Прослушивание телефонных разговоров оперативно розыскные мероприятия

Помощь в решении вопроса: "Прослушивание телефонных разговоров оперативно розыскные мероприятия" от профессионалов простыми и понятными словами.

Прослушивание телефонных переговоров

Прослушивание телефонных переговоров – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном слуховом контроле и фиксации телефонных переговоров лиц с использованием специальных технических средств, в целях обнаружения сведений о незаконной деятельности лица, выявления его преступных связей и решения иных задач оперативно-розыскной деятельности.

Указанное мероприятие затрагивает конституционное право гражданина на тайну телефонных переговоров, поэтому оно проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным получением судебного решения о проведении данного мероприятия в течение 48 часов.

Прослушивание телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Прослушивание телефонных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

[2]

Прослушиваться может связь как двусторонняя, так и односторонняя (общение по очереди) и многосторонняя (конференц-связь); как средство связи, принадлежащее определенному человеку (домашний, сотовый телефон), так и средство связи, установленное в определенном месте, где бывает интересуемое лицо (телефон-автомат в определенном месте, телефон в баре и т. д.). Прослушиванию подлежит разговор обоих (всех) абонентов, поскольку прослушивание только одного абонента (например, путем снятия вибраций оконного стекла, колеблющегося от разговора абонента) будет являться не прослушиванием, а наблюдением с использованием специальных технических средств.

В сфере оперативно-розыскной деятельности операторы связи обязаны:

  • предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач;
  • обеспечивать реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий;
  • приостанавливать и возобновлять оказание услуг связи юридическим и физическим лицам на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Результаты прослушивания отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются полученные фонограммы. Фонограммы хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

[1]

Технология прослушивания и записи телефонных переговоров

Сущность и процедура прослушивания и записи переговоров

«Технизация» преступности, оснащение организованных преступ-,ных. сообществ современными средствами коммуникации – от мобильных сотовых телефонов до средств космической связи и широкое их использование при совершении самых различных акций поставили на повестку дня вопрос о принятии правоохранительными органами адекватных мер, позволяющих оперативно предупреждать и раскрывать преступления. Первым шагом на пути решения этой задачи стал Закон СССР и союзных республик от 12 июня 1990 г., он дополнил Основы уголовного судопроизводства ст. 351, допустившей прослушивание и звукозапись телефонных и других переговоров. Этой нормой установлено, что прослушивание переговоров:

  1. может производиться лишь по возбужденному уголовному делу по постановлению следователя или органа дознания с санкции прокурора или по определению суда;
  2. предпринимается при наличии достаточных оснований полагать, что в результате прослушивания будут получены сведения, имеющие существенное значение для дела;
  3. не может продолжаться более шести месяцев;
  4. производится в отношении переговоров подозреваемого, обвиняемого или иных причастных к преступлению лиц, а при угрозе насилием, вымогательстве и других противоправных действиях в отношении потерпевшего или свидетеля по их заявлению или с их согласия – и их переговоров.

Этим законом было также установлено, что о проведенном прослушивании и звукозаписи составляется протокол с кратким изложением фонограммы переговоров, имеющих отношение к делу; фонограмма приобщается к делу. Сама процедура прослушивания и звукозаписи должна была быть регламентирована республиканским законодательством. Однако до издания нового УПК России соответствующая норма так и не появилась (в проекте нового УПК России она предусмотрена); некоторые коррективы в ст. 351 внесены иными федеральными законами.

Так, ст. 32 Федерального закона «О связи» от 16 февраля 1995 г. установила, что прослушивание телефонных переговоров допускается только по судебному решению. Это же правило содержится в Феде ральном законе «О почтовой связи» от 9 августа 1995 г. и в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. (ст.8). ‘

Отсутствие в действующем УПК четкой регламентации рассматриваемого действия не позволяет однозначно решить вопрос, в каких случаях оно представляет собой следственное действие,’ а в каких – оперативно-розыскное мероприятие, результаты которого еще только могут стать доказательствами по делу при соблюдении необходимых процедур. Можно полагать, что в случаях, когда прослушивание и запись переговоров производятся по постановлению следователя или дознава-теля, имеет место следственное действие. Если же они проводятся по мотивированному установлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, то налицо оперативно-розыскное мероприятие, результаты которого используются по общим правилам УПК (ст. 8, 9, 11-Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Различие между тем и другим – лишь в статусе полученных результатов, основания же этого мероприятия практически одни и те же.

Такими основаниями служат:

  • непосредственное усмотрение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, получившего сведения о противоправном деянии и причастных к нему лицах, о событиях и действиях, угрожающих безопасности страны, об уклоняющихся от явки в органы дознания, следствия и суда или от уголовного наказания лицах, о лицах, без вести пропавших (ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);
  • обоснованный прогноз органа расследования о возможности получить путем прослушивания и записи переговоров сведения, имеющие существенное значение по делу;
  • наличие угрозы насилием, вымогательства или других противоправных действий в отношении потерпевшего или свидетеля или иных связанных с ними лиц.
Читайте так же:  Срок кассационного обжалования приговора по уголовному делу

Как следует из изложенного, субъектами, чьи переговоры прослушиваются, являются подозреваемые, обвиняемые и иные причастные к преступлению лица.

Под иными причастными к преступлению обычно понимаются лица, в отношении которых в деле имеются материалы об их возможном участии в совершении или сокрытии преступления, орудий и средств преступления и иных объектов, а также те, кто в иной противоправной форме препятствует установлению истины по делу (в том числе коррумпированные связи виновных).

Другой категорией субъектов, переговоры которых могут прослушиваться и фиксироваться, являются потерпевшие и свидетели. Прослушивание и запись их переговоров допускается, как было сказано, лишь при наличии противоправных действий в отношении этих лиц или их близких. Обязательным условием прослушивания и записи их переговоров следует считать заявление потерпевшего или свидетеля либо их согласие.

Прослушиванием обозначается подключение к переговорному устройству систем городской, междугородней, международной, радиотелефонной, радиорелейной, высокочастотной, космической и других видов связи – радио, селекторных и т. д. Технические сотрудники предприятия связи, оказывающие содействие в прослушивании переговоров, предупреждаются об ответственности за разглашение ставших им известных сведений.

Технология прослушивания и записи переговоров

В постановлении о прослушивании и записи переговоров должно быть указано, с каких переговорных устройств они будут вестись, их номера и другие обозначения, адреса, где установлены или по которым абонированы устройства, участники переговоров, время прослушивания и кому оно поручено.

Следует иметь в виду, что фонозапись переговоров прослушивается по аналогии с процедурой следственного осмотра. В том случае, если следователь является участником процедуры, он становится свидетелем со всеми вытекающими из этого процессуальными последствиями.

Переговоры прослушиваются специально уполномоченными на то лицами из числа операторов предприятия связи или особым оперативно-техническим подразделением органа дознания. В прослушивании могут участвовать потерпевший или иное лицо, в чей адрес высказываются угрозы или противоправные требования.

Звукозапись переговоров ведется в автоматическом режиме, независимо от того, осуществляется ли параллельно их прослушивание или нет. При непосредственном восприятии значимая для дела информация .может немедленно передаваться органу расследования. Запись же прослушивается периодически органом расследования с участием специалиста в присутствии понятых. При этом значимая информация переносится на единый носитель, а не имеющая отношение к делу стирается.

В протоколе указываются, какие части записи перенесены на единый носитель и что он собой представляет; при необходимости излагается значимая информация либо начальная и конечная фразы записанного разговора.

В тех случаях, когда запись производилась по поручению следователя, протокол прослушивания вместе со звукозаписью (кассетой), рапортом или препроводительным письмом представляется ему от органа дознания в опечатанном виде. Следователь осматривает их с участием понятых (и при необходимости специалиста) и прослушивает записи. Все материалы прослушивания, записи и протокол их осмотра приобщаются к делу в качестве источника доказательств. Протокол осмотра фонограммы составляется с соблюдением требований ст. 141 и 1411 УПК. В протоколе указываются внешний вид и технические параметры кассеты; признаки, свидетельствующие о возможных изменениях; содержание фонограммы. В целях установления подлинности и цельности фонозаписи, а также идентификации личности участников переговоров может быть проведена фоноскопическая экспертиза.

Прослушивание телефонных и иных переговоров как следственное и оперативно-розыскное действие

Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) — это ОРМ, осуществляемое на основании судебного решения с использованием специальных технических средств и состоящее в слуховом контроле, а также фиксации разговоров физических лиц (проверяемых, разрабатываемых), ведущихся по телефонным линиям связи.

ПТП заключается в негласном контроле за речевым общением, осуществляемым посредством проводной и беспроводной телефонной связи, путем подключения к станционной аппаратуре предприятий, учреждений или организаций связи либо к проводной линии связи или сканирования радиосигнала телефона объекта прослушивания.

ПТП предполагает контроль переговоров обоих абонентов, причем посредством использования подключения либо сканирования радиоканала. Прослушивание (слуховой контроль) телефонного разговора только одного из абонентов, в том числе с использованием технических средств, без вторжения (подключения) в сети связи не образует рассматриваемого ОРМ, а представляет собой разновидность электронного наблюдения.

Это, например, использование радиомикрофона, для снятия речевой информации в помещении, где находится объект ОРМ, либо слуховой контроль телефонного разговора, ведущегося с телефона-автомата и др., при незначительном удалении от объекта, когда его разговор слышен, либо при помощи специальной аппаратуры, усиливающей звуковой сигнал.

В зависимости от способа прослушивания, использования при этом технических средств ПТП может проводиться как самостоятельно ОРО ОВД, ФСБ, так и с привлечением (использованием) возможностей предприятий, учреждений, организаций, предоставляющих услуги и средства связи.

Предприятия связи, операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, действующие на территории РФ, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны в соответствии с законодательством РФ оказывать содействие и предоставлять ОРО, возможность проведения ПТП на сетях связи, а также принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения ПТП.

ПТП проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления, вынесенного руководителем ОРО, в случаях, не терпящих отлагательства, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, а также в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц — по их заявлению или с их согласия в письменной форме (см. ст.8 ФЗ об ОРД).

Предметом прослушивания могут быть только переговоры, ведущиеся с телефонов конкретных лиц либо находящихся в определенном адресе, где проживает (постоянно или временно), может скрывается, откуда либо куда может звонить соответствующее лицо — объект мероприятия. Прослушивание допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях (ст.8 ФЗ об ОРД).

Читайте так же:  Что такое международное публичное и международное частное право

Законодатель выделяет три категории объектов мероприятия по прослушиванию телефонных и иных переговоров. Это обвиняемые, подозреваемые и лица, которые могут располагать сведениями о тяжких или особо тяжких преступлениях.

Запись должна быть подлинной, а не копией, содержать полный текст, а не его части, т.е. должна исключать сомнения относительно ее монтажа. Установленный порядок хранения такой фонограммы исключает возможность подмены записи, ее фальсификацию, приведение в состояние, непригодное для проведения экспертного исследования, а также обеспечивает соблюдение прав и свобод человека при осуществлении ОРД.

Правила представления результатов ПТП в целях использования их в уголовном судопроизводстве ограничиваются требованиями вынесения об этом постановления руководителя ОРО. Однако немаловажно представление материалов звукозаписи переговоров таким образом, чтобы исключались сомнения в возможности внесения каких-либо изменений в содержащуюся в материалах информацию.

Для этого целесообразно представлять магнитную ленту (или другой технический носитель информации) в опечатанном виде, указывать в постановлении техническую характеристику аппаратуры, с помощью которой сделана запись телефонных переговоров, во избежание утраты информации при воспроизведении в процессе решения вопроса о допустимости использования в уголовно-процессуальном доказывании.

Важно, чтобы прослушивались только телефонные переговоры заявителя или лица, давшего согласие на прослушивание. Если осуществляется прослушивание телефона коллективного пользования, то в рассматриваемых условиях такое ОРМ может проводиться только при непосредственном подключении к телефонной линии абонента, когда контролироваться могут непосредственно разговоры этого лица.

Если телефон принадлежит конкретному пользователю, возможно проведение прослушивания и силами спецподразделений с подключением к станционной аппаратуре АТС.

Необходимо отметить, что в рассматриваемых случаях прослушиванию подлежат только входящие телефонные звонки. При этом представляется допустимой и запись переговоров.

К числу руководителей, с санкции которых может проводиться прослушивание при указанных обстоятельствах, следует относить начальника и его заместителя, ведающего ОРД, по месту проведения мероприятия.

Законодатель не указывает форму обязательного уведомления суда (судьи) как в случае неотложного проведения ОРМ, так и применительно к случаям прослушивания по заявлению или с согласия лица. Это дает возможность толковать форму уведомления суда как письменную или устную.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основания для прослушивания телефонных переговоров

Прослушивание телефонных переговоров зачастую вызывает обеспокоенность граждан по поводу ограничения их конституционных прав и свобод. Указанный вопрос все чаще становится предметом освещения различными источниками СМИ, причем со значительным преувеличением возможностей оперативно-розыскных органов. В действительности же массовое прослушивание граждан противоречит основополагающим принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации, кроме того дискреционная возможность правоприменения у правоохранительных органов отсутствует, напротив, их действия в данной сфере четко регулируются действующим законодательством.

Так, статья 2 Конституции Российской Федерации предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Часть 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации контроль и запись переговоров допускается при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела.

Одним из обязательных условий для проведения указанного следственного действия является наличие возбужденного уголовного дела. Разрешение на проведение такого следственного действия предоставляется органу,

осуществляющему предварительное расследование, исключительно на основании решения суда.

Также прослушивание телефонных переговоров осуществляется при проведении оперативно-розыскной деятельности в качестве одного из оперативно-розыскного мероприятия, полный перечень которых указан в статье 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Федеральный закон №144-ФЗ).

Однако существует необходимое для этого условие, закрепленное в статье 8 Федерального закона №144-ФЗ.

Так, прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Произвольное же прослушивание и съем информации влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 138 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Резюмируя указанную информацию, необходимо отметить, что для реализации компетентными органами такого мероприятия как прослушивание телефонных и иных переговоров, высший законодательный орган Российской Федерации предусмотрел исчерпывающий перечень условий, которые закреплены в приведенных выше Федеральных законах.

Таким образом, неукоснительное соблюдение Закона избавит правоохранительные органы от необходимости и целесообразности прослушивать мобильные телефоны и иные средства связи граждан.

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Условия проведения ОРМ – это установленные законодателем специальные правила, выполнение которых способствует эффективности осуществления конкретного ОРМ и гарантирует соблюдение принципов ОРД.

Всю совокупность условий, изложенных в ст. 8 ФЗ «Об ОРД» целесообразно разделить на следующие группы:

— общие условия проведения ОРМ;

— условия проведения ОРМ ведомственного санкционирования;

— условия проведения ОРМ судебного санкционирования.

Общим условием проведения ОРМ является то, что гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ на территории РФ, что является реализацией принципа равенства всех граждан перед закон и судом. Тем не менее в ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» определяется возможность исключения из данного правила, указанием «если иное не предусмотрено федеральным законом».

Читайте так же:  Ответственность за непредоставление сведений о доходах госслужащего

Общим правилом проведения ОРМ ведомственного санкционирования является их проведение на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

К данному правилу есть уточнение, касающееся того, что такое постановление требуется только для проведения проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен.

Существует условие проведения оперативного эксперимента, а именно, его проведение допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Общим правилом проведения ОРМ судебного санкционирования является необходимость получения судебного решения.

Следующим общим правилом проведения ОРМ судебного санкционирования, является наличие следующей информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Процедура получения судебного решения регламентирована ст. 9 ФЗ «Об ОРД».

Видео (кликните для воспроизведения).

Основанием для решения судьей вопроса о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае, если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

Вместе с тем есть целый ряд исключений допускающий либо начало проведения, либо само проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, без судебного решения. Такие исключения законодателем определяются как:

Ø случаи не терпящие отлагательств;

Ø случаи возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц;

Ø случаи проведения ОРМ, обеспечивающих безопасность органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно — розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно — розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, проводятся в соответствии с ФЗ «Об ОРД» и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Разрешается осуществлять ОРМ судебного санкционирования, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Существуют отдельные условия проведения такого ОРМ как прослушивание телефонных переговоров. Их можно определить следующим образом:

· допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а также лиц, которые могут располагать сведениями о таких преступлениях;

· фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами;

· в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с ФЗ «Об ОРД», фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особо оговариваются в ст. 8.1 ФЗ «Об ОРД» условия проведения ОРМ органами ФСБ в отношении иностранных инвесторов. В целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить любые ОРМ.

Читайте так же:  Заявление-претензия на возврат денег за товар

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Прослушивание телефонных переговоров как ОРМ.

Определение прослушивания телефонных и (или) иных переговоров (далее – ПТиИП) – это конспиративный слуховой контроль посредством технических средств переговоров или односторонних звуковых сообщений, ведущихся с помощью телефонной связи, а равно контроль речевой информации, включая тонально-эмоциональную, любого, кроме телефонного, конфиденциального устного общения между двумя и более лицами или односторонних устных сообщений (без использования ими электрических сетей) и, как правило, их фиксация.

Наряду с прослушиваем телефонных переговоров в ОРД стало законным и допустимым прослушивание и иных переговоров. Суть его состоит в контроле речевой информации, включая тонально-эмоциональную, любого, кроме телефонного, устного общения между двумя и более лицами или одностороннего устного звукового сообщения (без использования ими электрических сетей) при условии их конфиденциальности. Не образует прослушивания иных переговоров восприятие беседы лиц в общественных местах (кинотеатр, ресторан, стадион, транспорт общего пользования и т.п.).

Нормативно ПТиИП прослушивание телефонных и иных переговоров определено в ФЗ об ОРД. Отдельные его правила изложены в ФЗ о связи, в ФЗ о федеральной службе безопасности, Указе Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, для реализации результатов ПТиИП применяют Инструкцию о результатах ОРД.

Объект ПТиИП усеченный. С его помощью допустимо защищать не все общественные отношения, предусмотренные ФЗ об ОРД, а только те блага, на которые совершают преступные посягательства. Причем допустима защита только от преступления средней тяжести, тяжких и особо тяжких.

Обязательным признаком в объекте этого ОРМ выступает лицо – носитель информации. Он специфичен. Во-первых, при проведении ПТиИП речь идет, как правило, о прослушивании не одного, а одновременно двух лиц, ведущих переговоры. Во-вторых, лицом – носителем информации может стать как изучаемое лицо, так и лицо, случайно попавшее в зону оперативного изучения – любой человек, позвонивший или устно сообщивший что-либо изучаемому лицу (последнее особо сопряжено с ограничением конституционных прав граждан на тайну телефонных и иных переговоров, а потому накладывает дополнительные обязательства на опера-тивно-розыскной орган).

Среди изучаемых лиц – носителей информации, в отношении которых допустимо проводить ПТиИП, выделяют: а) тех, которые упомянуты в ФЗ об ОРД– подозреваемых в совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, лиц, которые могут располагать сведениями о совершении преступления указанных категорий; б) тех, которые упомянуты в УПК, – лиц, обвиняемых в совершении преступления.

С точки зрения пользования телефонной связью среди лиц – носителей информации выделяют: 1) абонента: а) пользователя услугами телефонной связи, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера; б) физического лица (гражданина) или юридического лица, с которыми заключен договор об оказании услуг подвижной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; 2) иного человека, который устно сообщает что-либо по телефону, т.е. пользователя услугами телефонной связи – лица, заказывающего и (или) использующего услуги телефонной связи.

Кроме того, для первого основного вида ПТиИП – собственно ПТП (исключая прослушивание иных переговоров) в качестве обязательного признака, характеризующего его объект, выступает предмет. Он представлен в качестве технических устройств, с помощью которых возможна телефонная связь (телефонный аппарат, радиотелефон, аппарат подвижной спутниковой радиосвязи и т.п.) и других средств.

Виды ПТиИП. В зависимости от средства передачи информации различают прослушивание:

1) собственно телефонных переговоров или сообщений (первый основной вид ПТиИП). Характерным и обязательным признаком здесь является подключение к линии телефонной связи или сканирование радиоканала.

2) иных устных переговоров (второй основной вид ПТиИП). Характерным признаком этого вида ПТиИП выступает прослушивание любого разговора вне линии телефонной связи, помимо воли лица, передающего или принимающего устное сообщение (например, применение специального звукоулавливающего устройства, усиливающего звуковой сигнал).

Кроме того, различают и другие виды ПТиИП (дополнительные). Так, в зависимости от лица, чей разговор прослушивают, различают ПТиИП: а) изучаемого лица и его возможных соучастников в совершении преступления; б) связей изучаемого лица (родственников, близких лиц, знакомых и др.); в) лица, в отношении жизни, здоровья или собственности которого высказывались угрозы преступного посягательства.

В зависимости от характера сообщения выделяют контроль: а) устной речи (одного лица, переговоров двух и более лиц); б) передачи односторонних звуковых сообщений, включая тонально-эмоциональные; в) фактов о входящих и (или) исходящих телефонных звонках.

В зависимости от продолжительности проведения ПТиИП бывает продолжаемым (до 180 суток) и разовым.

Форма проведения ПТиИП в его основном составе единственная – негласное прослушивание.

Место проведения этого ОРМ в ФЗ об ОРД не определено.

Время (сроки) ПТиИП. Законодателем установлен только максимальный предел возможного проведения ПТП – 180 суток со дня вынесения судьей разрешающего постановления (он может быть продлен судьей по соответствующему ходатайству).

Используемые средства. При проведении ПТиИП его субъекты вправе, как и при любом другом ОРМ, использовать технические и иные средства. Однако в отличие от некоторых других ОРМ для проведения ПТиИП наличие определенных средств (орудий) является обязательным признаком состава этого ОРМ для его первого вида (собственно ПТП).

В результате ПТиИП в обязательном порядке возникают следующие юридически значимые последствия:

– происходит законное расширение круга носителей тайны телефонных и иных переговоров (за счет оперативников, судей и других субъектов, участников ПТП) с возникновением у них соответствующих обязанностей, прав и юридической ответственности;

Читайте так же:  Повторное предъявление исполнительного документа к исполнению

– негативного свойства – ограничение конституционного права каждого на тайну телефонных и иных переговоров.

Субъект проведения ПТиИП сложный: 1) основной должен содержать не менее четырех субъектов: а) инициатора задания – оперативника; б) лица, утверждающего задание, – руководителя оперативно-розыскного органа; в) санкционирующего лица – судьи; г) исполнителя – сотрудника оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа; 2) дополнительный – специалист, операторы связи, переводчик и т.д.

Характеристика особенностей ограничительного состава прослушивание телефонных и иных переговоров (ПТиИП). Известны специальные условия проведения такого ОРМ. Они связаны с:

1) подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи. Прослушивание телефонных переговоров проводится: а) только с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ России, МВД России; б) в особом правовом режиме – в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД;

2) характером и содержанием предмета контроля. Так, прослушивание переговоров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, допускается при условии соблюдения режима секретного делопроизводства.

Субъект в этом составе ПТиИП также специфичен: 1) если инициатором задания для проведения ПТП вправе выступать оперативники всех оперативно-розыскных органов, то исполнителем могут быть только оперативно-технические подразделения ФСБ России, МВД России; 2) физические и юридические лица в России, предоставляющие услуги электросвязи всех видов, обязаны по требованию ФСБ России включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий ФСБ России.

Характеристика особенностей льготного состава ПТиИП. Различаю два вида такого льготного состава:

1) характерный для случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России;

2) связанный с необходимостью экстренной защиты жизни, здоровья или собственности лица, обратившегося в оперативно-розыскной орган с просьбой о такой защите.

Первый вид льготного состава ПТиИП характеризуется следующими особенностями. Для проведения этого вида ПТП обязательно:

– специальное фактическое основание для начала – возникновение угрозы жизни, здоровью или собственности определенному человеку, о наличии которой оперативники узнают от лица, обратившегося к ним с просьбой о защите;

– наличие заявления лица на проведение ПТП или его согласия на его проведение, выраженного в письменной форме;

– наличие постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД;

– уведомление судьи в течение 48 ч о начале его проведения;

– получение оперативно-розыскным органом в течение 48 ч с момента его начала судебного решения на его дальнейшее проведение;

– прекращение проведения в случае отказа судьи.

Предмет ПТП здесь специфичен. Им может быть только телефон лица, обратившегося с заявлением в оперативно-розыскной орган и давшего согласие на прослушивание переговоров, ведущихся с принадлежащего ему телефона.

Лицо – носитель информации также весьма специфичен. Если признаки лица, которого подозревают в совершении тяжкого (особо тяжкого) преступления, неизменны по сравнению с основным составом, то юридический статус заявителя специфичен, так как с момента обращения в оперативно-розыскной орган он становится защищаемым лицом.

Форма проведения ПТП в льготном составе характеризуется тем, что в отношении одного из абонентов проводится негласное прослушивание, как и в основном ПТП. В отношении же другого – заявителя ПТП, с его согласия оно проводится гласно (для него самого).

Субъект в этом составе ПТП также специфичен.

В основном субъекте для начала проведения ПТП достаточно наличия не четырех, как при основном ПТП, а трех участников: 1) инициатора задания – оперативника; 2) лица, разрешившего проведение ПТП, – руководителя оперативно-розыскного органа; 3) исполнителя – сотрудника оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа.

Судья как четвертый обязательный участник «появляется» после начала проведения ПТП. Причем его роль иная по сравнению с основным составом ПТП. Он только продлевает его при наличии оснований.

Второй вид льготного состава ПТП характеризуется следующим. Так, для проведения контроля переговоров без предварительного разрешения судьи обязательно особое фактическое основание для начала: а) наличие случая, который не терпит отлагательства и может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления; б) наличие данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России.

Для ПТП второго вида обязательно: а) наличие мотивированного постановления одного из руководителей оперативно-розыскного органа; б) уведомление суда (судьи) в течение 24 ч о начале его проведения; в) получение оперативно-розыскным органом в течение 48 ч с момента начала судебного решения на его дальнейшее проведение; г) прекращение проведения в случае отказа судьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъект в этом составе ПТП имеет особенности. Вместо четырех обязательных участников основного ПТП для его начала достаточно наличия трех: 1) инициатора задания; 2) лица, разрешившего проведение этого ОРМ, – руководителя оперативно-розыскного органа; 3) исполнителя – сотрудника оперативно-технического подразделения.

Источники


  1. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

  3. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
  4. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
Прослушивание телефонных разговоров оперативно розыскные мероприятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here