановка пистолета на предохранитель и помещение в кобуру, патрон из патронника не изымается;

– установить и записать данные свидетелей;

– обеспечение доврачебной помощи лицам, получившим в результате применения огнестрельного оружия телесные повреждения;

– обеспечение охраны места применения оружия, стрелянные гильзы и пули с места происшествия не подбирать;

– представление сотрудником полиции рапорта о применении огнестрельного оружия.

Федеральный закон РФ «О полиции» (ч. 8 ст. 19) обязывает сотрудника полиции о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента его применения представить рапорт о случившемся непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

В рапорте сотрудник полиции указывает:

– цели, порядок и основания, а так же обстоятельства применения оружия;

[2]

– время применения оружия; место применения оружия;

– имеющиеся сведения о лице или лицах, против которых применялось оружие;

– вид оружия и его номер;

– результаты его применения;

– сведения о свидетелях происшедшего;

– количество выстрелов: предупредительных и на поражение;

– количество израсходованных патронов;

– меры по оказанию пострадавшим доврачебной помощи.

Изъятие огнестрельного оружия, специальных средств у сотрудников полиции производится на основании п. 34 приказа МВД России от 17.11.1999 г. № 938 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного, боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам ОВД на постоянное хранение и ношение», по указанию лица, разрешившего их выдачу, прямым начальником (командиром) в случаях:

– неправомерного их применения;

– не выполнения требований приказа МВД России от 17.11.1999 г. № 938;

– отстранения от должности;

– грубого нарушения дисциплины;

– наличия медзаключения по противопоказанию к владению оружием;

– гибели или смерти сотрудника.

Изъятое огнестрельное оружие сдается на хранение в дежурную часть ОВД по месту службы.

При направлении сотрудника в служебную командировку с огнестрельным оружием в случае допущении им дисциплинарных или иных проступков, а также болезни оружие изымается: старшим группы, руководителем территориального и линейного ОВД, как в пути следования, так и по месту прибытия. Изъятие огнестрельного оружия оформляется актом с последующим уведомлением руководителя разрешившего выдачу оружия.

В случае применения, порчи, небрежного хранения и утраты огнестрельного оружия, боеприпасов, специальных средств, начальник давший разрешение на их получение, назначает проведение служебной проверки, по результатам которой устанавливается виновность или невиновность сотрудника и в зависимости от этого принимается решение о привлечении виновного в соответствии с действующим законодательством к дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности.

Списание боеприпасов и их пополнение производится по письменному распоряжению начальника, давшего разрешение на их получение.

Когда сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие

Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие, при этом порядок применения достаточно четко регулируется законом. Разберемся, какие правила действуют в подобных ситуациях.

Когда полицейский может стрелять

Полиция — организация, призванная защищать закон и обеспечивать безопасность. Ее сотрудники не только носят оружие, но и имеют право использовать его.

Закон определяет следующие случаи, когда сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие:
  • самозащита или защита других граждан от нападения (нападение при этом должно быть сопряжено с угрозой жизни или здоровью);
  • защита от попыток завладеть транспортом, оружием или другими средствами либо техникой полиции;
  • освобождение захваченных заложников;
  • задержание человека, совершившего преступление, относящееся к тяжким, — но лишь при условии, что других способов задержания нет;
  • задержание лица, которое сопротивляется с применением оружия (включая холодное) либо отказывается добровольно сдать оружие, взрывчатку, яд или радиоактивные вещества, находящиеся при нем;
  • отражение нападения на охраняемые объекты;
  • пресечение попыток побега или освобождения задержанных, находящихся под стражей, или осужденных лиц, конвоируемых полицией.
Читайте так же:  Последствия неисполнения мирового соглашения в гражданском процессе

Кроме того, допускается использовать оружие:

  • для остановки машины, если водитель пытается скрыться, не останавливается по требованию, при этом дальнейшее движение несет угрозу жизни граждан;
  • против опасных животных;
  • для разрушения запоров, если требуется проникновение полиции в помещение;
  • для предупреждения или подачи сигнала.

Действия перед стрельбой

Для того чтобы соблюсти закон, полицейский:

  1. Сообщает лицам, по которым возможна стрельба, о том, что он полицейский.
  2. Предупреждает, что возможно применение оружия. Допускается предупредительный выстрел в воздух. Закон этого не требует, однако многие полицейские предпочитают его произвести, чтобы при последующей прицельной стрельбе к ним не было претензий со стороны следственных органов. В том случае, если полицейские действуют группой, предупреждение может сделать только один из них (обычно это старший по званию).
  3. Дает время на то, чтобы исполнить законное требование полиции.

В некоторых случаях сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие исразу, то есть не предупреждая. Такое возможно, если медлить нельзя, поскольку есть уже угроза здоровью или жизни людей.

Самозащита полицейского

Если есть основания полагать, что потребуется применить оружие, полицейский вправе достать его заранее и приготовиться к стрельбе, фактически еще не открывая огонь. Правда, следует отметить, что в этом случае начинают действовать особые правила.

Поскольку есть риск, что преступник попытается напасть на полицейского и завладеть его оружием, вооруженный и изготовившийся к стрельбе сотрудник полиции вправе потребовать от задерживаемого лица оставаться на месте. Если после такого требования задерживаемый все-таки попытается приблизиться, сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие.

В каких случаях нельзя стрелять на поражение

Применение оружия полицейскими имеет свои ограничения:

  1. Полицейский не может стрелять на поражение по беременным женщинам, детям, подросткам и инвалидам. Исключением являются случаи, когда эти лица либо оказывают сопротивление с оружием в руках, либо нападают группой, угрожая жизни и здоровью самого полицейского либо других граждан.
  2. Полицейский не вправе стрелять в толпе, если есть риск того, что под пулю могут попасть непричастные к нарушению закона лица. Надо отметить, что это правило исключений уже не имеет.

Возможно ли использование вместо оружия спецсредств

Помимо оружия полицейские пользуются многими другими видами снаряжения — от обычной резиновой палки до водометов для разгона толпы при массовых беспорядках. Допускается ли использование спецсредств вместо огнестрельного оружия?

Законом прямо предусмотрено, что полицейский вправе использовать меньшие по опасности средства вместо более опасных. Например, допускается использование:

  • физической силы и приемов рукопашного боя вместо спецсредств;
  • специальных средств вместо оружия;
  • ООП (оружия ограниченного поражения) вместо обычного огнестрельного оружия. К ООП относят газовое, травматическое и светозвуковое оружие.

Право полиции на применение огнестрельного оружия

В соответствии с частью 1 ст. 18 закона сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие как лично, так и в составе подразделения. В последнем случае определенные изменения претерпевает порядок применения указанных мер принуждения. Причем эти особенности распространяются и на случаи, когда в составе подразделения сотрудники полиции вынуждены применять не состоящие на вооружении полиции виды оружия, а также подручные средства.

Как указывается в части 1 статьи 18 Закона, основания и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружиям устанавливаются не только Законом о полиции, но и иными федеральными конституционными и федеральными законами. В связи с этим следует отметить, что согласно статье 30 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат. Применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В соответствии с частью 2 закона перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

Сотрудник полиции вправе на законных основаниях иметь при себе оружие и применять его в случаях, порядке и с учетом ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «Об оружии», постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему».

Согласно части 3 статьи 18 Закона о полиции в состоянии необходимой обороны (в случае крайней необходимости) при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства. Кроме того, право сотрудника полиции при наличии оснований для применения огнестрельного оружия применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие, в том числе изъятое в ходе борьбы у правонарушителя и т.д. (часть 3 статьи 18).

Закон о полиции не позволяет выдавать сотруднику полиции для несения службы огнестрельное оружие, не состоящие на вооружении органов внутренних дел; часть 3 статьи 18 предусматривает лишь право его применять при наличии установленных Законом оснований. Часть 3 статьи 18 Закона о полиции уточняет правовой режим применения сотрудниками полиции оружия, не состоящего на вооружении органов внутренних дел. Так, на применение подобного оружия распространяются запреты, содержащиеся в частях 5 и 6 статьи 23 Закона, и порядок, предусмотренный статьей 19.

Право сотрудника полиции на применение огнестрельного оружия, связано с необходимостью проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в соответствии с приказами МВД России. Что касается сотрудников, применяющих световые и акустические специальные средства, а также средства разрушения преград, то они должны иметь соответствующие допуски на работу с этими средствами (часть 6 статьи 18).

Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность (не сумевший пройти в силу собственной неподготовленности) к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии с частью 8 статьи 18 Закона о полиции превышение сотрудником полиции полномочий при применении огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисциплинарной или уголовной.

Сотрудник полиции не несет ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при применении огнестрельного оружия, если применение огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами (часть 9 статьи 18).

Закон о полиции, во – первых, устанавливает правило, согласно которому действия сотрудника полиции, основанные на требованиях законодательства, регламентирующего основания и порядок применения полицией огнестрельного оружия, признаются законными и не могут повлечь юридической ответственности сотрудника полиции независимо от того, какие последствия наступили в результате применения им соответствующих мер государственного принуждения.

Читайте так же:  Сбербанк материнский капитал на строительство дома

Часть 1 статьи 19 Закона полиции обязывает сотрудника перед применением огнестрельного оружия сообщить лицам, в отношении которых данные средства предполагается применить, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. Совершение указанных действий необходимо для реализации положений части 4 статьи 5 Закона о полиции; при наличии соответствующей возможности сотрудники полиции обязаны выполнить и иные действия, предусмотренные указанной нормой (назвать свои должность, звание, фамилию и т.д.).

Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль.

Закон о полиции, разрешает сотрудникам полиции применять оружие первыми, в том числе без предупреждения. Так, если промедление в применении огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия, сотрудник полиции вправе применить перечисленные меры государственного принуждения без предупреждения и выполнения иных действий, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о полиции.

Если ситуация вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к применению огнестрельного оружия, он должен:

во – первых, исключить возможность ошибки в определении лиц, подлежащего задержанию, и выборе способа силового воздействия. Мало подозревать какое – либо лицо в совершении преступления, надо быть уверенным в этом, и эта уверенность должна быть основана на бесспорных и очевидных в момент применения соответствующих мер государственного принуждения фактах;

во – вторых, исключить возможность неосторожного причинения вреда третьим лицам;

в – третьих, стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для пресечения побега из – под конвоя лица, в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в ряде случаев может оказаться достаточным применение оружия по колесам транспортного средства, на котором он пытается скрыться, но не по самому беглецу (хотя основания для этого имеются);

в – четвертых, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).

В Законе закрепляется не безусловное требование причинить наименьший ущерб, а обязанность сотрудника полиции стремиться к тому, чтобы ущерб от применения оружия был минимальным. Подобный подход объясним хотя бы тем, что сотрудник полиции, как и любой другой человек, не в состоянии полностью контролировать пределы поражающего действия огнестрельного оружия, тем более в такой сложной стрессовой обстановке, которая вызывает необходимость силовых действий. Поэтому сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял огнестрельное оружие с соблюдением всех других требований Закона не несет за это никакой юридической ответственности. Признаются правомерными также действия сотрудника полиции, который, имея в соответствии с Законом право прибегнуть в данной ситуации к огнестрельному оружию, рассчитывает обойтись без него, но все же причиняет посягающему или задерживаемому лицу физический вред своим неосторожным выстрелом.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок (часть 4 статьи 19). Первая помощь в данном случае состоит прежде всего в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения, фиксации поврежденной конечности, устранении возможности загрязнения раны, обеспечении доступа воздуха и т.д.

Кроме того, сотрудник полиции обязан принять меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок, т.е. самостоятельно или через оперативного дежурного органа внутренних дел вызвать скорую медицинскую помощь либо доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

О причинении гражданину телесных повреждений (при наличии признаков причинения вреда здоровью любой тяжести) в результате применения сотрудником полиции огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина (часть 5 статьи 19).

В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона о полиции о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов. Эта обязанность выполняется руководителем (оперативным дежурным) органа внутренних дел.

Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть (часть 7 статьи 19). Выполнение данной обязанности позволяет обеспечить эффективность осмотра места происшествия, способствует объективному разбирательству как по факту противоправных действий лица, которые пресекал сотрудник полиции, так и по вопросу о правомерности причинения сотрудником полиции смерти либо вреда здоровью.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт (часть 8 статьи 19).

Своим рапортом сотрудник полиции должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, по существу, доказать, что создавшаяся обстановка давала ему право прибегнуть к применению огнестрельного оружия.

В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы) (часть 9 статьи 19). В то же время согласно части 2 статьи 30 Закона о полиции «при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом»; в соответствии с частью 2 статьи 42 УК РФ «лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10087 —

| 7527 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.

  2. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
  4. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
Применение оружия без предупреждения сотрудником полиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here