Сдача в аренду нежилого помещения государственным учреждением

Помощь в решении вопроса: "Сдача в аренду нежилого помещения государственным учреждением" от профессионалов простыми и понятными словами.

Сдача в аренду нежилого помещения государственным учреждением

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение хочет передать в аренду помещения (часть здания), находящиеся у него в оперативном управлении.
Неизвестны общая площадь помещений, планируемых к передаче в аренду, а также общая площадь здания, в котором они находятся. Арендатором, предположительно, будет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (коммерческая организация или ИП).
Будет ли являться передача помещений в аренду основанием для изъятия имущества собственником как излишнего и неиспользуемого?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

10 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Вправе ли государственное бюджетное учреждение сдавать в аренду помещения?

Каким НПА это регулируется?

Имущество, находящееся на балансе бюджетного учреждения, принадлежит ему на праве оперативного управления (ст. 161 БК РФ). Полномочия юридических лиц по распоряжению таким имуществом зависят от решений его собственника. То есть сдавать в аренду временно свободные помещения (площади) бюджетные учреждения могут только с согласия собственника имущества. В данном материале рассмотрены правовые аспекты сдачи в аренду временно свободных помещений и вопросы по отражению соответствующих операций в бюджетном учете арендодателя (собственника) и балансодержателя имущества.

об аренде имущества

Порядок заключения и исполнения договора аренды недвижимого имущества регулируется гл. 34 «Аренда» ГК РФ. Договор аренды здания или сооружения должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора аренды влечет его недействительность (ст. 651 ГК РФ).

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 650 ГК РФ). Передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (ст. 655 ГК РФ). Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ), поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» аренда имущества подлежит обязательной государственной регистрации. Однако в п. 2 ст. 651 ГК РФ уточнено, что договор аренды здания или сооружения должен быть зарегистрирован только в случае, если он заключен на срок не менее года. Договор считается заключенным с момента регистрации. Бюджетные учреждения редко сдают в аренду здание целиком, в основном предоставляют часть нежилого помещения. Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в ГК РФ отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53 (далее — Информационное письмо N 53) должны применяться правила п. 2 ст. 651 ГК РФ.

О субъекте, уплачивающем НДС, в случае аренды имущества у бюджетного учреждения

При сдаче в аренду муниципального имущества бюджетное учреждение само платит НДС. Для случаев, когда у организации арендуется муниципальное имущество, переданное ей в оперативное управление, исключения из общих правил расчета и уплаты НДС не предусмотрены. Следовательно, налог перечисляет арендодатель, арендатор налоговым агентом не признается.

Напомним, иногда при аренде федерального, регионального или муниципального имущества налоговым агентом по НДС выступает арендатор. Он удерживает средства из арендной платы и перечисляет их в бюджет, если имущество предоставлено в аренду органом госвласти или местного самоуправления.

Разъяснения Минфина касаются бюджетных учреждений. У ведомства аналогичнаяточка зрения и в отношении автономных учреждений.

Вопрос: ГБУ (арендодатель) заключило договор с ООО на предоставление в аренду нежилых помещений, расположенных в здании, закрепленном за ГБУ на праве оперативного управления. Здание находится в собственности города. ООО (арендатор) оплачивает аренду с учетом НДС.

ГБУ не уплачивает НДС.

Кто должен уплачивать НДС при аренде — арендатор или арендодатель?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 июля 2016 г. N 03-07-14/39827

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении услуг по аренде муниципального имущества, закрепленного за государственным бюджетным предприятием на праве оперативного управления, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Читайте так же:  Материнский капитал при рождении двойни

Пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлен особый порядок применения налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.

В отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, переданного организации в оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость главой 21 Кодекса не предусмотрено. Поэтому при оказании организацией услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, переданного ей в оперативное управление, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация — арендодатель этого имущества.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Сдача в аренду помещения госучреждением физлицу: правовые аспекты договорных отношений, налогообложение

В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду может быть передано любое движимое и недвижимое имущество, которое не утрачивает свои натуральные свойства в процессе использования, т. е. так называемые непотребляемые вещи.

Специфика условий договора аренды во многом обусловлена различными признаками его предмета (вид имущества, недвижимое или движимое имущество, назначение, источник приобретения этого имущества и т.п.).

Форма договора: договор аренды в обязательном порядке подлежит заключению в письменной форме. Несоблюдение формы договора влечет его недействительность.

Срок договора: согласно ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

Арендная плата: договор аренды всегда является возмездным, в силу чего размер арендной платы должен быть установлен непосредственно в договоре. В соответствии с п. 3. ст. 614 ГК РФ размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

При заключении договора аренды желательно детально определить порядок компенсации арендатором коммунальных, эксплуатационных и иных расходов, которые несет арендодатель в отношении переданного в аренду имущества (если арендатор не заключает договоры на оказание соответствующих услуг самостоятельно). Подобные расходы арендодателя могут учитываться при определении размера арендной платы (в т. ч. в качестве ее переменной части). Однако наибольшее распространение в настоящее время получила практика их компенсации сверх суммы арендной платы. Такой способ расчетов позволяет обеспечить прозрачность денежных потоков, имеющих различное целевое назначение, минимизировать налоговые риски и объективно подойти к решению вопроса определения суммы, на которую будет уменьшаться субсидия на выполнение задания в связи с передачей имущества в аренду.

Нормы налогового и гражданского законодательства не запрещают заключать соглашения о возмещении расходов по уплате «имущественных» налогов (налога на имущество организаций, земельного и транспортного налога) в соответствии с договорами возмещения затрат при передаче имущества в аренду. На практике некоторые органы власти при определении порядка передачи в аренду объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, прямо предусматривают обязанность арендаторов по компенсации указанных расходов.

Права и обязанности сторон: этот раздел договора требует особой проработки и учета ряда конкретных обстоятельств, в том числе позиции учредителя по отдельным вопросам. В договоре аренды необходимо определить полномочия арендатора, связанные с продлением действия договора и возможностью распоряжения им объектом аренды.

В договоре необходимо распределить обязанности по содержанию арендуемого имущества и определить взаимоотношения сторон по поводу его улучшений. По общему правилу, установленному ст. 616 ГК РФ, на арендодателя возлагается обязанность по проведению за свой счет капитального ремонта имущества, переданного в аренду, а на арендатора — обязанности по поддержанию в исправном состоянии, осуществлению за свой счет текущего ремонта и несению расходов на содержание такого имущества.

В договоре аренды необходимо урегулировать и другие вопросы: порядок досрочного прекращения договора, ответственность сторон за нарушения условий договор аренды, др.

С выплаченной арендной платы учреждение должно исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ, также необходимо завести на арендодателя карточку учета доходов, что предусмотрено п. 1, 2 ст. 226, 230 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ учреждение не вправе перекладывать обязанность по уплате НДФЛ на гражданина.

Данные разъяснения даны в письмах Минфина России от 27.02.2013 № 03-04-06/5601, от 15.04.2013 № 03-04-05/12586.

Источник: электронная система «Госфинансы»

Вправе ли федеральное казенное учреждение сдавать в аренду помещения?

Вправе ли федеральное казенное учреждение сдавать в аренду помещения, принадлежащие ему на праве оперативного управления? Собственник помещений — РФ.

Нет не вправе, только с согласия собственника.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)

Статья 296. Право оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Здравствуйте! Решение по сдаче в аренду государственного и муниципального имущества казенными учреждениями принимает уполномоченный орган учредителя – Комитет по управлению имуществом, который также уполномочен на подписание договоров аренды от имени учредителя. Решение по сдаче в аренду государственного и муниципального имущества бюджетными и автономными учреждениями принимает самостоятельно учреждение (для бюджетных учреждений необходимо согласие собственника, а для автономных учреждений – согласие наблюдательного совета). Согласно ст. 214, 215 ГК РФ государственное и муниципальное имущество может быть разделено на две группы:

— имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями;

[1]

— имущество, не закрепленное за вышеуказанными юридическими лицами, составляющее государственную и муниципальную казну. При этом права собственника осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления и при сдаче в аренду имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в договоре может появиться сторона – балансодержатель.

Читайте так же:  Заявление на опекунство над ребенком

В договоре аренды должен предусматриваться состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений. Существенным условием договора аренды здания, сооружения, нежилого помещения является размер арендной платы (п. 1 ст. 654 ГК РФ). При этом в случаях, когда плата за аренду здания или сооружения установлена в договоре на единицу площади здания (сооружения), арендная плата определяется исходя из фактического размера переданного арендатору здания или сооружения (п. 3 ст. 654 ГК РФ). На практике размер арендной платы в большинстве случаев устанавливается в определенной сумме за месяц или год за квадратный метр. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается незаключенным.

Статьей 41 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) «Доходы бюджета» предусмотрено, что «доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных» признаются доходами бюджета.

Новые правила сдачи имущества в аренду

Как правило, федеральные бюджетные учреждения не являются собственниками сдаваемого ими в аренду недвижимого имущества. Чаще всего имущество принадлежит Российской Федерации. На практике полномочия собственника имущества делегируются Российской Федерацией конкретному органу исполнительной власти, в чьем ведении находится то или иное бюджетное учреждение. Сами учреждения владеют таким имуществом на правах оперативного управления.

Поэтому органы исполнительной власти издают методические документы, в которых закреплен алгоритм сдачи в аренду федерального имущества. Один из таких документов — письмо Роспотребнадзора от 15 февраля 2010 г. № 01/2028-0-32 «О вопросах представления временно свободных помещений в аренду в 2010 году». Письмо адресовано бюджетным учреждениям здравоохранения и науки. Однако оно, по мнению автора, может представлять практический интерес для бюджетных учреждений и других сфер. Итак, на что обращает внимание бюджетных учреждений Роспотребнадзор? Об этом далее.

В письме чиновники отметили, что для сдачи в аренду временно свободных площадей учреждению необходимо иметь согласие собственника. При этом такое требование вполне соответствует законодательству.

Дело в том, что бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Так сказано в пункте 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ. Заключая договор аренды, учреждение как раз распоряжается недвижимым имуществом.

Процедура согласования должна выглядеть следующим образом. В адрес собственника направляются:
— обращение или заявление, подписанное руководителем учреждения, с просьбой о разрешении предоставить временно свободные помещения в аренду;
— пояснительная записка, содержащая характеристику зданий и помещений, предоставляемых в аренду, экономические расчеты и влияние сдачи в аренду помещений на результаты деятельности учреждения.

Разрешение необходимо получить до заключения договора аренды (пролонгации ранее заключенных договоров).

О том, в каком порядке учреждение может расходовать средства, полученные от сдачи имущества в аренду, установлено частью 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ. Напомним, что нормы этого закона, касающиеся аренды, носят временный характер. Они действуют до появления отдельного федерального закона, в котором будет изложен порядок использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Учитывая этот закон и другие нормативные акты, специалисты Роспотребнадзора обратили внимание на следующее.

Доходы, получаемые от сдачи временно свободных площадей в аренду, являются дополнительным источником бюджетного финансирования. Оно направляется на содержание и развитие материально-технической базы учреждения сверх сумм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете.

Видео (кликните для воспроизведения).

Это же относится к остаткам средств федерального бюджета на 1 января 2010 года, которые образовались на счетах Федерального казначейства по доходам от сдачи имущества в аренду, но не были использованы ранее (ст. 6 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ).

Также Роспотребнадзор отметил, что при передаче в аренду имущества, которое находится в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и созданных ими учреждений, необходимо использовать код доходов 167 111 05031 01 0000 120 (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н).

Расходные расписания оформляются по форме, которая установлена приложением № 2 к приказу Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н. Они регистрируются главным распорядителем бюджетных средств (распорядителем) в книге регистрации.

Учреждение может расходовать средства, полученные от сдачи помещений в аренду, только на основании сметы, которую утверждает главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета.

Порядок оформления бухгалтерских записей в учреждении зависит от того, какой заключен договор аренды и кто является администратором доходов.

Причем гражданским законодательством предусмотрено, что в договоре аренды участвуют две стороны — арендодатель и арендатор.

На практике часто встречаются трехсторонние договоры аренды госимущества, в которых появляется третья сторона — балансодержатель имущества.

[2]

Так, если заключен трехсторонний договор аренды госимущества, находящегося у бюджетного учреждения на праве оперативного управления, соблюдаются требования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Поэтому арендатор в качестве налогового агента самостоятельно уплачивает НДС в бюджет, минуя счета учреждения-балансодержателя.

Если же арендодателем является учреждение — балансодержатель имущества, которое не относится к органам государственной власти и управления или органам местного самоуправления, то обязанностей налогового агента у арендатора не возникает (письмо Минфина России от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266).

Читайте так же:  Сроки выдачи загранпаспорта старого образца через госуслуги

В бухгалтерском учете имеют место такие записи:

Сдача в аренду нежилого помещения государственным учреждением

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение хочет передать в аренду помещения (часть здания), находящиеся у него в оперативном управлении.
Неизвестны общая площадь помещений, планируемых к передаче в аренду, а также общая площадь здания, в котором они находятся. Арендатором, предположительно, будет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (коммерческая организация или ИП).
Будет ли являться передача помещений в аренду основанием для изъятия имущества собственником как излишнего и неиспользуемого?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

10 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Каким НПА это регулируется?

Имущество, находящееся на балансе бюджетного учреждения, принадлежит ему на праве оперативного управления (ст. 161 БК РФ). Полномочия юридических лиц по распоряжению таким имуществом зависят от решений его собственника. То есть сдавать в аренду временно свободные помещения (площади) бюджетные учреждения могут только с согласия собственника имущества. В данном материале рассмотрены правовые аспекты сдачи в аренду временно свободных помещений и вопросы по отражению соответствующих операций в бюджетном учете арендодателя (собственника) и балансодержателя имущества.

об аренде имущества

Порядок заключения и исполнения договора аренды недвижимого имущества регулируется гл. 34 «Аренда» ГК РФ. Договор аренды здания или сооружения должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора аренды влечет его недействительность (ст. 651 ГК РФ).

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 650 ГК РФ). Передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (ст. 655 ГК РФ). Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ), поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» аренда имущества подлежит обязательной государственной регистрации. Однако в п. 2 ст. 651 ГК РФ уточнено, что договор аренды здания или сооружения должен быть зарегистрирован только в случае, если он заключен на срок не менее года. Договор считается заключенным с момента регистрации. Бюджетные учреждения редко сдают в аренду здание целиком, в основном предоставляют часть нежилого помещения. Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в ГК РФ отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53 (далее — Информационное письмо N 53) должны применяться правила п. 2 ст. 651 ГК РФ.

По новому стандарту «Аренда» вести учет объектов аренды стало сложнее. Бухгалтерам пришлось разбираться в новых терминах и правилах учета. Внимание к деталям! Ведь информация об учете объектов аренды отражается в отчетности учреждения, в том числе годовой.

Разложим по полочкам учет имущества у арендодателя. И предложим решение в сложных ситуациях трактовки стандарта.

Могут ли учреждения сдавать в аренду недвижимое имущество?

Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

Статья 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» предоставляет право учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Сдача в аренду нежилого помещения государственным учреждением

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Образовательные учреждения чаще всего сдают помещения в аренду в целях организации питания обучающихся и работников. Также договор аренды может заключаться с целью организации продажи канцтоваров, услуг ксерокопирования и т.п. Для заключения договора должны быть соблюдены законодательные ограничения, а также данный факт должен быть признан уполномоченной комиссией целесообразным.

Читайте так же:  Предоставление доступа к общедомовому имуществу в квартире

Согласование аренды

Напомним, что автономные учреждения распоряжаются недвижимым и особо ценным движимым имуществом (далее — ОЦДИ), закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им, только с согласия собственника (учредителя). Остальным имуществом автономные учреждения распоряжаются свободно (п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ). Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также любым недвижимым имуществом. Остальным имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Казенное учреждение вправе распоряжаться имуществом только с согласия собственника имущества (ст. 297, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Таким образом, договор аренды недвижимости согласовывается:

казенным учреждением — с главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС);
бюджетным учреждением — с учредителем;
автономным учреждением — с учредителем, если недвижимость получена от учредителя или приобретена за счет его средств.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Сдача в аренду нежилого помещения государственным учреждением

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение хочет передать в аренду помещения (часть здания), находящиеся у него в оперативном управлении.
Неизвестны общая площадь помещений, планируемых к передаче в аренду, а также общая площадь здания, в котором они находятся. Арендатором, предположительно, будет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (коммерческая организация или ИП).
Будет ли являться передача помещений в аренду основанием для изъятия имущества собственником как излишнего и неиспользуемого?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

10 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Вправе ли государственное бюджетное учреждение сдавать в аренду помещения?

Каким НПА это регулируется?

Имущество, находящееся на балансе бюджетного учреждения, принадлежит ему на праве оперативного управления (ст. 161 БК РФ). Полномочия юридических лиц по распоряжению таким имуществом зависят от решений его собственника. То есть сдавать в аренду временно свободные помещения (площади) бюджетные учреждения могут только с согласия собственника имущества. В данном материале рассмотрены правовые аспекты сдачи в аренду временно свободных помещений и вопросы по отражению соответствующих операций в бюджетном учете арендодателя (собственника) и балансодержателя имущества.

об аренде имущества

Порядок заключения и исполнения договора аренды недвижимого имущества регулируется гл. 34 «Аренда» ГК РФ. Договор аренды здания или сооружения должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора аренды влечет его недействительность (ст. 651 ГК РФ).

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 650 ГК РФ). Передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (ст. 655 ГК РФ). Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ), поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» аренда имущества подлежит обязательной государственной регистрации. Однако в п. 2 ст. 651 ГК РФ уточнено, что договор аренды здания или сооружения должен быть зарегистрирован только в случае, если он заключен на срок не менее года. Договор считается заключенным с момента регистрации. Бюджетные учреждения редко сдают в аренду здание целиком, в основном предоставляют часть нежилого помещения. Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в ГК РФ отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53 (далее — Информационное письмо N 53) должны применяться правила п. 2 ст. 651 ГК РФ.

Сдача в аренду нежилого помещения государственным учреждением

Бюджетный учет, N 11, 2011

С.Г.Хабаев,
доктор экономических наук, доцент,
консультант ООО «ЦентрАудит М»

Государственные (муниципальные) учреждения могут выступать как в качестве арендодателя, так и в качестве арендатора. В данной статье будут рассмотрены особенности отражения операций по аренде в государственных (муниципальных) учреждениях.

Читайте так же:  Соглашение о реструктуризации задолженности между юридическими лицами

Распоряжение имуществом

Сдача имущества в аренду

С другой стороны, законодательство не запрещает осуществление такого рода деятельности бюджетному учреждению, о чем свидетельствует норма пункта 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ. Кроме того, в пункте 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетному учреждению разрешается осуществление иных видов деятельности, не являющихся основными видами деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Следует также отметить, что устав бюджетного учреждения должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (п.3 ст.14 Закона N 7-ФЗ). Соответственно в уставе бюджетного учреждения, сдающего в аренду имущество, следует отдельно указывать данный вид деятельности.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Сдача в аренду нежилого помещения государственным учреждением

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В 2019 году учет объектов аренды и расчетов с арендаторами необходимо вести с применением федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (далее – СГС «Аренда»), утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н.

Стандарт «Аренда»

В 2018 году вступил в силу СГС «Аренда», и соответствующие изменения в части учета объектов аренды были внесены приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н в Инструкцию по применению Единого плана счетов, утвержденную приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и инструкции по учету.
Рекомендации по применению СГС «Аренда» доведены системным письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Письмо № 02-07-07/83464).
Положения СГС «Аренда» применяются одновременно с положениями СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Типовой договор и классификация аренды

В соответствии с СГС «Аренда» все арендные отношения делятся на операционную и финансовую аренду. В зависимости от вида арендных отношений осуществляется учет объекта аренды и расчетов с арендатором или арендодателем.
Операционная аренда – аренда, при которой все существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды, несет правообладатель (арендодатель).
Финансовая аренда – аренда, при которой все существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды, несет пользователь (арендатор).
На дату начала арендных отношений производится их классификация в качестве финансовой или операционной аренды. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по аренде зависит от того, какая сторона арендных отношений несет существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды (п. 11 СГС «Аренда»).
В пунктах 12 и 13 СГС «Аренда» приводятся признаки, позволяющие классифицировать арендные отношения.
Заключение казёнными, бюджетными и автономными учреждениями договоров аренды, если учреждение выступает в них арендодателем, возможно при соблюдении ограничений в отношении прав учреждений по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом . В частности, сделки с недвижимым имуществом согласовываются:

казённым учреждением – с главными распорядителями бюджетных средств;
бюджетным учреждением – с учредителем;
автономным учреждением – с учредителем, если недвижимость получена от него или приобретена за счет его средств.

Подробнее об этом читайте в статье И.В. Артемовой «Сдача в аренду помещений образовательным учреждением» в журнале «Советник в сфере образования» № 6 за 2017 год. Статья включена в систему «Советник бухгалтера» и доступна по коду подписчика на нашем сайте.

Передача государственным (муниципальным) учреждением имущества в аренду осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Согласно ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды должно заключаться по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. В частности, к таким исключениям относятся случаи передачи в аренду имущества:

на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев;
являющегося частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 м2 и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания.

Договор аренды федерального недвижимого имущества (кроме земельных участков), заключаемый без торгов, должен заключаться по рекомендуемой форме, которая доведена письмом Росимущества от 18.02.2016 № ОД-14/6246. В качестве примера рассмотрим приведенную в письме рекомендованную форму № 3 договора аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) или организациями (за исключением ФГУП), подведомственными ФОИВ.
Рекомендованная форма содержит в качестве условий договора следующее:

обязанность арендатора по страхованию объекта недвижимости от риска утраты (гибели), недостачи или повреждения в пользу арендодателя на весь срок действия договора аренды;
обязанность арендодателя и арендатора заключить договоры на возмещение последним коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов на срок договора;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источники


  1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.

  2. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.

  3. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
Сдача в аренду нежилого помещения государственным учреждением
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here