Является ли акционерное общество государственным предприятием

Помощь в решении вопроса: "Является ли акционерное общество государственным предприятием" от профессионалов простыми и понятными словами.

Глава VII. Особенности создания и правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности (ст.ст. 37 — 41)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в наименование главы VII настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Глава VII. Особенности создания и правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности

>
Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Государство как акционер

Государство может участвовать в акционерном обществе как обыкновенный акционер или как владелец «золотой акции». «Золотая акция» не является специфической ценной бумагой — это назва­ние механизма управления государства в ОАО для обеспечения госконтроля в наиболее значимых сферах экономики.

Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером:

1. при проведении приватизации государственных и муни­ципальных предприятий;

2. при выкупе акций акционерных обществ (огосударствление);

3. при учреждении акционерных обществ государством или с его участием в случаях, установленных федеральными законами.

Основной причиной образования акционерных обществ с тем или иным процентным участием государства является то, что акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований «выбросить» на рынок пакет акций для полной или частичной приватизации таких акционерных обществ и привлечь дополнительные ин­вестиции с рынка, а не из государственного бюджета.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ, в которых:

· до 100% капитала принадлежит государству (полная зависимость юридического лица от структур государственного управления);

· государству принадлежит контрольный пакет акций;

· государству принадлежит «золотая акция»;

· государству принадлежит блокирующий пакет акций;

· государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%).

«Золотая акция» — это специфическая форма участия го­сударства в акционерных обществах, которая закреп­лялась за государством в относительно небольших по размерам уставного капитала акционерных обществах. «Золотая акция» (или специальное право на участие государства в управлении открытыми акционерными обществами) может использоваться в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Позиция Российской Федерации как акционера оформляется решением Федерального агентства по управ­лению государственным имуществом.

«Золотая акция» дает государственным органам Российской Федерации и ее субъектам право:

Ø вносить предложения в повестку дня общего собрания;

Ø требовать созыва внеочередного собрания;

Ø иметь доступ ко всем документам общества;

Ø налагать вето на решения общего собрания по вопросам:

v внесения изменения и дополнения в устав или утверждения устава в новой редакции;

v реорганизации общества;

v ликвидации общества, назначения ликвидационной комиссии;

v утверждения промежуточного и окончательного ликвидационного баланса;

v изменения уставного капитала;

v совершения крупных сделок и сделок с заинтерееованностью.

Наличие «золотой акции» позволяло практически полностью приватизировать бывшее государственное предприятие, но при этом не допускать расхищения его имущества, в определенной мере защитить права трудового коллектива на первых этапах функционирования предприятия как акционерного общества. В дальнейшем «золотая акция» на основе решений государственных органов конвертировалась в обыкновенную акцию данного акционерного общества и реализовывалась на рынке.

Действие специального права — «золотой акции» прекращает­ся решением органа, который принял решение об использовании специального права «золотой акции». Российская Федерация, го­сударственные органы и муниципальные образования могут быть акционерами, не будучи владельцами «золотой акции». В этом случае их права идентичны правам других акционеров — вла­дельцев акций общества.

[2]

Свои права акционера государство реализует через пред­ставителей государства в органах управления акционерных об­ществ: в совете директоров и ревизионной комиссии. Такой представитель, назначенный на один год, может быть в любой момент заменен назначившим его органом.

Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность регулируется Постановлением Правительства РФ № 738 от 3.12.2004г. Оно регламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, которых ему принадлежит не менее 98% акций или «золотая акция».

Заметим, что хотя механизм «золотой акции» может быть полезен с точки зрения защиты прав государства и всего общества, однако с точки зрения принципов корпоративного управления доминирование прав государства нарушает принцип равенства между акционерами. И инвесторы чрезвычайно осторожно подходят к вопросу об инвестициях в такие компании. Поэтому рекомендуется, чтобы государственные органы тщательно анализировали все плюсы и минусы использования механизма «золотой акции».

Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 1060 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Статья 20. Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности

Статья 20 . Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть преобразованы в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности.

2. Подготовка государственных и муниципальных унитарных предприятий к преобразованию в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, состоит в инвентаризации имущества указанных предприятий и проведении аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, балансовая стоимость основных фондов которых на день принятия решений об их преобразовании в открытые акционерные общества превышает пять миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, а также в случае необходимости в реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе в выделении их подразделений в качестве юридических лиц.

Читайте так же:  Продление выплаты из материнского капитала

3. При преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы по управлению имуществом создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Указанный срок не может превышать шесть месяцев со дня подачи заявки на приватизацию государственного имущества.

Срок подготовки плана приватизации может быть продлен по решению соответствующих органов по управлению имуществом не более чем на один год.

Комиссия по приватизации обязана рассмотреть проект плана приватизации, подготовленный представителями работников государственного или муниципального унитарного предприятия.

4. В состав комиссии по приватизации входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При преобразовании государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной собственности, орган местного самоуправления по месту нахождения указанного предприятия, его работники, а также территориальный орган федерального антимонопольного органа вправе направлять своих представителей в состав указанной комиссии.

Комиссия по приватизации вправе привлекать к работе экспертов, а также аудиторские, консультационные, оценочные и иные организации.

5. В плане приватизации определяются способ и сроки преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, величина уставного капитала открытого акционерного общества, льготы, предоставляемые его работникам, категории (типы) акций открытого акционерного общества, номинальная стоимость указанных акций, способы и сроки их продажи.

6. Комиссия по приватизации рассматривает план приватизации и направляет его общему собранию работников государственного или муниципального унитарного предприятия для согласования.

Если общее собрание работников государственного или муниципального унитарного предприятия в месячный срок со дня получения плана приватизации не рассмотрело его, план приватизации считается согласованным.

План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом по представлению комиссии по приватизации.

7. В случае, если общее собрание работников государственного или муниципального унитарного предприятия не согласовало план приватизации, комиссия по приватизации обязана предложить другой вариант плана приватизации. В случае, если общее собрание работников государственного или муниципального унитарного предприятия повторно не согласовало план приватизации, решение о его утверждении принимают соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления.

8. При приватизации государственного и муниципального имущества, виды которого установлены соответственно программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, и при наличии соответствующего решения общего собрания работников государственного или муниципального унитарного предприятия приватизация такого имущества осуществляется посредством аренды с правом его выкупа работниками указанного предприятия по рыночной стоимости. Порядок и условия осуществления приватизации посредством аренды с правом выкупа имущества государственного унитарного предприятия его работниками по рыночной стоимости определяет Правительство Российской Федерации.

9. Преобразование в открытые акционерные общества государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые включены в Государственный реестр объединений и предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществляется по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

10. После завершения работы комиссии по приватизации соответствующие органы по управлению имуществом осуществляют реорганизацию либо ликвидацию государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждают открытое акционерное общество, утверждают его устав, осуществляют в установленном порядке государственную регистрацию открытого акционерного общества, формируют его органы управления.

11. В уставе открытого акционерного общества, созданного в результате преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, должны быть учтены требования Федерального закона «Об акционерных обществах» и определенные настоящим Федеральным законом особенности.

12. При преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, государственное или муниципальное унитарное предприятие со дня принятия решения о его преобразовании в открытое акционерное общество и до момента его государственной регистрации не вправе без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом совершать сделки с движимым имуществом, стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов государственного или муниципального унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета.

Совершение государственным или муниципальным унитарным предприятием сделок с недвижимым имуществом, а также увольнение более чем 10 процентов численности работников указанного предприятия в течение шести месяцев, предшествующих дню принятия решения о преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, и до момента государственной регистрации такого общества, не допускается.

Является ли акционерное общество государственным предприятием

C сайта ОАО «РЖД»:

Где и когда я могу приобрести акции ОАО «РЖД»?
22.11.2004 Артюхин Николай Петрович
Ответ: Реформирование железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, принятой Правительством Российской Федерации в мае 2001 года. Важным результатом реализации Программы структурной реформы на начальном этапе стало разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления в сфере железнодорожного транспорта, и создание открытого акционерного общества «Российские железные дороги», которое было учреждено постановлением Правительства Российской Федерации.

С 1 октября 2003 г. открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в полной мере осуществляет хозяйственную деятельность в сфере железнодорожного транспорта.

Законодательно закреплено, что доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО «РЖД» составляет 100 процентов. То есть единственным акционером ОАО «РЖД» является государство в лице Правительства Российской Федерации. Все полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации и от имени Российской Федерации.

Читайте так же:  Посчитать компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении

Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» установлен запрет на продажу и иные способы отчуждения акций ОАО «РЖД», а также ограничение хозяйственного оборота имущества инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Таким образом, законодательно закреплено, что акции ОАО «РЖД» не могут находиться в частной собственности.

Вообще получается бред какой-то!
Они бы ещё бы ТОО или ИП сделали.
ОАО — акции могут распространияться не только среди узкого круга лиц (например работников предприятия), а среди простого населения.
ЗАО — только среди узкого круга лиц.

ОАО «РЖД» — ни то, ни другое.

Самый правильный вариант — это ГУП.

Видео (кликните для воспроизведения).

Непонятно, с какой целью государство создало ОАО? Да ещё законодательно закрепило 100 % за собой.

Акционерные общества и организуются для того, чтобы было движение акций, т.е. покупались/продавались.
Здесь же никакого движения нет по определению.

Иногда меняют форму собственности ООО на ОАО именно для такого движения.

ОАО, или открытое акционерное общество, это форма собственности предприятия. Во главе предприятия – собрание акционеров. «Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено» — это цитата из Ст. 7 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

ЗАО, или Закрытое Акционерное Общество – это форма собственности организации. В ЗАО акции распределяются только между его владельцами или другими лицами – главное, что количество этих лиц строго определено и неизменно (всего не более 50). ЗАО не имеет право выставлять свои акции на продажу. От одного лица другому акции в ЗАО могут переходить только с согласия большинства других акционеров.

ООО, или Общество с ограниченной ответственностью – это когда один несколько человек учреждают некое хозяйственное общество, внося в него уставной капитал, разделенный на доли. Цель создания ООО – коммерческая деятельность и получение прибыли. Участники ООО не отвечают за него по обязательством, не рискуют потерпеть убытки больше, чем стоимость их вкладов. Это закон.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Так что больше всего подходит ГУП.

Самое интересное, до ОАО у всех предприятий была организационно-правовая форма или ГУП или МУП.
Все предприятия, относящиеся к энергетики были ГУП.
Потом как правило их банкротили, и они становились ОАО, держателем акций этих предприятий было государство.
К чему огород городить?
Банкротили в том числе намеренно, работал экономистом на предприятии.

Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят.

С уважением, Дмитрий.

1. ILK , 11.05.2007 15:54
syomindm
Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят
естественно из-за серьезных ограничений на распоряжение собственностью в ГУП. Кроме того ГУПу значительно сложнее получать кредиты (нужно согласие государства), т.е. работать действительно гораздо сложней.
2. syomindm , 11.05.2007 15:58

цитата: ILK:
syomindm
Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят
естественно из-за серьезных ограничений на распоряжение собственностью в ГУП. Кроме того ГУПу значительно сложнее получать кредиты (нужно согласие государства), т.е. работать действительно гораздо сложней.

Так получается перекладывание из одного кармана в другой.
Как будто, чтобы ОАО получить кредит не нужно согласия государства (как единственного акционера).
А что за серьёзные ограничения на распоряжения собственностью?
Опять же, в любом случае (и в ОАО и в ГУП) требуется согласие государства для того или иного действия.

Вообще не понимаю государство. Нафига кредиты брать в банках, платить проценты? Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия. Здесь уже получается большая политика.

Почему государство не поддерживает свои же государственные предприятия?

Я понять никак не могу, почему наш кредитор ОАО «Карелэнерго» подаёт на нас в суд.
Потом вводят внешнее управления, чтобы взыскать с нас долги.
Мы предприятие — государственное, ОАО «Карелэнерго» тоже в конечном счёте государственное (не смотря на ОАО).
Почему происходит перекладывание денег из правого карманы в левый?
Получается государство чуть ли само на себя в суд подаёт.
Юридически конечно всё правильно: разные организации, имеющаяся задолженность.
Но не проще ли было бы на верху во всём разобраться? И простило бы государство долги правого кармана левому.
Или если не хочет так, то по крайней мере сделало бы целевое финансирование на уплату долга.
Деньги ведь никуда не денутся. Не в коммерцию же оплата долгов идёт, а самому себе, т.е. государству.

3. ILK , 11.05.2007 16:21
syomindm

Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия.
совершенно не очевидно, если только в рамках госзаказа, кроме того есть понятие кассового разрыва, которое государство по определению не способно покрыть.
Как будто, чтобы ОАО получить кредит не нужно согласия государства
Не нужно. Максимум совета директоров по крупной сумме, а это чисто технически попроще.
Разница в распоряжении имуществом между ОАО и ГУП колоссальная.

4. syomindm , 11.05.2007 16:35
[q]ILK:
syomindm

Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия.
совершенно не очевидно, если только в рамках госзаказа, кроме того есть понятие кассового разрыва, которое государство по определению не способно покрыть.

Особенности корпоративного управления в непубличных акционерных обществах с государственным участием

Вступили в силу многочисленные поправки в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах, значительно изменяющие правовое поле для российского бизнеса. Кодекс предлагает деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные. На современном этапе развития российской экономики государство является собственником огромного количества непубличных компаний, в связи с этим возникает необходимость совершенствования системы корпоративного управления. Требования законодательства к непубличным компаниям носит диспозитивный характер, тем самым предоставляя большую свободу акционерным обществам в распределении полномочий между органами управления и контроля, в результате чего повышается ответственность самого общества. Следовательно, вопрос улучшения качества корпоративного управления в непубличных компаниях с государственным участием становится очень актуальным.

Таким образом, во взаимоотношениях государства как собственника и других стейкхолдеров компаний могут возникать противоречия, основывающиеся на расхождении целей: «государство рассчитывает за счет партнерства обеспечить более высокую эффективность решения социальных задач, а бизнес — получить гарантированную прибыль при минимальном риске». Тем не менее существуют механизмы корпоративного взаимодействия и управления, которые помогают преодолевать подобные противоречия и согласовывать интересы всех стейкхолдеров. Следует отметить, что оптимальным было бы положение, когда государство могло соблюдать баланс между регулирующей своей функцией и функцией акционера, полноправного участника рынка. С помощью эффективных законодательных инструментов, тарифного регулирования и надзорных, контролирующих органов государство должно создавать наилучшие условия для законной, прозрачной деятельности субъектов рынка.

Читайте так же:  Прослушивание телефонных разговоров оперативно розыскные мероприятия

1 сентября 2014 года вступили в силу многочисленные поправки в главу 4 части первой ГК РФ о юридических лицах, значительно изменяющие правовое поле для российского бизнеса. Известно, что поправки в главу 4 части первой ГК РФ о юридических лицах, которые были выделены в отдельный проект Федерального закона № 47538-6/2 из проекта Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был принят в первом чтении 27 апреля 2012 года, ожидались уже давно. Они долго обсуждались в юридическом и бизнес-сообществах как по причине их значимости (понятно, что законодательство о юридических лицах является базовым для других институтов права), так и в связи с наиболее сильным их влиянием на предпринимательскую и общественную деятельность.

Одно из наиболее значимых изменений — исключение деления акционерных обществ на типы. Теперь нет закрытых акционерных обществ, для которых характерны размещение акций только среди заранее определенного круга лиц и возможность преимущественной покупки акций. Кодекс предлагает деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные.

Публичные — это те общества, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, а непубличные — все остальные акционерные общества, которые не отвечают названным признакам, а также общества с ограниченной ответственностью. Публичное акционерное общество может, прекратив обращение акций на рынке, стать непубличным, и наоборот.

Особенность публичных обществ в том, что их создание и деятельность регулируются, главным образом, императивными нормами. Так, в публичном акционерном обществе должен обязательно образовываться наблюдательный совет (п. 4 ст. 653), число членов которого не может быть менее пяти. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного АО и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию. В публичном АО не ограничиваются количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

Если к публичным обществам применяется императивное регулирование, исключающее свободу усмотрения для компаний, привлекающих средства неопределенного числа инвесторов, то применительно к непубличным обществам ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом № 99-ФЗ, допускает диспозитивное (дозволительное) регулирование, предоставляющее возможность выбора той или иной опции. В целом изменения в ГК РФ в сравнении с ранее действовавшими нормами применительно к непубличным обществам можно охарактеризовать как более диспозитивные — предоставляющие для бизнеса большую свободу усмотрения в выборе отдельных правовых конструкций. В таблице 1 представлены компетенции органов корпоративного управления в публичных и непубличных акционерных обществах.

Таблица 1. Компетенции органов корпоративного управления в публичных и непубличных акционерных обществах

Необходимо отметить, что цели государства и коммерческие соображения могут противоречить друг другу. Классическая цель компании — максимизация капитала акционеров. Цели государства в основном социальные или политические — стране необходимо обеспечить стратегические преимущества во внешней политике, население необходимо снабжать жизненно важными услугами, такими, как услуги связи, поставки электроэнергии, тепла, газа, а все это может противоречить коммерческим целям. В таких условиях государство, в принципе, может игнорировать тяжелое финансовое положение компаний, убытки, невыплаченные долги. Изначально противоречивая система целей усложняет задачи корпоративного управления.

Классическое разделение на собственника и агента (менеджера), распоряжающегося активом в интересах собственника, становится все более сложным. Формально собственниками государственных активов являются граждане страны. Но граждане не напрямую управляют государственными компаниями, эта роль принадлежит государству как институту, а точнее, государственным ведомствам, в интересах государства осуществляющим управление компаниями. Далее функция управления опосредуется представителями государственных органов в управленческой структуре компании. Эта опосредованность в целом снижает степень контроля акционеров над деятельностью наемного менеджмента. Повышаются риски того, что агенты не будут действовать в интересах собственника, а будут использовать активы компании в личных интересах.

Советы директоров в непубличных компаниях с государственным участием выполняют роль передаточного звена. Функции советов директоров в этих компаниях зачастую сводятся к транслированию решений, принятых на более высоком уровне. По ключевым вопросам представители государства, которые, как правило, формируют большинство в советах директоров, консолидированно голосуют по директивам, утверждаемым ФОИВ. В силу должностной иерархии либо по причине отсутствия мотивации они не принимают активного личного участия в выработке решений. Такое положение дел напрямую противоречит принципу фидуциарной ответственности, т. е. ответственности, которую персонально несет член совета директоров перед всеми акционерами компании. В результате советы директоров фактически не являются органами, принимающими решения по таким важным вопросам, как назначение (или увольнение) генерального директора, приобретение значительных активов, определение стратегических направлений инвестирования и пр.

Читайте так же:  Налог на автомобиль для инвалидов

На наш взгляд, для непубличных компаний с государственным участием необходима особая модель корпоративного управления: большая прозрачность целей деятельности и предлагаемых для их достижения решений, профессионализм членов совета директоров и коллегиальность его работы, когда любое решение открыто и детально обсуждается людьми, имеющими полезный опыт и готовыми взять на себя ответственность. Это позволило бы систематизировать и в дальнейшем учесть специфические для государственных компаний цели и специфические же риски, связанные со структурой собственности и не всегда отчетливой мотивацией «агентов».

Права акционеров акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени РФ осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ). ФАУГИ выполняет следующие функции собственника: внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров; выдвижение кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную комиссию; предъявление требования для проведения внеочередного общего собрания акционеров; созыв внеочередного общего собрания акционеров; назначение представителя (выдача доверенности) для голосовании на ОСА; определение позиции акционера — Российской Федерации по вопросам повестки дня ОСА, являющаяся по сути основной функцией ФАУГИ. Ответственность за оперативное управление компаниями с государственным участием может быть возложена на отраслевые министерства. Однако ФАУГИ должно согласовывать свои решения с соответствующим отраслевым министерством. В результате этого процедуры принятия решений в отношении государственных компаний становятся длительными и бюрократизированными.

[1]

Проведенный анализ системы корпоративного управления в непубличных российских компаниях с государственным участием позволяет сформулировать ряд конкретных рекомендаций, выполнение которых обеспечит соответствие результатов деятельности компаний целям и задачам как самой компании, так и государства.

Предложения по решению проблем мультизадачного агентирования в непубличных компаниях с государственным участием. В частном секторе есть ключевой показатель эффективности деятельности компании — прибыль. В государственном секторе может существовать масса показателей — экономических и неэкономических. Менеджеры всегда могут заявить, что причиной, по которой они потеряли деньги, была не их некомпетентность или неэффективность, а преследование иных целей. И со стороны практически невозможно оценить справедливость таких заявлений.

Когда между различными показателями предполагается баланс, менеджеры могут объяснить неудачу в достижении одной из целей «издержками», последовавшими из попыток достижения других. Падение оборота может быть объяснено как необходимое следствие поддержания занятости. Увольнения могут быть оправданы как необходимая предпосылка прибыльности. Это делает невозможным для акционера выработать какие-либо определенные критерии успешности для оценки менеджмента, что в свою очередь ведет к весьма серьезным проблемам агентирования.

Пока определение баланса между показателями предоставлено менеджеру, но дать ему несколько показателей — все равно что предоставить «индульгенцию», снимающую ответственность за профессиональные провалы.

Следует заметить, что проблема мультизадачного агентирования не является только проблемой стимулирования, которая могла бы быть разрешена доброй волей или более эффективным «внутренним» контролем. Конкуренция в частном секторе не только создает стимулы, она также предоставляет важные сведения об успешности компании. Так, к примеру, сравнивая себя с другими компаниями, действующими в конкурентной среде, частные могут определить, насколько успешнее можно действовать. Чтобы осуществлять такого рода сравнения между компаниями, показатели оценки менеджмента должны быть соизмеримыми. Единое указание на максимизацию прибыли допускает сравнение между компаниями, поскольку в сходной экономической среде все менеджеры делают примерно одно и то же.

Таким образом, с точки зрения корпоративного управления единственно возможным решением является определение самим принципалом того баланса между различными показателями, который ему желателен. Проблемы защиты интересов собственника в значительной степени снимаются четкой постановкой целей. Целевая направленность мотивации менеджеров в системах стимулирования является определяющей. Любая управленческая деятельность менеджеров должна быть подчинена достижению основной цели — увеличения стоимости компании для обеспечения стабильного роста компании. Стратегии управления государственной собственностью должны отталкиваться от принципа, что те государственные компании, в отношении которых государство не располагает целями, отличными от целей частного инвестора, должны быть приватизированы.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994), (действующая редакция от 06.04.2015)

2. Государственная программа РФ «Управление федеральным имуществом» (на период 2013-2018 годы). Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327.

3. Бандурина Н.В. Правовое регулирование корпоративного управления федеральной собственностью в Российской Федерации: автореф. дисс. д-ра юр. наук. М., 2012.

4. Харчилава Х.П. Анализ современных моделей корпоративного управления// Вестник государственного университета управления. М.: ГУУ, 2011. № 3.

5. Харчилава Х.П. Разработка методологии и механизма обеспечения баланса интересов в системе корпоративного управления// Вестник государственного университета управления. М.: ГУУ, 2011. № 6.

6. Харчилава Х.П. Современные проблемы развития корпоративного управления в российской экономике// Вестник государственного университета управления. М.: ГУУ, 2012. № 18.

7. Шиткина И.С., Бирюков Д.О. Компании с государственным участием: особенности правового регулирования и корпоративного управления // Национальный доклад по корпоративному управлению. Выпуск VI, Москва, 2013.

Государство как собственник АО

Государственное участие в акционерных обществах является чрезвычайно важным для развития экономики России. Такое решение позволяет размещать акции бывших государственных предприятий на фондовом рынке, привлекать в них денежные средства частных инвесторов, а также изменять размеры пакетов ценных бумаг, которые находятся в федеральной собственности.

Кроме того, благодаря акционированию организаций, предоставляется возможность привлекать кредитные средства, не только из отечественных, но и из зарубежных источников.

Условия участия государства в акционерных обществах Федеральная власть может стать держателем пакета акций в случае учреждения ею акционерного общества; при приватизации муниципальных и государственных организаций; а также при выкупе ценных бумаг в процессе огосударствления.

Деятельность акционерных обществ, в которых свыше 25% акций вложено в муниципальную и государственную недвижимость, регулируется российским законом о приватизации подобных учреждений. Уровень влияния федеральной власти зависит от количества капитала, вложенного в акционерные общества. Государству может принадлежать:

  • 100% акций;
  • Контрольный пакет ценных бумаг;
  • «Золотая акция»;
  • 25% акций;
  • Капитал менее 25%.

Если государство является держателем 100% ценных бумаг, акционерное общество полностью зависит от его решений. Однако формальным собственником имущества все равно считается юридическое лицо, при этом, оно сохраняет хозяйственную самостоятельность, необходимую для управления всеми коммерческими процессами.

Читайте так же:  Как заменить водительские права по сроку

В том случае, если федеральная власть использует «золотую акцию» или владеет большей частью ценных бумаг в АО, она может прямым или косвенным образом управлять его уставными капиталами.

Правовое регулирование отношений с юридическими лицами осуществляется государством в нескольких направлениях:

  • Управление акционерным обществом;
  • Владение и пользование ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти;
  • Надзор над тем, насколько эффективно используется имущество АО.

Одной из причин участия государства в акционерных обществах является их приватизация и привлечение дополнительного инвестиционного капитала за счет продажи пакета ценных бумаг. Таким образом, предоставляется возможность сэкономить федеральный бюджет. Акционирование также позволяет реализовать государству свои задачи не административными, а рыночными методами. Кроме того, такое решение предоставляет возможность распределять капитал по самым эффективным отраслям хозяйствования.

Позиция государства как держателя акций

Позиция федеральной власти как акционера отражена в письменных распоряжениях Росимущества. Права государства регулируются постановлением № 738. Однако этот акт преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных документов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться на вышеуказанное постановление. В данном документе указан список вопросов, по которым принятие решений представителями государственной власти должно осуществляется в соответствии с распоряжениями Росимущества. К таким вопросам относят:

  • Выдвижение кандидатов в управленческие органы;
  • Предложение кандидатур для избрания в счетную и ревизионную комиссии;
  • Созыв на общее внеочередное собрание;
  • Выбор представителя для голосования на собрании акционеров.

Вопрос об эффективности директив Росимущества сейчас стоит достаточно остро. Участие государственных представителей предполагает поддержание интересов акционерного общества и государства, а также принятие на собраниях решений, способствующих модернизации способов ведения бизнеса. Однако, зачастую, интересы АО и представителей федеральной власти не совпадают. Распоряжения Росимущества оформляются в короткие сроки большому количеству организаций, что не всегда позволяет детально рассмотреть каждый конкретный случай и принять верное решение.

Согласно российскому законодательству, представителями федеральной власти могут быть следующие лица:

  • Работники Федерального агентства по управлению госимуществом;
  • Государственные служащие;
  • Другие граждане Российской Федерации, не являющиеся представителями органов местного самоуправления или государственных органов.

В АО, в отношении которых было принято решение об использовании корпоративного права федеральной власти, в качестве представителей могут выступать только граждане, работающие в государственных органах.

Ключевой фигурой в акционерном обществе выступает представитель государственной власти. Административно – управленческая функция выполняется руководством, осуществляющим управление АО. В акционерных обществах, в которых государству принадлежит 100% акций, существует несколько иная система управления. Согласно федеральному закону о «Об акционерных обществах», ценные бумаги, держателями которых является один акционер, все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания АО, должны приниматься только им и оформляться в письменном виде.

Принятие решения о специальном праве

В соответствии с «Законом о приватизации», использование государством «золотой акции» обусловлено необходимостью в обеспечении безопасности граждан и обороноспособности России. Согласно законодательству, «золотая акция» применяется, если государство является держателем от 0 до 25% ценных бумаг. Решение о корпоративном праве может быть принято в следующих случаях:

  • При исключении открытого АО из списка из стратегических организаций, вне зависимости от количества ценных бумаг, держателем которых является государство;
  • При приватизации унитарных компаний, которые преобразуются в АО.

Если говорить о сроке действия «золотой акции», то здесь тоже возникает ряд вопросов. По закону специальное право должно действовать до момента принятия решения о его прекращении, но в нормативном акте отсутствует информация о том, какими должны быть основания для такого решения.

Порядок назначения представителей государственной власти регулируется отдельным положением. Однако оно преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных актов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться вышеуказанный на документ, который не всегда применим по отношению к АО, в которых федеральная власть является держателем небольшого процента ценных бумаг.

Таким образом, управление ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти, имеет свои специфические особенности и нуждается в серьезной систематизации. Для повышения эффективности этого процесса необходима разработка новых нормативных актов, так как в настоящее время корпоративные отношения между государством и акционерными обществами урегулированы недостаточно полно. Кроме того, наличие полномочий, которыми обладает федеральная власть как акционер, существенно снижают эффективность основных АО России, как участников рынка.

Котировки акций
ОАО РАО ЕЭС России 13,70 руб.
Мосэнерго 2,37 руб.
Полюс Золото 6927,5 руб.
Новатэк 1309,4 руб.
МРСК Волги 0,0796 руб.
МРСК Урала 0,167 руб.
МРСК Сибири 0,195 руб.
МРСК Центра и Приволжья 0,21 руб.
МРСК Центра 0,277 руб.
Акрон 4914 руб.
НМТП 8,1 руб.
Уралкалий 6,7 руб.
МТС 304,95 руб.
Магнит 3281 руб.
Русгидро 0,5301 руб.
Северсталь 901,8 руб.
Транснефть 173750 руб.
Татнефть 761,2 руб.
Норникель 17608 руб.
НЛМК 126,6 руб.
Алроса 76,74 руб.
Аэрофлот 104,66 руб.
Башнефть 1928 руб.
Сургутнефтегаз 46,055 руб.
Сбербанк 236,77 руб.
Роснефть 450,2 руб.
Ростелеком 79,92 руб.
Лукойл 6065 руб.
Газпром 213,35 руб.

Новости эмитентов

«ЛУКОЙЛ» — рост продолжается

Видео (кликните для воспроизведения).

Дополнительные доходы от роста цен на нефть «ЛУКОЙЛ» направит на выплату дивидендов

Источники


  1. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  2. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
Является ли акционерное общество государственным предприятием
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here