Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения

Помощь в решении вопроса: "Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения" от профессионалов простыми и понятными словами.

Статья 16. Начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения

Статья 16. Начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения

1. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 1 января 2052 года.

2. Положение части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи:

1) бесплатного предоставления земельных участков, осуществляемого в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом;

2) приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения лицами, указанными в пунктах 4 и 7 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

>
Информационное обеспечение оборота земель сельскохозяйственного назначения
Содержание
Закон Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 16. Начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения

Статья 16. Начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения

1. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 1 января 2052 года.

2. Положение части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи:

1) бесплатного предоставления земельных участков, осуществляемого в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом;

2) приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения лицами, указанными в пунктах 4 и 7 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

>
Информационное обеспечение оборота земель сельскохозяйственного назначения
Содержание
Закон Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – земли, которые находятся за территориями населенных пунктов и используются или предназначены для нужд сельского хозяйства. К землям такой категории принято относить сельскохозяйственные угодья, земли, занятие дорогами, коммуникациями, насаждениями, необходимыми для защиты земли от негативного воздействия, водными объектами, зданиями, сооружениями для производства, переработки, хранения сельскохозяйственной продукции.

Приватизация земельных участков – передача права частной собственности на землю гражданам. Такая возможность распространяется на те земли сельхозназначения, которые находятся в муниципальной или государственной собственности. Процесс приватизации регламентируется Земельным Кодексом РФ и рядом Федеральных Законов. Не подлежат приватизации те земли сельскохозяйственного назначения из государственной или муниципальной собственности, расположенные в районах Крайнего Севера и занятые оленьими или отгонными пастбищами.

Приватизировать земельный участок могут физические и юридические лица на основе единоличной, совместной или долевой собственности. В процессе оформления нередко возникают затруднения, чаще всего они связаны с классификацией отрезка территории или наличием ограничений на них.

Порядок приватизации

Участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности, может передаваться без проведения торгов, если физическое или юридическое лицо передало в муниципалитет заявление о заключении договора аренды или купли-продажи в течение 6 месяцев с момента регистрации прав на такой участок. Цена на эту землю устанавливается в размере не более 15% от кадастровой стоимости. Также без торгов могут быть переданы участки крестьянским хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, которые участвуют в программах господдержки в сфере развития сельского хозяйства с целью ведения сельскохозяйственной или любой иной деятельностью, связанной с ним.

Оформление земли в собственность – обязательная процедура. Без нее человек не сможет вступить в право собственности на участок и, следовательно, не будет считаться его собственником. Для этого по окончании процедуры ему нужно обратиться в Росреестр. Только получив все необходимые документы, он сможет распоряжаться своим недвижимым имуществом. Перед тем, как идти в муниципалитет или орган исполнительной власти, необходимо подготовить пакет документов. В него входит:

  • Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • Документ, в котором указано основание для приватизации.
  • Кадастровый план земельного участка.
  • Документ о праве наследования, если владелец участка земельного участка скончался.
  • Оплаченные квитанции.

После того, как ваши документы проверят, их необходимо отправить в Росреестр. Также вы должны подготовить заявление, в котором описаны основания для приватизации. Важно подготовить все документы в двух экземплярах: оригинал после приватизации отдается владельцу участка, копии – остаются в Росреестре. Когда вы соберете весь необходимый пакет документов, отправляйтесь в Росреестр. Важно, чтобы участок, который вы собираетесь приватизировать, был на кадастровом учёте. Если его нет, то орган государственной власти обязан провести подобную процедуру в течение 20 дней. Затраты на постановку на кадастровый учет оплачивает лицо, которое инициировало приватизацию.

После этого осуществляется подготовка межевого плана. Когда все документы будут готовы и получен положительный ответ о приватизации, возникает право собственности. Основанием для него является подписанный договор купли-продажи, а также акт приема-передачи. Важно, чтобы собственник оплатил стоимость земельного участка до подписания последнего документа.

По окончанию процедуры владельцу выдается Свидетельство о собственности. Если же на участке сельскохозяйственного назначения имеются какие-либо строения, пакет документов необходимо дополнить бумагами, которые подтверждают собственность этого гражданина на описанную недвижимость.

В среднем процедура приватизации занимает 15-70 дней, все зависит от полноты подготовленных документов, а также длительности согласования. Согласно Федеральному Закону № 101, субъекты РФ могут установить свои сроки приватизации. Так, в некоторых субъектах приватизация разрешается с момента вступления в силу ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в некоторых — по истечении 49 лет или10 лет после вступления в силу указанного закона. Кроме того, субъекты могут установить и разные сроки приватизации для разных категорий землепользователей (арендаторов и т.п.). Если же закон о приватизации в субъекте не принят, то она осуществляется с 1 января 2004 г.

Читайте так же:  Материнский капитал сейчас

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения

Говоря о приватизации земли сельскохозяйственного назначения, необходимо определиться с тем, что следует считать объектом приватизации.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса, объектом являются земли, находящиеся за чертой сельских и городских селений, используемые для потребностей сельского хозяйства и соответствующие этим целям.

Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:

— сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;

— не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.

Приватизация земельных участков — это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.

Процесс приватизации земельных участков регламентируется действующим законодательством.

Прежде всего, право собственности на землю закреплено в Конституции РФ, где в статье 9 говорится о частной, муниципальной, государственной и других формах собственности на землю. Государство выступает гарантом неприкосновенности и защиты прав частной собственности на землю, защиты прав владельца при совершении сделок с землей.

24 июля 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу через 6 месяцев после его опубликования. В законе определены условия приватизации, на которых предоставляются участки земли из сельскохозяйственных земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью.

В ст.1 Закона говорится о порядке приватизации земельных участков, регулируемом Законом, земельным кодексом РФ и другими законами.

В ст.10 Закона оговорены условия, на основании которых граждане и юридические лица могут получить в собственность или аренду земельные участки. Получить земельный участок можно при участии в торгах. Организацию торгов регламентирует ст.38 Земельного кодекса РФ

Ст.10, п. 4 закрепляет правило, в соответствии с которым арендуемый гражданином или юридическим лицом земельный участок может быть выкуплен по истечении трех лет со времени заключения арендного договора, при условии соответствующего использования. Решение принимается в течение 2 недель со дня оформления заявления в органы государственной власти.

Использование земельных участков для подсобного и дачного хозяйства, строительства жилища и гаражей, в том числе участков, находящихся под строениями и сооружениями, оговаривается ст.1 Земельного кодекса РФ.

Ст. 59 п. 1, п ст. 64, п.1 ЗК РФ оговаривают возникновение земельных споров и признание права собственности на участок земли в судебном порядке.

Ст. 17, ст. 46 Конституции РФ так же гарантируют возможность судебной защиты прав и свобод граждан России, в том числе признание права собственности на землю.

Некоторые особенности приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков реализуется в зависимости от их классификации. Участки делятся по категориям, по существующим до приватизации правам на него (право бессрочного пользования, пожизненно наследуемые, находящиеся в аренде), по территории расположения, по имеющимся на участке строениям (свободные и находящиеся под сооружениями, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам).

Субъекты приватизации — физические и юридические лица, приватизирующие земельные участки на правах единоличной, долевой или совместной (право собственности супругов или лиц, ведущих фермерское хозяйство) собственности.

Порядок, в соответствии с которым происходит приватизация участков земли, предусмотрен Земельным кодексом РФ, с учетом особенностей приватизации для разных категорий участков.

Как уже говорилось выше, для приватизации земельных участков, необходимо внести плату.

Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.

Юридические лица, имеющие земельные участки в бессрочном пользовании, обязаны переоформить право пользования на право аренды или выкупить его в собственность, на основании ст.3, п.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Лица, которым земельные участки были выделены для подсобного или дачного хозяйства, для строительства жилищ и гаражей на правах бессрочного или пожизненно наследуемого владения, должны оформить регистрацию прав собственности на эту землю.

Реализовать приватизацию земельных участков имеют право владельцы построек, под которыми эти участки расположены. Если владельцами постройки, стоящей на земельном участке, являются несколько лиц, то оформляется долевая собственность.

Во многих случаях в процессе приватизации возникают осложнения из-за классификации земельных участков, из-за имеющихся прав физических и юридических лиц на участки земли, из-за необходимости делить участок, а также из-за ограничений приватизации на некоторые участки. В таких случаях возникает необходимость подробного изучения дела и, зачастую, работа с архивными документами.

Оформление права собственности на участки

Оформление земли в собственность — процедура обязательная, потому что право собственности не возникнет до тех пор, пока не будет зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе. Распоряжаться земельным участком без оформления документов на право собственности невозможно.

Начало оформления земли в собственность — это формирование необходимого пакета документов:

— копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

— документы, подтверждающие сведения о том, когда, кем, с какой целью, на каких основаниях был выделен или передавался земельный участок. Подобные документы обязаны представить правления садовых обществ, административные архивы, организации, которыми выдавался участок и пр.;

— официально заверенный кадастровый план участка земли, который запрашивается в кадастровом центре. Если раньше участок не был зарегистрирован, его следует поставить на учет в органах Роснедвижимости;

— в случае смерти владельца, необходимо представить документы о правах наследования (нотариальные или решение суда).

Все документы, квитанция по оплате услуги регистрации земельного участка и соответствующее заявление подаются в Федеральную регистрационную службу.

Читайте так же:  Сбербанк взыскание задолженности по исполнительному листу

Документы, предоставляемые в Федеральную регистрационную службу, подаются в количестве двух экземпляров, один из которых должен быть оригиналом и возвращаться после завершения регистрации правообладателю.

По окончании процедуры оформления земли в собственность владелец получает свидетельство о собственности на земельный участок, а вместе с ним право продажи, обмена, дарения участка и пр.

Некоторые особенности существуют в процессе приватизации земельных участков с имеющимися на них строениями. В пакет документов, помимо оговоренных выше, должны входить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.

Если здание принадлежит нескольким лицам, то заявление на оформление земли в собственность подается от всех владельцев недвижимостью, и право собственности оформляется в долях.

Для упрощения процесса переоформления права собственности на земельные участки 30 июня 2006 г. был принят Федеральный Закон N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», называемый в народе Законом о дачной амнистии, призванный ускорить процесс приватизации земельных участков, которые принадлежат дачным и садоводческим товариществам.

В настоящее время идет активное безвозмездное оформление в собственность земельных участков лицами, которые имели на них бессрочное право пользования.

Особое внимание Закон об амнистии уделяет ускорению регистрации права собственности на участки земли. Чтобы произвести оформление земли в собственность, необходимо собрать следующие документы:

— акт о выделении гражданину земельного участка, выданный государственными органами в установленном законодательством, существующим на момент выдачи этого акта порядке;

— акт, подтверждающий права физического лица на земельный участок, выданный государственными органами, в существующем на момент выдачи этого акта порядке;

[1]

— выписка из похозяйственной книги, предоставляемая для подтверждения права физического лица на земельный участок;

— иной документ, подтверждающий право гражданина на данный участок;

— в обязательном порядке подается кадастровый план участка земли. Если кадастровый номер отсутствует, необходимо определить границы участка, так называемое межевание, и передать информацию в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для регистрации в Государственном земельном кадастре, а затем запросить кадастровый план.

После обращения с этим пакетом документов в Федеральную регистрационную службу, владельцу выдается свидетельство о регистрации права собственности на конкретный участок земли.

Признание права собственности на участок земли

Земля — это объект, отличающийся особой ценностью и особым статусом. Именно с важностью законодательного разграничения земельных отношений связано интенсивное развитие законодательства, в котором законы зачастую входят в противоречие.

Приватизация земельных участков с оформлением права собственности дает возможность гражданам владеть, распоряжаться участком, совершать куплю-продажу, менять, дарить, передавать по наследству либо оставлять в залог. Собственностью на землю обладают и юридические лица, поэтому в последнее время вопрос о признании права собственности на участки земли приобрел особую актуальность.

Судебная защита права на оформление земли в собственность есть один из способов реализации права собственности физических лиц на участки земли.

Зачастую, как свидетельствует судебная практика, причиной споров являются проблемы, возникающие при оформлении земли в собственность гражданами, имеющими право на бесплатную приватизацию. Истцами выступают, как правило, представители администрации, отказывающие гражданам в реализации положенного права. Самостоятельно защищать право собственности на землю граждане имеют возможность, предъявляя иск о признании права собственности на участок земли.

Заявление гражданина о праве на бесплатное оформление владения участком земли на основании закона является предметом иска. Иначе говоря, существует неоформленное право собственности.

Земельный участок становится объектом судебного спора о признании права собственности, причем конкретный участок, так как при подаче искового заявления оговариваются его параметры и кадастровый номер.

Основаниями для подачи иска являются конкретные обстоятельства, подтверждающие то, что гражданин имеет право собственности на землю, такое, как право на пожизненное владение землей. В данном случае истец при оформлении земли в собственность может требовать бесплатного оформления передачи участка земли.

То обстоятельство, что участок земли является муниципальной собственностью, не становится препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.

В случае если органы администрации отказываются признать право гражданина на бесплатную регистрацию собственности на участок земли, это является поводом для подачи в суд с иска о признании права собственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотренный пример — один из большого разнообразия земельных споров, куда могут входить претензии по поводу незаконного раздела земельных участков, нарушения в землепользовании, землеустройстве, наследовании и пр.

Судебные споры о признании права собственности — категория дел, отличающихся большой сложностью, поэтому в большинстве своем требуют досконального знания действующих законов и помощи профессиональных юристов.

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения вызывает немало споров среди землепользователей и собственников, и рассматривая такие споры необходимо учитывать:

— До вступления в силу в 2001 году Земельного кодекса РФ, законодательством не запрещалась приватизация земли сельскохозяйственного назначения. Оформление земельного участка в собственность проходило практически безболезненно.

— В период, со дня вступления в действие Земельного кодекса 2001 года (согласно ст. 8 Закона «О введении в действие ЗК РФ») до вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», приватизация земельных участков не допускалась вовсе. Почти в течение года землепользователи земельных участков категории сельскохозяйственного назначения не могли начать оформление земли в собственность.

— Только с момента вступления в силу Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» была вновь разрешена приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании законов, которые принимали субъекты Российской Федерации, и граждане смогли продолжить оформление земли в собственность.

Достаточно часто в Московскую областную земельную компанию обращаются пользователи земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые успели произвести приватизацию своей земли, получили соответствующие постановления Глав Администраций районов, на территории которых расположены их земельные участки, но вовремя не обратились за государственной регистрацией права собственности. И сейчас, подав документы на регистрацию, получают отказ. Что делать в таком случае? Естественно, опротестовывать решение об отказе в государственной регистрации права собственности в судах. Так как обращение приобретателя участка за государственной регистрацией права собственности на него в период действия такого запрета или действия норм, не позволявших приватизировать земельные участки сельскохозяйственного назначения, само по себе не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.

Читайте так же:  Щитовой дом под материнский капитал

Сегодня достаточно трудно произвести оформление земельного участка в собственность, если он относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Для того, чтобы получить постановление Главы Администрации о передаче земельного участка в собственность, должно быть оформлено немало документов, подтверждающих Ваше право пользования им (в том числе документация, подтверждающая деятельность фермерского хозяйства).

Тем, кто пользуется земельными участками сельскохозяйственного назначения на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования в обязательном порядке должны в ближайшее время решить вопрос оформления земельного участка в собственность. Сегодня рассматривается вопрос об изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения, и вполне естественно, что лишать права пользоваться данными участками будут тех, кто не успел оформить землю в собственность.

Статья 3. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 3 . Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1.Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с 1 января 2007 года.

2. В случае, если гражданин имел право на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно, но не получил его при приватизации земли, ему однократно бесплатно предоставляется земельный участок в размере земельной доли, принятой на момент приватизации земли в сельскохозяйственной организации. Земельный участок выделяется из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а при его отсутствии из земель, переданных сельскохозяйственной организации в постоянное (бессрочное) пользование.

В случае, если земельный участок предоставляется руководителям и специалистам органов местного самоуправления и органов государственной власти области, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, которые имели право на получение земельного участка в собственность, но не реализовали это право, то земельный участок предоставляется однократно бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в размере среднерайонной земельной доли. Земельный участок выделяется из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а при его отсутствии из земель, переданных сельскохозяйственным организациям в постоянное (бессрочное) пользование.

3. В сельскохозяйственных организациях, в которых не завершено распределение земель сельскохозяйственного назначения, право на однократное бесплатное получение доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставляется следующим категориям граждан:

работникам сельскохозяйственных организаций, за исключением временных, сезонных работников, а также лиц, работающих по гражданско-правовым договорам;

пенсионерам, бывшим работникам данной сельскохозяйственной организации, в том числе получающим пенсии по случаю потери кормильца и по инвалидности;

пенсионерам, проживающим на территории, переданной сельскохозяйственной организации в результате реорганизации, но вышедшим на пенсию в той сельскохозяйственной организации, в пользовании которой эти земли находились ранее;

лицам, занятым в социальной сфере на селе (работники организаций здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, образовательных учреждений, расположенных на территории сельскохозяйственной организации);

временно отсутствующим работникам сельскохозяйственных организаций (военнослужащим срочной службы; обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения по направлениям сельскохозяйственной организации).

Решение о приватизации земли принимается общим собранием указанных лиц.

Размер доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный сельскохозяйственной организации в постоянное (бессрочное) пользование, определяется общим собранием и является равным для всех сособственников.

>
Предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Содержание
Закон Тульской области от 7 июня 2004 г. N 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Особенности приватизации земель сельскохозяйственного назначения

Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Федеральными законами, Земельным кодексом Российской Федерации, ФЗ-101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

Субъекты приватизации — физические и юридические лица, приватизирующие земельные участки на правах единоличной, долевой или совместной (право собственности супругов или лиц, ведущих фермерское хозяйство) собственности.

Во многих случаях в процессе приватизации возникают осложнения из-за классификации земельных участков, из-за имеющихся прав физических и юридических лиц на участки земли, из-за необходимости делить участок, а также из-за ограничений приватизации на некоторые участки. В таких случаях возникает необходимость подробного изучения дела и, зачастую, работа с архивными документами.

Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:

— сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;

— не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.

Приватизация земельных участков — это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8420 —

Читайте так же:  Список документов при регистрации ип
| 8038 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения занимают особое место в земельном фонде РФ, их понятие связано со сферой сельскохозяйственного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения включают:

сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние плодовые насаждения);

несельскохозяйственные угодья (земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, не входящие в земли водного фонда замкнутые водоемы, земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции) (п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ).

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земель и используются по особому целевому назначению (например, для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, и т.д.). Использование земли данной категории исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации (например, нельзя возводить здания или сооружения).

Несмотря на то, что земельная реформа в РФ началась более 20 лет назад и в настоящее время активно развивается, приватизация земельных участков остается одним из самых актуальных и проблемных ее направлений, так как ценность земель сельскохозяйственного назначения является причиной злоупотреблений в области правоотношений, связанных с реализацией участков данной категории.

Приватизация земельных участков является одним из способов их реализации и представляет собой передачу земельных участков в собственность пользователю, что является основанием возникновения частной собственности на землю у граждан.

Земельные участки могут предоставляться как платно, так и бесплатно. Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что исковое заявление подлежит удовлетворению, так как оно законное и обоснованное, о чем свидетельствуют объяснения истца Л.Ф. Трофимовой, исследованная в судебном заседании ее трудовая книжка, согласно которой Л.Ф. Трофимова принята членом колхоза «Искра», а также в соответствии с Законом РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» истец как работник СПК «Искра», уволенная из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года и проживающая на территории сельского поселения «Бишкаинский сельсовет» МР Аургазинский район РБ, в котором СПК «Искра» образован, имеет право на бесплатное однократное получение земельной доли.

На основании вышеизложенного суд принял решение удовлетворить заявление Л.Ф. Трофимовой и признать право на однократную бесплатную приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования. Российская Федерация. Аургазинский районный суд Республики Башкортостан. Решение от 21 мая 2012 г. по делу № 2-448/2012 [Электронный ресурс] — СПС «КонсультантПлюс».

Если есть конкретные обстоятельства, подтверждающие право собственности гражданина на землю, например, как в данном случае постоянное (бессрочное) пользование, при оформлении земли в собственность он может требовать бесплатного оформления передачи земельного участка.

Несмотря на то, что фактически земельный участок является муниципальной собственностью, это не является препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.

В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 1, во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 10 Закона порядок приватизации земель сельскохозяйственного назначения определяется Законом, ЗК РФ и Вводным законом О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001г. № 137-ФЗ (в ред. от 23.07.2013г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 44. — Ст. 4148., а дата (момент) начала и цена приватизации земель сельскохозяйственного назначения в пределах 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, предоставлявшихся на правах пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования — законами субъектов РФ. Из абзаца первого пункта 4 статьи 1 Закона следует, что дата начала приватизации должна быть установлена законами субъектов РФ. В тех субъектах РФ, где такая дата еще не наступила, не допускается предоставление участков, находящихся под действием Закона, в частную собственность никаким способом. Если в субъекте РФ не принят закон о дате приватизации участков, то она может осуществляться с 1 января 2004 года (подпункт 1 пункта 1 статьи 19.1 Закона).

Полагаем, что если субъект РФ установил дату начала приватизации ЗСХН, эта дата наступила и после нее начались действия по приватизации участков, то субъект РФ уже не вправе принять закон, «отодвигающий» эту дату и запрещающий приватизацию таких участков. Пункт 4 статьи 1 и подпункт 1 пункта 1 статьи 19.1 Закона позволяют установить «отлагательный» срок начала приватизации только для участков, приватизация которых еще не началась.

Независимо от законов субъектов РФ запрещена приватизация участков иностранными лицами (статья 3 Закона), а также оленьих пастбищ в районах Крайнего Севера и отгонных пастбищ (абзац второй пункта 4 статьи 1 Закона). Законы субъектов РФ подтверждают данное правило. Например, согласно части первой статьи 3 Закона Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» «земли отгонного животноводства относятся к собственности Республики Дагестан и имеют особый статус».

Особенности приобретения прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения

Приобретение гражданами Украины земельных участков сельскохозяйственного назначения путем приватизации предусматривает следующие варианты реализации этого права гражданами.

Упрощенная процедура приватизации

Вариант 1 упрощенной процедуры приватизации регламентируется частями 1, 2 статьи 118 ЗК Украины и предусматривает приватизацию земельных участков гражданами Украины, которым такие земельные участки сельскохозяйственного назначения принадлежат на условиях пользования.

Упрощенная процедура приватизации предполагает несколько условий, наличие которых является обязательным для реализации права граждан по частям 2 ст. 118 ЗК Украины, к которой следует отнести:

Читайте так же:  Материнский капитал обналичить законно ростов на дону

— специальную правосубъектность — гражданство Украины (п. «в» ч. 1 ст. 81 ЗК Украины);

— наличие специального земельно-правового статуса — землепользователя, который должен быть подтвержден государственным актом на право постоянного пользования земельным участком (частями 3-4 ст. 126 ЗК Украины) или договором аренды земли (ч. 5 ст. 126 ЗК Украины);

— наличие технических материалов и документов, которые подтверждают размер земельного участка;

— площадь земельного участка, находящегося в пользовании гражданина, должен соответствовать нормам бесплатной передачи гражданам земельных участков в размерах, определенных в ст. 121 ЗК Украины:

а) для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;

б) для ведения личного крестьянского хозяйства — не больше 2,0 гектара;

в) для ведения садоводства — не больше 0,12 гектара.

Размер земельного участка, передаваемого бесплатно гражданину в собственность в связи с приобретением им права собственности на жилой дом, не может быть меньше, чем максимальный размер земельного участка соответствующего целевого назначения, установленный частью первой настоящей статьи (кроме случаев, если размер земельного участка, на котором расположен дом, является меньшим).

Процедура реализации права граждан на приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения предусматривает:

1) представление гражданином Украины заявления компетентного органа о передаче в собственность земельного участка, находящегося в его пользовании.

Компетентный орган определяется в зависимости от местонахождения земельного участка, которым в соответствии с п. 12 Переходных положений ЗК Украины может быть:

— районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация (если земельный участок находится за пределами населенного пункта);

— сельский, поселковый, городской совет (если земельный участок находится в пределах населенного пункта);

2) принятие компетентным органом в месячный срок решения о приватизации земельного участка;

3) заказ гражданином Украины у субъекта, который имеет лицензию на проведение работ по землеустройству, изготовлению технической документации по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право на земельный участок, состав которого предусмотрен ч. 1 ст. 56 Закона Украины «О землеустройстве» от 22 мая 2003 г.;

4) получение зарегистрированного государственного акта на право собственности на земельный участок.

Вариант 2 упрощенной процедуры приватизации земельных участков регламентируется абз. 2 п. 1 Переходных положений ЗК Украины и предусматривает приватизацию земельных участков гражданами Украины, относительно которых было принято решение органов местного самоуправления о передаче земельных участков в частную собственность, однако не было реализовано до 1 января 2002 г. (дата вступления в силу Земельного кодекса Украины).

Процедура приватизации по указанной нормой предусматривает несколько условий, среди которых следующие:

— наличие решения сельского, поселкового, городского совета, принятого в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26 декабря 1992 г. Исходя из указанного решения совета о передаче земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства в частную собственность гражданина должно быть принято с 15 января 1993 г. (дата опубликования Декрета) по 1 января 2002 г. (дата вступления в силу Земельного кодекса Украины);

— отсутствие выданного на основании данного решения государственного акта на право собственности на земельный участок;

— лицо, которое указано в решении (заинтересованное лицо), или его наследник являются гражданами Украины (п. «в» ч. 1 ст. 81 ЗК Украины);

— наследники заинтересованного лица имеющие свидетельство о праве на наследство или решение суда.

Процедура реализации права граждан на приватизацию земельных участков по абз. 2 п. 1 Переходных положений ЗК Украины предусматривает:

1) представление гражданином Украины (или его наследником) в сельский, поселковый, городской совет заявления об оформлении государственного акта на право собственности на земельный участок.

К заявлению гражданин прилагает:

— решение сельского, поселкового, городского совета, принятое в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26 декабря 1992 г. о передаче земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства в частную собственность гражданина;

— в отношении земельных участков, предоставленных «для ведения личного подсобного хозяйства» — решение сельского, поселкового, городского совета об уточнении целевого назначения земельного участка «с личного подсобного хозяйства» на «ведения личного крестьянского хозяйства»;

— для наследников граждан, указанных в решении совета — свидетельство о праве на наследство или решение суда;

[2]

2) передачу сельским, поселковым, городским советом соответствующего территориального органа Госкомзема заявления гражданина с приложениями по акту приема-передачи;

3) заключение территориальным органом Госкомзема договора на изготовление технической документации по составлению государственного акта на право собственности на земельный участок и договора на изготовление и государственной регистрации государственного акта;

Видео (кликните для воспроизведения).

. 4) получение заинтересованным гражданином или его наследником зарегистрированного государственного акта на право собственности на земельный участок.

Источники


  1. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.

  2. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

  3. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
  4. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here