Тип образовательной организации это

Помощь в решении вопроса: "Тип образовательной организации это" от профессионалов простыми и понятными словами.

Тип образовательной организации это

3 сентября 2015

В чем заключаются отличия образовательных учреждений дополнительного образования от учреждения дополнительного профессионального образования и какие виды образовательных программ реализуют указанные учреждения?

1. Статья 23 Федерального закона от N «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N ) определяет типы образовательных организаций, осуществляющих деятельность по основным (ч. 2 ст. 23 Закона N ) и дополнительным (ч. 3 ст. 23 Закона N ) образовательным программам, реализация которых является их основной целью, а также по программам, реализация которых не является их основной целью (ч. 4 ст. 23 Закона N ). То есть в основу разграничения типов образовательных организаций в настоящее время положен критерий реализуемых такими организациями образовательных программ.

Таким образом, если образовательная организация в качестве основной цели деятельности реализует программу по дополнительным образовательным программам, то она, в зависимости от содержания такой программы, относится к организациям дополнительного образования или организациям дополнительного профессионального образования.

2. В рамках дополнительного образования выделяют дополнительные общеобразовательные программы, к числу которых относятся дополнительные общеразвивающиеся программы и дополнительные предпрофессиональные программы (п. 1 ч. 4 ст. 12 Закона N ), а также дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной подготовки (п. 2 ч. 4 ст. 12 Закона N ). Подобная система образования позволяет обучающимся осваивать одновременно несколько образовательных программ с учетом уровня их подготовки, практического опыта

Дополнительные общеразвивающие программы предназначены как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта — только для детей. Такое образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей составляются с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей (ч. 1 ст. 75 Закона N ).

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ч. 3 ст. 75 Закона N ). Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает содержание этих программ и сроки обучения (ч. 4 ст. 75 Закона N ).

В отличие от дополнительного общеразвивающего и предпрофессионального обучения к освоению дополнительных программ профессионального образования допускаются лица, уже имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. При этом программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (ч. 4 ст. 76 Закона N ), а программа профессиональной переподготовки — на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона N ).

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также в форме стажировки (ч.ч. 11, 12 ст. 76 Закона N , п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от N 499).

[2]

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной ею самостоятельно. Иные требования могут устанавливаться актами, соглашением сторон, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Закона N ). При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, должны учитывать не индивидуальные психофизиологические особенности слушателей, а квалификационные требования, профессиональные стандарты соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76 Закона N ).

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся. Форма итоговой аттестации по результатам освоения дополнительных профессиональных образовательных программ определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 14 ст. 76 Закона N ). Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 76 Закона N ). Причем образовательная организация самостоятельно разрабатывает процедуру утверждения форм документов о получении такого образования и закрепляет данную процедуру локальным актом организации (ч. 3 ст. 60 Закона N , ответ на вопрос 23 письма Минобрнауки от N 06–735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества.

4 сентября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Типы и виды образовательных организаций

Система российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения.

Принятие нового базового закона об образовании направлено не только на комплексную модернизацию данной сферы правоотношений, но и на расширение возможности граждан по получению образовательных услуг.

Изобилие учебных заведений, равно как и многообразие реализуемых ими образовательных программ, появление новых форм обучения, зачастую ставят потенциального потребителя образовательных услуг перед трудным выбором.

Читайте так же:  Следователь следственного отдела следственного комитета

На сегодняшний день, под образовательной организацией законодатель понимает некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.

Однако не все образовательные организации имеют одинаковый правовой статус.

Прежде всего, образовательные организации создаются в формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Почему именно некоммерческие организации могут заниматься образовательной деятельностью?

Законодательство Российской Федерации определяет, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в том числе, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Образовательная организация по своей юридической природе призвана осуществлять образовательный процесс, реализуя при этом одну или несколько учебных программ, т.е. она как и предполагается для некоммерческих организаций призвана удовлетворять духовные и иные нематериальные потребности граждан.

Для образовательных организаций наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются учреждение и автономная некоммерческая организация.

Кроме того, образовательные организации в зависимости от учредителей подразделяются на государственные, муниципальные или частные.

В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Минюста России по Тамбовской области внесены сведения о 84-х частных образовательных организациях, из них в форме частных учреждений – 64, автономных некоммерческих организаций — 20.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации об образовании строго регламентирована классификация образовательных организаций по их типам. Прежде всего, все типы образовательных организаций классифицируются на: основные и дополнительные.

К образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, относятся следующие типы:

дошкольная образовательная организация;

профессиональная образовательная организация.

Дополнительные образовательные программы вправе реализовывать следующие типы образовательных организаций:

организация дополнительного образования;

организация дополнительного профессионального образования.

Исходя из изложенного, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, которые они реализуют. Таким образом, чтобы определиться с типом конкретной образовательной организации, первоначально необходимо знать какие же виды образовательных программ будут либо уже реализуются в приоритетном порядке в данной организации.

Поскольку указание на тип образовательной организации должно обязательно содержаться в ее наименовании, образовательным организациям следует придерживаться классификации, установленной законодательством Российской Федерации об образовании.

Негосударственный сектор образовательных услуг, первоначально позиционирующийся в качестве альтернативы государственному образованию, все больше и больше завоевывает доверие граждан. Поддержание высокого уровня качества оказываемых в негосударственных образовательных организациях услуг, приводят к признанию негосударственного образования не менее эффективным, нежели образование, предоставляемое государственными и муниципальными учреждениями.

Спектр образовательных услуг, предоставляемых частными образовательными организациями, зарегистрированными на территории Тамбовской области довольно широк: среднее профессиональное (3) и дополнительное профессиональное образование (5), дошкольное образование (2), дополнительное языковое образование (2), обучение водителей (46), религиозное образование (4), подготовка персонала (5), подготовка частных охранников (5) и др.

Следуя нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным законом не позднее 1 января 2016 года.

Кроме того, частным (негосударственным) образовательным учреждениям при приведении уставов в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» необходимо учитывать нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, запрещающие соучредительство.

Таким образом, негосударственным образовательным учреждениям, имеющим несколько учредителей необходимо до 01.01.2016 пройти процедуру реорганизации в форме преобразования в автономную некоммерческую образовательную организацию, одновременно приведя устав созданной организации – правопреемника в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

По всем возникающим вопросам, касающимся государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы частных (негосударственных) образовательных организаций, а также их реорганизации необходимую информацию можно получить в Управлении Минюста России по Тамбовской области по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. К. Маркса, д.142, каб. № 4, тел.: (4752) 47-65-79.

Начальник отдела по делам некоммерческих организаций

Тема 4. Формы, типы и виды образовательных организаций

Федеральное законодательство об образовании не содержит определений понятий «форма», «тип», «вид», «категория», но постоянно использует эти понятия. Отсутствие единой терминологии приводит к нечеткости правового регулирования классификации образовательных учреждений на типы и виды. Тем не менее, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» эти понятия используются, хотя иногда в виде ссылок. Так, например, о формах говорится следующее: «Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций». (ст. 22, п.1). И далее – в п.4, ст.22, говорится: «Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной».

Термин «виды» теперь используют только применительно к видам образования, образовательным программам, образовательной деятельности, но не к образовательным организациям (ст.2).

О типах же в соответствии со ст. 23 ФЗ говорится следующее: «Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности».

ФЗ выделяет следующие типы ОО, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

Читайте так же:  Квартира купить москва материнский капитал

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации должны содержаться в ее наименовании.

В наименовании также могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Если рассматривать типологию образовательных учреждений в зависимости от правового статуса, то после вступление в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения отличаются друг от друга теми возможностями, которые получила их администрация для осуществления своей деятельности. Если говорить кратко, то казенное учреждение максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получает финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения имеют больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ложится и больший груз ответственности, поскольку учредитель не предоставляет им финансовых гарантий.

Образовательные учреждения, которые уже перешли в статус автономных, после вступление в силу Закона № 83-ФЗ практически не заметили перемен. Бюджетные учреждения, которые стали казенными, получают еще больше ограничений на осуществление приносящей доход деятельности, но в целом работают как и прежде. Принципиальные изменения произошли только в деятельности бюджетных учреждений. Можно сказать, что существовавшие ранее бюджетные учреждения наиболее близки по своим возможностям к нынешним казенным учреждениям, новое же бюджетное учреждение стало ближе к современному автономному.

Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений:

· казенное учреждение– это «государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы»;

· бюджетное учреждение– это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».

Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ)). Согласно данному закону автономное учреждение– это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами».

Различия между учреждениями этих форм представлены в таблице 2

Таблица 2. Характеристика форм образовательных учреждений

Сравнительная характеристика бюджетных, автономных, казенных учреждений позволила выявить разницу в финансовом обеспечении, порядке использования средств от приносящей доход деятельности, в привлечении заемных средств, в проведении финансового контроля.

| следующая лекция ==>
Сроки и порядок вступления нового закона в силу | Тема 5. Организационно-административные и правовые аспекты деятельности образовательных организаций в переходный период

Дата добавления: 2017-05-18 ; просмотров: 9292 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Общеобразовательные организации в Москве

Общефедеральные стандарты и требования в области образования едины для всех субъектов Российской Федерации, но в каждом субъекте РФ, имеющем свою региональную экономическую, национальную и социально-культурную специфику, они отражаются в местном законодательстве с учетом этой специфики. В Москве отношения, связанные с реализацией права граждан на образование, в дополнение к федеральному законодательству регулируются также законами города Москвы.

Государственный орган управления образованием города Москвы — Департамент образования города Москвы — создает окружные управления образования.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственной образовательной организации осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, в отношении муниципальной организации — органом местного самоуправления соответствующего городского округа.

В целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении общедоступного, бесплатного и качественного общего образования Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, создает типовые и нетиповые государственные образовательные организации :

Читайте так же:  Выплаты с материнского капитала до 1 5 лет

Примечание. «Школы здоровья» — виды государственных общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний;

  • центр образования — вид государственной общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения;
  • вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
  • открытая (сменная) общеобразовательная школа.

Нетиповые государственные образовательные организации создаются в целях обеспечения возможностей получения общего образования для детей, проявивших выдающиеся способности, детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, для которых требуется создание особых условий для реализации ими права на образование.

Модели нетиповых государственных образовательных организаций, а также особенности организации образовательного процесса в типовых государственных образовательных организациях отрабатываются в рамках экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой на экспериментальных образовательных площадках города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в организациях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и других государственных образовательных организациях, в которых созданы условия для реализации общеобразовательных программ, а также в негосударственных образовательных организациях.

Видео (кликните для воспроизведения).

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Государственные и негосударственные образовательные организации. Регулирование их деятельности законодательством РФ

Читайте также:

  1. Cтруктура деятельности.
  2. Cущность социокультурной компетентности. Детерминанты педагогической эффективности социально-культурной деятельности.
  3. I. Чтение как вид речевой деятельности
  4. II. Виды деятельности.
  5. II. Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.
  6. III. Цели организации.
  7. IV. Государственное регулирование страховой деятельности.
  8. IV. Организация деятельности
  9. IV. Первый опыт российского парламентаризма. I — IV Государственные Думы.
  10. IV. Производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  11. L Ликвидация частных издательств, монополизация издательской деятельности
  12. PR-деятельности

Регулирование деятельности образовательных учреждений разных видов.

Правовой статус и правовые основы деятельности образовательных учреждений.

Понятие образовательного учреждения, их типы и виды.

Определение — образовательное учреждение. Характеристика образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «Об образовании» одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть, т.е. система реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Образовательное учреждение — учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Для образовательного учреждения характерны следующие черты.

1. Образовательное учреждение есть всегда юридическое лицо, за исключением (временным) государственных и муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений, которые пока могут и не иметь статуса юридического лица. В этом случае они выступают структурным подразделением муниципального органа управления образованием.

Как юридическое лицо, образовательные учреждения (имеющие такой статус), обладают имущественной обособленностью, ведут самостоятельную смету и имеют отдельный расчетный счет в банке. Кроме того, образовательные учреждения характеризуются организационным единством и имеют орган управления, наделенный властными полномочиями и правом совершать юридически значимые действия от имени образовательного учреждения, управлять его внутренними делами. Как и любые юридические лица, образовательные учреждения могут выступать в образовательных отношениях и в гражданском обороте от своего имени, иметь юридический адрес и наименование, нести самостоятельную имущественную ответственность по своим долгам всем принадлежащим учреждению имуществом.

2. Образовательное учреждение в гражданско-правовом отношении есть некоммерческая организация, т.е. основная – образовательная – деятельность учреждения не направлена на получение прибыли.

Вся система образовательных учреждений дифференцируется по типам, видам и организационно-правовым формам. Действующим законодательством предусматриваются следующие типы образовательных учреждений:

1) дошкольные учреждения

2) общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

3) учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского)

4) учреждения дополнительного образования взрослых

5) учреждения специального (коррекционного) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

б) учреждения дополнительного образования детей

7) учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). В рамках каждого типа могут создаваться учреждения различных видов (например, в рамках высшего профессионального образования могут открываться университеты, академии, институты) общего – лицеи, гимназии и т.д.)

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимся в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Правовой статус образовательного учреждения.

Возможности самоуправления в О.У. и компетенция О.У.

Читайте так же:  Производственная характеристика в бюро мсэ образец заполнения

Компетенция и ответственность О.У.

Содержание и особенности правового статуса образовательного учреждения того или иного типа, вида и организационно-правовой формы обусловлены прежде всего и главным образом особенностями образовательной компетенции того уровня системы образования, в котором это учреждения находится в каждом данном случае.

Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Как уже было сказано, правовой статус, в том числе и прежде всего компетенция самого образовательного учреждения определяется тем, в «пространстве» чьей компетенции оно находится – федерального уровня, уровня субъекта РФ или уровня местного самоуправления. Исходя из этого, законодательством устанавливается следующая компетенция образовательного учреждения и соответствующая ее его правовая ответственность (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»):

1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием;

6) разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов;

7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

12) разработка и принятие устава образовательного учреждения;

13) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;

15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона и иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации

.Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

В связи с растущей самостоятельностью образовательных учреждений изменяются и формы контроля в сфере образования. Наряду с процедурами лицензирования и аттестации усиливаются инспекционная и ревизионная деятельность Управления образования администрации города, органов управления образования, здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, городской комиссии по делам несовершеннолетних и охране их прав в виде: комплексного и тематического инспектирования, взаимо- и самоанализа деятельности органов управления образования и образовательных учреждений по вопросам защиты прав детей в образовании, качества образования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Правовое регулирование деятельности образовательного учреждения, помимо законодательных и подзаконных актов федерального, регионального и муниципального уровня регулируется собственными нормативно-правовыми актами и, прежде всего, Уставом образовательного учреждения. локальные нормативные акты образовательных учреждений. С помощью Устава и иных локальных актов нормативно-правового характера, образовательному учреждению предоставляется возможность конкретизировать и дополнить нормы законов, указов Президента РФ, нормативно-правовых актов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления применительно к специфике образовательного учреждения.

Устав – важнейший юридический документ образовательного учреждения, определяющий статус учреждения, его отношения с учредителем и всеми участниками образовательного процесса. Устав является одним из основных организационно-правовых документов, на основании которого строится вся деятельность образовательного учреждения.

1. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

2. Деятельность государственных и негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством Российской Федерации. ( ст. 11.1 закона «об Образовании» )

| следующая лекция ==>
Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность | ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 6608 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений

Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными(частными, общественных и религиозных организаций).

Читайте так же:  Материнский капитал родовой сертификат

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные;общеобразовательные(начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования(начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные(коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли – сад, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатковразвития.Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями, лицеями.

Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень – начальная школа (4 года); II ступень – основная школа (5 лет); III ступень – средняя школа (2 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию иинтеграцию в общество. В такие образовательные учреждения дети и подростки направляются органами управления образованием только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

Для подростков с общественно опасным, девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

В системе общего образования России преобладают различные формы государственных общеобразовательных учреждений. Вместе с тем определенное распространение получили частные и альтернативные общеобразовательныеучреждения,которые функционируют на основе государственного лицензирования и последующей государственной аккредитации. Система негосударственных и альтернативных образовательных учреждений действуют с 1991 г., когда был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. Для получения разрешения на открытие частной школы, которое выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведения о составе педагогического коллектива, справку о средствах на содержание учреждения).

По направленности и содержанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов:

[1]

1) привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования;

2) для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как: специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести такие гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; медико-философская школа-лицей при МГУ им. М. В. Ломоносова и др.).

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах).

Видео (кликните для воспроизведения).

Послевузовское профессиональное образование представляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования в аспирантуре, докторантуре, ординатуре, адъюнктуре.

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.

  2. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
Тип образовательной организации это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here