Уголовно правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями

Помощь в решении вопроса: "Уголовно правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями" от профессионалов простыми и понятными словами.

Вопрос 58. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления полномочиями.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК).

Объектом

преступления является установленный порядок функционирования органов государственной власти и управления, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных сил РФ и других воинских формирований.

Объективная сторона

рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков:

1) общественно опасного деяния, т.е. использования должностных полномочий вопреки интересам службы;

2) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов;

3) причинной связи между деянием и последствиями.

Использование служебных полномочий вопреки интересам службы – это действия, которые совершаются должностным лицом в пределах своей компетенции, но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения которых функционирует соответствующий орган. Использование служебных полномочий вопреки интересам службы может совершаться путем как действия (отдача заведомо незаконного распоряжения подчиненному), так и бездействия (неисполнение требований должностной инструкции).

Обязательным элементом объективной стороны является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Общественно опасными указанные действия признаются ввиду того, что, несмотря на формальную их правомерность, по существу, они совершаются вопреки интересам службы; имеющиеся у должностного лица полномочия используются им совсем не в тех целях, для которых оно ими наделено. Конкретными формами злоупотребления должностным положением являются: нарушения финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или не проведение) проверок и ревизий; неосновательное распределение бюджетных средств; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц без обращения имущества в свою пользу (например, использование военачальником солдат на строительстве загородного дома, использование служебного транспорта в личных целях) и т.п.

Деяние как признак объективной стороны должностного злоупотребления может быть выражено в форме действия или бездействия.

Наличие общественно опасных последствий должно быть установлено с учетом содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 разъяснений.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наиболее часто может выражаться в причинении такого материального вреда, когда государственным и иным публичным организациям причиняется имущественный ущерб в виде прямых убытков либо упущенной выгоды.

Вместе с тем общественно опасные последствия должностного злоупотребления могут иметь и нематериальную природу и быть выражены: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, в подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений, в создании помех и сбоев в их работе, в нарушении общественного порядка, в сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и т.п. Установление этого признака объективной стороны состава преступления связано с определенными сложностями, обусловленными, во-первых, очень широкой законодательной формулировкой (нарушение интересов), а во-вторых, указанием на требование существенности такого нарушения. Решение вопроса о том, является ли нарушение существенным, зависит от всей совокупности установленных по делу фактических обстоятельств и во многом зависит от усмотрения правоприменителя (следственных органов и суда). Судебная практика исходит из того, что при этом следует учитывать следующие факторы: степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу конкретного звена властного публичного аппарата, характер и размер причиненного материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда.

Состав преступления материальный, поэтому оно окончено с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или интересам общества и государства.

Субъективная сторона

преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом. Вид умысла определяется отношением виновного к последствиям преступления.

С субъективной стороны должностное злоупотребление характеризуется двумя признаками.

Во-первых, это умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. При прямом умысле виновный осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит неизбежность (реже — возможность) наступления в результате своего поведения существенного нарушения правоохраняемых интересов и желает их наступления. При косвенном же умысле виновный предвидит реальную возможность существенного нарушения правоохраняемых интересов и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Во-вторых, злоупотребление должностными полномочиями совершается из корыстной или иной личной заинтересованности. По смыслу закона корыстная заинтересованность как мотив рассматриваемого преступления означает стремление виновного получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою пользу или уклониться от неизбежных материальных затрат (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности). Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду нематериального характера. Такое стремление может быть обусловлено карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть собственную некомпетентность и т.п. Если же деяние совершено из иных побуждений, например ввиду ложно понимаемых служебных интересов, оно не образует состава рассматриваемого преступления.

Субъект специальный

— должностное лицо.

Злоупотребление должностными полномочиями необходимо отличать от таких преступлений, как присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК). Эти преступления имеют разные объекты. Практически же они отличаются следующим. В отличие от хищения, при корыстном злоупотреблении должностными полномочиями не происходит противоправного безвозмездного обращения имущества в свою пользу или пользу третьих лиц. Имущество не переходит из чужого законного владения в незаконное владение виновного, который добивается выгоды имущественного характера иным способом — используя имущество не по назначению. От преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, должностное злоупотребление отличается по субъекту — это должностное лицо, а не лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих и иных организациях, и не частный нотариус или аудитор.

Квалифицированный состав злоупотребления должностными полномочиями предполагает наличие одного квалифицирующего признака — совершение злоупотребления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК).

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 285) предусматривает наступление тяжких последствий в результате злоупотребления должностными полномочиями. Такая квалификация возможна, когда по делу установлено, что в результате преступления причинен такой вред, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, предприятия, срыв выполнения народнохозяйственных заданий, нанесение государству материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т. п. При этом необходимо, чтобы кроме указанных вредных последствий имелись и другие предусмотренные законом признаки состава должностного злоупотребления

В соответствии с п. 1 Примечания к ст. 285 должностными лицами в статьях гл. 30 УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие Организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Читайте так же:  Порядок обжалования определения суда по гражданскому делу

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Государственной должностью является должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

В соответствии с п. 2 Примечания к ст. 285 лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это могут быть руководители министерств и ведомств, председатели судов, главы органов законодательной и исполнительной власти.

В п. 3 Примечания к ст. 285 определяется, что под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это могут быть руководители субъектов РФ.

Глава муниципального образования – это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. По терминологии ст. 285 он является главой органа местного самоуправления.

Разграничение злоупотребления и превышения должностных полномочий.

В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект– права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объективная сторона преступления –использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотреблениеммогут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными,необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

Субъективная сторонавыражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект– специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Превышение должностных полномочий (ст. 286

УК РФ)

Объективная сторона –совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

[1]

При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочийследует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Субъективная сторона– прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

Субъект– должностное лицо.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9394 —

| 7309 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Уголовно правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями

Библиографическая ссылка на статью:
Юдин Д.П. Превышение и злоупотребление должностными полномочиями: оценка общественной опасности и общая уголовно-правовая характеристика // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/60002 (дата обращения: 25.03.2019).

Оценка общественной опасности превышения и злоупотребления должностными полномочиями должностными лицами своим служебным положением или своими служебными полномочиями или их превышение, а также установление адекватной правовой ответственности за них на сегодня в РФ приобрели чрезвычайно актуальный характер. Причиной тому является прежде всего принятые в последние годы изменения и дополнения законодательства, направленные на предотвращение и противодействие коррупции,

Так, например, с 19 апреля 2014 года начал действовать Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 [i] в соответствии с которым Правительству РФ, руководителю Администрации Президента РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, высшим должностным лицам субъектов РФ, Председателю Банка России, руководителям ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, государственных корпораций (компаний), иных организаций, создаваемых РФ на основании федеральных законов, поставлены соответствующие задачи по противодействию коррупции в пределах своей компетенции и сроки представления докладов о результатах исполнения этих задач. Утвержденный Национальный план направлен на решение следующих основных задач, в том числе: совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ; активизация антикоррупционного просвещения граждан; обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции.

Кроме того, в последнее время, в РФ прошел ряд судебных процессов в отношении нескольких, в недалеком прошлом, высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти.

Сегодня государственные служащие являются не только субъектами современных изменений в обществе, но и объектами пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны граждан. Они находятся на службе у государства и народа. А так называемый «дефицит доверия», вызванный раскрытием фактов злоупотребления служебным положением частью государственных служащих, обуславливает снижение уровня доверия граждан к власти, нуждается в пересмотре старых подходов и выработки новой системы ценностных ориентаций, согласование элементов, составляющих ее содержание [ [ii] ] .

Читайте так же:  Материнский капитал пристройка к дому

Важное место в этом процессе должно принадлежать и науке уголовного права, задачей которой является и исследование социальных процессов, связанных со сферой служебной деятельности должностных лиц, изучения фактов злоупотребления служебными полномочиями или их превышение, а также их негативных последствий и степени общественной опасности, причин и условий, которые им способствовали, разработка научно обоснованных рекомендаций относительно уголовно-правового предотвращения и противодействия их проявлениям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ [iii] органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, что предусмотрены Конституцией и законами РФ. А согласно ст. 53, государство несет ответственность за незаконные действия должностных лиц. Следовательно, деяния, которые совершаются вопреки Конституции и законам РФ, являются нарушением их предписаний и должны приводить к наступлению юридической ответственности.

Злоупотребления должностными лицами своим служебным положением или совершения ими действий, выходящих за пределы их полномочий, посягают на установленный порядок функционирования этих должностных лиц, а также на нормальное функционирование юридических лиц, представителями которых они являются, их авторитет. Они могут наносить не только материальный, но и нематериальный ущерб не только юридическим лицам, но и посягать на права и законные интересы других лиц. Общественная опасность злоупотребления должностными лицами своими полномочиями и их превышение может быть чрезвычайно высокой, а потому установление различных видов юридической ответственности за такие деяния является обязательным условием существования правового общества [iv] .

Целью установления юридической ответственности должностных лиц является побуждение должностных лиц придерживаться служебной дисциплины, предотвращения небрежного отношения к выполнению служебных обязанностей, а также злоупотребления служебными полномочиями и их превышению. Юридическая ответственность за них является одним из наиболее действенных инструментов государственного управления, а также обеспечения реализации функций общественного контроля выполнения своих обязанностей должностными лицами, противодействия фактам ненадлежащего их выполнения и использования во вред обществу.

Юридическая ответственность должностных лиц может быть дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной. Ее вид зависит от проявления правонарушения и его последствий [v] .

Общее определение понятия «должностное лицо» для целей главы 30 Уголовного кодекса РФ [vi] дается в примечании 1 ст. 285 УК РФ (в редакции Федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ [vii] , от 13.07.2015 № 265-ФЗ [viii] ). Ими признаются лица, которые постоянно или временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию.

При этом, мы считаем возможным согласится с мнением И.Ю. Оськиной и А.А. Лупу о том, что для целей УК РФ, служебными лицами также необходимо признавать должностных лиц иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, присяжные заседатели, другие лица, которые осуществляют функции государства для иностранного государства), должностные лица международных организаций, члены международных парламентских ассамблей, участником которых является РФ, и судьи и должностные лица международных судов и другие [ix] .

Использовав в примечании 1 ст. 285 УК РФ понятие «должностные лица» для раскрытия содержания понятия «должностные лица иностранных государств», законодатель может попытаться найти выход из противоречивой ситуации, которая существует длительное время по поводу определения как самого понятия «должностные преступления» и так и их субъекта через понятие «должностные лица».

Анализ используемого на сегодняшний день определения, дает основания полагать, что законодатель склоняется к мысли, что ответственность в данном случае устанавливается не для каких-либо должностных лиц, а только для тех, кто постоянно, временно, по специальному поручению или по специальному полномочию занимают должности, связанные с выполнением указанных функций. Следовательно должностными лицами в указанных статьях являются лица, занимающие указанные должности на государственных или коммунальных предприятиях, а к государственным и коммунальным предприятиям приравниваются юридические лица, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям,а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Сущность преступлений в сфере служебной деятельности заключается в совершении должностными лицами с использованием своего служебного положения или возможностей, которые выходят за пределы их служебных полномочий, но обусловленные занимаемой должностью, противоправных деяний (действий или бездействия), предусмотренных соответствующими нормами Особенной части УК РФ. Противоправные деяния, совершаемые должностными лицами без использования своего служебного положения или предоставленных им возможностей, при наличии надлежащих оснований, должны квалифицироваться по иным, чем предусмотренные ст. ст. 285 и 286 УК РФ нормами. Например, подделка протокола допроса следователем и подделка им справки о его доходах с целью предъявления в банковское учреждение подлежат разной квалификации. При злоупотреблении должностным лицом своим служебным положением оно действует в пределах своих должностных полномочий, но вопреки интересам службы.

Состав преступления материальный и предполагает наступление хотя бы одного из общественно опасных последствий, предусмотренных нормой: вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц. Для наличия состава преступления причиненный вред должен быть существенным, или иметь тяжелые последствия.

Если же общественно опасные последствия злоупотребление властью или служебными полномочиями заключаются в причинении вреда нематериального характера, вопрос об установлении, являются ли они существенными или тяжкими, имеет оценочный характер. Критериев оценки общественно опасных последствий преступлений, которые имеют нематериальный характер, УК РФ не определяет, что затрудняет обеспечение объективности и единообразия при толковании и применении закона об уголовной ответственности за них, и может способствовать принятию незаконных решений. А поэтому важное значение в решении указанного вопроса приобретают следственная и судебная практика, а также действенный надзор прокуратуры.

Так, в частности в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 [x] Пленум Верховного Суда указал, что если вред заключается в причинении общественно опасных последствий нематериального характера, вопрос о их существенности решается с учетом конкретных обстоятельств дела. В частности, существенным вредом могут признаваться нарушения охраняемых Конституцией РФ или другими законами прав и свобод человека и гражданина (право на свободу и личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, избирательные, трудовые, жилищные права и тому подобное), подрыв авторитета и престижа органов государственной власти или органов местного самоуправления, нарушение общественной безопасности и общественного порядка, создание обстановки и условий, затрудняющих выполнение предприятием, учреждением, организацией своих функций, сокрытие преступлений.

При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать количество пострадавших граждан, размер морального ущерба или упущенной выгоды и тому подобное [xi] .

Однако этого недостаточно для недопущения фактов неправильного применения закона, а поэтому уголовное законодательство нуждается в усовершенствовании в части конкретизации критериев определения признаков существенного вреда, а также тяжких общественно опасных последствий, имеющих нематериальный характер. Одним из путей решения этого и других проблемных вопросов уголовного судопроизводства может стать наделение разъяснений ПВС РФ значения обязательных к применению для других судов.

Читайте так же:  Аренда земельного участка находящегося в государственной собственности

[i] Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 (ред. от 15.07.2015) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы» // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1729.

[ii] Оськина И. В защиту защитников // Домашний адвокат № 2, 2011.-С.6.

Видео (кликните для воспроизведения).

[iii] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

[iv] Демина К.А. Превышение и злоупотребление должностными полномочиями// Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы: сборник научных трудов / Отв. ред.: Кешикова Н.В. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. – С. 215-223.

[v] Оськина И. Лупу А. От имени народа, но против народа // ЭЖ-юрист №40, 2012. – С.14.

[vi] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

[vii] Федеральный закон от 01.12.2007 № 318-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»»// Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6079.

[viii] Федеральный закон от 13.07.2015 № 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4391.

[ix] См., например: Оськина И.Ю., Лупу А.А. Транснациональное криминальное право: учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 352 с.; Оськина И.Ю., Лупу А.А. Международное уголовное право: Учебное пособие для бакалавров. – М.: ИТК Дашков и К, 2012. – 312 с.

[x] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, декабрь, 2009.

[xi] Обзор практики по рассмотрению в 2012 – 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)// Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, № 9, 2014.

Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями

Использовании служебных полномочий. Совершение действий, вытекающих из должностных полномочий. Нарушение правильной деятельности органов власти и управления государственных или муниципальных учреждений. Состав злоупотребления служебными полномочиями.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.03.2018
Размер файла 26,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный университет экономики и управления — «НИНХ»

Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

Учебная дисциплина: Уголовное право

Студентка Климова Олеся Евгеньевна

Номер группы: 3Ю51А

1. Теоретический вопрос

Дайте уголовно-правовую характеристику злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Ответ изложите, заполнив нижеприведенную таблицу.

Родовым объектом является злоупотребления должностными полномочиями — общественные отношения, содержание которых составляет охраняемая уголовным законом, направленная на защиту личности, общества и государства деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Видовым объектом является преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Непосредственный объект злоупотребления должностными полномочиями — это общественные отношения, содержанием которых является охраняемая уголовным законом, направленная на защиту личности, общества и государства деятельность конкретного органа государственной власти, конкретные интересы государственной службы и службы в конкретных органах местного самоуправления. Может быть дополнительный непосредственный объект — собственность граждан, честь, здоровье и достоинство граждан и т.д.

Объективная сторона преступления

Специальный — должностное лицо.

в соответствии с п. 1 прим. к ст. 285 УК РФ Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно — распорядительные, административно — хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» .

Субъективная сторона преступления

Характеризуется умышленной формой вины. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.

Обязательным является наличие корыстной заинтересованности, когда лицо стремится получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, или иной личной заинтересованности, т.е. стремления извлечь выгоду неимущественного характера.

служебный полномочие нарушение злоупотребление

2. Практические ситуации (задачи)

2.1 Текст практической ситуации (задачи) № 1

Фархатов и Родионов пришли к дому, где проживала Жилина. Когда Жилина выходила из подъезда, к ней подошел ее знакомый Ивлев и, обещая защитить от пьяных, предложил подняться на балкон, расположенный между восьмым и девятым этажами. Через некоторое время там же оказались Фархатов и Родионов. Фархатов стал требовать от Жилиной совершения с ним полового акта, начал срывать с нее одежду и спустил с себя брюки, а Родионов приказывал быстро раздеться. Жилина, осознавая неотвратимость группового изнасилования и пытаясь спастись, влезла на окно декоративной решетки балкона, но упала на асфальт и разбилась насмерть.

Задание: Дайте уголовно-правовую оценку деяниям Ивлева, Родионова и Фархатова.

2.2 Ответ на практическую ситуацию (задачу) № 1

Проанализировав ситуационную задачу можно определить квалифицирующий признак преступления совершенных группой лиц по предварительному сговору.

Непосредственным объектом преступления является — попытка полового сношения против воли потерпевшей.

Совершается попытка изнасилования, выполняется объективная сторона (действие — применяется насилие), Жилина, вырывается, осознавая неотвратимость группового изнасилования и пытаясь спастись, влезла на окно декоративной решетки балкона, но упала на асфальт и разбилась насмерть. Её действия были обусловлены тем, что Фархатов стал требовать от Жилиной совершения с ним полового акта, начал срывать с нее одежду и спустил с себя брюки, а Родионов приказывал быстро раздеться.

[2]

Как квалифицировать — с одной стороны было покушение на изнасилование, с другой стороны в результате этого покушения наступила смерть по неосторожности. Эти составляющие содеянного нужно квалифицировать как покушение на изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей (ч. 3 ст. 30 УК РФ и п. а ч. 4 ст. 131 УК РФ). Смысл в том, что неоконченное преступление (попытка изнасилования) по неосторожности повлекло смерть Жилиной.

Читайте так же:  Можно ли обналичить региональный материнский капитал

В тех случаях, когда изнасилование прекращается по причинам, не зависящим от воли виновного, его действия следует рассматривать по правилам, указанным в ст. 30 УК РФ, как приготовление либо покушение на преступление при доказанности прямого умысла на изнасилование.

Приготовлением, с учётом сказанного, могут признаваться действия по срыванию одежды с потерпевшей, в нашем случае это было с участием Фархатова, применению физических либо психических мер преодоления сопротивления.

Покушением считаются действия насильника, направленные на совершение физиологического акта совокупления (попытка введения полового члена во влагалище потерпевшей).

С субъективной стороны изнасилование совершается с прямым умыслом. Мотив преступления чаще всего сексуальный, т.е. удовлетворение половой страсти насильственным способом.

Субъектами этого преступления по ст. 131 УК РФ является физическое вменяемое лицо мужского пола, достигшее на момент совершения преступления возраста 14 лет, в данном случае — Родионов и Фархатов.

Ивлев является в данном случае соисполнителем.

1. Уголовный кодекс РФ т 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017).

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

3. Уголовное право Российской Федерации (общая и особенная части) 2015г. Учебник (книга) для бакалавров. Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева.

4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / под ред. А.И. Рарога. — М., 2013. С. 684.

Уголовно правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями

Библиографическая ссылка на статью:
Юдин Д.П. Превышение и злоупотребление должностными полномочиями: оценка общественной опасности и общая уголовно-правовая характеристика // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13167 (дата обращения: 26.03.2019).

Оценка общественной опасности превышения и злоупотребления должностными полномочиями должностными лицами своим служебным положением или своими служебными полномочиями или их превышение, а также установление адекватной правовой ответственности за них на сегодня в РФ приобрели чрезвычайно актуальный характер. Причиной тому является прежде всего принятые в последние годы изменения и дополнения законодательства, направленные на предотвращение и противодействие коррупции,

Так, например, с 19 апреля 2014 года начал действовать Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 [i] в соответствии с которым Правительству РФ, руководителю Администрации Президента РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, высшим должностным лицам субъектов РФ, Председателю Банка России, руководителям ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, государственных корпораций (компаний), иных организаций, создаваемых РФ на основании федеральных законов, поставлены соответствующие задачи по противодействию коррупции в пределах своей компетенции и сроки представления докладов о результатах исполнения этих задач. Утвержденный Национальный план направлен на решение следующих основных задач, в том числе: совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ; активизация антикоррупционного просвещения граждан; обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции.

Кроме того, в последнее время, в РФ прошел ряд судебных процессов в отношении нескольких, в недалеком прошлом, высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти.

Сегодня государственные служащие являются не только субъектами современных изменений в обществе, но и объектами пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны граждан. Они находятся на службе у государства и народа. А так называемый «дефицит доверия», вызванный раскрытием фактов злоупотребления служебным положением частью государственных служащих, обуславливает снижение уровня доверия граждан к власти, нуждается в пересмотре старых подходов и выработки новой системы ценностных ориентаций, согласование элементов, составляющих ее содержание [ [ii] ] .

Важное место в этом процессе должно принадлежать и науке уголовного права, задачей которой является и исследование социальных процессов, связанных со сферой служебной деятельности должностных лиц, изучения фактов злоупотребления служебными полномочиями или их превышение, а также их негативных последствий и степени общественной опасности, причин и условий, которые им способствовали, разработка научно обоснованных рекомендаций относительно уголовно-правового предотвращения и противодействия их проявлениям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ [iii] органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, что предусмотрены Конституцией и законами РФ. А согласно ст. 53, государство несет ответственность за незаконные действия должностных лиц. Следовательно, деяния, которые совершаются вопреки Конституции и законам РФ, являются нарушением их предписаний и должны приводить к наступлению юридической ответственности.

Злоупотребления должностными лицами своим служебным положением или совершения ими действий, выходящих за пределы их полномочий, посягают на установленный порядок функционирования этих должностных лиц, а также на нормальное функционирование юридических лиц, представителями которых они являются, их авторитет. Они могут наносить не только материальный, но и нематериальный ущерб не только юридическим лицам, но и посягать на права и законные интересы других лиц. Общественная опасность злоупотребления должностными лицами своими полномочиями и их превышение может быть чрезвычайно высокой, а потому установление различных видов юридической ответственности за такие деяния является обязательным условием существования правового общества [iv] .

Целью установления юридической ответственности должностных лиц является побуждение должностных лиц придерживаться служебной дисциплины, предотвращения небрежного отношения к выполнению служебных обязанностей, а также злоупотребления служебными полномочиями и их превышению. Юридическая ответственность за них является одним из наиболее действенных инструментов государственного управления, а также обеспечения реализации функций общественного контроля выполнения своих обязанностей должностными лицами, противодействия фактам ненадлежащего их выполнения и использования во вред обществу.

Юридическая ответственность должностных лиц может быть дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной. Ее вид зависит от проявления правонарушения и его последствий [v] .

Общее определение понятия «должностное лицо» для целей главы 30 Уголовного кодекса РФ [vi] дается в примечании 1 ст. 285 УК РФ (в редакции Федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ [vii] , от 13.07.2015 № 265-ФЗ [viii] ). Ими признаются лица, которые постоянно или временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию.

При этом, мы считаем возможным согласится с мнением И.Ю. Оськиной и А.А. Лупу о том, что для целей УК РФ, служебными лицами также необходимо признавать должностных лиц иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, присяжные заседатели, другие лица, которые осуществляют функции государства для иностранного государства), должностные лица международных организаций, члены международных парламентских ассамблей, участником которых является РФ, и судьи и должностные лица международных судов и другие [ix] .

Читайте так же:  Претензия на возврат товара ненадлежащего качества образец

Использовав в примечании 1 ст. 285 УК РФ понятие «должностные лица» для раскрытия содержания понятия «должностные лица иностранных государств», законодатель может попытаться найти выход из противоречивой ситуации, которая существует длительное время по поводу определения как самого понятия «должностные преступления» и так и их субъекта через понятие «должностные лица».

Анализ используемого на сегодняшний день определения, дает основания полагать, что законодатель склоняется к мысли, что ответственность в данном случае устанавливается не для каких-либо должностных лиц, а только для тех, кто постоянно, временно, по специальному поручению или по специальному полномочию занимают должности, связанные с выполнением указанных функций. Следовательно должностными лицами в указанных статьях являются лица, занимающие указанные должности на государственных или коммунальных предприятиях, а к государственным и коммунальным предприятиям приравниваются юридические лица, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям,а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Сущность преступлений в сфере служебной деятельности заключается в совершении должностными лицами с использованием своего служебного положения или возможностей, которые выходят за пределы их служебных полномочий, но обусловленные занимаемой должностью, противоправных деяний (действий или бездействия), предусмотренных соответствующими нормами Особенной части УК РФ. Противоправные деяния, совершаемые должностными лицами без использования своего служебного положения или предоставленных им возможностей, при наличии надлежащих оснований, должны квалифицироваться по иным, чем предусмотренные ст. ст. 285 и 286 УК РФ нормами. Например, подделка протокола допроса следователем и подделка им справки о его доходах с целью предъявления в банковское учреждение подлежат разной квалификации. При злоупотреблении должностным лицом своим служебным положением оно действует в пределах своих должностных полномочий, но вопреки интересам службы.

Состав преступления материальный и предполагает наступление хотя бы одного из общественно опасных последствий, предусмотренных нормой: вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц. Для наличия состава преступления причиненный вред должен быть существенным, или иметь тяжелые последствия.

Если же общественно опасные последствия злоупотребление властью или служебными полномочиями заключаются в причинении вреда нематериального характера, вопрос об установлении, являются ли они существенными или тяжкими, имеет оценочный характер. Критериев оценки общественно опасных последствий преступлений, которые имеют нематериальный характер, УК РФ не определяет, что затрудняет обеспечение объективности и единообразия при толковании и применении закона об уголовной ответственности за них, и может способствовать принятию незаконных решений. А поэтому важное значение в решении указанного вопроса приобретают следственная и судебная практика, а также действенный надзор прокуратуры.

Так, в частности в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 [x] Пленум Верховного Суда указал, что если вред заключается в причинении общественно опасных последствий нематериального характера, вопрос о их существенности решается с учетом конкретных обстоятельств дела. В частности, существенным вредом могут признаваться нарушения охраняемых Конституцией РФ или другими законами прав и свобод человека и гражданина (право на свободу и личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, избирательные, трудовые, жилищные права и тому подобное), подрыв авторитета и престижа органов государственной власти или органов местного самоуправления, нарушение общественной безопасности и общественного порядка, создание обстановки и условий, затрудняющих выполнение предприятием, учреждением, организацией своих функций, сокрытие преступлений.

При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать количество пострадавших граждан, размер морального ущерба или упущенной выгоды и тому подобное [xi] .

Однако этого недостаточно для недопущения фактов неправильного применения закона, а поэтому уголовное законодательство нуждается в усовершенствовании в части конкретизации критериев определения признаков существенного вреда, а также тяжких общественно опасных последствий, имеющих нематериальный характер. Одним из путей решения этого и других проблемных вопросов уголовного судопроизводства может стать наделение разъяснений ПВС РФ значения обязательных к применению для других судов.

[i] Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 (ред. от 15.07.2015) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы» // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1729.

[ii] Оськина И. В защиту защитников // Домашний адвокат № 2, 2011.-С.6.

[iii] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

[iv] Демина К.А. Превышение и злоупотребление должностными полномочиями// Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы: сборник научных трудов / Отв. ред.: Кешикова Н.В. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. – С. 215-223.

[v] Оськина И. Лупу А. От имени народа, но против народа // ЭЖ-юрист №40, 2012. – С.14.

[vi] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

[vii] Федеральный закон от 01.12.2007 № 318-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»»// Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6079.

[viii] Федеральный закон от 13.07.2015 № 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4391.

[ix] См., например: Оськина И.Ю., Лупу А.А. Транснациональное криминальное право: учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 352 с.; Оськина И.Ю., Лупу А.А. Международное уголовное право: Учебное пособие для бакалавров. – М.: ИТК Дашков и К, 2012. – 312 с.

[x] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, декабрь, 2009.

Видео (кликните для воспроизведения).

[xi] Обзор практики по рассмотрению в 2012 – 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)// Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, № 9, 2014.

Источники


  1. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.

  2. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.

  3. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Уголовно правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here